Календарно-тематическое планирование 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Планирование и программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование | 29.34 КБ |
Программа | 69.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Новотроицка Оренбургской области»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Зам. директора по УВР ________________________ | Директор школы _____________ В.Е. Рудюк | |
«____» _________ 20____ г. | «____»_____________20_____г. | |
Приказ №_____ от «____» _____ 20__г. | ||
Календарно-тематическое планирование
Предмет ГЕОГРАФИЯ
Классы 6 «А»
Учитель: Алова Олеся Владимировна
2015-2016 учебный год
Количество часов всего __34___, __1_ часов в неделю.
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ________
Протокол № от «_____» 2015г. Руководитель ШМО __________ |
Календарно-тематическое планирование 6 «А» класса
2015-2016 учебный год
№ | Дата проведения | Корректировка даты | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Прогнозируемые результаты | Контроль |
1 четверть (9 часов) Раздел 1 Земля как планета (5 часов) | |||||||
1. | 3.09 | Земля и Вселенная | 1 | Строение Земли. | Предметные: Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли Метапредметные: Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно следственные связи Понимание влияния космоса Землю Личностные: Умение объяснять влияние космоса на жизнь на Земле; географические следствия движений Земли Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственную связь | ФО | |
2. | 7.09 | Система географических координат. | 1 | Работа в атласе географическая долгота и широта. | Предметные: Умение определять форму и размеры параллелей на глобусе и карте, определять географическую широту объекта на карте Метапредметные: Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Понимание важности умения определять свои координаты | ||
3. | 14.09 | Практическая работа №1 «Географические координаты» | 1 | Задания географические координаты (решить задачу) | Предметные: Умение определять форму меридианов на глобусе и карте, определять географическую долготу, определять местонахождение объекта по географическим координатам Метапредметные: Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя Личностные: Понимание важности умения определять свои координаты | ИПР. | |
4. | 21.09 | Времена года | 1 | Понимание влияния движений Земли для жизни человека | Предметные: Умение объяснять и определять географичес кие следствия движений Земли, особенности распределения света и тепла по поверхности Земли; Умение определять особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнц Метапредметные: Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно- следственные связи Личностные: Понимание влияния движений Земли для жизни человека | ||
5. | 28.09 | Пояса освещенности | 1 | Полярная ночь, полярный день, дни осеннего и весеннего равноденствия, день зимнего и летнего солнцестояния. | Предметные: Умение объяснять и определять географические следствия движений Земли Метапредметные: Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно- следственные связи Личностные: Понимание влияния движений Земли на жизнь человека | РКК, РА | |
Раздел 2 географическая карта | |||||||
6. | 5.10 | Практическая работа № 2 «Географическая карта и ее масштаб» | 1 | Определение масштаба | Предметные: Умение объяснять свойства географической карты и плана местности, масштаб карты; отличия видов масштаба, существенные признаки плана, карты и глобуса; классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус; умения определять расстояния по карте Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; определять критерии для сравнения фактов, явлений Личностные: Понимание значения географических карт | ИРД | |
7. | 12.10 | Виды условных знаков | 1 | Понимание важности умений работы с планом и картой | Предметные: Умение объяснять условные знаки. Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность Личностные: Понимание важности умений работы с планом и картой | ФО | |
8. | 19.10 | Контрольная работа № 1 по теме «Географические координаты, условные знаки» Ориентирование. | 1 | Понимание важности умений работы с планом и картой и ориентироваться на местности | Предметные: Умение определять азимут по карте и на местности Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; • планировать свою деятельность под руководством учителя; Личностные: Понимание важности умений работы с планом и картой | КР | |
9. | 26.10 | Практическая работа № 3 «Изображение рельефа на карте» | 1 | Послойное окрашивание. | Предметные: Умение объяснять специфику способов картографического изображения ; Умение определять абсолютную и относительную высоты Метапредметные: ставить учебные задачи под руководством учителя. Личностные: Понимание важности умений работы с планом и картой | ТПР | |
2 четверть (7 часов) Раздел 3 Литосфера (7 часов) | |||||||
10. | 9.11 | Строение земного шара | 1 | Внутренние оболочки Земли. | Предметные: Умение объяснять особенности внутреннего строения Земли; умение определять отличие видов земной коры Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; Личностные: Осознание важности исследований Земли | ИРК | |
11. | 16.11 | Виды горных пород | 1 | Магматические, метаморфические ,осадочные горные породы | Предметные: Умение определять существенные признаки понятий, по заданным признакам определять горные породы и минералы Метапредметные: Определять критерии для сравнения фактов, явлений; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Осознание важности исследований Земли | ИРК | |
12. | 23.11 | Полезные ископаемые | 1 | Осознание важности полезных ископаемых. | Предметные: Умение объяснять виды, размещение, применение полезных ископаемых Метапредметные: Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Осознание важности полезных ископаемых. | ||
13. | 30.11 | Движения земной коры | 1 | Осознание роли человека в изменении поверхности Земли | Предметные: Умение объяснять причины и следствия движения земной коры; умение определять районы землетрясений и вулканизма. Метапредметные: Умение объяснять действие внешних сил на формирование рельефа Личностные: Осознание роли человека в изменении поверхности Земли | ИРД | |
14. | 7.12 | Выветривание горных пород | 1 | Виды выветривания. | Предметные: Умение объяснять действие внешних сил на формирование рельефа Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно- следственные связи Личностные: Осознание роли человека в изменении поверхности Земли | ИРД | |
15. | 14.12 | Контрольная работа № 2 по теме «Литосфера» | 1 | Умение объяснять причины и следствия движения земной коры; умение определять районы землетрясений и вулканизма. | Предметные: Умение объяснять причины и следствия движения земной коры; умение определять районы землетрясений и вулканизма, рельеф, горные породы. Метапредметные: Ставить учебную задачу под руководством учителя; выявлять причинно- следственные связи Личностные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами | КР | |
16. | 21.12 | Практическая работа № 4 «Рельеф суши и дна Мирового океана» | 1 | Понимание влияния рельефа на особенности природы и жизни людей | Предметные: Умение объяснять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах; Умение определять виды форм рельефа Метапредметные: Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Понимание влияния рельефа на особенности природы и жизни людей | ДСР | |
3 четверть (10 часов) Раздел 3 Атмосфера (10 ЧАСОВ) | |||||||
17. | 11.01 | Строение атмосферы | 1 | Тропосфера ,стратосфера, мезосфера, экзосфера. | Предметные: Умение объяснять вертикально е строение атмосферы; умение определять существенные признаки понятий Метапредметные: Планировать свою деятельность под руководством учителя Личностные: Осознание важности атмосферы для жизни на Земле | ИПР | |
18. | 18.01 | Температура воздуха | 1 | Изменение температур. | Предметные: Умение объяснять изменение температуры воздуха, средние температуры , амплитуду температур Метапредметные: Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Осознание важности атмосферы для жизни на Земле. | Т | |
19. | 25.01 | Атмосферное давление | 1 | Работа с диаграммой | Предметные: Умение объяснять атмосферное давление, его изменение; умение определять атмосферное давление с помощью барометра Метапредметные: Планировать свою деятельность под руководством учителя; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Осознание важности атмосферы для жизни на Земле | ИРК | |
20. | 1.02 | Движение воздуха | 1 | Осознание важности атмосферы для жизни на Земле, работа с рисунками. Виды движения воздушных масс. | Предметные: Умение объяснять причины возникновения ветра; умение определять направление, силу ветра Метапредметные: Выявлять причинно-следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Осознание важности атмосферы для жизни на Земле | ДТ | |
21. | 8.02 | Вода в атмосфере | 1 | Виды географических осадков. | Предметные: Умение объяснять образование облаков и атмосферных осадков, Метапредметные: Определять критерии для сравнения фактов, явлений Личностные: Осознание важности атмосферы. | ФО | |
22. | 15.02 | Погода | 1 | Виды погоды и погодных условий. | Предметные: Умение объяснять причины изменения погоды, умение определять основные показатели погоды Метапредметные: Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Осознание важности метеорологических наблюдений. | ||
23. | 22.02 | Практическая работа № 5 «Климат» | 1 | Виды климата. | Предметные: Умение различать понятия климат и погода, умение объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Метапредметные: Выявлять причинно - следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений Личностные: Осознание влияния климата на жизнь и здоровье человека. | ДПР | |
Раздел 4 Гидросфера (3 часа) | |||||||
24. | 29.02 | Единство гидросферы | 1 | Осознание важности воды как основы жизни | Предметные: Умение объяснять состав и единство гидросферы, значение гидросферы в жизни планеты, выделение существенных признаков частей Мирового океана Метапредметные: Выявлять причинно- следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Осознание важности воды как основы жизни | ДСР | |
25. | 7.03 | Контрольная работа № 3 по теме «Атмосфера, гидросфера» | 1 | Осознание важности воды как основы жизни | Предметные: Умение объяснять характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга, закономерности географической оболочки на примере Метапредметные: Умение работать с различными контрольно- измерительными материалами Личностные: Осознание важности воды как основы жизни | ДПР | |
26. | 14.03 | Практическая работа № 6 «Воды суши: реки и озера» | 1 | Осознание важности воды как основы жизни | Предметные: Умение объяснять образование, строение рек и озёр, объяснять различия; умение определять вид рек, озер, природных льдов, определять по карте крупнейшие реки и озера Метапредметные: Определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Осознание важности воды как основы жизни | ИПР | |
4 четверть (8 часов) | |||||||
27. | 4.04 | Воды суши: подземные воды и природные льды | 1 | Значение внутренних вод. | Предметные: Умение объяснять условия залегания и использования подземных вод, условия образования природных льдов; умение определять вид природных льдов Метапредметные: Выявлять причинно- следственные связи; Личностные: Осознание важности воды как основы жизни | ИРК | |
Раздел 5 Биосфера(2 часа) | |||||||
28. | 11.04 | Царства живой природы | 1 | Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | Предметные: Умение объяснять особенности приспособления организмов к среде обитания, необходимость охраны органического мира; умение определять сущность экологических проблем, характер взаимного влияния живого и неживого мира Метапредметные: выявлять причинно - следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | ИКЗ | |
29. | 18.04 | Биосфера и охрана природы | 1 | Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле. Значение биосферы. | Предметные: Умение объяснять особенности приспособления организмов к среде обитания, необходимость охраны органического мира; умение определять сущность экологических проблем, характер взаимного влияния живого и неживого мира Метапредметные: выявлять причинно - следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Личностные: Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | ТР | |
Раздел 6 Почва и её географическая оболочка (6 часов) | |||||||
30. | 25.04 | Почва | 1 | Виды почвы. Докучаев. | Предметные: Умение объяснять закономерности образования почвы; умение определять условия образования почв Метапредметные: Выявлять причинно- следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | ТПР,ФО | |
31. | 2.05 | Природный комплекс | 1 | ПТК и значение в жизни. | Предметные: Умение объяснять закономерности образования почвы; умение определять условия образования почв Метапредметные: Выявлять причинно- следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле | УПР | |
32. | 9.05 | Контрольная работа № 4 по теме «Вселенная. Оболочки Земли» | 1 | Умение применить в теории и практике | Предметные: Понимание важности охраны природы для сохранения жизни на Земле Метапредметные: Умение владеть географическе данными, определениями Личностные: Умение применить знанияв теории и практике | КР | |
33. | 16.05 | Природные зоны | 1 | Значение природных зон. | Предметные: Умение объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку; Умение определять характер размещения природных зон Земли Метапредметные: Выявлять причинно- следственные связи; выслушивать и объективно оценивать другого Личностные: Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении природы Земли | ФО | |
34. | 23.05 | Защита проектов «Экологическое спасение мира» | 1 | Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении | Предметные: Умение объяснять взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки Метапредметные: Выявлять причинно - следственные связи; выслушивать и объективно оценивать проект Личностные: Осознание роли человека как одной из главных факторов в изменении | ИФО |
Итого: 34 часа
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Новотроицка Оренбургской области»
«Согласовано»: «Утверждаю»:
Заместитель директора по УВР: Директор МОАУ «СОШ №22»
___________ Комароцкая Т.Я. __________ В. Е. Рудюк.
«____» __________ 2015 г. приказ № ____ от__ 2015
Рабочая программа
по географии
6 «А» класс
Разработана Аловой О.В.
учителем географии первой
квалификационной категории
2015-2016
учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Титульный лист.
II. Целевой раздел
2.Пояснительная записка
2.1. Нормативные документы.
2.2. Цель образовательной программы.
2.3. Цель изучения предмета.
2.4.. Образовательное учреждение.
2.5. Задачи обучения по предмету.
2.6. Общая характеристика предмета.
2.7.. Общая характеристика учебного процесса.
2.8. Обоснование выбора УМК.
2.9. Место предмета.
2.10. Результаты освоения предмета.
III. Содержательный раздел.
3.1.Содержание учебного предмета.
3.2.Перечень практических работ.
3.3. Перечень тем проектов и исследовательских работ.
3.4.Перечень тем экскурсий.
IV.Календарно- тематическое планирование.
V. Материально- техническое обеспечение образовательной программы
VI. Планируемые результаты изучения предмета.
6.1. Планируемые результаты реализации программ по предмету.
6.2. Планируемые результаты реализации программы «Формирования
УУД» средствами предмета.
6.3. Планируемые результаты реализации программы «Основы
смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета.
6.4. Планируемые результаты реализации программы «Основы
Учебно - исследовательской и проектной деятельности» средствами
предмета.
6.5. Планируемые результаты реализации программы «Формирование
ИКТ компетентности обучающихся» средствами предмета.
VII. Приложение.
7.1. Календарно- тематическое планирование.
. 7.2. Система оценивания. Инструментарий проверки УУД.
Рабочая программа по географии 6 класс по ФГОС
II Целевой раздел
2.Пояснительная записка
Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения.
Данная рабочая программа по географии - 6 класс построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М. Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под ред. Домогацких Е.М.).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М. Домогацких .Срок реализации программы учебного предмета «География» 6 класс - один учебный год (34 часа 1 час в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
2.1.Нормативные документы.
Рабочая программа курса географии 6 класса «География» составлена на основе:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Программы Е.М. Домогацких, который, подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «География» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово — учебник, 2014.
- Локальных актов школы.
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География 6 класса» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения и «Введение в географию 5 класс».
2.2. Цель образовательной программы.
Ценностные ориентиры в предмете.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
2.3.Цель изучения предмета.
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере, географической карте, почве;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
2 .4.Образовательное учреждение.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 города Новотроицка Оренбургской области». В школе 19 комплект - классов из них по два 5-х , 6-х, три 7-х, по два 8-х, 9-х класса и по одному 10 -11 классов. На данный момент по ФГОС работают 5 «А», «Б», 6 «А». География изучается с 5 по 11 класс. В 6 классе 34 часов за год -1час в неделю; 7- 9 классы по 68 час за год по 2 часа в неделю; 10 – 11 классы по34 часов за год по 1 часу в неделю.
Федеральный перечень учебников, утвержденных к использованию в образовательном процессе ООО на 2015 – 2016 учебный год .
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 6 класс. Русское слово
1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География Начальный курс 6 класс . Дрофа
2.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 класс. Дрофа
3.. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И География России . Природа. 8 класс. Русское слово
4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Дрофа
5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) 10 – 11 класс Русское слово .
2.5.Задачи обучения по предмету.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Общая характеристика программы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 6-х классах на изучение географии отводится 34 часа, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 6 классе отводится 34часа. Так как курс обучения учащихся 6 класса состоит из 34 недель.
2.6.Общая характеристика предмета
Раздел 1. Земля как планета (5 часов)Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.Персоналии: Клайд Томбо.
Практическая работа № 1 «Географические координаты»: Определение по карте географических координат различных географических объектов. /обучающая/
Раздел 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Практические работы № 2 «Географическая карта и её масштаб»:
№1. Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат.
№2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.
Раздел 3. Литосфера (6 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Практические работы № 3 «Изображение рельефа на карте».
1.Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей (демонстрационная).
2.Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности ,демонстрационная)
Практическая работа № 4 «Рельеф суши и дна океана»
1.Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
2. Нанесение на карту
Раздел 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Практическая работа № 5 «Климат»
1.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов (обучающая).
2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Раздел 5. Гидросфера (4 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Практическая работа № 6 «Воды суши: реки и озера»
1.Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды (демонстрационная).
2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы (обучающая)
3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей
4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Раздел 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Раздел 7. Почва и геосфера (3 часа)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
2.7. Общая характеристика учебного процесса.
Учебный процесс при изучении курса географии в 6 классе строится с учетом следующих методов обучения:
-информационный;
-исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
-использование ИКТ;
-алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
-методы развития способностей к самообучению и самообразованию;
-руководства по улучшению понимания прочитанного;
- методики работы с текстом «Плюс, минус, интересно»;
- приемов графической организации текста: кластер, таблица, таблица «Знаю, хочу узнать, узнал», прием «двойного дневника», опорные сигналы.
Организационные формы обучения географии, используемые на уроках:
- практическая работа,
- самостоятельная работа,
- внеаудиторная работа (экскурсионная)
Основные технологии обучения:
- технология проблемного обучения;
- интерактивных технологий;
- технология развития критического мышления;
- модульная технология;
- технология проектной деятельности;
- технология дифференцированного обучения
Преемственность с другими предметами.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.
В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
2.8.Обоснование выбора УМК.
В перспективе школа планирует перейти на линию учебников автора Домогацких Е.М
1. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию 5 класс Русское слово
2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 6 класс Русское слово
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 7 класс Русское слово
4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 8 класс Русское слово
5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География 9 класс Русское слово
6. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный уровни) 10 класс Русское слово
Выбор выше названной линии учебников обосновывается тем, что созданы наиболее полные УМК. В нём представлены:
1.Программа курса «География. 5—9 классы»
2.Учебник.
3.Методические рекомендации к учебнику.
4.Рабочая тетрадь по географии к учебнику
5.Тетрадь-практикум к учебнику
6.Текущий и итоговый контроль
7.Атлас.
8.Контурные карты.
Всё это позволяет работать в соответствии требованиям ФГОС.
2. 9.Место предмета.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 6 «А» классе на изучение географии отводится 34 часа, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Так как курс обучения учащихся 6 класса состоит из 34 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 3 часа.
2.10. Результаты освоения предмета .
Личностные.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
4) овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
5) осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
6) формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из одной формы в другую определять критерии для сравнения фактов, явлений;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; ставить учебную задачу под руководством учителя;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. выслушивать и объективно оценивать другого уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- уметь составлять схему наук о природе;
- уметь составлять описание учебного кабинета географии;
- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- уметь организовывать наблюдение за погодой;
- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- уметь составлять план кабинета географии;
- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
1.11.Требовыания к учащимся
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
2. Учащиеся должны уметь :
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
3. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
4. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
5. Описывать географические объекты.
6. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
7.Проводить простейшую классификацию географических объектов,
процессов и явлений;
8.Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы
и явления; географические и явления, определяющие особенности
природы и населения материков п океанов;
9.Составлять описания географических объектов, процессов и явлений
с использованием разных источников географической информации;
10.Формулировать закономерности протекания явлений по результатам
наблюдений (в том числе инструментальных).
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо -Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Перечень практических работ 6 «А» класса:
- Практическая работа № 1 «Географические координаты»
- Практическая работа № 2 «Географическая карта и её масштаб»
- Практическая работа № 3 «Изображение рельефа на местности»
- Практическая работа № 4 «Рельеф суши дна Мирового океана»
- Практическая работа № 5 «Климат»
- Практическая работа № 6 «Воды суши: реки и озера»
Перечень контрольных работ 6 «А» класса:
- Контрольная работа № 1 «Географические координаты, условные знаки. Ориентирование»
- Контрольная работа № 2 «Литосфера»
- Контрольная работа № 3 «Атмосфера. Гидросфера»
- Контрольная работа № 4 «Вселенная. Оболочки Земли»
3.3.Перечень тем проектов и исследовательских работ.
- Улица, на которой я живу.
- Профессии наших родителей.
- Человек интересной судьбы.
- Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.
- История города в судьбе моей семьи.
- Истоки моего родства.
- Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
- Семейная реликвия.
- Игры народов родного края.
- Семейные традиции и обычаи.
- Моя минералогическая коллекция.
- Живи, родник.
- Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
- Местные признаки предсказаний погоды.
- Матушка природа для лечения народа.
- Зелёная аптека на грядке.
18. Мой любимый уголок природы.
19. Главная улица города.
20. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.
3.4. Перечень тем экскурсий.
1.Весенняя экскурсия Организация наблюдений за погодой
2.Осенняя экскурсия Организация фенологических наблюдений в природе. Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
3.Осенняя экскурсия Определение с помощью компаса сторон горизонта и азимута.
IV . Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование, (смотрите таблица приложение в отдельном файле)
Планирование учебной деятельности учителя включает составление двух видов планов: тематического и поурочного. План должен помогать учителю.
Тематическое планирование предполагает создание системы уроков по темам, взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности учащихся. Руководствуясь программой и учебником, учитель, на основе тематического планирования, позднее составляет поурочные планы, в которых более подробно раскрывает учебно – воспитательные цели и задачи каждого урока, его структуру, содержание, методы и приёмы обучения, опорные знания, практические и самостоятельные работы, средства обучения.
При составлении тематического плана мы предлагаем разбивать учебный материал не только по темам, но и по учебным четвертям, что позволяет строже контролировать учебный процесс во времени. Главные идеи тематического планирования заключаются в том, чтобы дать возможность учителю во время урока чётко представлять место данного урока в системе всей темы и курса в целом. Это позволяет выделить ключевые моменты материала, их ценность и значимость. Предполагаемое тематическое планирование состоит из двух частей: первой – вводной, в которой указываются все уроки данной четверти и ключевой информационный материал: общая тема, тема урока, домашняя работа учащихся, оценочные практические работы и географическая номенклатура. Учителям эта схема позволяет зрительно помнить весь учебный материал четверти, легче ориентироваться в теме урока при подготовке его, а позднее облегчит им заполнение классных журналов. Вторая часть тематического планирования называется «Ключевые моменты деятельности учителя и учащихся». Она более детализирована, так как предусматривает выделение ключевых моментов деятельности на уроке не только учителя, но и учащихся. Это позволит более чётко организовать работу учителя и учеников на уроке, предусмотреть основные требования администрации к учебному процессу, связанному со спецификой учебного заведения, включить фрагменты собственных педагогических находок или других приёмов преподавания с учётом возможностей школы и опыта учителя. Фактически ключевые моменты деятельности учителя на уроке выполняют функцию основных целей урока – образовательных и воспитательных. А ключевые моменты деятельности учащихся на уроке можем рассматривать как развивающие моменты на уроке. При распечатке отдельного урока из «Ключевых моментов деятельности учителя и учащихся» и, дополнив его необходимым материалом, мы облегчаем себе написание поурочного плана. А это позволяет не только экономить время на подготовку к уроку, но и создаёт вариативность работы с отдельными классами и. План не лишает учителя инициативы и самостоятельности, он легко дополняется, изменяется и переделывается.
Учебных недель в году – 34 - (1час в неделю),
I четверть – 9 часов, 3 оценочных практических работ,1 контрольная работа
II четверть – 7 часов, 1 оценочная практическая работа,1 контрольная работа
III четверть – 10 урок, 2 оценочных практических работ, 1 контрольная работа
IV четверть - 8 уроков, 1 контрольная работа
Таким образом, в году 6 оценочных практических работ и 4 контрольных работ. При выполнении учебного плана выполняются тренировочные, самостоятельные и творческие работы с использованием учебника, географических карт, дополнительной литературы и материалов Интернета. Учащиеся учатся работать с контурными картами, таблицами, схемами, графиками. Каждый урок несёт на себе значительные воспитательные функции: формируются общеучебные умения и навыки, закрепляются научные взгляды на окружающий мир, развивается трудолюбие, появляются навыки учебной деятельности, развиваются творческие способности учащихся и их познавательный интерес.
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часов. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 6 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
V. Материально- техническое обеспечение образовательной программы.
5.1.И.К.Т.
1.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
2.Российский общеобразовательный портал. http://www. school.edu.ru
3.Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.
4.Образовательная коллекция . География 6- 10 классы. Лицензионная коллекция от «1С» И РМЦ. 2008 год.
5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 класс.
2005 год.
6. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.
7.Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.
5.2.Учебно – методические ресурсы.
Программа курса «География. 5—9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
Домогацких ЕМ., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Банников С.В., Молодцов Д.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
4.Домогацких Е.Е., Домогацких Е.М. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
- Молодцов Д.В. Тетрадь-практикум к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 6 класс».
- Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5—6 классы.
- Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Введение в географию. 5 класс.
- Компьютер
- Компас
- Глобус
- Термометр
- Барометр
- Осадкомер
- Настенные карты.
VI.Планируемые результаты изучения предмета
6.1.Требования к предметным результатам освоения:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества.
6.2.Планируемые результаты реализации программы «Формирование УУД» средствами предмета
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- осуществлять сравнение, вариацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
6.3.Планируемые результаты реализации программы «Основы смыслового чтения и работы с текстом» средствами предмета.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста,
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснить порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснить назначение карты, рисунка, пояснить части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию («пробежать» текст глазами, определить его основные элементы, сопоставить формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установить, являются ли они тождественными или синонимическими, найти необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера,
- обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов,
- сделать выводы из сформулированных посылок,
- вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста;
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста);
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликнуться (отрефлексировать) на содержание текста:
- связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,
- оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,
- найти доводы в защиту своей точки зрения;
- откликнуться (отрефлексировать) на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
Выпускник получит возможность научиться:
. критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации
6.4.Планируемые результаты реализации программы «Формирование ИКТ компетентности обучающихся» средствами предмета
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
- создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма;
- осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом, средствами текстового редактора;
- создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
- использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать текст на иностранном языке с использованием клавиатурного письма;
- использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Создание графических сообщений
Выпускник научится:
- создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
- создавать специализированные карты и диаграммы: географические (ГИС), хронологические;
- создавать графические сообщения проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность:
- научиться создавать мультипликационные фильмы;
- получить опыт создания виртуальных моделей трехмерных объектов.
Создание восприятие и использование гипермедиа сообщений
Выпускник научится:
- работать с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе в системах глобального позиционирования;
- проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность:
- получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки;
- научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
- выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность:
- получить опыт взаимодействия в социальных сетях, групповой работы над сообщением (вики);
- получить опыт участия в форумах в социальных образовательных сетях;
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
- использовать приемы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
- формировать собственное информационное пространство: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение информации в Интернете.
Выпускник получит возможность:
- получить опыт создания и заполнения различных определителей;
- использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
- вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
- строить математические модели;
- проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях
Выпускник получит возможность:
- проводить естественнонаучные и социальные измерения, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация;
- анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
- моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
- конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность:
- научиться проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
6.5.Планируемые результаты реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» средствами предмета.
Выпускник научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие методы и приемы, как доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- использовать догадку, «озарение», интуицию;
- использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
- использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Список используемой литературы:
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
- География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
- Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 6 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2011.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 7 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И. Учебник для 8 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
- Домогацких Е.М. Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. Учебник для 9 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2010.
Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно - тематическое планирорвание 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование с УУД...
Календарно-тематический план. 5 класс (ФГОС).
Календарно тематическое плантрование для 5 класса (ФГОС), М.З. Биболетовой...