Главные вкладки

    Конспект урока географии, 5 класс, VIII вид. Тема: "РАСТЕНИЯ ЛЕСА".
    план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

    Данный урок формирует у обучающихся знания о предметах и явлениях лесной зоны, лесах лиственных, хвойных, смешанных. Расскрывает значение леса для жизни растений и животных, взаимосвязь природного сообщества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл no33.docx29.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

    Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Ростовской области Шахтинская специальная школа-интернат №16

    Урок географии 2 четверть, 5 класс

    Тема:  РАСТЕНИЯ ЛЕСА.

    Разработала и провела

     учитель высшей категории

    Коцюбинская Т.Г.

    Цели:

    Дидактические:

    1. Формировать знания о предметах и явлениях лесной зоны, лесах лиственных, хвойных, смешанных. Значение леса для жизни растений и животных. Объяснять взаимосвязь природного сообщества.
    2. Расширить элементарные знания учащихся о предметах и явлениях природы (показать на допустимых примерах взаимосвязи природы)

    Коррекционно – развивающие:

    1. корректировать психические и моторные функции.
    2. развивать краеведческого принципа обучения.
    3. развитие монологической речи учащихся, умения рассказывать.

    Воспитательные:

    1. Осуществлять экологическое, эстетическое воспитание.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: карта природных зон  России,  таблица-схема,  рисунки и гербарий

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    I.Организацион-ный момент

    УВЗЭ:настроить школьников на работу, заинтересо

    вать их. Этот этап задает тон всему уроку.

    I. Организационный момент, постановка целей урока.

    1. Чтение скороговорок. Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, быстрее, очень быстро, но правильно.                - Сегодня урок природоведение мы начнем с повторения знаний о лесе.

    Быстро мобилизоваться, сосредоточиться.

    1. Включиться в деловой ритм

    II. Повторение раннее изучен

    ного материала

    КВЗЭ: закрепление раннее изученного материала, обобщить и привести знания обучающихся в систему

    1. - Расскажите, как люди используют лесные богатства.
    2. Какие условия необходимы для произрастания леса.
    3. Объясните, какие обитатели леса не смогут жить в выгоревшем после пожара лесу.

    индивидуальные карточки

    показывают природную зону по карте и дают ей характеристику

    « Мозговая гимнастика».

    • «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок  вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд)
    • «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

    «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

    III.Подготовка учащихся к ак-

    тивному усвое-нию знаний.

    Учебно-воспит. задача Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной  деятельности

    1.Сообщение темы урока: Сегодня на уроке нам предстоит решить важнейшие Задачи: научиться  рассказывать о растениях леса, представителях растительного мира леса,

    Приготовились? Начинаем работу.

     Подвести детей к теме урока

    Как вы думаете, почему лес называют «царством деревьев», хотя в нем можно встретить и другие растения?

    Чтение темы урока на доске:  Растения Леса

    IV. Этап работы над новым материалом

    Учебно-воспитательная задача этапа:

    обеспечение усвоения нового материала 

    Кто из вас, дети, бывал в хвойном лесу? По каким признакам вы (называете) лес хвойным?

    Назовите известные вам хвойные деревья? (Ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). Чем похожи эти деревья? (У всех хвоя).

    Чем отличаются? (Длиной хвои, цветом коры, внешним видом). Чем отличается хвоя от листьев?

    (Формой, количеством, покрыта «восковым налетом») — чтобы мало

    расходовалось влаги.

    Какое значение имеет хвоя для деревьев?

    ( Как и в листьях, в хвое на свету образуется живое вещество и в виде сока по коре подается в ветки, ствол, корни, плоды, семена — от этого растение растет).

    Почему хвойные деревья называются вечнозелеными? (Они не сбрасывают на зиму иглы). Почему? Или что из этого следует? Хвойные деревья растут и зимой — хвоя приспособлена к холодам и даже зимой, весной и осенью деревья растут, правда, зимой медленнее. Исключение, дети, составляет лиственница — она сбрасывает свою хвою на зиму. Кто догадался, за что ее так назвали?

    Лиственница растет широко в Восточной Сибири, где особенно жестокие морозы и земля глубоко промерзает, лиственница не может взять достаточно водных растворов минеральных солей в промерзшей земле и не может обеспечить ими хвою — и хвоя сбрасывается.

    • Леса, в которых большинство деревьев вместо листьев имеют хвою, называются хвойными: это ель, пихта, сосна, кедр, лиственница. Хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою, т. к. хвоя хорошо приспособлена к холодам
    • . Лиственные леса нашей Родины.

    Назовите деревья лиственные (береза, осина,[рябина, клен, дуб, ольха, вяз...) Какое из этих деревьев вам нравится больше и почему? Какой лес выглядит «веселее» хвойный или листвённый? Почему? (В лиственных лесах больше разных видов деревьев, у них разная форма листьев, плодов, цветов, они светлее и наряднее.

    В лиственных лесах листья «играют» — шевелятся, играют блики света на листьях, у каждого дерева свои цветы и плоды, часто (рядом растут разные деревья.

    В лиственных лесах много пищи для насекомых, и поэтому больше птиц и зверей, лес полон звуков — голосов птиц. В лиственных лесах хорошо дышится.

    Особенно красивы леса осенью, когда листья на деревьях расцвечиваются разным цветом и глаза разбегаются от богатства красок. «Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса...»

    (А. С. Пушкин). Почему Александр Сергеевич называет лес золотым? Лиственные леса кормят и укрывают зверей, птиц, насекомых. Леса сберегают влагу для рек, предохраняют почву от раздевания. Деревья в лиственном лесу осенью сбрасывают листья, т. к. с уменьшением тепла и влаги в листьях образуется все меньше живого вещества, а зимние морозы превратят воду в листьях в лед, и листья обречены — т. е. все равно погибнут.

    Лист становится дереву не только не нужным, а даже вредным, т. к. будет испарять воду, а холодную воду растения не любят, берут ее неохотно, и листьям не хватает влаги.

    • Живое вещество, умирая, окрашивается и окрашивает лист. Лиственные леса разнообразнее хвойных, от этого наряднее и красивее. В лиственных лесах больше пищи для насекомых, птиц и зверей. Осенью лист становится дереву не нужным и начинается листопад
    • . Кустарники леса и другие растения

    Если приглядеться к зеленой стене леса, можно заметить, что деревья в ней растут ярусами — этажами, а под деревьями растут кустарники. Какие кустарники, дети, вы знаете? (Орешник, малина, шиповник, калина, смородина). Чем кустарник отличается от деревьев?

    (Кустарник обычно ниже, у него не один, а несколько стволов). Чем похожи кустарники и деревья? (У них листья похожи на листья деревьев, они также сбрасывают листья осенью). Бывают ли хвойные кустарники? (Можжевельник, вереск...) Каких кустарников в лесу больше, хвойных или лиственных? ( лиственных). — текст стр. 74 — 75 + фото 37, 38. Много в- лесах и травянистых растений. Чтение текста стр. 75 — 76 рис. 36 на стр. 74.

    Какие травы, дети, вы знаете, кроме тех, о которых рассказано в учебнике. Чем травы не похожи на деревья и кустарники, и чем похожи? (Они ниже, имеют травянистые стволы — стебли). У трав не бывает хвои, осенью они умирают.

    Много в лесах растет мхов, особенно в хвойных лесах в тени и во влажных

    местах — чаще всего можно встретить кукушкин лен.

    Во второй половине лета после дождей в лесах появляются грибы.

    Во второй половине лета после дождей в лесах появляются грибы.

    Мы называем грибы растениями, но они очень отличаются от всех других

    растений — чем?

    • (Ростом, формой, нет листьев, веток, плодов, цветов)

    Почему же грибы мы называем растениями?

    Есть корень, ствол — ножка, питается раствором минеральных солей. Какие грибы, дети, вы знаете? Какие любите больше и почему? Являются ли ядовитые грибы бесполезными в природе? (Многие из них едят животные или лечатся ими — лось мухомором). Итог.        Кроме деревьев в лесах растут кустарники, травы, мхи и грибы. Кустарники больше похожи на деревья. Травы сильно отличаются от деревьев и кустарников. Особую группу растений составляют грибы о них мы поговорим на следующем уроке.

     Растения — чудо природы.

    Лес — это семья различных растений, растущих строго по этажам, как над

    землей так и под землей, корни растений растут этажами: самые глубокие и мощные у деревьев, менее глубоко — у кустарников, сверху — у трав, грибов, мхов. Растение? Что это такое?"

    К какой части природы относим растения? (живой) — почему? Растения дышат, питаются, размножаются.

    Чем питаются растения? — Водными растворами минеральных солей. Можем ли мы назвать водные растворы минеральных солей живым веществом? (нет — т. к. и соли, и вода — тела неживой природы). Куда и как поступают (неживые) растворы минеральных солей в растениях? (по стволу и веткам в листья и хвою). Что происходит в листьях и хвое?

    ( На солнечном свету в теплое время образуется живое вещество в виде сока и по коре поступает во все части растения — и от этого растение растет). Итог.        Растение — тело живой природы, в листьях и хвое которого на свету из неживых водных растворов образуется живое вещество. Растения — чудо природы.

    1. «Холодно — жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2—3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
    1. Игра «Шарик». Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шариками, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки.

    Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела. Шарик лопнул. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

    V. Этап закрепления изученного материала

    УВЗЭ: -закрепить и осмыслить новый уч. материал, -закрепить умение работать с К/К и картами,- умение находить ответы на вопросы по  тексту учебника, развивать логическое мышление.

    • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Объясните, чем деревья отличаются от кустарников. Назовите деревья и кустарники, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
    2. Докажите, что растения леса очень разнообразны.
    3. Расскажите, какие травянистые растения цветут в лесу весной? А летом?

    • Назовите этажи леса

                       

    VI. Подведение итогов урока

    УВЗЭ Проанализировать работу класса

    • Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?
    • Как справился (самооценка, оценка класса)?

    Что нового узнали на уроке? Что  понравилось?

    Выставление оценок за работу на уроке

    Индивидуальная оценка урока каждым участником.

    Учащиеся проводят самооценку своей работы 

    Рассказ учителя

    В образовании леса обычно участвуют разные растения. Деревья и кустарники, мхи и травы поражают своим многообразием. Однако подлинными хозяевами леса являются все же деревья — высокие многолетние растения с одревесневшим стволом и ветвями (рис. 96, 97).

    Деревья формируют лес и дают ему название. Если в лесу преобладает сосна, значит это сосняк. В дубраве господствует дуб, в березовом лесу — береза. Листья деревьев различаются по своей форме и величине. У дуба, липы, клена листья крупные и нежные. Они появляются весной и опадают осенью. Леса из таких деревьев называют лиственными. Ель, сосна, можжевельник, лиственница, напротив, имеют плотные, похожие на иголки листья — хвоинки. Эти древесные растения образуют хвойные леса. Смешанными называют леса, в состав которых одновременно входят хвойные и лиственные деревья.

    На иллюстрациях (рис. 98-101) изображены веточки разных деревьев. Какие из них вы встречали в лесу? Назовите другие известные вам древесные растения

    Пространство между деревьями редко остается пустым. Его заселяют кустарники, и более мелкие растения. В отличие от деревьев кустарники не имеют главного ствола. Их высота заметно меньше — от 1 до 6 метров. Среди кустарников можно встретить шиповник и бузину, лесную малину и калину. Более мелкие формы растений с одревесневшим стеблем называют кустарничками. Хорошо известны такие ягодные кустарнички, как черника, брусника, голубика. Их плоды не только приятны на вкус, но богаты витаминами.

    В лесу растут самые разнообразные грибы. Особенно много их в «грибной» год. Чем такой год отличается от обычного?

    В лиственных, хвойных и смешанных лесах, всегда можно встретить грибы. Опытные грибники знают, куда и в какое время отправиться за крепкими груздями, солидными белыми грибами, рыжими лисичками. Многие съедобные грибы не только не могут жить без леса, но растут по соседству с определенными видами деревьев. В светлых березовых лесах, по опушкам и лесным полянам встречаются подберезовики (рис. 102), в сосновом лесу — маслята, в осиннике — красные подосиновики (рис. 103). Эти и многие другие грибы тесно связаны с деревьями тончайшими белыми нитями — грибницей. Она находится в верхнем слое почвы и скрыта от нас травой, мхом или опавшей листвой. Грибница — основная часть гриба. Она сохраняется многие годы. При благоприятных условиях — достаточном количестве тепла и влаги — на поверхности появляются грибы. Они состоят из ножки и шляпки, за что получили свое название — шляпочные грибы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

    Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».

    Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....

    Конспект урока географии "Волга с Окой и Камой"в 6 классе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

    Материалы урока помогут сформировать знания учащихся о Волге, ее притоках, хозяйственном значении для страны; развивать внимание, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе, любо...

    Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

    Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

    Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

    На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...

    Конспект урока географии в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: «Высотная поясность в горах»

    Урок с использованием презентации и коррекционных упражнений на развитие аналитико-синтетической деятельности....