Внутренние воды России. 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Цели, задачи урока .Ход урока. Используются приемы технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_geografii_v_8.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока по  географии  по теме «Внутренние воды России»- 8 класс

Технология: развитие критического мышления

Тема: Внутренние воды. Реки России

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА УРОКА. Изучение новой темы, с элементами творчества, и самостоятельности

Цели урока:

  1. Образовательная

- Изучить крупнейшие речные системы России

- Определить зависимость речной системы от климата , направление от рельефа

- Объяснить особенности питания и нежим реки

2. Воспитательная:

- Формирование чувства любви к родной природе.

- Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего Района

3. Развивающая

- развивать умение составлять характеристику рек по плану

- развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом

- формировать критические мышления

Оборудование. Физическая карта России, атласы, учебники, таблицы ЛОК. картосхемы, справочник по географии

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент

1. Вводная часть: Природа- единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания ( Иоганн Вольфганг Гете)

Ребята обратите внимание на доску , эпиграфом нашего урока будет высказывание

И я надеюсь , что мы с вами приоткроем эту замечательную книгу и рассмотрим одну из ее удивительных страниц , посвященную бесценному дару нашей планеты , самому ценному минералу на Земле ( какому?) воде.

Итак, ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ. РЕКИ РОССИИ.

ЦЕЛЬ:НА ЭТОМ УРОКЕ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С КРУПНЫМИ РЕЧНЫМИ СИСТЕМАМИ РОССИИ, ОПРЕДЕЛИМ ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КЛИМАТА И РЕЛЬЕФА.

2. Внутренние воды (актуализация опорных знаний)

Воды России это наше национальное богатство и мы должны их рационально использовать.

Существует мнение, что Россия богата внутренними водами? Верно ли это?...

КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ИМЕЮТСЯ В РОССИИ?

(ПЕРЕЧИСЛИТЕ)

а)реки России

Но мы с вами рассмотрим только один вид внутренних вод – реки.

На территории России более 2,5 млн. крупных реки маленьких речушек длиной более 8 млн. км.

Россия занимает 2 место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии

С термином река ребята вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы освежим память.

б)Терминология

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ( СТР. 98) ( ТЕРМИНЫ ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)

Дать определение следующим терминам;

1.река

2.исток

3.устье

4.приток

5.речная система

6.бассейн реки

7.водораздел

В 8 классе терминология прибавляется

Ребята давайте правильно прочитаем термины и их определение.

Но в тетрадь запишите только сами термины без определения, определения запишите дома в тетради.

  1. аллювий - речные наносы
  2. пойма- часть днища речной долины
  3. базис эрозии- определенный уровень , до которого  углубляется речной поток
  4. терраса- высокая ступень в днище речной долине
  5. эстуарий- узкий воронкообразный залив
  6. дельта- многочисленные рукава и притоки
  7. падение реки – превышение истока над устьем
  8. уклон- отношение падения к ее длине
  9.  расход волы – количество воды, проходящее по руслу за единицу времени

С падением и уклоном (расчетами) более подробно познакомимся при выполнении практической работы на следующем уроке

В) ЛОК (Логический опорный конспект) Схема на доске

Работа по учебнику (стр. 98, рис. 62)

Физминутка

( можно детям предложить движением рук показать характер реки)

- Пользуясь атласом , скажите, равномерно ли распределены речные системы по территории России? (неравномерно, почему?)

- От чего зависит их распределение по территории материка? (опора на ЛОК) Вывод: от климата и рельефа

Рассмотри:

  1. Влияние рельефа:

На направление течений ( территория Восточно-Европейской равнины и вся Сибирь наклонена к северу и относиться к бассейну Северного ледовитого океана)

А) К бассейнам, каких океанов относятся реки , находящиеся на территории России?

- На характер течения

( Определите характер течения реки по данному описанию )

Терек воет, дик и злобен

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь.

Он лукавый принял вид

И,приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит

Вопрос к классу

- Влияние климата ( реки- продукт климата – А.И. Воейкова климатолог)

Ребята, какие элементы климата влияют на режим рек?

( осадки, обильное или недостаточное их выпадение)

3.Групповая работа

(самостоятельная исследовательская работа)

Ребята вы заметили , что сидите по группам , выберите старшего группы, который будет отвечать за работу группы, вести учет знаний. По заданию каждая группа готовит отчет (1 выступающий у карты)

-Регламент

-5 минут подготовки

-3 минуты на отчет

Задание группе №1 «Общее представление о внутренних водах»

Пользуясь атласом ,учебником стр. 97, 101, подготовьте сообщение для класса ( 3 мин) по вопросам

  1. Какие крупные реки протекают по территории России:
  2. К бассейну, какого океана они относятся
  3. Почему все крупные реки текут в Северный Ледовитый океан?
  4. Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?
  5. Какое влияние на режим рек оказывает климат ?
  6. Какой тип питания характерен для большинства рек России?

( режим рек – жизнь речного потока в течении суток , сезонов, года)

Задание Группе №2 «Характеристика речных систем»

Составьте характеристику речных систем России, пользуясь атласом, таблицами.

Зафиксируйте найденные данные по рекам Волга , Енисей, Обь, Лена в таблице

Название Реки

Крупные притоки

Площадь бассейна, 2 км

Длина реки , км

Основной тип питания ( стр.101учебника)

Время половодья

Время ледостава

1

Волга

2

Енисей

3

Обь

4

Лена

Выпишите из таблицы в тетрадь:

  1. Название самой длиной реки
  2. Реку с самым большим бассейном
  3. Данные реки Енисея (т.к. наша река Абакан является одним из самых крупных притоков Енисея)

Задание группе №3 «Распределение речной сети по бассейнам океанов»

Пользуясь атласом и картосхемами учебника (стр. 98, рис 62), заполните данную таблицу. ( по пренадлежности рек к определенным бассейнам океанов, перечень рек ниже)

Бассейн Северного Ледовитого океана: 2/3 площадь страны

Бассейн Атлантического океана: = 3%

Бассейн Тихого океана > 20% территории

Область внутреннего стока

Перечень речных систем.

Дон, Кубань, Обь, Амур, Волга, Енисей, Лена, Терек, Урал, Печора, Северная Двина.

Запишите в тетрадь у бассейну какого океана относится река Енисей со своими притоками ( Абакан, Таштып).

Задание группе №4 « Характеристика реки Абакан» (протекает по территории нашего населенного пункта)

Запишите в тетради;

  1. К бассейну , какого океана относится.
  2. Исток реки
  3.  Устье реки
  4. Характер течения.
  5. Основные притоки
  6. Источники и режим питания.
  7. Возможное хозяйственное использование, крупные города , искусственные сооружение на реке.
  8. Стихийные явления природы, связанные с рекой.

4. Отчет группы

Отчет каждой группы по результатам своей работы учащимся класса.

5.Синквейн (Французский ученый)

Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема информации в кратких выражениях .

Ребята, а сейчас мы с вами попробуем , проработать творчески и по группам вы составите, Синквейн на тему река и ручеек.

Результаты данной работы бывают самыми ошеломляющими , у ребят подчас скрыт огромный творческий потенциал , который при таких творческих работах начинает раскрываться

Пример:

  1. Река
  2. Горная ,бурная
  3. несется, гремит, шумит
  4. два раза в одну воду не войдешь
  5. гидросфера

1.Ручеек

2.весенний , маленький

3. пробивается , журчит , бежит

4. с глубокого ручейка начинается река

5. исток

6. Обобщение (фронтальная беседа)

1. Богата ли Россия внутренними водами?

2. Перечислите и покажите на карте крупнейшие речные системы России?

3.Перечислите факторы, влияющие на распределение речных систем по территории России.

4. Можно ли визуально по карте определить характер реки , исток и устье?

7. Итоги (рефлексия)

1. Рейтинговая оценка по работе в группе. (выставляется в листке учета знаний имеется в каждой группе.)

По 5 бальной системе.

Ф.И.О.

Рейтинговая оценка работы в течении урока

Самооценка

Оценка группы

1.

2.

3.

4.

5.

2. Ребята всем понятна новая тема? Кто испытывал в новой теме затруднения? В самостоятельной работе? Во время повторения?

8. Домашняя работа

Прочитать страницы учебника 98-102, выписать определение терминов , записанных в тетради в начале урока .

Список используемой литературы:

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2012

2.Географический атлас: 8 кл. - М.: Дрофа, 2012.

Интернет-ресурсы.

Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-8)

http://www.geoman.ru

 http://www.rgo.ru

Урок проведен:

Учитель :                Захарычева В.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный материал к уроку "Внутренние воды России", географии, 8 класс

Карточка-задание к теме: "Внутренние воды России"....

конспект урока "Внутренние воды России" 8 класс.

урок обобщающего повторения по теме "Внутренние воды России" 8 класс....

Разработка урока "Внутренние воды России" 8 класс

Данная разработка урока  поможет в лучшем усвоении учебного материала по данной теме. А презентация поможет нагляднее все представить....

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Внутренние воды России в стихотворениях поэтов. Природа России 8 класс.

Представлена подборка стихотворений, описывающих реки и озёра нашей родины....

Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России.

Наша Родина, Россия – морское государство. Берега нашей страны омывают воды трех океанов и 12 морей. Сегодня на уроке мы познакомимся с природой внутренних вод, омывающих Россию...