"Земля - планета Солнечной системы"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Конспект урока по географии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_v_6.docx209.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок по географии в 6-м классе по теме
        "Земля - планета Солнечной системы"

Цели урока:

  1. Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля - планета Солнечной системы” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.
  2. Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.
  3. Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

Форма урока: творческая мастерская “письмо моему марсианскому другу” в 6 классе.

Мотивационно-целевая установка: перед каждым из вас лежит письмо вашему марсианскому другу, в течение урока вы его должны наполнить содержанием и отправить.

Дидактическая составляющая урока приведена в Приложении 1.

Методические пояснения к уроку приведены в Приложении 2.

Ход урока

  • Посмотрите, чего нет у этого письма?
  • У него нет адреса отправителя и (адреса получателя).
  • Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого подписать письмо.

Галактика - Млечный Путь

Солнечная система

Солнце - звезда

Планеты

Спутники планет

Кометы, астероиды, метеоры

Н. Коперник - XIV век

Гелиоцентрическая система мира
<Рисунок 1>

Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности.

Галактика - крупное скопление звезд, насчитывающая десятки миллиардов звёзд, облаков межзвёздной и пыли и газов. В галактику Млечный Путь входит и Солнечная система. Солнце - самая близкая к 9-ти планетам звезда, давшая название системы. Планеты - главные составные части Солнечной системы. В нашу Солнечную систему входят 9 планет, их спутники (более 60), а также кометы, астероиды, метеоры. Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном обосновал гелиоцентрическую (“Гелиос'’ - Солнце) систему мира

- Сейчас, ребята, вы подписываете письмо.


Куда:

f'алактица - Млечный УТуш

Система- Солнечная

ЗГлане-та - Марс

Кому: моему марсиапстфму другу

Omtyda: Таляфш^а — 'Млечный УГутъ Система- Солнечная Жяанета - Зелия

Mamputy- Щтзия, страт -tРоссия Тород ‘Челябинск^ум УТионгрс^ач, Ю н От црго:

(Ученика 6-2 класса МОУ гимназии :Л(? 26 Звездой Ял щакдра

<Рисунок 2>

Для продвинутых учащихся можно предложить начать писать письмо - это будет, с одной стороны проверкой умения работать с атласом и учебником, с другой стороны, это будет и элементом обобщения знаний по теме. В начале письма ученик сообщает марсианскому другу некоторые данные о Солнечной системе и спрашивает его, что ещё ему известно?

Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. Самой быстрой планетой является Меркурий, а самой медленной Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников - это планета Сатурн, у неё их 17.

  • Сейчас, ребята мы с вами вспомнили, что Солнечная система состоит из 9 планет.
  • Назовите, пожалуйста, общие для всех планет признаки.

Ответы учащихся включают:

  • планеты не излучают собственного света;
  • вращаются вокруг своих осей;
  • по орбите вращаются вокруг Солнца;
  • почти одинаковая форма
  • Но есть один из главных отличительных признаков у всех 9 планет - разные размеры.
  • Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого продолжить писать письмо.

Шарообразная форма. Геоид

Ось

R экваториальный - 6378 км

R полярный - 6357 км

S поверхности Земли - 510 млн. кв. км

<Рисунок 3>

Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности.

Форма нашей планеты близка к шарообразной. В результате вращения Земли вокруг своей оси она сплющивается у полюсов, т.е. радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по форме ГЕОИДОМ.

Наша планета, обладая такими размерами и имея такую массу, обладает силой притяжения.

Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с.

Полный оборот Земля совершает за год, т.е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней.

Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками.

Учащиеся начинают писать письмо (продвинутые учащиеся продолжают его писать).

Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами


составляет 21_км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?

  1. блок
  • Сейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы, живущие в 21 веке, все это знаем?
  • Посмотрите на “космического информатора” и выберите необходимые портреты ученых.
  • Объясните в чём вклад каждого из них.

Аристотель - доказал шарообразность Земли.

Эратосфен - первый рассчитал размеры Земли.

Пифагор - первым высказал предпололсение о шарообразности Земли.

Учащиеся продолжают писать письмо своему марсианскому другу.

У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III - II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.)

  1. блок

- Сейчас, ребята, давайте подпишем, используя карточки из “космического информатора”, элементы на предлагаемой схеме, и дадим этим элементам определения.

<Рисунок 7>

Полярные круги - условные линии, где полярный день и полярная ночь длятся сутки.

Тропики - условные линии, где Солнце дважды за год в полдень бывает в зените.

Экватор - условная линия, длиной 40076 км, и разделяющая земной шар на два полушария: северное и южное.

Полюс - условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности.

- Сейчас, ребята, давайте элементы на предлагаемой схеме обозначим в градусной мере.


Величина 23.5? соответствует углу наклона земной оси, что соответствует широтам тропиков.

Угол наклона земной оси к плоскости вращения по орбите соответствует широтам полярных кругов - 66,57.

  1. блок

- Теперь, ребята, давайте из “космического информатора” выберем причины и им соответствующие следствия.

В результате должны получиться такие причинно-следственные схемы.

<Рисунок 10>


приплюснутость Земли у полюсов (геоид)

Вращение Земли

возникновение силы Кориолисат е отклонение всей

вокруг оси

ост        

движущихся тел вправо в северном и влево в южном полушариях

смена дня и ночи

<Рисунок 1 1>

  1. блок

На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него - нулевой, а у меня - четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время и разница между моим городом и Лондоном составляет 5 часов. Поэтому мне приходиться раньше его на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь, у моего друга всего лишь 19 часов и он не спит как я, а ещё читает или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии - в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я ответил, что в 8 часов утра в Лос-Анджелесе было бы 13 часов, и я бы поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы в 14 часов, уже нет. Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав?

  1. блок

- Сейчас, ребята, давайте посмотрим на карточки из “космического информатора”. Все они остались не задействованными. Давайте подумаем, почему они остались.


Искусственные спутники

GPS навигация

Полёт в космос

МКС (Международная
космическая станция)

Система навигации «Гланас»

Космический туризм

НЛО

Звёздные войны

А. Л.Чижевский - гелиобиолог
<Рисунок 12>

Возможные краткие пояснения учащихся

Информация на данных карточках относится к новым исследованиям Земли и Космоса и представляет собой ещё очень большое количество тайного (Звёздные войны, НЛО), а так же представляет собой современные исследования нашей планеты и планет всей Солнечной системы.

Общий вывод по уроку: Земля - планета Солнечной системы со своими отличительными чертами (размеры, типы движений, изменения и т.д.) Постичь законы на Земле, это попытка познать тайны всей вселенной.


Дидактическая составляющая

Возможные картинки на конвертах для писем.

Всё письмо марсианскому другу

Здравствуй мой незнакомый марсианский друг. Очень хочется с тобой начать переписку и рассказать о себе. Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. Самой быстрой планетой является Меркурий, а самой медленной Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников - это планета Сатурн, у неё их 17.

Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами составляет 21 км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?

У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III - II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.)


На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него - нулевой, а у меня - четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время и разница между моим городом и Лондоном составляет 5 часов. Поэтому мне приходиться раньше него на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь, у моего друга всего лишь 19 часов и он не спит как я, а ещё читает или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии - в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я ответил, что в 8 часов утра в Лос-Анджелесе было бы 13 часов, и я бы поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы в 14 часов, уже нет. Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав? Очень жду твоего ответа.


Методическая составляющая

Виды деятельности

Элементы проверки

I блок

Подписывание конверта

Составные части Солнечной системы. Последовательность рассуждений от общего к частному

Краткая характеристика некоторых особенностей планет Солнечной системы

Умение анализировать информацию из атласа стр. 2-3 и тетради-тренажера стр. 32 Проверяется 6 элементов

II блок

Осуществление выбора необходимых карточек из «космического информатора»

Умение мыслить логически, находить взаимосвязи между элементами; умение их объяснять Проверяется 3 элемента

III блок

Определение по рисункам ученых Древней Греции

Проверяется зрительная память и умение соотнесения данных

Проверяется 3 элемента

IV блок

Работа со схемами

Определяются знания элементов градусной сетки и их градусные величины. Даются определения этим элементам. Устанавливаются логические зависимости между углами наклона земной оси и широтами тропиков 23,5° и полярных кругов 66,5°

V блок

Составление логических цепочек, используя готовые карточки

Формирование умения логически мыслить

VI блок

Написание письма

Решение задач на поясное время Проверяется 6 элементов

Система оценивания: 15-18 верных элемента- «5», 10-14 «4», 8-9 «3», менее 8 - «2»

Заготовка для написания письма:

Здравствуй мой незнакомый марсианский друг. Очень хочется с тобой начать переписку и рассказать о себе. Я живу на планете

Земля, которая расположена на          орбите от Солнца. На нашей

планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной

системе является         , а самой маленькой          Самой быстрой

планетой является         , а самой медленной          В нашей

Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников - это планета         , у неё их 17.

Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей

форме. Она чуть-чуть          у полюсов. Разница между полярным и

экваториальным радиусами составляет          км. Год на нашей планете

длится          дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше.

Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?

У нашей планеты         форма и оптимальные для

возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём

великим древнегреческим ученым, а именно благодаря         (IV век

до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III


- II века до н.э.), вычислившему до н.э.)

На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах,

поэтому у нас с ним разные часовые пояса:        у него -         , , а у

меня - четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному

времени было введено          и разница между моим городом и

Лондоном составляет         часов. Поэтому мне приходиться раньше

него на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь,

у моего друга всего лишь          и он не спит как я, а ещё читает

или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии - в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я

ответил, что в         утра в Лос-Анджелесе было бы                 и я бы

поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы        , уже _        

Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав? Очень жду твоего ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....

Урок в 5 классе "Земля-планета Солнечной системы"

Поурочный план по ФГОС. Различные формы урока, использование электроннго приложения, презентация повышают познавательный интерес учащихся....

"Земля-планета солнечной системы" 5 класс ФГОС

Урок составлен по новой программе, разработанной в соответствии с ФГОС....

Тест на тему «Земля – планета Солнечной системы».

Используется в 6 классе после изучения темы "Земля - планета Солнечной системы" по учебнику "Землеведение" под ред. Дронова, Савельевой....

Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"

Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...

Земля - планета Солнечной системы

План урока  географии в 5 классе...