Методическое объединение на конкурс "Учитель года"
материал по географии по теме

Булавин Алексей Владимирович

Районный конкурс «Учитель года 2015»

Методическое объединение

«Практико-ориентированный подход в обучении географии, как средство повышения мотивации к обучению»

Булавин Алексей Владимирович

(МАОУ ОЦ Горностай)

 

В условиях образовательного процесса последние три года я наблюдаю тенденцию к существенному снижению мотивации к обучению подростками 7-8 классов. Проведенный с педагогом-психологом анализ показал, что с 6 по 8 класс мотивационная составляющая учебного процесса у детей снижается по сравнению с начальной школой на 30-60%, вследствие этого успешность ученика и его качественные показатели обученности уменьшаются в разы. Это выражается в снижении среднего балла по предмету, ухудшения поведения и внимания на уроках.

В связи с этим, на мой взгляд, существует ряд проблем:

1.      Низкие отметки по предмету.

2.      Неадекватная реакция на замечания учителя.

3.      Снижение внимания на уроках, рассеянность.

4.      Нежелание делать домашнюю работу.

5.      Межличностные проблемы с родителями и учителями.

В итоге я пришел к выводу что:

1. Современная система образовательного процесса построена таким образом, что то количество информации по программам предметов, изучаемых в школе, не способно в полной мере усваиваться обычным подростком.

2. Большинство теоретических знаний, получаемых учеником, не имеют для него практического значения, он абсолютно не понимает, зачем ему вся та информация, которую ему предоставляет образовательный процесс.

3. Следовательно, ребенок не может пользоваться этими знаниями, и с точки зрения психологического и физического развития, он их не воспринимает.

4. В результате, у него снижается мотивация к обучению, к предмету и к образовательному процессу в целом. Снижается средний балл по предметам.

Гипотеза:

В данной ситуации, на мой взгляд, система практико-ориентированного обучения, которую я внедряю в образовательный процесс с 2012 года, оптимально и наиболее безболезненно способна исправить данную проблему.  

Когда знания, получаемые на уроке, позволяют ребенку использовать их в жизни, на практике, они им легче усваиваются. Ученик конкретно понимает, для чего изучает тот или иной вопрос. И попадая в ситуацию реальной проблемы, которую можно решить, используя конкретные знания по изучаемой теме, он способен успешно завершить задание. 

Вся теоретическая информация приведена в ссылках ниже, я же лишь расскажу о нескольких, наиболее результативных, приемах, с моей точки зрения.

1 прием.

2 прием.

3 прием.

4 прием.

В итоге, результаты внедрения в образовательный процесс практико-ориентированного обучения у меня в следующем:

Таблица, диаграмма, фотографии грамот. Фильм.

Вывод: Внедрение практико-ориентированного обучения в преподавании географии позволило мне существенно повысить уровень мотивации к предмету. И, как следствие, средний балл по предмету у учеников с «девиантным поведением», «находящихся в сложных социальных условиях» и «детей группы риска» повысился, с 2,2 до 3,3 и даже до 4,2 за 2014-2015 учебный год. (наблюдения проводились в 7 школах НСО и ОЦ Горностай на параллелях 6-8 классов)

Таблицы, схемы, диаграммы.

Всех заинтересовавшихся данной темой прошу записать мои контактные данные, либо посетить страницы по ссылкам ниже.

Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с.

2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006

3. Войлошникова, Н.А. Самостоятельные работы учащихся при изучении экономической географии зарубежных стран / Н.А. Войлошникова. – М.: Просвещение, 1981 – 67с.

4. Сайт учителя географии Котловой Л.М. – некоторые практические работы http://geokotlova.rusedu.net/category/446/2154

5. А. Гин. Приёмы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2006

6. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков / В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 206с.

7. Крылова, О.В. Современный урок // География в школе. – 2006 №2. – с. 33-35

8. Практические работы для 10-го класса Н.П. КУКОВЕРОВА учитель географии средней школы № 5 г. Нижнего Тагила Свердловская обл. http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200302306

9. Применение интерактивных карт на уроках географии. Статья Головановой Е.Н., зам. директора по НМР МОУ СОШ № 3 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/tas...

12. Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии Булгакова О.М. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/tas...

13. Нагорная И.И., Интерактивные практические работы на уроках географии http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=400  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnyy_konkurs1.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районный конкурс « Учитель года » номинация «Опыт и мастерство» «Методическое объединение учителей » Алексей Владимирович Булавин

Слайд 2

Проблема

Слайд 8

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Антон Семенович Макаренко

Слайд 9

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер

Слайд 10

Эльконин Данил Борисович Гальперин Петр Яковлевич Леонтьев Алексей Николаевич На основе внешних материальных действий формируются внутренние действия, то есть умственные; они то и обеспечивают человеку ученье мыслить, ориентироваться в окружающем мире.

Слайд 11

результаты

Слайд 12

6в класс 2014-2015

Слайд 13

6б-7б-8б класс

Слайд 14

6 а класс

Слайд 15

Мотивы и цели

Слайд 16

Теоретическая информация по проблеме http://www.myshared.ru/slide/340618/ http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/10/10/praktiko-orientirovannoe-obuchenie http://www.myshared.ru/slide/932782/ http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2011/11/03/iz-opyta-rabota-po-praktiko-orientirovannomu

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическое объединение" в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года-2011"

Участник конкурса устно представляет свой профессиональный опыт как опыт, сформировавшийся при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учр...

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года

Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики школы в 2012-2013 учебном году

Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики отражает: участие учителей в различных конкурсах разного уровня, прохождение курсов повышения квалификации, результаты учебной...

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ. выступление на методическом объединение

В связи с открытием  класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания н...

Руководителю МО "Отчёт о работе методического объединения классных руководителей в 2012-2013 учебном году"

Отчёт знакомит с итогами работы методического объединения классных руководителей за 2012-2013 учебный год...

Анализ основных направлений деятельности методического объединения учителей математики, физики, информатики и ИКТ в 2013 - 2014 учебном году.

Данная презентация сопровождала выступление по теме "Анализ основных направлений деятельности методического объединения учителей математики, физики, информатьики и ИКТ в 2013 - 2014 учебном году" на а...