Практические работы по географии 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Сущенко Любовь Павловна

Итоговые практические работы по географии для 9 класса УМК В.П.Дронов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_9_klass.docx469.09 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа  № 1

«Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам».

Цель работы: отработать умение описывать угольные бассейны по плану,  используя текст учебника, картосхему, карты атласа

Оборудование: § 2  учебника для  9 класса В.П. Дронова, рис. 4 «География угольной промышленности» стр.15, рис 4Б стр. 16, таблица 1 стр.17. атлас стр.  10-11 «Топливная промышленность»

                                                             Ход работы.

Запишите дату________________________________________________

Выберите    угольный бассейн  для  характеристики.

Исследуя источники географической информации, составьте характеристику выбранного бассейна.

Я исследую __________________________________________________

Определяю в  какой части страны расположен бассейн

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Вид добываемого  угля

______________________________________________________________

Запасы ________________________________________________________

Доля подземной добычи

_______________________________________________________________

Средняя глубина добычи

_______________________________________________________________

Средняя мощность пластов

_______________________________________________________________

Калорийность угля

_______________________________________________________________

Добыча
________________________________________________________________

Использование угля, добытого в данном бассейне.

________________________________________________________________

 Вывод: (проблемы и перспективы развития бассейна)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

    Практическая работа № 2 .

«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия».

Цель: отработать приемы, умения и навыки  определения факторов размещения промышленных предприятий по картам.

Оборудование:  атлас для 9 класса, справочный материал.

                                                   Ход работы:

Откройте  карту атласа «Металлургический комплекс»

 

Запишите дату________________

Найдите на карте атласа основные районы добычи медных руд  и центры производства меди

Названия городов, где есть заводы по выплавке меди

Откуда поступают медные руды

Ревда

 

Верхняя Пышма

Кировград

Норильск

Сделайте вывод:

предприятия по выплавке меди  находятся  ____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Найдите на карте атласа  центры  производства алюминия и установите, какие  факторы влияют на их размещение.

Центры производства алюминия

Факторы размещения производства алюминия

Каменск-Уральский

Красноярск

Братск

Кандалакша

Сделайте вывод: предприятия по выплавке алюминия находятся

__

                                     

Практическая работа №3.

«Сравнение географического положения и планировки двух столиц –

 Москвы и Санкт-Петербурга».

Цель: формирование умений составления  сравнительной характеристики географического положения  и планировки городов на примере Москвы и Санкт-Петербурга.

Оборудование:  атлас для 9 класса : «Северо-Западный экономический район», «Центральная Россия»,  учебник географии, стр.125-129,141-143,  интернет-ресурсы

                                                    Ход работы:

1.Запишите дату________________

2.Найдите на карте Москву и определите в каком экономическом районе она находится___

 3. По данной схеме изучите планировку столицы и определите её вид

              ( радиально-кольцевая , радиально- дуговая)

___ _____________________________________________________

________________________________________________________

C:\Documents and Settings\slp\Рабочий стол\1367.JPG

4. Найдите на карте Санкт-Петербург и определите, в каком экономическом районе он находится_ _________________________________________

5. По данной схеме изучите планировку города и определите его вид

              ( радиально-кольцевая , радиально- дуговая)

__ ______________________________________________________

________________________________________________________

    C:\Documents and Settings\slp\Рабочий стол\2222222.jpg

6. Вывод:   Сравните географическое положение и планировку двух столиц –

 Москвы и Санкт-Петербурга:

__ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 4.

«Выявление и анализ условий для  развития рекреационного хозяйства

на Северном Кавказе».

Цель: формирование умений выявлять и анализировать условия для развития рекреационного хозяйства на примере Северного Кавказа.

Оборудование: атлас для 9 класса стр. 37

учебник стр.163, дополнительный материал, интернет - ресурсы

                                                      Ход  работы:

 1.На основе имеющихся источников географической информации  выявить  и  проанализировать условия для  развития рекреационного хозяйства  на Северном Кавказе

1. Запишите дату___________________

      В каком климатическом поясе расположен район__________________________

     Средняя температура июля_________________________________________

     Средняя температура января_______________________________________

Основной источник влаги для         СеверногоКавказа______________________________________________________

    Количество осадков за год_________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Вывод: обилие тепла и влаги позволяют________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Курортное хозяйство развито в _____________________________________

__________________________________________________________________

Этому способствует_________________________________________________

___________________________________________________________

Источники минеральных вод расположены______________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Наиболее известные курорты и санатории района________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3 .Сделайте вывод, какие  условия способствуют развитию рекреационного хозяйства на Северном Кавказе__      _____________________________________________________________

      _____________________________________________________________

      ____________________________________________________________

                                                  Практическая работа № 5.

«Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем».

Цель: формирование умений давать оценку экологической ситуации на примере Урала                                            

                                                      Ход работы:

Оборудование:

Атлас для 9класса стр. 38-39, 27 Учебник стр.193-194, рисунок 60.

Запишите дату______________________

1 На основе анализа рисунка 60 стр. сделать вывод об экологических проблемах Урала при движении с Севера на Юг______________________________

Север_______________________________________________________

Центральная часть____________________________________________

 Юг________________________________________________________

  1.   Определите  какое место в России занимает район по заболеваемости населения_________________________________________________
  2.  Это вызвано развитием производств , которые называются_________

__________________________________________________________

  1.   Урал - источник экологической опасности общероссийского и мирового масштаба: накоплено 400 млн. тонн радиоактивных и ядовитых отходов. Их концентрация достигает в:

Свердловская область________________________________________

Оренбургская область________________________________________

Челябинская область_________________________________________

      2 Критическим считается уровень – 500 тонн.

     На основании этих выводов оцените экологическую ситуацию в районе

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

     3. Почему наличие речных бассейнов  в районе усугубляет экологическую ситуацию________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1.   Вывод:

выберите , из предложенных вариантов пути  решения экологических проблем на Урале, и дополните своими предложениями

C:\Documents and Settings\slp\Рабочий стол\3333.jpg

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 6

«Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека».

Цель работы:

 отработать умения  и навыки давать оценку природным условиям для жизни и быта человека  на примере Западно- Сибирского района  ,  используя текст учебника, картосхему, карты атласа.

Оборудование: § 48  учебника для  9 класса В.П. Дронова, рис. 64  стр. 205-207, атлас стр.  40-41.

                                                       Ход работы.

Запишите дату__________________

Выполнение работы:

1 Климат Западно- Сибирской  равнины_____________________________.

Он сформировался под влиянием 4 факторов:  

 1_______________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2 Западно-Сибирская равнина богата:

 Реками

 (с притоками)___________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________              

 Озёрами_________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

болотами_________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

    3  Большая протяжённость с Севера на Юг позволяет уместиться здесь нескольким природным зонам с обилием животных и растений:

  А Тундра

Растения___________________________________________________________

___________________________________________________________________

Животные___________________________________________________________

___________________________________________________________________

  Б Лесотундра

Растения____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Животные___________________________________________________________

___________________________________________________________________

В Тайга

Растения____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Животные___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Г Лесостепи , степи

Растения____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Животные___________________________________________________________

____________________________________________________________________

4  Западная Сибирь богата природными ресурсами_________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Вывод ( оцените природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека : благоприятные или неблагоприятные, и предположите виды деятельности, род занятий, востребованные профессии человека зависимости от природных условий региона).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №7

«Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири».

Цель: формирование умений составления сравнительной характеристики подрайонов на примере Южной Сибири.

Оборудование: атлас для 9 класса  карта «Восточная Сибирь и Дальний Восток», учебник стр.234-237;237-240.

                                                     Ход работы:

Запишите дату________________________

А. Определи состав подрайонов:

1 Кузнецко-Алтайский_________________________________________________

___________________________________________________________________

 2 Ангаро-Енисейский_________________________________________________

____________________________________________________________________

  3 Забайкальский_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

       Б Определи  природные ресурсы и богатство подрайонов:

1 Кузнецко-Алтайский_________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  2 Ангаро-Енисейский_________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  3 Забайкальский_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Б.  Определи отрасли специализации подрайонов:

1 Кузнецко-Алтайский_________________________________________________

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  2 Ангаро-Енисейский__________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  3 Забайкальский_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В.  Найди крупнейшие города подрайонов:

1 Кузнецко-Алтайский__________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  2 Ангаро-Енисейский_________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  3 Забайкальский_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г.  Сравни подрайоны и сделай вывод:

Черты сходства___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

       Черты различия___________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...