Рабочая программа "Фитодизайн"
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Программа "Фитодизайна" предлагается учителям при организации кружка по цветоводству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_g_fitodizayn.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В основу программы положена идея изучения комнатных растений, особенностей выращивания и их разведения.

Курс программы «Комнатное цветоводство»предназначен для внеклассной работы с детьми 11-12 лет. В этом возрасте дети способны быстро усваивать информацию, наблюдается стремление к потребности естественного осмысления природного явления, происходит активный процесс мышления, ребята стремятся к самостоятельному осуществлению исследовательской работы.

Программа рассчитана на целый учебный год и включает в себя 36 занятий. Частота и длительность проведения: 1 раз в неделю.

Система занятий строится с опорой на знания, полученные детьми на уроках природоведения. В свою очередь эта программа выступает дополнением к школьной программе. Содержание предусматривает более глубокое изучение экзотических комнатных растений разных экологических видов, способов ухода и размножения. Теоретический материал подбирался таким образом, чтобы сформировать представления о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, что способствовало бы познавательному развитию ребенка.

Полученные теоретические и практические знания на занятиях ребенок закрепляет в повседневной жизни, под первичным контролем учителя. Дети не только ухаживают за растениями в школе, но и наблюдают действие долгосрочного эксперимента, заложенного на занятиях, фиксируют результаты, собирают необходимую информацию для проекта.

Новизна и актуальность данной программы состоит в том, что большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности. Обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важной задачей современного образования.

На занятиях создаются условия для реализации потребности в поисковой активности. Ребенок учится планировать и проводить эксперимент, начиная с выбора темы, умения выдвигать гипотезу, сбора информации, создания плана и условий проведения опыта. В процессе практической работы ребята сами приходят к выводам и обобщениям. Важно подводить детей к логическому завершению эксперимента, создания презентаций, рефератов, отчетов. Воспитанник должен научиться пользоваться компьютером, диапроектором, фотоаппаратом.

Темы эксперимента предложены детям с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, учитывая наклонности, интерес. На занятиях дети будут учиться ставить проблемные вопросы и находить их решения, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Уделено много времени на исследовательскую работу: выращиванию комнатных растений в перевернутом виде, созданию флорариума, огорода на подоконнике, влияние классической музыки (Баха) на рост растений, изобретению мини – садика. Важно, чтобы дети попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Приобретенные знания самостоятельным путем имеют огромную познавательную ценность, способствуют развитию всех мыслительных процессов и удерживаются надолго. В процессе исследовательской деятельности формируются такие важные качества у ребенка как любознательность, ответственность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Практическая работа на занятии формирует знания и умения, которые дети будут использовать в повседневной жизни, украшая свою комнату любимыми растениями, смогут дать практический совет о содержании растений и их полезных, лечебных свойствах.

Цель: Создание условий для раскрытия творческой активности и интересов воспитанников, через вовлечение их в исследовательскую деятельность, способствующую формированию экологических знаний в области комнатного цветоводства.

Личностные результаты

1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций1.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств для её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Задачи.

Образовательные:

-повышать экологические знания в области комнатного цветоводства, формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов;

- учить находить источники информации, умение работать с дополнительной литературой;

-обучение навыкам обработке нужной информации, оформление рефератов и презентаций о результатах исследовательской работы.

- учить применять в жизни, полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением;

Развивающие:

способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности детей;

Воспитательные:

- умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими, усвоение нравственных понятий и норм поведения;

- воспитывать трудолюбие, бережливость, доброту, ответственность за результаты своей деятельности.

По окончании курса программы учащиеся должны знать:

1. Название основных комнатных растений, происхождение и родину.

2. Индивидуальные условия жизни растения

(освещение, температура, влажность).

3. Роль растений в жизни человека.

4. Эстетическое, лечебное значение комнатных растений.

5. Некоторые легенды, сказки о комнатных растениях.

6. Способы вегетативного размножения растений.

Должны уметь:

1. Правильно ухаживать за цветами:

поливка, опрыскивание, рыхление почвы, удаление сухих листьев, расстановка цветов в комнате.

2. Правильно сажать семена растений.

3. Сделать пересадку, перевалку растения.

4. Размножать растение вегетативными частями.

5. Готовить семена к посеву.

6. Наблюдать за ростом и развития растения

7. Создавать элементы фитодизайна.

Основные педагогические принципы, положенные в программу:

- гуманистическое отношение ребенка к окружающему миру;

- опора на интерес, склонности и способности ребенка.

-связь с жизнью;

- связь теории с практикой;

- содружества, сотворчества;

- индивидуального подхода;

- мотивированная творческая целенаправленность;

Методы, используемые при работе:

1. Беседа.

2. Рассказ.

3. Лекция

4. Работа с дополнительной литературой.

5. Работа с Ресурс-Интернетом.

6. Поисковое наблюдение.

7. Эксперимент. Опыт.

8. Практическая работа.

9. Творческий отчет.

Методы обучения

- Исследовательский

- Проблемного изучения

- Частично-поисковой

Основные педагогические технологии

- Интерактивный подход

- Педагогика сотрудничества

Эвристическое обучение (метод Сократа)

- Метод проектов

Механизмы реализации:

Подготовительный этап:

1. Изучение методической литературы, нормативных документов.

2. Собрать библиотеку книг о комнатных растениях и ухода за ними.

3. Утверждение администрацией инструкций по правилам

безопасности.

4. Согласование с администрацией способов финансирования,

с целью приобретения необходимого инвентаря, цветов,

5. Получить консультацию и помощь учителя биологии.

6. Оформление комнаты – фитодизайн, создание развивающих зон:

зеленый уголок, зона для отдыха, территория для творчества, работы на компьютере.

7. Создание видеотеки с дисками познавательного материала.

8. Подготовить банк данных о комнатных растениях.

9. Подбор кроссвордов, загадок, стихов, сказок о комнатных растениях.

10. Поиск материала в сети Интернета.

Основной этап:

Реализация программы «Комнатное цветоводство».

Заключительный этап:

Проведение школьной конференции «Юные Ломоносовы».

Обмен опытом по формированию экологической культуры воспитанников на педсовете.

Диагностика

Анкета «Мои увлечения»;

- «градусник настроения»;

- недописанный текст;

- защита проектов.

Ожидаемые результаты:

• Развитие в детях познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;

• обладание детьми элементарными знаниями и опытом ухода, бережным отношением за комнатными растениями;

• умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими, усвоение нравственных понятий и норм поведения;

• личностный рост каждого ребенка, формирование позитивной системы отношения к миру, готовность к самосовершенствованию, осознание своей индивидуальной целостности;

Формы подведения итогов реализации программы:

- Защита презентаций: «Комнатные растения Лицея», «Лекарственные растения Хохольского края», «Правила ухода за комнатными растениями»     - обмен опытом на педагогическом совете.

Тематический план

Кол-во часов

Дата проведения

Тема (теория)

Практическая часть

Средства

Игровые технологии

Опыты,

исследования

Творческая деятельность

1

08.09

Вводное занятие.

Правила безопасного поведения.

Экскурсия.

Анкета «Мои увлечения».

Составление дизайнерских эскизов. Обсуждение.

2

15.09

Удивительный мир деревьев.

Как появились растения на планете?

Подготовка

к проекту «Комнатные растения Лицея».Распределение поручений, работа на компьютере, создание презентации.

Презентация «10 удивительных деревьев планеты»

Фотографиров. цветов.

В течение недели сбор материала о наших растениях

-библиотека, консультация у учителя биологии.

3

22.09

Проект-«Комнатные растения Лицея».

Защита рефератов – обобщение.

Предметом исследований являются наши комнатные растения.

Оформление. Расстановка растений. Как разместить «зелёных друзей?».

Демонстрация презентации.

Игра «Найди меня». Сюрпризный момент Найди приз под .

Рассматривание, заучивание названий растений.

Опыт испарения воды листьями

Продолжение сбора материала.

4

29.09

Классификация комнатных растений. Декоративно-лиственные, красивоцветущие, лианы и ампельные растения, кактусы и суккуленты.

Проведение паспортизации растений, уход за цветами.

Огород на окне.Наблюдение за мятой, мелиссой –признаки различия и сходства.

Дизайн горшков

(Работа парами).

5

06.10

Традесканция.

История. «Бабьи сплетни».

Сколько на земле растений?

Проведение паспортизации растений.

Уход за растениями.

Игра – приветствие «Где ты был?»

Релакс.

Презентация:«Правила ухода закомн.растением».

Постановка опыта. Как превратить традесканцию в подводное растение.

Изготовление презентации «Правила ухода за комнатными растениями».

6

13.10

Основные правила ухода за растениями.

Уметь определять и различать комнатные растения.

Польза от растений

Алоэ. Столетник. История. Целебные свойства.

Проведение паспортизации растений.

Игра

«Я садовником родился…».

Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству.

Наблюдение за традесканцией.

Опыт. Движение растения к свету.

(колеус)

Фитодизайнерское решение. Оформление уголка «Мы рисуем природу».

7

20.10

Знакомство.

Герань-Пеларгония-символ уюта и комфорта.

Клюв аиста. Вы сомневались что посадить? Посадите герань.

(высадка герани-3 горшка) правила посадки.

Черенок.

Игра «Выбери меня»

Презентация «Герань»

«градусник настроения»;

Наблюдение.

Демонстрация.

Опыт.Для чего нужны корни?

Конкурс чтецов, стихи о герани.

8

27.10

Создание флорариума композиции «сад за стеклом».

Ученый-делает сообщение об истории возникновения, применении.

Дизайн+наука.

«Исследователь»-рассказывает о способах изготовления.

(Дискуссия).

Работа по изготовлению флорариума.

Игра «Где ты был? Упр. «Сотвори солнце в небе»

Гипотеза – благодаря круговороту и обмену веществ в замкнутом пространстве, растение благополучно развивается..

Изготовление флорариумов

9

10.11

Хлорофитум. История.

Полезные качества комнатных растений для человека.

Посадка хлорофитумов перевернутом виде.

Загадки о цветах.

Викторина.

Упр.

«Животных»

«Полюбуемся домашним садиком»

Опыт-наблюдение.

Куда будут расти корни?

Оформление паспортов.

10

17.11

Гардения. Капризная красотка. История. Особенности.

Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?

Способы размножения, верхушечное черенкование.

Упр. «Тропинка»

«Я загадал цветок» игра

Наблюдение, выводы о жизни растений за стеклом

Составление кроссвордов.

Придумаю свою сказку о любимом цветке.

11

24.11

Изготовление травяничка.

Изготовление травяничка.

«От какого растения лист». «Угадай по описанию»

«Гусеница».

Наблюдение за традесканцией, хлорофитумом.

Проявление фантазии, смекалки, желания удивить окружающих.

12

01.12

Акция «Я поддерживаю чистоту».

Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места. Решение экологических задач.

Каланхоэ. История. Лечебные свойства.

Огород на окне.

Посадка лука,

петрушки.

Приветствие «Карусель хлопков».

Упр. «Горячие пожелания».

Фасолинка желаний.

Поставить фасолины на проращивание.

Чере2-3 дня

Наблюдение за фасолинками.

Что внутри семени?

Сюрпризный момент. Встреча с доктором «Айболитом»

Инсцениров.

13

08.12

Бегония. Растение - фитонциды,

Комнатные цветы для красоты и экологии дома.

Посадка в почву фасоли.

Посадка луковицы бегонии в почву.

Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.

Упр. «Сотвори солнце в небе»

Опыт.

Бегония из треугольничков. Черенкование путем деления листа.

Фитодизайнерское решение.

Оформление горшков.

(Две группы)

14

15.12

Драконовое дерево. Драцена. Легенда. История. Цветок из семечка.

Посадка семян драцены. Земля для посадки.

Показ слайдов.

Наблюдение за листочками бегонии.

Уход. Полив.

15

22.12

Кофейное дерево. История. «Похищенное сокровище. Уход. Перспектива. Откуда родом комнатные растения?

Посадка семян.       Кофе.

Упр. «Сотвори солнце в небе»

Наблюдение за растением флорариума.

Пантомима.Изобрази комнатное растение. «Дай-ка приготовлю чашку кофе».

16

12.01

Аспидистра – дружная семейка.

Работа парами. Создание мини садика.

Релакс. Прослушивание шума леса, звук водопада,Упр. «Сотвори солнце в небе»

Результат опыта деление листа бегонии на черенкование. Наблюдение за количеством хлорофилла в листьях аспидистры.

Чудеса из ненужных вещей.

Изготовление поделок.

17

19.01

Сансевьера-доктор с подоконника. История Паспорт.

Знаете ли вы растения, листики которых могут давать корни?

История о Щучьем хвосте. Какие комнатные растения кажутся вам хрупкими и чувствительными созданиями?

Опыт сила набухания семян гороха.

Лепка из соленого теста

18

26.01

Какие лечебные свойства комнатных растений вы знаете?

Уход за растением.

Выводы опыта с горохом. Сила набухания семян

Как вы думаете, растения реагируют на слова, речь?

19

02.02

Проект-подготовка «Лекарственные растения Хохольского края»      «Есть в травах и цветах целительная сила..»

Распределение заданий, инструкция. План действий

Оздоров. минутка «Создай солнышко в себе», «Гора». Игра “Врач и больной”:

Опрос работников школы на знание лечебных свойств комнатных растений

Работа в библиотеке.Поиски информации в интернете, Зарисовки. Создание мини-бюллетеня (стенгазета»

20

09.02

Презентация проекта.«Лекарственные растения Хохольского края». Комнатные санитары

Защита рефератов, просмотр презентации Полезные советы. Обзор анкетирования.

Прослушивание птичьих голосов.

Наблюдение за всходами драцены. Опыт. Испарение влаги с листьев растений.

Сценка

«У меня зазвонил телефон…».

21

16.02

Фиттония-растение болотистых лесов Перу. Уход.

Продолжать изучать литературу. Составить обобщенную таблицу о растениях- целителях и их использовании.

Познавательная викторина Игра «Веточкилисточки». «градусник настроения»;

Наблюдение за хлорофитумом в перевернутом виде.

22

01.03

Посадка на рассаду. Перец, петунья, анютины глазки, астра.

Действие по инструкции. Правила безопасности.

Наблюдение за почвой, за семенами.

Сбор загадок, поговорок пословиц о семенах. Работа в библиотеке.

23

15.03

Что внутри у семян? Алоказия-путешественница из тропиков Азии. Цветение. История.

Биологическая игра «Узнай растение по семени». Загадки поговорки о семенах.

Изготовление цветов при помощи семян тыквы, фасоли. Объемная аппликация.

24

22.03

«Расскажу о Родине моей». Просмотр видеоматериала.

Просмотр видеоматериала. Вопрос-ответ

Песни Визбора.

25

05.04

Гидрогель. Использование во Флорариумах.Флорариум в лампочке.

Красота своими руками. Посадка растения в лампочку.

Просмотр слайдов.«Найди сходство»Знакомство с ресурс-интернетом.

Наблюдение и уход за всходами драцены, кофейного дерева (посадка в конце декабря).

ОформлениеДизайн Мини садиков в лампочке

24

12.04

Ядовитое растение. Диффенбахия.От красоты до яда. Преставление.

«Недописанный текст».

Наблюдение за мини садиком в лампочке.

«Сказка о моем любимом растении»

27

19.04

Узумбарская фиалка. История. Знаете ли вы растения, листики которых могут давать корни?

Знаете ли вы растения, листики которых могут давать корни?

Составление праздничного букета

28

26.04

Научно-исследовательская деятельность. Организация опыта Влияние разной музыки на рост и развитие семян овса.

Заложение эксперимента.

Цель: в ходе опыта пронаблюдать, какое влияние оказывает разнообразная музыка на развитие растения из семени.

Гипотеза:  растения слышат звуки и реагируют на музыку.

Проектно-исследовательская деятельность.

29

03.05

Знакомство с творчеством И.С.Баха. Органная музыка. Рассказ педагога.     Как вырастить ананас дома.

Посадка листа фиалки. Подготовка почвы, рыхление полив. Посадка верхушки ананаса.

Прослушивание музыки Баха.

Наблюдение за семенами овса. Наблюдение за листовым черенком фиалки, узнать корешок.

Прослушивание музыки И.С.Баха.

30

10.05

Переход к активному периоду жизнедеятельности растений. Активный полив и подкормка растений. Купание влаголюбивых.

Пересадка сильно выросших растений, деление материнского растения на дочерние (вегетативное размножение).

Наблюдение за количеством проросших семян. Предварительные выводы.

31

17.05

Работа по сохранению и обогащению коллекций комнатных растений. Карта мира на окне. (см. Верзилин)

Посадка, пересадка– перевалка комнатных растений.

Упр. «Сотвори солнце в небе»

Наблюдение за движением стебельков овса к звучащей музыке.

32

24.05

Защита проекта. «Влияние разнообразной музыки на рост и развитие семян овса»

Ученый- «опыты ученых влияние музыки на рост растения». Исследователь – расскажет о итогах нашего эксперимента. (метод аквариум).

Подведение итога эксперимента с семенами овса. Всходы овса на корм птицам.

33

24.05

Подготовка к конференции по программе.

Изготовление декорации.

Работа в библиотеке, в компьютерном классе, оформление рефератов.

35

31.05

Конференция «Я–исследователь».

Рефераты, презентации, демонстрация, выставка, театрализация.

36

31.05

Высадка цветочных растений на клумбы.

Работа на пришкольном участке.

Достигнутые результаты

1. Созданы условия для экологического воспитания и развития учеников.

2. В течение года увеличился видовой состав цветочных растений в результате посадки с детьми новых комнатных растений.

3. Организовали «огород на окне». Учащиеся выращивают лук, декоративный перец, рассаду цветочных культур, пряные травы.

4. Учащиеся проявляют свои творческие способности, приобретают вкус и навык декоративного оформления. Оформлена выставка «Красота своими руками», на которой выставляются поделки.

5. Ребята увлечены исследовательской работой, повысилась учебная мотивация, познавательный интерес.

6. Ученики получили жизненный опыт по комнатному цветоводству, имеют первоначальный навык ухода за растением, знают названия комнатных цветов, способы вегетативного размножения.

7. Наблюдается единение с природой, дети проявляют доброту, заботу о животных и растениях, снизилась агрессивность в поведении, наблюдается проявление эмпатии, взаимопомощи.

Литература

1. Бухарина Е.М. Комнатные растения. Энциклопедия. М.:Астрель, 2007

2. Верзилин Н.М. «Путешествие с домашними растениями». Государственное издательство Детская Литература; Москва» 1970г.

3. Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся «Начальная школа» №1, 2011

4. Фролова Н.А. Курс лекций (Основы цветоводства) . 2001г

5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: Кладезь-Букс, 2007. 256 с.

6. Цветы в интерьере. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 223 с

7. Чечина Л.А. «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

Ресурсы Интернета

1. Чудо дерева. Могучая травинка. Вопросы и задания к теме. Сказки о деревьях. Комнатные цветы. Л. Скребцова cvetyiderevja.ru/.../skazki-o-cvetah.html

2. Книги со Сказочными Викторинами. Сказочники. Библиотека. Сказки по Темам.Волшебная рябинка А. Лопатина. Азалия и Белый Кот Л.В. Скребцова. Домашний садик Л. В. Скребцова.

skazvikt.ucoz.ru/publ/16-1-0-173

3. Энциклопедия. Уход за растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...