рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Латыпова  Зулия Лутфулловна

Данная рабочая программа разработана  по ФГОС для 5 класса к учебнику Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5.docx76.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с.Абзаново

муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/Латыпова З.Л./

Протокол № __________

от   «____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОБУ СОШ с.Абзаново

_____________/Булатасова С. А./

«____»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор МОБУ СОШ с.Абзаново

_________ /Тимербулатова Г. М./

Приказ № __________

от «___»__________2015 г.

02-07

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 5 класса

учителя географии первой категории

Латыповой Зулии Лутфулловны

 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учебного курса географии для 5 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса географии  для 5 класса  составлена на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Национальная инициатива «Наша новая школа», утвержденный приказом Министерства образования и науки № 271 от 04.02.2010 г.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.  № 1897, зарегистрирован  в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного  образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 года г.  № 986 «Об утверждении федеральных требований  

 к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования  помещений», зарегистрирован

в Минюсте 8 февраля 2010 г.,  регистр.№ 16299

- Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 29 декабря  2010 года № 189 г.  «Об утверждении СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегист.    в Минюсте  РФ 3 марта 2011 г., №19993

-Приказ Минобрнауки России № 253  от 03.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию  программ начального общего, основного, среднего общего образования».

- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 № 696-3

- О рекомендуемых Базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных организаций Республики Башкортостан

на 2015-2016 учебный год,  утвержденный приказом № 905  Министерства образования РБ от 29.04.2015 г.

- Региональный базисный  учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций  Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом № 90 Министерством образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г.

-Учебный план на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 57.9 от 31.08.2015 г.

-Устав МОБУ СОШ с. Абзаново

- Программа развития МОБУ СОШ с.Абзаново на 2014-2018 годы

-Основная  образовательная программа основного общего образования  СОШ с.Абзаново

- Примерные программы по предмету

  • - Протокол заседания педсовета от 23.06.2015 г.  №7, протокол родительского совета от 08.01.2015 г.  №2

- «Положение о промежуточной  аттестации обучающихся»- локальным актом общеобразовательной организации, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы промежуточной аттестации обучающихся

  1. Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по  географии   основного общего образования и  программы для 5-9 классов / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М.: Вентана-Граф, 2012. - 328 с.  и ориентирована на использование учебника Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил. , рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии

с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа рассчитана на  35 часов (1 час в неделю)

Для реализации программного содержания используется следующий  учебно-методический комплект:

  1. Учебник. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил.  
  2. Рабочая тетрадь. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: рабочая тетрадь / А.А. Летягин. - М.: Вентана-Граф. 2014.  

Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по географии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Промежуточная  итоговая аттестация обучающихся по курсу «География» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся  основной школы.

Статус документа

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом  стандарта основного общего образования на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего и среднего общего  образования по географии (базовый уровень)  и авторской программы для 5-9 классов / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2012. - 328 с.

 Рабочая программа разработана в целях конкретизации межпредметных и внутрипредметных связей,  учебного процесса и возрастных особенностей.  Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и определяет минимальный набор опытов и практических работ.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии,  тематический план; основное содержание, требования к уровню подготовленности обучающихся, учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика предмета

Основной целью курса является:

- систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человек;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

     География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
   Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Место учебного предмета в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет – 272, из них 35 часов (1 час в неделю) в  5 классе

. Основное содержание

Раздел 1.    Введение. Географическое познание нашей планеты(3 часа).

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии.

 Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Земля как планета солнечной системы(4 часа).

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.

  Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.

  Пояса освещенности. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Раздел 3. Геосферы Земли(25часов).

 Тема 1. Литосфера (8часов).

   Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера -твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин.

  Проявление внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры.

  Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

 Материковая и океаническая земная кора. Нарушение слоев земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения.

  Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов.

  Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

   Тема 2. Атмосфера (4 часа).

 Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы.

 Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска».

         Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

Тема 3. Водная оболочка Земли (7 часов).

         Гидросфера и ее части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле.

        Мировой океан. Береговая линия. Части мирового океана. Суша в океане.

        Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады.

        Что такое озеро? Озерная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды.

         Вода- основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

Тема 4. Биосфера (6часов).

        Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле.

        Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.

        Степи. Лиственные леса. Тайга.

        Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане.

        Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Резерв 2 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающийся должен уметь:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного курса

Личностные результаты

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду.

3. Формирование целостного мировоззрения.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре.

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

6. Формирование  основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

1. Объяснять существенные признаки понятий:

- географический объект;

- глобус;

- земная ось;

- географический полюс;

- экватор;

- литосфера;

- земная кора;

- атмосфера;

- погода;

- гидросфера;

- океан;

- море;

- река;

- озеро;

- биосфера.

2. Использовать понятие для решения учебных задач по:

-ориентированию на местности;

- проведению глазомерной съемки местности;

- определению атмосферного давления;

- созданию самодельных метеорологических измерителей;

-определению суточной температуры;          

- воздуха    определению образованию тумана;

-выявлению причин  особенностей годового распределения осадков на Земле;                            

-определению механического состава почвы.                

3. Приводить примеры:

- географических объектов своей местности;

- результатов выдающихся географических открытий и путешествий;

-форм рельефа суши;

- ветров различного направления.

4. Отбирать источники географической информации для:

- описания  формы рельефа;

- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;

- составления описаний  гор, равнин, океанов, рек и их географического положения;

    -объяснения причин разнообразия климата на Земле;

- составления описаний  глубин океанов.

5. Использовать приобретенные знания и умения для:

- приведения фенологических наблюдений;

- чтения физических карт, карт погоды, растительного и животного мира;

- оценки интенсивности землетрясений;

- выделения частей мирового океана, источников питания и режима реки;

- определения температуры и давления воздуха ,направления и скорости ветра ,виды облаков и атмосферных осадков;

- составления коллекции комнатных растений;

- составления описания коллекций комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы;

- для понимания причин фенологических наблюдений;                                                            

-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков

6. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности их разных источников.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное  понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный  материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

•        выполнил работу без ошибок и недочетов;

•        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

•        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

•        не более двух грубых ошибок;

•        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух-трех негрубых ошибок;

•        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

•        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно .Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения

к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все

географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в

определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в

использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются

существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта

должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

урока

Планируемый результат

Виды

деятельности

Домашнее

задание

предметный

метапредметный

личностный

базовый

повышенный

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-2

География — одна

из наук о планете Земля

знать: география, географический объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка;

    объяснять и использовать в решении учебных  задач: географический объект, компас;

   приводить примеры выдающихся открытий и путешествий.

приводить примеры географических объектов своей местности

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью;    умение организовывать свою деятельность; определять её  цели и задачи;- выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

п.1 с.5-10

3

Наблюдения — метод географической науки

оценивать прогноз погоды по народным приметам;

знать: горизонт, наблюдение

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Проводить наблюдение за изменением тени гномона[1]

п.2 с.10-13

Земля как планета Солнечной системы (5 ч)

Планета Земля (5 ч)

4

Земля среди других планет Солнечной системы

Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система;

приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью;    умение организовывать свою деятельность; определять её  цели и задачи;- выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

П.р.1 Наблюдение за погодой

п.3с.14-18

5-6

Движение Земли по около солнечной орбите

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

п. 4 с.19-23

7

Суточное вращение Земли

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы»

п. 5 с.24-28

8

Обобщающее повторение

К.р. 1

Геосферы Земли (27 ч)

Литосфера (8 ч)

9

Слои «твёрдой» Земли

Знать и объяснять:  литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология;

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.

составлять описание гор и равнин, их географического положения.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников.

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью;    умение организовывать свою деятельность; определять её  цели и задачи;- выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

П.6 с.29-33

10

        

Вулканы Земли

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы»

П.7 с.35-39

11-12

Из чего состоит земная кора

0

П.р.2 Горные породы, слагающие земную кору

П.8 с.41-45

13

Строение земной коры. Землетрясения

Строить модель «твёрдой» Земли

П.9 с.45-53

14-15

Рельеф земной поверхности

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

П.10 с.54-57

16

Человек и литосфера

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

П.11 с.59-62

Атмосфера (6 ч)

17

Воздушная оболочка Земли.

Знать и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков,  стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью;    умение организовывать свою деятельность; определять её  цели и задачи;- выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

 

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

П.12 с.64-69

18-19

Погода и метеорологические наблюдения.

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

П.13 с.70-75

20-21

Человек и атмосфера

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)

П.14 с.76-82

22

Обобщающее повторение

Контр. Работа  2.

Водная оболочка Земли (7 ч.)

23-24

Вода на Земле

знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;

устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;

 приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях;

составлять описание океанов и рек по плану.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью;    умение организовывать свою деятельность; определять её  цели и задачи;- выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

 

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

П.15 с.84-89

25

Мировой океан — главная часть гидросферы

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

П.16 с.90-95

26

Воды суши. Реки

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

П.17 с.96-103

27-28

Озёра. Вода в «земных кладовых»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

П.18 с.103-109

29

Человек и гидросфера

П.19 с.109-115

Биосфера (6 ч.)

30

Оболочка жизни

знать и объяснять: биосфера,  палеонтология, биогеография,  экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник;

устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью;    умение организовывать свою деятельность; определять её  цели и задачи;- выбирать средства   и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

П.20 с.115-120

31

Жизнь в тропическом поясе

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

П.21 с.121-128

32

Растительный и животный мир умеренных поясов

Создавать игры биогеографического содержания

П.22 с.130137

33

Жизнь в полярных поясах и в океане

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

П.23 с.138-146

34

Природная среда. Охрана природы

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

П.24 с.147-151

35

Обобщающее повторение

Учебно-методическое и материально – техническое  обеспечение  образовательного  процесса

a)        Учебно- методический комплекс

1.        Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ.ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 192 с.

2.        Атлас. Начальный курс географии. 5 класс., Душина И.В., Летягин А.А.. Изд-во «Вентана-Граф» 2015 год

3.        Рабочая тетрадь. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: рабочая тетрадь / А.А. Летягин. - М.: Вентана-Граф. 2015.  

4.        Петрова Н.Н.  – Темы школьного  курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2010

5.        Петрова Н.Н. – Темы школьного  курса: План и карта – М.: Дрофа. 2010.

6.        Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная  литература для учащихся:

1.        За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.

2.        Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.

Региональный  компонент:

1.        Особо охраняемые природные территории  Республики Башкортостан. Уфа, Китап, 2005.

b)        Учебно- практическое  и учебно-лабораторное оборудование:

•        Теллурий, глобусы,  компас

c)        Стенды для временных экспозиций

d)        Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

•        Компьютер

•        Мультимедиа-проектор

•        Электронный учебник  «Начальный курс географии» для учащихся. 6 класса. Дронов.

•        Выход в Интернет.

е) Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий

•        Карты по физической географии:  физическая карта полушарий, физическая карта России

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...