рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Латыпова  Зулия Лутфулловна

программа для 6 класса по ФГОС к учебнику Летягина А.А. География.  6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp6.docx89.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с.Абзаново

муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/Латыпова З.Л./

Протокол № __________

от   «____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОБУ СОШ с.Абзаново

_____________/Булатасова С. А./

«____»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор МОБУ СОШ с.Абзаново

_________ /Тимербулатова Г. М./

Приказ № __________

от «___»__________2015 г.

02-07

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по географии для 6 класса  

учителя географии первой категории

Латыповой Зулии Лутфулловны

 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учебного курса географии для 6 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса географии  для 6 класса  составлена на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Национальная инициатива «Наша новая школа», утвержденный приказом Министерства образования и науки № 271 от 04.02.2010 г.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.  № 1897, зарегистрирован  в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного  образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 года г.  № 986 «Об утверждении федеральных требований

 образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования  помещений», зарегистрирован

в Минюсте 8 февраля 2010 г.,  регистр.№ 16299

- Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 29 декабря  2010 года № 189 г.  «Об утверждении СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегист.    в Минюсте  РФ 3 марта 2011 г., №19993

-Приказ Минобрнауки России № 253  от 03.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию  программ начального общего, основного, среднего общего образования».

- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 № 696-3

- О рекомендуемых Базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных организаций Республики Башкортостан

на 2015-2016 учебный год,  утвержденный приказом № 905  Министерства образования РБ от 29.04.2015 г.

- Региональный базисный  учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций  Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом № 90 Министерством образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г.

-Учебный план на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 57.9 от 31.08.2015 г.

-Устав МОБУ СОШ с. Абзаново

- Программа развития МОБУ СОШ с.Абзаново на 2014-2018 годы

-Основная  образовательная программа основного общего образования  СОШ с.Абзаново

- Примерные программы по предмету

  • - Протокол заседания педсовета от 23.06.2015 г.  №7, протокол родительского совета от 08.01.2015 г.  №2

- «Положение о промеж аттестации обучающихся»- локальным актом общеобразовательной организации, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы промежуточной аттестации обучающихся

  1. Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по  географии   основного общего образования и  программы для 5-9 классов / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. – М.: Вентана-Граф, 2012. - 328 с.  и ориентирована на использование учебника Летягина А.А. География.  6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил. , рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа рассчитана на  35 часов (1 час в неделю)

Для реализации программного содержания используется следующий  учебно-методический комплект:

  1. Учебник. Летягин А.А. География. Начальный курс.  6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 160 с.: ил.  
  2. Рабочая тетрадь. Летягин А.А. География. 6 класс: рабочая тетрадь / А.А. Летягин. - М.: Вентана-Граф. 2014.  

Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по географии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Промежуточная  итоговая аттестация обучающихся по курсу «География» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся  основной школы.

Статус документа

  1. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом  стандарта основного общего образования на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего и среднего общего  образования по географии (базовый уровень)  и авторской программы для 5-9 классов / А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2012. - 328 с.

 Рабочая программа разработана в целях конкретизации межпредметных и внутрипредметных связей,  учебного процесса и возрастных особенностей.  Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и определяет минимальный набор опытов и практических работ.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии,  тематический план; основное содержание, требования к уровню подготовленности обучающихся, учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика предмета

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
  • развивать познавательный интерес учащихся 5-9  классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

            Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).

Место учебного предмета в базисном учебном плане

Программа линии УМК Издательского центра «Вентана-Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них  35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5  класс, 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 6  класс, 70 ч (2 ч в неделю) приходится на 7  класс, 70 ч (2 ч в неделю) приходится на 8  класс, 68 ч (2 ч в неделю) приходится на 9  класс.

Основное содержание

Введение. Географическое познание нашей планеты

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Планета Земля Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел «Изображение земной поверхности»

План местности. Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности. Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.

Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел «Геосферы Земли»

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники —  источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Почвенный покров. Почва и её образование. Плодородие почвы.

Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Географическая оболочка Земли. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы.

Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающийся должен  знать и уметь:

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас.

Использовать понятия географический объект, компас для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.

Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Использовать понятия глобус, земная ось, географический полюс, экватор для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.

Приводить примеры планет земной группы.

Понимать причины фенологических явлений.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота.

Использовать понятия план местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению относительных высот на местности и абсолютных высот по карте, по чтению плана и карты.

Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения.

Определять по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины.

Использовать понятия литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.

Составлять описание гор и равнин, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: гидросфера, океан, море, река, озеро.

Использовать понятия гидросфера, океан, море, река, озеро для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды.

Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и по происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды.

Составлять описание океанов и рек, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Использовать понятия атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: биосфера, природный комплекс.

Использовать понятия биосфера, природно-территориальный комплекс для решения учебных задач по определению механического состава почвы, по определению правил ухода за комнатными растениями.

Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы, растений разных районов Земли.

Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, раса.

Использовать понятия географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, природно-хозяйственный комплекс, раса для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.

Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли.

Приводить примеры представителей различных рас.

Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе.

Составлять описание представителей различных рас.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного курса

Личностные результаты

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительного отношения к труду.

3. Формирование целостного мировоззрения.

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре.

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

6. Формирование  основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

10. Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

1. Объяснять существенные признаки понятий:

- географический объект;

- глобус;

- земная ось;

- географический полюс;

- экватор;

- литосфера;

- земная кора;

- атмосфера;

- погода;

- гидросфера;

- океан;

- море;

- река;

- озеро;

- биосфера.

2. Использовать понятие для решения учебных задач по:

-ориентированию на местности;

- проведению глазомерной съемки местности;

- определению атмосферного давления;

- созданию самодельных метеорологических измерителей;

-определению суточной температуры;          

- воздуха    определению образованию тумана;

-выявлению причин  особенностей годового распределения осадков на Земле;                            

-определению механического состава почвы.                

3. Приводить примеры:

- географических объектов своей местности;

- результатов выдающихся географических открытий и путешествий;

-форм рельефа суши;

- ветров различного направления.

4. Отбирать источники географической информации для:

- описания  формы рельефа;

- объяснения происхождения географических названий гор, равнин, океанов, морей, рек, озер;

- составления описаний  гор, равнин, океанов, рек и их географического положения;

    -объяснения причин разнообразия климата на Земле;

- составления описаний  глубин океанов.

5. Использовать приобретенные знания и умения для:

- приведения фенологических наблюдений;

- чтения физических карт, карт погоды, растительного и животного мира;

- оценки интенсивности землетрясений;

- выделения частей мирового океана, источников питания и режима реки;

- определения температуры и давления воздуха ,направления и скорости ветра ,виды облаков и атмосферных осадков;

- составления коллекции комнатных растений;

- составления описания коллекций комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы;

- для понимания причин фенологических наблюдений;                                                            

-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков

6. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности их разных источников.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное  понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный  материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного

материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

•        выполнил работу без ошибок и недочетов;

•        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

•        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

•        не более двух грубых ошибок;

•        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух-трех негрубых ошибок;

•        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

•        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно .Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения

к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все

географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в

определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в

использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются

существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта

должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тематическое планирование

№ урока в году

Темы уроков

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата план.

Д/З

Дата факт.

личностные

метапредметные

предметные

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч.)

1

Урок 1.

Начало географического познания Земли.

Построение модели гномона.

Измерение высоты Солнца над горизонтом.

Составление своей «Карты мира» в «Дневнике географа-следопыта».

- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению

-осознание значимости выдающихся географических открытий и путешествий в познании Земли;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Регулятивные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

Познавательные:

- владение устной и письменной речью

-смысловое чтение

-умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте,  строить логическое рассуждение,  делать выводы;

-умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

П.1,в.3 с.7-9

2

Урок 2.

География в Средние века (Европа).

Чтение фрагмента «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.

Работа со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».

Проведение оценки прогноза на лето, составленного по народным приметам в 5 классе[1].

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

П.2в.4,7

3

Урок 3.

География в Средние века (Азия).

Изучение устройства компаса.

Создание модели компаса.

Определение направлений на стороны горизонта и визирование по компасу.

Использовать понятия компас для решения учебных задач по визированию и определению направлений на стороны горизонта 

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

П.3с.20

4

Урок. 4.

Великие географические открытия.

Работа с топонимическим словарём. Создание игры «Материки и части света».

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий.

П.4 с.27

5

Урок 5.

Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках.

Подготовка своей первой научной экспедиции с целью обнаружения географического объекта своей местности – памятника природы.

Проведение, обработка результатов и подведение итогов школьной экспедиции.

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий

П.5с.33вопросы,презентация

6

Урок 6.

Современные географические исследования.

Изучение изображений Земли из космоса. Работа по освоению «языка» космических снимков.

Самостоятельная работа№1

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний

П.6 с.39доклад

Раздел I. Изображение земной поверхности (12 ч.)

План местности (6 ч.)

7

Урок 7.

Изображения земной поверхности.

Сравнение различных изображений территории музея-заповедника «Поленово». Определение изображения, дающего наиболее полную и точную информацию о местности.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-будет развиваться опыт практической деятельности

для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Регулятивные:

- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

Познавательные:

- владение устной и письменной речью

- умение определять понятия, делать выводы;

- умение создавать, применять  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение;

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности,

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана

П.7 с.44вопросы

8

Урок 8.

Ориентирование на местности.

Подготовка самодельного оборудования для проведения ориентирования на местности.

Определение средней длины своего шага.

Проведение ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке, во внеурочное время.

Практическая работа №1

Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, Определять по плану направления и местоположение географических объектов 

Использовать понятия план местности, азимут, для решения учебных задач по ориентированию на местности,

П.8с.48

9

Урок 9.

Топографический план и топографическая карта.

Создание игры «Топографическое домино».

Проведение чемпионата по топографическому домино во внеурочное время.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб,

Определять по плану расстояния Использовать понятия масштаб, для решения учебных задач по  составлению плана местности (маршрута

П.9с.56

10

Урок 10.

Как составляют топографические планы и карты.

Проведение полярной съёмки пришкольного участка.

Проведение маршрутной съёмки местности и составление плана «Мой путь из дома в школу» во внеурочное время.

Практическая работа №2

Использовать понятия план местности, азимут, масштаб, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута) Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

П.10

11

Урок 11.

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

Создание и работа с макетами холмов. Обозначение на макетах линий с одинаковой высотой.

Определение зависимости густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.

Чтение топографической карты своей местности, определение относительных высот отдельных форм рельефа во внеурочное время.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: абсолютная и относительная высота. Использовать понятия, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по определению относительных высот на местности по чтению плана

Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

П.11

12

Урок 12.

 Виды планов и их использование.

Создание серии схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».

Разработка плана реконструкции пришкольного участка и выбор места для установки около школы солнечных часов во внеурочное время.

Самостоятельная работа№2

Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

П.12

13

Урок 13.

Глобус – модель Земли.

Работа со школьным глобусом: определение масштаба, измерение длин экватора и меридианов, расстояний между объектами, протяжённости Африки с севера на юг.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

 -будет развиваться опыт практической деятельности

для чтения карт различного содержания

Регулятивные:

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

Познавательные:

- умение определять понятия и использовать понятия для решения учебных задач

- умение создавать, применять  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение;

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, глобус.

Использовать понятия масштаб для решения учебных задач по определению расстояний

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  глобуса, их различия по масштабу

П.13

14

Урок 14.

Географические координаты. Географическая широта.

Определять по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов

П.14-15

15

Урок 15.

Географические координаты. Географическая долгота.

Определять по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов

Фронтальный опрос, индивиду

16

Урок 16.

Определение расстояний и высот по глобусу.

Изготовление масштабной линейки для школьного глобуса.

Измерение расстояний по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготовление кольцевой подставки для школьного глобуса.

Ориентирование глобуса в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север-юг».

Создание рельефной карты Африки в технике бумагопластики.

Определять по глобусу расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, и местоположение географических объектов

П.16

17

Урок 17.

Географическая карта.

Изучение правил работы с контурными картами.

Обозначение положения географического объекта на контурной карте, показ направлений на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, географическая карта,

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения

П.17

18

Урок 18.

Географические карты и навигация в жизни человека.

Создание игры «Картографическое домино».

Изготовление самодельного эклиметра.

Определение географических координат школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проведение чемпионата по картографическому домино.

Измерение высоты Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями).

Самостоятельная работа№3

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки  географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт различного содержания

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Самостоятельная работа№3

П.18

Раздел II. Геосферы Земли (15 ч.)

Литосфера (5 ч.)

19

Урок 19.

Минералы.

Работа с коллекцией минералов и горных пород.

Описание свойств одного минерала, определение его твёрдости.

Запись результатов изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта».

Практическая работа №3

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми ;

 -будет развиваться опыт практической деятельности

для чтения  физических карт

Регулятивные:

-умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

Познавательные:

- умение определять понятия и использовать понятия для решения учебных задач

- умение создавать, применять  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение;

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора.

Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

П.19

20

Урок 20.

Выветривание и перемещение горных пород.

Заочное знакомство с известняковыми пещерами.

Подготовка и проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.

Наблюдение первых результатов опыта.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

П.20

21

Урок 21.

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

Описание географического положения Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составление плана описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.

Описание Кавказских гор с использованием плана, разработанного на уроке.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: рельеф, горы,

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами Приводить примеры форм рельефа суши Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, Составлять описание гор , их географического положения

П.21

22

Урок 22.

Равнины и плоскогорья суши.

Описание географического положения Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составление плана описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.

Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана, разработанного на уроке.

Знать и объяснять существенные признаки понятий:  равнины 

Приводить примеры форм рельефа суши Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, Составлять описание равнин, их географического положения

П.22

23

Урок 23.

Рельеф дна Мирового океана.

Изучение рельефа дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.

Построение упрощённого профиля дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода.

Самостоятельная работа№4

Приводить примеры форм дна Мирового океана

П.23

Атмосфера (6 ч.)

24

Урок 24.

Как нагревается атмосферный воздух.

Исследование условий нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощенной модели.

Определение суточной амплитуды температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнение значений амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснение отмеченных различий.

-формирование ответственного  отношения к учению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми ;

-будет развиваться опыт практической деятельности

для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления

Регулятивные:

умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки;

Познавательные:

- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  делать выводы;

 и использовать понятия для решения учебных задач

- умение создавать, применять  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

- смысловое чтение;

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению суточной температуры воздуха

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

П.24

25

Урок 25.

Атмосферное давление.

Изучение устройства и правил работы с барометром-анероидом.

Измерение атмосферного давления на разных этажах здания.

Определение высоты по разности атмосферного давления.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера

Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению атмосферного давления

Устанавливать взаимосвязи между температурой воздуха и атмосферным давлением

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения давления воздуха, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления

П.25

26

Урок 26.

Движение воздуха.

Определение преобладающих направлений ветра в различных российских городах. Разработка маршрута кругосветного путешествия на воздушном шаре.

Изготовление воздушного шара.

Практическая работа №4

Знать и объяснять существенные признаки понятий: ветер

.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.

Приводить примеры ветров различного направления Определять по статистическим данным преобладающие направления ветра.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения направления и скорости ветра

П.26

27

Уроки 27.

Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха

 Проведение опыта, показывающего, как образуется туман.

Описание результатов опыта в «Дневнике географа-следопыта».

.

Знать и объяснять существенные признаки понятий водяной пар, влажность воздуха

Использовать понятия водяной пар, влажность воздуха для решения учебных задач по определению условий образования тумана 

Приводить примеры видов облаков 

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения видов облаков

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

П.27-28

28

Уроки 28 Виды атмосферных осадков. Измерение осадков

Работа с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснение причин выявленных особенностей годового распределения осадков

Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосферные осадки

Использовать понятия атмосферные осадки, для решения учебных задач по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Приводить примеры видов атмосферных осадков

 Определять по статистическим данным характер годового хода атмосферных осадков.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения атмосферных осадков

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

29

Урок 29.

Климат.

Составление карты климатических рекордов Земли.

Поиск и анализ основных климатических показателей своей местности.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: климат

Отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы

 Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

П.29

Гидросфера (2 ч.)

30

Урок 30.

Воды Мирового океана.

Составление карты «Глобальный океанический конвейер».

Поиск примеров влияния нарушений в «работе» конвейера на климат Земли.

Составление плана описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке.

-осознание роли

глобального океанического конвейера для природы и человека;

-будет развиваться опыт практической деятельности

для чтения физических карт

Регулятивные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Познавательные:

-умение составлять описание океанов и рек Коммуникативные:

-умение работать индивидуально и в группе

Использовать понятия гидросфера, океан, море для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,

Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов

Составлять описание океанов, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

П.30

31

Урок 31.

Воды суши.

Описание географического положения реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки,

Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по происхождению озёрных котловин

Отбирать источники географической информации для составления описаний  рек

Составлять описание  рек, их географического положения.

Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для источников питания и режима реки.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

П.31

Биосфера и почвенный покров (1 ч.)

32

Урок 32.

Биологический круговорот. Почва.

 

Изучение механического состава и кислотности почвы на пришкольном участке. Отражение результатов исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта».

будет развиваться опыт практической деятельности по определению механического состава почвы.

Регулятивные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Познавательные:

-умение составлять описание почв Коммуникативные:

-умение работать индивидуально и в группе

Использовать понятия биосфера для решения учебных задач по определению механического состава почвы.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы,

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

П.32

Географическая оболочка Земли (1 ч.)

33

Урок 33.

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.

Описание представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксация выводов о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта».

-формирование целостного мировоззрения о современном мире

- Регулятивные:

-умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Познавательные:

анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос Коммуникативные:

-умение работать индивидуально и в группе

Знать и объяснять существенные признаки понятий: географическая оболочка, природно-территориальный комплекс, раса.

Использовать понятия географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, природно-хозяйственный комплекс, раса для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.

Устанавливать взаимосвязи между оболочками Земли.

Приводить примеры представителей различных рас.

Отбирать источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки.

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки круговорота вещества в природе

Составлять описание представителей различных рас.

П.33с.184-185

34

Урок 34.

Обобщающее повторение по курсу

Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.

Итоговый тест.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

-выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Выделять структурные части географической оболочки, объяснять закономерности развития, приводить примеры.

35

Резерв – 1 час

Материально – техническое и учебно-методическое  обеспечение  образовательного  процесса

a)        Учебно- методический комплекс

1.        Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ.ред. В.П. Дронова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 192 с.

2.        Атлас. Начальный курс географии. 6 класс., Душина И.В., Летягин А.А.. Изд-во «Вентана-Граф» 2015 год

3.        Рабочая тетрадь. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: рабочая тетрадь / А.А. Летягин. - М.: Вентана-Граф. 2015.  

4.        Петрова Н.Н.  – Темы школьного  курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2010

5.        Петрова Н.Н. – Темы школьного  курса: План и карта – М.: Дрофа. 2010.

6.        Зотова А.М. – Игры на уроках географии. – М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная  литература для учащихся:

1.        За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2008.

2.        Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 2013.

Региональный  компонент:

1.        Особо охраняемые природные территории  Республики Башкортостан. Уфа, Китап, 2005.

b)        Учебно- практическое  и учебно-лабораторное оборудование:

•        Теллурий, глобусы,  компас

c)        Стенды для временных экспозиций

d)        Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

•        Компьютер

•        Мультимедиа-проектор

•        Электронный учебник  «Начальный курс географии» для учащихся. 6 класса. Дронов.

•        Выход в Интернет.

е) Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий

•        Карты по физической географии:  физическая карта полушарий, физическая карта России

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...