рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Латыпова  Зулия Лутфулловна

программа по географии по ФГОС для 8 класса к учебнику  «География России. Природа.  Население. 8 класс. В.Б. Пятунин, Е. А. Таможняя, «Вентана- Граф», 2014г.», 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8.docx85.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с.Абзаново

муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/Латыпова З.Л./

Протокол № __________

от   «____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Абзаново

_____________/Булатасова С. А./

«____»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор  МОБУ СОШ с.Абзаново

_________ /Тимербулатова Г. М./

Приказ № __________

от «___»__________2015 г.

02-07

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по географии для 8 класса

учителя географии первой категории

Латыповой Зулии Лутфулловны

 2015-2016 учебный год

Рабочая программа учебного курса географии для 8 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса географии для 8 класса  составлена на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Национальная инициатива «Наша новая школа», утвержденный приказом Министерства образования и науки № 271 от 04.02.2010 г.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.  № 1897, зарегистрирован  в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного  образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 года г.  № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования  помещений», зарегистрирован

 в Минюсте 8 февраля 2010 г.,  регистр.№ 16299

- Постановление Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 29 декабря  2010 года № 189 г.  «Об утверждении СанПина 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегист.    в Минюсте  РФ 3 марта 2011 г., №19993

-Приказ Минобрнауки России № 253  от 03.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации  имеющих государственную аккредитацию  программ начального общего, основного, среднего общего образования».

- Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» от 01.07.2013 № 696-3

- О рекомендуемых Базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных организаций Республики Башкортостан

 на 2015-2016 учебный год,  утвержденный приказом № 905  Министерства образования РБ от 29.04.2015 г.

- Региональный базисный  учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций  Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом № 90 Министерством образования Республики Башкортостан от 29.04.2015 г.

-Учебный план на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 57.9 от 31.08.2015 г.

-Устав МОБУ СОШ с. Абзаново

- Программа развития МОБУ СОШ с.Абзаново на 2014-2018 годы

-Основная  образовательная программа основного общего образования  СОШ с.Абзаново

- Примерные программы по предмету

  • - Протокол заседания педсовета от 23.06.2015 г.  №7, протокол родительского совета от 08.01.2015 г.  №2

- «Положение о промеж аттестации обучающихся»- локальным актом общеобразовательной организации, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы промежуточной аттестации обучающихся

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по  географии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.П. Дронова и ориентирована на использование учебника  «География России. Природа.  Население. 8 класс. В.Б. Пятунин, Е. А. Таможняя, «Вентана- Граф», 2014г.»  , рекомендованного  Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по  географии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения

Программа рассчитана на  70 часов (2 часа в неделю)

Для реализации программного содержания используется следующий  учебно-методический комплект:

1. Учебник «География России. Природа.  Население. 8 класс. В.Б. Пятунин, Е. А. Таможняя, «Вентана- Граф», 2014г.», 2014г.

  2. Рабочая тетрадь, В.Б. Пятунин, Е. А. Таможняя.  «Вентана- Граф», 2014г.

 Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по географии  в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Промежуточная  итоговая аттестация обучающихся по курсу «География» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся  основной школы.

Статус документа

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом  стандарта основного общего образования на основе ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего и среднего общего  образования по  географии (базовый уровень)  и авторской программы  по географии 5-9 классы; А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя., «Вентана- Граф», 2013г. Рабочая программа разработана в целях конкретизации межпредметных и внутрипредметных связей,  учебного процесса и возрастных особенностей.  Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и определяет минимальный набор опытов и практических работ.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии,  тематический план; основное содержание, требования

к уровню подготовленности обучающихся, учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика предмета

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

Место учебного предмета в базисном учебном плане

 География  в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения составляет – 272, из них 70 часов

 (2 часа в неделю) в  8 классе.

Основное содержание

Введение (1ч)

Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

Раздел 1

Географическое положение и формирование государственной территории России (13ч)

Географическое положение России(9ч)

Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспектыгеографического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные оы, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.

Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История населения, освоения и исследования территории России(4ч)

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы полученя,обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел 2

Природа России(35ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(6ч)

 Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Климат и агроклиматические ресурсы(8ч)

Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха изагрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Внутренние воды и водные ресурсы(6ч)

Состав внутреннихвод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Растительный и животный мир, биологические ресурсы(3ч)

Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Почва и почвенные ресурсы(3ч)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация.

Природные различия на территории России(11ч)

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения ПТК на территории страны.

Физико-географическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природных зонах. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь субтропиков. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная детальность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Аквальные природные комплексы у берегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного населения на территории России.

Раздел 3

Население России(10ч)

Человеческий потенциал – главное богатство страны

Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Народы России

Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов Россию Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий натерритории страны. Межнациональные проблемы и их география.

Особенности урбанизации в России

Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.  Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.

Причины, типы, и направления миграций населения на территории России

Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.

Трудовые ресурсы

Роль экономически активного населения в развитии и размещение хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.

Раздел 4

Природный фактор в развитии России (4ч)

Влияние природной среды на развитие общества

Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации

Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшиетерриториальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Природные регионы России.  Башкортостан

Особенности географического положения, климат, особенности природы. Экологические проблемы. Население.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

1. Называть и (или) показывать:

—        предмет изучения географии России;

—        основные средства и методы получения географической информации;

—        субъекты Российской Федерации;

—        пограничные государства;

—        особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

        границы часовых поясов;

        основные геологические эры, структуры земной

коры, сейсмически опасные территории;

        климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

        распределение рек страны по бассейнам океанов;

—        основные области современного оледенения и крупные ледники;

—        зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

     субъекты Российской Федерации;

—        пограничные государства;

—        особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

        границы часовых поясов;

        основные геологические эры, структуры земной

коры, сейсмически опасные территории;

        климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

        распределение рек страны по бассейнам океанов;

—        основные области современного оледенения и крупные ледники;

—        зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

—        основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

—        важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо-вые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

—        народы, наиболее распространенные языки, религии;

примеры рационального и нерационального размещения производства;

-        объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

-        районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

-        экологически неблагополучные районы России; маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2.        Определять (измерять):

—        географическое положение объектов;

—        разницу в поясном времени территорий;

—        погоду по синоптической карте;        

—        параметры природных и социально- экономических объектов и явлений по различным источникам.

3.        Описывать:

—        географическое  положение  страны,   отдельные регионов и географических объектов, его виды (экономико- географическое, геополитическое и т. д.);

—        образы   природно-хозяйственных   объектов, том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

—        особенности быта и религий отдельных народов.

4. Объяснять:

—        роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем страны;

—        влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

—        образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

—        образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды образование смога;

—        влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

—        как составляют прогноз погоды;

—        распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

—        почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

—        причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

—        разнообразие природных комплексов на территории страны;

        различия в естественном приросте населения,

темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

        особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

—        роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

—        уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

—        причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

—        особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование»; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,

районирование», «географическое положение» «природные ресурсы», «экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

—        природно-ресурсный потенциал страны, региона;

—        экологическую ситуацию в стране, регионе;

—        изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

—        изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного курса

Личностные результаты:  

 1) воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общества;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты  

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной   деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные      возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

12) формирование и развитие экологического мышления.

Предметные результаты

1) понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем

2) формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

3) умение работать с разными источниками географической информации;

4) умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

5) овладение основами картографической грамотности;

6) овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

7) формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями  географической среды, их изменениями в результате природных и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное  понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный  материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного

материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

•        выполнил работу без ошибок и недочетов;

•        допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

•        не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

•        не более двух грубых ошибок;

•        или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

•        или не более двух-трех негрубых ошибок;

•        или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•        или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

•        допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2. Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно .Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения

к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все

географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в

определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в

использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются

существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта

должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

8. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

9. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

10. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

11. Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

12.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тематическое планирование

№ урока

Темы уроков

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата план.

Дата факт.

Предметные

метапредметные

РАЗДЕЛ I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

1

Цели и задачи изучения курса «География России».

Географическое положение и его виды.

Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой. Определять структуры курса по разделу учебника «Содержание»

Выявлять уровни  географического

положения на основе анализа

иллюстративных материалов учебника. Выявлять последовательность изучения географических объектов на основе иллюстративных материалов учебника. Обсуждать примеры природных, политических, социально- экономических и других событий,

иллюстрирующих изменения разных

видов географического положения

страны со временем

Выявлять последовательность изучения объектов на основе иллюстративных материалов учебника.

2

Размеры территории и природно-географическое положение России

Составлять перечень источников географической информации. Различать географические описания и характеристики, приводить примеры

Определять по картам крайние точки территории России; наносить их на контурную карту; определять

протяжённость территории страны в направлениях север-юг, запад- восток; устанавливать географические

следствия значительных размеров территории страны.

Сравнивать природно- географическое положение России с положением других государств, опираясь на политическую карту мира и материал учебника.

Обсуждать благоприятные и неблагоприятные следствия

географического положения и значительных размеров территории страны; формулировать выводы

3

Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ.

Пр.р.№1 Обозначение объектов, характеризующих географическое положение России, на контурной карте.

Наносить на контурную карту пограничные государства России, страны СНГ. Выявлять роль пограничных государств и стран СНГ во внешней торговле России, определять долю отдельных стран СНГ во внешней торговле РФ, определять товары, которые составляют основу экспорта и импорта России, по иллюстративным и статистическим материалам учебника. Обсуждать особенности транспортно-географического положения (ТГП) России. Выявлять изменения ТГП России после распада СССР, современные транспортные проблемы страны, перспективы улучшения ТГП страны на основе анализа карты «Транспорт», текста и иллюстративных материалов учебника, анализа дополнительных источников географической информации

4

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

5

Государственная территория России. Типы российских границ.

Обозначать на контурной карте страны — члены НАТО, ЕС, АТЭС

Обсуждать и оценивать современное геополитическое положение России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.. На основе дополнительных источников географической информации подготавливать мини- сообщения о странах, имеющих территориальные претензии к России. Обсуждать, в чём заключаются территориальные претензии. Выявлять особенности этнокультурного положения России на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника; определять регионы и факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России. Обсуждать роль природы России в поддержании равновесия природной среды в Северном полушарии. Обозначать объекты, характеризующие географическое

6

Сухопутные и морские границы России.

Обозначать на контурной карте сухопутные и морские границы РФ, крупнейшие морские порты

Обсуждать значение территории России как важнейшего стратегического ресурса страны. На основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника приводить примеры разных типов и видов границ РФ

7

Различия во времени на территории России.

Решать задачи на определение поясного (зонального) времени

Пр.р.№2 Решение задач на определение поясного времени.

Выявлять на основании объяснения учителя существенные признаки понятий «поясное время» и «местное время». Анализировать карту часовых поясов (зон) по следующим вопросам: в каких часовых поясах располагается территория страны; в каком часовом поясе (зоне) располагается ваш населённый пункт; какие крупные города расположены в этом же часовом  поясе; как различается поясное время вашего пункта по сравнению с Москвой и Анадырем

8

Административно-территориальное устройство РФ.

Пр.р.№3 Составлять по политико- административной карте характеристику субъекта РФ по плану

Выявлять по тексту и иллюстративному материалу учебника основные типы государственного устройства стран мира и определять различия между ними. Анализировать на основе объяснения учителя особенности административно-территориального деления РФ. Определять по политико- административной карте специфические черты административно-территориального устройства РФ.

9

Урок обобщения и повторения темы «Географическое положение России»

Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы по разделу «Географическое положение России». Выполнять тестовые задания. Выполнять задания из сборник «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ, ОСВОЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ 

10

Заселение и освоение территории России в IX – XVII вв.

 Заполнение в тетради таблицы «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России» и «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды».

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные этапы и направления колонизации территории России в IX-XVИ вв. Анализировать по картам атласа важнейшие маршруты русских землепроходцев XVI-XVИ вв. На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период.

11

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII – XIX вв.

Готовить краткие сообщения/презентации о территориальных изменениях в XVIII-XIX вв.

На контурную карту наносить города, основанные в европейской и азиатской частях страны в этот период.

 Заполнять в тетради таблицу «Отечественные путешественники и их вклад в развитие географических знаний о территории России». Готовить краткое сообщение/презентацию об одном из географических территориальных или научных открытий XX в.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников основные направления колонизации и территориальные изменения в Российской империи в XVIII-XIX вв. Обсуждать влияние геополитических интересов на направления территориального роста страны. Продолжать заполнять в тетради таблицу «Территориальные изменения, происходившие в России в разные исторические периоды». На основе актуализации опорных знаний по курсу истории России, объяснений учителя и анализа текста и иллюстративных материалов учебника, исторических карт атласа выявлять особенности хозяйственного освоения территории России в XVII-XIX вв.

12

Географическое исследование территории России в XVIII – XIX вв.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географического исследования территории России в XVIII-XIX вв. Анализировать маршруты важнейших русских экспедиций в XVIII-XIX вв. по картам атласа.

13

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Выявлять на основе сообщений/презентаций школьников особенности географических территориальных и научных открытий XX в. Обсуждать влияние геополитических и экономических интересов страны на хозяйственное освоение территории. Анализировать по картам атласа маршруты важнейших отечественных экспедиций в XX в. Обсуждать современные географические исследования, методы географических исследований и их роль для развития хозяйства страны.

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА РОССИИ

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

14

Геологическая история.

Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.

Приводить конкретные примеры влияния рельефа на другие компоненты природы, при необходимости используя материалы учебника. Определять на основе объяснений учителя или иных источников информации основные этапы геологической истории развития Земли. Выявлять по материалам учебника названия геологических эр и периодов, их продолжительность, порядок чередования, главные изменения природы.

15

Развитие земной коры. Минералы и породы.

Определять по тектонической и физической картам России полезные ископаемые Восточно-Европейской, Западно-Сибирской равнин, Среднесибирского плоскогорья, Уральских, Кавказских гор, Алтая, Сихотэ-Алиня, Верхоянского хребта и др. Формулировать выводы о зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Выявлять полезные ископаемые региона проживания; объяснять их наличие и особенности размещения, приводить примеры их хозяйственного использования

16

Рельеф и полезные ископаемые России.

Пр.р.№4 Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых.

Выявлять основные формы рельефа, образованные внешними факторами и процессами, на основе объяснений учителя. Приводить примеры, доказывающие, что современный  рельеф любой территории — результат взаимодействия внутренних и внешних процессов, в том числе и на примере региона проживания.

17

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

Зачет по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

18

Литосфера. Рельеф. Человек.

Готовить презентацию на тему «Стихийные природные явления, связанные с литосферой», используя дополнительные источники информации

19

Повторение и обобщение темы.

Обсуждать вопросы и задания учебника. Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

КЛИМАТ И АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

20

Условия формирования климата.

Определять существенные признаки понятий «солнечная радиация» и «радиационный баланс» на основе объяснений учителя; выявлять по иллюстративному материалу учебника основные виды солнечной радиации. Анализировать карту суммарной радиации и формулировать вывод о зависимости радиационных условий от географической широты. Оценивать в процессе беседы климатические условия страны и их зависимость от географического положения.

Выявлять существенные признаки понятия «атмосферный фронт» на основании объяснения учителя. Сравнивать особенности тёплого и холодного атмосферных фронтов на основании материалов учебника. Определять существенные признаки понятий «циклон» и «антициклон» на основании объяснения учителя или других источников информации. Сравнивать циклоны и антициклоны по особенностям вертикального и горизонтального движения воздуха, по типам погоды; заполнять сравнительную таблицу. Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки в различных пунктах (изменение температуры воздуха, возможность выпадения атмосферных осадков и др.)

21

Движение воздушных масс. Синоптические карты и прогноз погоды.

Пр.р.№5 Определение по картам закономерностей распределения основных климатических показателей по территории страны.

Выявлять по картам районы распространения основных типов климата умеренного пояса; определять их особенности, формулировать вывод о нарастании степени континентальности климата при движении с запада на восток.

Выполнять задания из сборника «Вопросы и задания для подготовки к экзаменам»

22

Закономерности распределения тепла и влаги.

23

Климатические пояса и типы климатов.

24

Климат и человек. Адаптация человека к климату.

25

Повторение и обобщение темы.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов)

26

Состав внутренних вод. Реки и их зависимость от рельефа.

Обозначать на контурной карте водоразделы океанских бассейнов, устанавливать крупные реки, относящиеся к различным бассейнам. Выявлять речные рекорды (самая длинная из рек, самая многоводная и др.) по тексту учебника. Определять существенные признаки понятий «падение» и «уклон» реки на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять по карте длину и падение, вычислять уклон одной из рек региона проживания. Обсуждать возможности хозяйственного использования рек.

Выявлять особенности рек, которые определяются климатом, на основании материалов учебника. Обсуждать основные источники питания рек, выявлять особенности питания некоторых крупных рек по диаграммам учебника. Определять особенности питания и режима крупных рек страны, конкретизировать выводы о зависимости питания и режима рек от климатических условий.

27

Зависимость речной сети от климата.

Пр.р.№6 Составление природно-хозяйственной характеристики реки.

28

Другие виды внутренних вод.

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды

Устанавливать по материалам учебника основные способы использования подземных вод

29

Многолетняя мерзлота.

30

Воды и человек. Водные ресурсы и их оценка.

Пр.р.№7 Выявление экологических проблем внутренних вод своей местности.

31

Повторение и обобщение темы.

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 часа)

32

Почва как особое природное образование.

Определять существенные признаки понятия «почва» на основании беседы. Выявлять факторы почвообразования на основании объяснения учителя или иных источников информации; конкретизировать механизм действия различных факторов на примере разных типов почвы. Устанавливать почвенные горизонты на основании работы с текстом учебника

33

Главные типы почв и их размещение по территории России.

34

Почвенные ресурсы. Почвы и человек.

Пр.р.№8 Составление характеристики одного из зональных типов почв.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

35

Растительный и животный мир.

Выявлять состав биологических ресурсов на основании анализа материалов учебника. Определять состав растительных ресурсов; приводить примеры использования разнообразных растений человеком. Обсуждать материалы презентации о роли животных и растений в жизни человека. Выявлять особенности промыслово-охотничьих ресурсов на основании анализа материалов приложения; формулировать выводы. Обсуждать причины сокращения численности отдельных животных и мероприятия по охране органического мира

36

Биологические ресурсы.

Пр.р.№9 Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

37

Повторение и обобщение тем.

ПРИРОДНЫЕ РАЗЛИЧИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

38

Природные комплексы.

Анализировать изображения различных ландшафтов с целью их классификации на природные и антропогенные; обосновывать собственную точку зрения

Обсуждать примеры взаимосвязей между компонентами природы с целью выявления существенных признаков понятия «природный комплекс». Выявлять характер антропогенных изменений природных комплексов на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять признаки понятия «ландшафт» на основании анализа текста учебника.

39

Природное районирование. Природные зоны.

40

Северные безлесные природные зоны.

Выявлять общие особенности зоны арктических пустынь на основании объяснения учителя или иных источников информации. Определять и объяснять различия природы островов Северного Ледовитого океана, расположенных в зоне арктических пустынь. Обсуждать особенности климата и растительности зоны тундр на основании материалов учебника. Анализировать особенности тундрово-глеевых почв. Обсуждать основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека; предлагать обоснованные пути решения экологических проблем.  

41

Лесные зоны. Тайга.

Обсуждать причины невысокого плодородия таёжных почв. Определять состав биологических ресурсов таёжной зоны, обосновывать пути и способы их охраны и рационального использования. Сравнивать различные участки таёжной зоны с точки зрения плотности населения и распространения антропогенных ландшафтов; объяснять выявленные различия. Готовить презентацию на тему «Роль лесов в жизни человека»

42

Смешанные и широколиственные леса.

43

Южные безлесные зоны.

Составлять письменную характеристику зоны степей на основании опорной схемы; Обсуждать экологические проблемы степной зоны, обосновывать возможные пути их решения. Определять географическое положение и особенности природы зон пустынь и полупустынь на основании материалов учебника и карт. Обсуждать приспособление животных и растений к условиям существования, формулировать выводы. Готовить презентацию на тему «Особенности высотной поясности» какой-либо горной системы по выбору

Готовить презентацию,

сравнивать полученную характеристику с текстом учебника; формулировать выводы.

44

Высотная поясность.

Пр.р.№10 Составление сравнительной характеристики двух горных районов страны.

Сравнивать характер высотной поясности различных горных систем на основании компьютерных презентаций или иных источников информации; определять и объяснять сходство и различия

45

Моря как крупные природные комплексы.

Обозначать на контурной карте названия морей, омывающих территорию России

Приводить примеры проявления закона природной зональности в морях России на основе анализа текста учебника и карт атласа.

Анализ  текста учебника

46

Природно-хозяйственные различия российских морей.

Пр.р.№11 Составление характеристики одного из морей России по типовому плану.

Определять ресурсы и направления хозяйственного использования российских морей на основе анализа карт атласа, текста и иллюстративных материалов учебника. Обсуждать проблемы охраны природных комплексов морей на основе сообщений/презентаций школьников, определять их принадлежность к бассейнам океанов; обозначать крупнейшие морские порты и Северный морской путь. Подготавливать краткие сообщения об одном из заповедников и заполнять таблицу на основе дополнительных источников географической информации.

На основе сообщений учащихся определять географию заповедников РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский)

47

Особо охраняемые территории России.

 Сообщения  учащихся  о заповедниках  РФ, имеющих участки охраняемых акваторий (Дальневосточный морской, Астраханский, Большой Арктический, Джугджурский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Командорский), наносить их на контурную карту

48

Повторение и обобщение темы.

Обозначать на контурной карте старейшие и крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия на территории России.

 Пр.р.№12 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны.

РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

49

Численность и воспроизводство населения России.

Пр.р.№13 Определение и сравнение показателей естественного прироста населения.

Определять численность населения России, место России по численности населения в мире; особенности динамики численности населения России в ХХ в. на основе анализа текста, иллюстративных и статистических материалов учебника. Выявлять демографические кризисы в России и обсуждать их причины на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Обсуждать понятие «естественный прирост» населения, его ведущие признаки. Определять факторы, влияющие на естественный прирост, на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.

Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения в разных частях страны; формулировать прогноз динамики численности населения России на основе статистических данных учебника.

Определять соотношение мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполнять задания на чтение и анализ современной возрастно- половой пирамиды России. Сравнивать возрастно-половые пирамиды разных регионов России, в том числе региона своего проживания. Выявлять место России в мире по средней ожидаемой продолжительности жизни на основе текста и иллюстративных материалов учебника. Определять субъекты РФ с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни мужчин и женщин на основе анализа карт атласа. Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни

Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе анализа дополнительных источников географической информации, подбирать примеры, иллюстрирующие территориальные аспекты межнациональных отношений. Определять критерии города в России, виды городов по численности населения. Обсуждать функции городов. Приводить примеры городов с разными функциями. Обсуждать понятие «урбанизация», выявлять его существенные признаки. Определять темпы урбанизации в разные исторические периоды и современный уровень урбанизации в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника и статистических данных. Сравнивать городской и сельский образ жизни по следующим показателям: жилищные условия, характер и условия труда, ритм жизни, возможности получения различных услуг, общение, отношение к природе, досуг, одежда. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов и сёл на основе анализа

50

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни.

Определение соотношения мужчин и женщин в России на основе анализа иллюстративных материалов учебника. Выполниезадания на чтение и анализ современной возрастно- половой пирамиды России. Сравнивание  возрастно-половые пирамиды разных регионов России

51

Этнический и языковой состав населения России.

52

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий.

 краткие сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма по дополнительным источникам географической информации

53

Особенности урбанизации в России. Городское население.

Пр.р.№14 Определение крупных народов и особенностей их размещения по территории.

54

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

55

Миграции населения России.

56

Размещение населения России. Выявление закономерностей размещения населения России.

Определять города-миллионники России и крупнейшие городские агломерации. Обозначать на контурной карте

57

Занятость населения.

Пр.р.№15 Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.

58

Повторение и обобщение темы.

РАЗДЕЛ IV. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИИ

59

Влияние природы на развитие общества.

Составлять характеристику одного из видов природных ресурсов по плану:

 1. Значение для человека.

 2. Составные части.

 3. Особенности распространения по территории России.

4. Пути и способы рационального использования

Выявлять влияние природных условий (прямое и опосредованное) на расселение людей, их жизнь и здоровье, размещение отраслей хозяйства и другие формы человеческой деятельности на основе объяснения учителя, текста и анализа иллюстративных материалов учебника. Приводить примеры особенностей культуры разных народов РФ, связанных с природными условиями их ареала проживания. Обсуждать изменение характера влияния природных условий и ресурсов на разных этапах развития общества. Определять соотношение экономически эффективной территории России и её государственной территории на основе иллюстративных материалов учебника

60

Природные ресурсы.

61

Природно-ресурсный потенциал России.

62

Заключительный урок.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

63

Урок обобщения и контроля по теме «Географическое положение России»

Выполнять итоговые задания и

отвечать на вопросы отдельных тем и  раздела

«Природный фактор в развитии России».

Выполнять тестовые задания

Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

Обсуждать проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России, формулировать меры по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Выявлять характер использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ

64

Урок обобщения и контроля по  теме «Рельеф и климат»

65

Урок обобщения и контроля по теме «Внутренние воды и природные зоны»

66

Урок обобщения и контроля по теме «Почвенные ресурсы и биологическое многообразие»

67

Урок обобщения и контроля по теме «Население»

 68

Итоговая контрольная работа

69

Коррекция ошибок

70

Заключительный урок

Учебно-методическое  и материально-техническое  обеспечение

Учебник: Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс. Природа и Население. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (приказ Минобрнауки России от 2412.2010 №2080)

Атлас и контурные карты:

Атлас: География России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2015.

Контурные карты: России. Природа и население. 8 класс. Изд-во ДИК Дрофа, 2015.

Методические пособия для учителя:

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. Примерное поурочное планирование. – М.: Вентана-Граф, 20012.

Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Основные дидактические материалы:

Чичерина О. В. Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2007.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm

Перечень обязательной географической номенклатуры

 Тема: ”Географическое положение России” 

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Финляндия, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзи.

Тема ”Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы” 

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское, Стойленское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан).

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема ”Климат и агроклиматические ресурсы России” 

Города: Оймякон.

Тема ”Внутренние воды и водные ресурсы России” 

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема ”Растительность и животный мир. Биологические ресурсы” 

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...