Технологическая карта урока.
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Фролова Татьяна Ивановна

О.зёра и болота урок географии в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила: Фролова Татьяна Ивановна.

Место работы: ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш, Клявлинского района, Самарской области.

Занимаемая должность : учитель географии высшей категории.

Контактный телефон: 8 ( 846) 53 415 41.

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 5

Дата:

Тема

Озёра и болота

Тип урока

Урок изучения и закрепления новых знаний

Цели

Сформировать понятия « озеро», « болото», « сточное озеро», « бессточное озеро»; представление об озёрных котловинах, солёных и несолёных озёрах.

Развивать умение работать с физической картой.

Определять географическое положение озёр и болот.

Задачи

Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины;

сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях происхождения, месторасположении крупнейших озёр мира.

Развивающие: называть и показывать на карте озёра, водохранилища, болота.

Воспитательные: формировать элементы научного мировоззрения, ответственность в процессе изучения предмета: развивать интерес к предмету; воспитывать любовь к природе, к своей Родине, гордости за свой край.

УУД

Личностные: осознание необходимости изучения окружающего мира, ответственного отношения к учёбе, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, умение вести диалог на основе равноправных отношений.

Познавательные: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Регулятивные: самостоятельно определять цель своего обучения, планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и прослеживать их на практике. Выдвигать версии решения проблемы. Осознавать конечный результат. Сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: осознанно использовать речь для выражения своих мыслей, чувств ; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; работать индивидуально и в парах; организовать совместную деятельность с учителем и со сверстниками.

Планируемые результаты

Личностные: осознание себя как гражданина России; овладение географическими знаниями и умениями; навыками работы с географическими картами, со слайдами и иллюстрациями озёр, болот , водохранилищ; умение работать с текстом параграфа; формирование основ экологического сознания.

Метапредметные:  формирование и развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью; организовать свою деятельность ; самостоятельно анализировать; взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

Предметные:  овладение терминами: озеро, озёрная котловина, водохранилище, болото; умение выделять, описывать, объяснять признаки озера, различных озёрных котловин; умение определять географическое положение озера, болота, водохранилища

Основные понятия, изучаемые на уроке.

Озеро, озёрные котловины, сточные и бессточные озёра, озёрная вода. пресные и солёные озёра, болота; озёра: ледниковые, кратерные, запрудные, искусственные, тектонические: в прогибах земной коры, в разломах земной коры, карстовые, озёра- старицы, метеоритные.

Форма работы учащихся

Индивидуальная, парная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

ЭОР

1Организацианный момент

Проверяет УМК , готовность учащихся к уроку. Создаёт благоприятную рабочую обстановку в классе. Вовлекает учащихся к предстоящей работе на уроке.

Проверка наличия УМК, готовность к работе на уроке

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности, целеполагание.

3.Постановка целей урока

Ребята, мы сегодня будем изучать следующий вид вод суши. Послушайте о нём загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои , примеряя косынки,

Глядятся в него,  молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски,

И месяц и звёзды-

В нём все отражаются…

Как это зеркало называется?

Прослушайте текс и ответьте на вопрос о чём писал Михаил Пришвин.

« … Кочки под ногами становились не просто мягкими, полужидкими. Ступишь ногой как будто на твёрдое, а нога уходит, и становится страшно: не совсем ли в пропасть уходит нога? Попадаются какие-то вертлявые кочки, приходится выбирать место, куда ногу поставить…»

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 Учитель записывает тему урока на доске.

Озёра и болота.

Каковы цели урока?

Сравним ваши цели с теми,  что написаны в учебнике на стр.92, « Вы узнаете…»

А) Какие бывают озёра.

Б) Почему озёра мелеют.

В) Как образуются болота.

Кто из вас бывал на озере?

Что вы знаете об озёрах?

А теперь попробуем определить термин « Что такое озеро»?

Кто согласен ? Кто не согласен, с чем не согласен?

Обратимся к учебнику стр .92.

Прочитаем определение и сравним со своим  и запишем в тетради.

Озеро- скопление воды на суше в естественных углублениях земной поверхности.

Как же называются эти углубления?

Углубления, в которых находятся озёра, называются озёрными котловинами.

Разберёмся, как же образуются озёрные котловины .

Заполним таблицу.

Происхождение озёрных котловин.

( С помощью учителя, учебника стр.92 учащиеся заполняют таблицу, находят озеро на карте и показывают .

Приложение 1.

Попробуем сделать вывод.

Слушают учителя, отгадывают загадку, отвечают на вопрос о чём писал Пришвин.

Определяют тему урока.

Записывают в тетрадях.

Формулируют цели урока , комментируют.

Работают с текстом учебника, сравнивают.

Учащиеся пытаются сформулировать определение, сравнивают определение в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с физической картой, заполняют таблицу в тетради.

Учащиеся участвуют в обсуждении  формулировки вывода.

 Вывод: озёра различают по размерам, форме и происхождению котловин.

CD

Презентация

3. Физкульминутка

Осень по опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью поводила.

Пожелтел орешник

И зарделись клёны,

В пурпуре осинки,

Только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень

В золото одета!

Учащиеся выполняют зарядку:круговые движения глазами:

Налево-вверх- направо- вниз- вправо- вверх- влево- вниз.

Посмотреть влево- вправо.

Посмотреть вверх- вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз ( повторить 2 раза).

Далее  встают из-за парт повторяют движения за учителем.

Посмотрите на карту России и найдите Аральское море- озеро.

Прочитайте сообщение о нём на стр.93 учебника.

Какие реки впадают в него?

А могут ли реки вытекать из озёр?

Какие реки вытекают из озера Байкал?

Подумаем как назвать озёра ,  в которые втекают реки и как назвать озёра из которых вытекают реки.

Сравним определения ваши и на стр учебника 93.

Озёра, из которых вытекает хотя бы одна река- сточные, они всегда пресные.

Почему?

А озёра, в которые реки впадают, но ни одна река не вытекает,- бессточные, в них накапливается соль. Бессточные озёра становятся солёными .

Начертим на доске схему- рисунок.

Сточное озеро, пресное.

Бессточное озеро, солёное.

А как на карте понять солёное это озеро или пресное.

 Можно их различить по цвету. Пресные озёра показаны на карте

голубым или синим цветом. Солёные-розовым.

Найдите на карте пять сточных и пять бессточных озёр,  заполните таблицу.

Приложение 2.

В мире множество озёр . И много необычных. На карте прикреплены листочки с интересными рассказами об озёрах. На уроке желающие ученики снимают понравившийся номер и читают сообщение об этих озёрах.

Приложение 3.

Реки несут в озёра не только соль, но и твёрдые частицы, песок, глину. Что происходит с этим твёрдым материалом?

Что происходит с озером?

Что такое болото?

Болото- это избыточно увлажнённые участки суши, имеющие слой торфа и поросшие влаголюбивой растительностью.

На картах болота показаны синей пунктирной линией.

Найдите на карте атласа Васюганское болото в Западной Сибири.

Ребята, а чем же опасно болото?

Да. Действительно!

На болото в одиночку ходить нельзя.

По болоту ходят след в след, со слегой- длинным шестом, чтобы постоянно проверять грунт под ногами

Работают с физической картой России, учебником, отвечают на вопросы учителя, сравнивают с определениями в учебнике.

Чертят схему- рисунок в тетради.

Работают с картами атласа, заполняют таблицу в тетрадях, отвечают  на вопросы учителя, читают сообщения об озёрах. Пытаются дать определение .

Контролирующее задание на закрепление

Ребята, а сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе.

1.« Описание озера» по плану:

1 Название.

2. На каком материке находится и в какой его части света?

3. Между какими меридианами и параллелями располагается.

4. Происхождение котловины.

5. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.

6. Солёное или пресное.

Молодцы!

2.С помощью штриховой линии покажите на контурной карте наиболее заболоченные участки суши.

Учащиеся описывают озеро по плану, работая в парах.

Работают с контурной картой.

Выставляют оценки.

Рефлексия

1)Понравился ли вам урок?

2) Чем больше всего понравилось заниматься?

3) Что больше всего запомнили на уроке?

4) На каком этапе урока испытывали трудности?

5) Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся участвуют в беседе , высказывают своё мнение на задаваемые учителем вопросы.

Домашнее задание

  1. Учебник п.35
  2. Уметь отвечать на вопросы стр 93.
  3. Работа в контурных картах : отметить крупнейшие по площади озёра мира; известные в России водохранилища

Знакомятся со своим домашним заданием  и записывают его в дневнике.


Приложение 1.

Происхождение котловин

Причина образования котловин

Вид озёр сверху

Примеры озёр

Тектонические в прогибах земной коры

Прогиб земной коры

Круглые или овальные

Каспийское,

Аральское ,

Виктория

Тектонические в разломах земной коры

Трещина, грабен

Продолговатые, узкие, глубокие

Байкал, Танганьика, Ньяса

Ледниковые

Котловина углублена древним ледником

Круглые, овальные

Ладожское, Онежское, Великие американские озёра

Кратерные или вулканические

В кратерах потухших вулканов

Круглые

Кроноцкое, Курильское

Запрудные

Обрушение в русло реки скалы или перегораживание русла лавой

Продолговатые

Сарезское

Карстовые

Провал верхнего слоя горных пород, растворение пород водой

Круглые, глубокие, небольшой площади

Пермский край

Озёра- старицы

В старом русле реки

Подковообразные, находятся в долинах рек

Маленькие, показаны только на топографических картах крупного масштаба

Метеоритные

При падении метеорита на Землю

Круглые, несколько десятков в диаметре

Дальний Восток.  После падения Сихотэ- Алиньского метеорита

Приложение 2.

Сточные

Бессточные

Байкал

Чад

Онежское

Аральское

Виктория

Каспийское

Танганьика

Эйр

Ладожское

Балхаш

Приложение 3.

  1. Озеро с гигантскими пузырями.

На острове Ява есть интересное горячее озеро, Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3 м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

  1. Озеро – кастрюля.

Озеро Киву , которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую кастрюлю, где варится уха. Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в нём варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.

3.На лыжах по воде.

В Соль- Илецке Оренбургской области давно добывается соль. Лет 60 тому назад этот котлован был затоплен вешними водами. В результате образовалось глубокое озеро. Вследствие высокой концентрации соляных растворов на поверхности озера свободно держатся даже совершенно не умеющие плавать. Человек может ходить по озеру на лыжах. Это озеро никогда не замерзает.

4 Сладкое озеро.

Есть на Урале озеро с лакомым название – Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на берегу озера остановился Пугачёв . Перед тем , как двинутся в путь , он стал купать своего коня. Искупав , вывел на берег, похлопал любимца и , довольный, покрутил свой ус. На губах ощутил сладкий привкус. « Да ты у меня сладкий!» - воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть Сладким. Но не только легендой знаменито озеро. Все местные женщины стирают бельё только в Сладком озере. И знаете ,как стирают? Без мыла. В озере отстирываются даже даже масляные пятна. Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержатся сода и хлористый натрий , т.е соль.. Как известно, сода сладковата на вкус, она –то и придаёт воде Сладкого озера особые качества.

5. Горящее озеро

Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание, на любопытное явление. В некоторых местах вода закипает, и на озёрной глади появляются загадочные фонтанчики. Бросишь в такой фонтан спичку- она вспыхивает и горит ярким пламенем без копоти и запаха.

В чём причина горючести озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности – естественные газы- вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень – озере.

6.Озеро чернил.

Жителям алжирского города Сидибель- Аббес нет необходимости покупать в магазинах чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере не увидишь ни рыб , ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

7.Сарезское озеро.

5 февраля 1911 г. землетрясение вызвало обвал в долине реки Мургаб на Памире. Часть скалы объёмом 2 куб.м отделилось от хребта и сползла в долину. Нагромождениями скал был полностью завален кишлак Усой со всеми его жителями. Скала перегородила реку Мургаб. За многие месяцы ни одна капля воды не просочилась через гигантскую плотину, а выше завала росло горное озеро . Оно разливалось всё выше по долине и затопило кишлак Сарез . По имени затонувшего кишлака озеро назвали Сарезским. Сейчас длина озера достигает 50 км.

Сарезское озеро – это затопленная долина реки Мургаб. Берега его- отвесные скалы или живые осыпи, уходящие прямо в воду, совершенно непроходимы. На озере часто бывают штормы, которые разгоняют сильнейшую волну. Бывает, что даже при штиле на озере внезапно возникают сильные волны. Вероятно, это колебания дна озера передаются воде.

Сказочно красив Сарез во время восхода и заката солнца. Озеро, сжатое хребтами , восхищает и тревожит. Часто на Сарезском озере слышен камнепад с соседних  хребтов, а потом снова наступает всепоглощающая тишина.

Используемая литература:

 1. Учебник : география 5-6 клА.А. Лобжанидзе. УМК « Сферы»

2 Интернет ресурсы.

3 Журналы :География . Всё для учителя

4.Учебник: Начальный курс географии 6 кл. Т,П Герасимова, Н.П. Неклюдова.

5. Поурочные разработки по географии Н.А Никитина, Е.А. Жижина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...