Мастер класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

"Я жалею о том, что не видел лица всей земли..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

                         Мастер-класс по географии

«Я жалею о том, что не видел лица всей земли...»

Цель: Продемонстрировать систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация смешанных групп и пр.), обеспечивающих реализацию                                                                                                                                                                              идей продуктивного образования.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Жюля Верна, Обручева, Ферсмана, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег: мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р.Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли ,

 Всех ее океанов, вершин ледяных и з акато в.

 Только парус мечты вел по свету мои корабли,

 Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скато в.

 Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен ,

 Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

 Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

 И в начале весны голубеют фиалки в Париже .

Теперь я знаю: возможность сделать открытие есть. Вы уже знаете о моём увлечении: я собираю флаги разных стран и мечтаю о том, что однажды я получу в подарок флаг Перу и сегодня я приглашаю Вас в путешествие по материку, на котором находится эта далёкая, мало известная для нас страна – Перу.

 Сегодня мы отправимся в путешествие по Южной Америке .

Звучит латиноамериканская мелодия .

 Поделитесь вашими представлениями о Южной Америке.

 Южная Америка - крупный материк, имеющий множество географических объектов. Запишите на голубых карточках географические названия, с которыми связано ваше восприятие природного комплекса Южной Америки, по одному на каждой карточке.

Варианты записей:

 1)Анды

 Амазонка

 Титикака

2) Амазонка

 Бразильское плоскогорье

 Огненная Земля

 3) Амазонка

 Анхель

 Буэнос-Айрес

 Определите природную принадлежность данных объектов, подпишите рядом .

 Варианты новых записей:

1) Анды, горы

 Амазонка, река

 Титикака, озеро

2) Амазонка, река

 Бразильское плоскогорье, равнина

 Огненная Земля, остров

 3) Амазонка, река

 Анхель, водопад

 Буэнос-Айрес, город

Вывесите ваши карточки на стенд, причём обратите внимание на то, что они не должны повторяться.

 Я могу добавить ваш список …

Разделимся на две команды. Каждая выберет из общего перечня три любых объекта, которые наиболее полно создают образ материка, являются его визитной карточкой.

Составьте в группах краткий рассказ, назвав 5—6 особенностей каждого из трёх объектов.

Вариант I

 Анды, горы - высокие, скалистые, молодые, труднопроходимые, тянутся с севера на юг, богатые растительностью, много полезных ископаемых.

 Амазонка, река - равнинная, полноводная, широкая, в верховьях бурная, водятся пираньи, крокодилы.

 Титикака, озеро - высокогорное, пресноводное, хранит много тайн, глубокое.

Вариант 2

 Амазонка, река - впадает в Атлантический океан, полноводная, много притоков, берега заболочены, водится много хищников.

 Бразильское плоскогорье - средние высоты 500-1000 м, богато полезными ископаемыми, древнее происхождение, давно освоено.

 Огненная Земля, остров - расположен на крайнем юге материка, сохранилась вулканическая активность.

 Во время выполнения этой работы каждой группе выдаются атласы, иллюстрированный материал и блок карточек с дополнительной информацией о различных объектах природного комплекса материка, в основном описательного характера.

•  Пока группы работают, я представлю Вам другие географические объекты:

ЛЬЯНОС

 Льянос — открытое ровное пространство, раскинувшееся по обе стороны р.Ориноко . Поверхность льянос покрыта густой высокой травой с кое-где разбросанными отдельными деревьями или пальмами. Таков облик типичной саванны — льянос. Климат этой местности чрезвычайно разнообразен. Летом суш ь и жара. Но вот на небе собираются первые тучи, проливается первый дождь. За ним другой, третий. Пересохшая почва жадно пьет влагу.

 Яркая зелень покрывает всю землю, пестреет масса цветов.

ТИТИКАКА

 Крупнейше е пресноводное озеро Южной Америки — Титикака. Легенды инков о затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу — испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна. Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и бриллиантовые клады короля инков.

 Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков установила, что озеро Титикака не имеет никаких тайн. Экспедиция измерила глубину «бездонного» озера.

ВОДОПАДЫ

 В бассейне р.Ориноко, на реке Чурун, находится самый высокий на Земле водопад — Анхель, открытый сравнительно недавно, в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив Ауян-Тепуи обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.

 Другой интересный водопад — Игуасу — находится на реке Игуасу . «Игуасу» на языке индейцев игуарани — «Большая вода».

 Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе — 275. Волнение охватывает каждого, наблюдающего это чудо природы. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12266 т в секунду.

 Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть».

Выступления групп .

 Обобщая ваши рассказы, попробуем нарисовать образ Южной Америки. Я начинаю фразу, а каждая группа по очереди заканчивает ее. Воспользуйтесь атласом.

Южная Америка расположена в следующих широтах.. . (первая группа).

Южная Америка омывается...  (вторая группа называет океаны).

Южная Америка расположена в климатических поясах...  (первая группа)

Ближайшими материками являются...  (вторая группа).

Подберите слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка:разнообразен, уникален, своеобразен, контрастен, красив, неповторим, экзотичен, богат, удивителен. ..

Теперь задание творческого характера: составьте памятку туристу, отправляющемуся в Южную Америку. В ходе работы над памяткой вам следует;

выбрать маршрут, вид транспорта, точку отправления,

 А в это время: НА БРАЗИЛЬСКОМ БАЗАРЕ

 На ярмарке в порту Вер-у-Пезу можно купить рис, клубни маниока или выделанную из них крупу, которую называют здесь «фаринья», «кастанья ду Пара», или знаменитый бразильский орех , какао, кокосовые орехи, бананы, ананасы, рыбу от самой маленькой до огромной и, кроме многих продовольственных товаров, также ценную крокодиловую или змеиную кожу, шкуру я гуаров , удивительные изделия из крыльев красивых б абочек, ожерелья из сушеных семян, кружева, сплетенные из пальмовых волокон, и множество других предметов работы искусных индейских умельцев. Есть на ярмарке и коллекции красочных бабочек и мотыльков, пучки засушенных колибри, продаются даже живые попугаи, умеющие сказать несколько слов на испанском или португальском языке, обезьянки , а кое-где можно встретить выставленную на продажу живую анаконду.

Выступления групп

Варианты ответов :

1. Южная Америка — страна вашей мечты. Великолепная тропическая природа. Незабываемое путешествие по Амазонии. Встречи с анакондой, пираньей и другими экзотическими животными потребуют от вас мужества, внимания и осторожности. Ознакомление с древними цивилизациями повысит ваш образовательный уровень Лучший кофе мира в сочетании с яркими красками карнавала в Рио-де-Жанейро наполнит ваши сердца радостью.

— Сегодня мы познакомились с уникальным природным комплексом Южной Америки — материком рекордов. Ко многим его природным объектам можно добавить слово «самый».

 Закончите мои фразы. Прошу вас отвечать хором.

Самый высокий водопад мира... (Анхель)

Самая полноводная река мира... (Амазонка)

Самое высокогорное пресноводное озеро... (Титикака)

Самые «медные» горы планеты... (Анды)

Самый большой город... (Рио-де-Жанейро)

Самые красивые и пышные карнавалы... (в Бразилии)

Самые экзотические базары... (бразильские)

 Закройте глаза . Подумайте, какой сувенир привезете вы из Южной Америки.

Каждый ученик называет один предмет, например: ананас , бабочку, ожерелье...

- А я … какао .

- Но где бы мы не путешествовали, особенно приятно возвращаться домой, на родину, в Россию! Лучше места на земле нет!

Песня

Жить достойно мечтаю я

 Ведь мечта в жизни много значит

 Детям радость, любовь даря,

 Только так! И никак иначе!

 А на утреннем небе пылает заря

 География – это стихия моя!

 Где б я ни был, я верю в круженье земном

 Навсегда школа будет в сердце моём.

 Школа – это мой дом родной

 Счастья в ней бесконечное поле

 Ученик там помощник мой

 Как всегда хорошо мне в школе.

На своей родине в России, в своей школе мы должны прислушаться к жизни! Где бы мы ни были, а родной уголок всегда манит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...