Кружок по географии: "Весело о серьёзном"
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему

Медкова Надежда Ивановна

Кружок по географии «Весело о серьёзном»  относится к общеинтеллектуальному направлению. 

Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы   основного общего образования.

Основными задачами являются:

  • - формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  основного общего образования.
  • -  формирование личностных  и метапредметных  результатов

Личностные : Эмоциональность, уметь сочувствовать, сопереживать, управлять своими эмоциями.  Уметь выражать свои мысли речью, развивать и совершенствовать речь.

       Метапредметные

Регулятивные УУД:

Ставить цель .                                                                                                                   Составлять план решения учебной проблемы.                                                                       Работать по плану.

Познавательные УУД:

Работать с информацией, перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую.   Пользоваться словарями и справочниками.                                                                 Устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать других.                                                                                               Высказывать и обосновывать свою точку зрения.                                                              Задавать вопросы.                                                                                                                     Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

                       По итогам работы в данном направлении  предусмотрены  конкурсы, экскурсии, походы,  защита проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_geografii.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхне- Талызинская средняя  школа

ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ                                                            УТВЕРЖДЕНА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА                                                       Приказом директора

«   28  »  августа  2015 г.                                                              от   28.  08 .2015 г.  №  104 о.д.

Протокол №  2                                                                  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

 «Весело о серьёзном»

Возраст детей 10-12 лет

Срок реализации программы  - 1 год

СОСТАВИТЕЛЬ:

Медкова Н. И

учитель географии

I квалификационная категория

                                                        

с. Верхнее- Талызино

2015 год.

Пояснительная  записка

Внеурочная деятельность по географии должна достигать тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами. План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет  объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 5 классе. 

При разработке плана использовались следующие документы:

● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

●  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

●  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

● СанПиН 2.4.2. 2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960.

Целевая направленность  содержания образования

План подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821–10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Основные принципы работы кружка

- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;

- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- соблюдение преемственности и перспективности обучения.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам,  познать новый способ существования — без оценочный,  при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность  опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.

 Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

 Внеурочная деятельность в 5 классе  МБОУ  Верхне – Талызинской СШ решает следующие специфические задачи:

- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются  нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей.

Программа внеурочной деятельности направлена:

- на расширение содержания программ общего образования;

- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;

- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется по следующим направлениям развития личности:

  • 1. Спортивно-оздоровительное
  • 2. Духовно-нравственное
  • 3. Социальное
  • 4. Общеинтеллектуальное
  • 5. Общекультурное.

Кружок по географии «Весело о серьёзном»  относится к общеинтеллектуальному направлению. 

Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы   основного общего образования.

Основными задачами являются:

  • - формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  основного общего образования.
  • -  формирование личностных  и метапредметных  результатов

Личностные : Эмоциональность, уметь сочувствовать, сопереживать, управлять своими эмоциями.  Уметь выражать свои мысли речью, развивать и совершенствовать речь.

       Метапредметные

Регулятивные УУД:

Ставить цель .                                                                                                                   Составлять план решения учебной проблемы.                                                                       Работать по плану.

Познавательные УУД:

Работать с информацией, перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую.   Пользоваться словарями и справочниками.                                                                 Устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Слушать и слышать других.                                                                                               Высказывать и обосновывать свою точку зрения.                                                              Задавать вопросы.                                                                                                                     Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

                       По итогам работы в данном направлении  предусмотрены  конкурсы, экскурсии, походы,  защита проектов.

В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к географии, достигается такое углубление знаний в определенной, пусть ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования.

Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по географии и по ряду родственных предметов (история, биология). Следует, наконец, учесть, что участие школьников во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе, где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои доклады в нем.

Дополнительная учебная деятельность ценно, прежде всего, возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка, то есть подготовить ребенка к жизни в обществе. Значение дополнительного образования огромно. Оно дает учащимся возможность расширять базовое образование. Внеурочная воспитательная работа планируется по следующим направлениям:

       1) учебно-познавательное:

- предметная неделя географии; 

-библиотечные часы;

-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.

- мини выставки  фотографий, рисунков «Окно в мир»

2) культурно-просветительное:

-экскурсионные поездки

-посещение музеев

- туристические походы;

Походы - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль походов в воспитании нравственных качеств личности школьника, социализации и развитии коммуникативных качеств.

Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Поход - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. Ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.

Туристический поход - средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. Именно там вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода.

Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.

Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации.

- проведение школьного фестиваля фотографии.

Последнее время многие учащиеся стали интересоваться фотографией с новой силой. Появление цифровых камер позволило делать быстрые и качественные снимки. Интересные фотографии, сделанные в природе, будут представлены на  выставке «Окно в мир». Атмосферные явления, естественные и культурные ландшафты, животные и растения глазами детей всегда неповторимы и удивительны.

Для внеклассных мероприятий характерно следующее:

1) разнообразие тематики, составляемой с учётом предложений и интересов детей;

2) создание ситуации выбора и успеха;

3) использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии;

4) доброжелательная атмосфера при их проведении.

Содержание программы

Раздел 1  « Они открывали земли»

В этом разделе учащиеся получают сведения о путешественниках, первооткрывателях, знакомятся с маршрутами путешествий, отслеживают маршруты по картам. Закрепляют полученные знания, разгадывая кроссворды, головоломки, шарады.

Раздел 2 « Без карты нет географии»

Во втором разделе знакомятся с историей создания глобуса и карт, осознают значимость этих изобретений, закрепляют знания упражнениями в решении задач на определение географических координат,  знакомятся с приметами, пословицами, поговорками и загадками о явлениях природы.

Раздел 3 « Метеорология – наука?!»

В данном разделе учащиеся знакомятся с метеорологией как наукой, изучают метеорологические приборы : барометр, термометр, гигрометр, осадкомер,  флюгер. Знакомятся с живыми предсказателями погоды и растениями барометрами, закрепляют свои знания: разгадывают ребус о погоде и отвечают на вопросы викторины.

Раздел 4  «Реки России»

В этом разделе учащиеся знакомятся с реками России, находят описания рек в литературных произведениях в поэзии и прозе. В рамках данного раздела  запланирована  экскурсия  на исток реки Пьяны.

Раздел 5 «Далёкие земли»

Пятый раздел посвящён знакомству с особенностями растительного и животного мира Мирового океана,   стран и континентов.

Раздел 6  Моя малая Родина

Этот раздел полностью посвящён краеведческой работе, экскурсии по родному краю, посещение музеев.

В завершении работы кружка в конце учебного года запланирован большой проект   выставка фотографий  «Окно в мир» 

Расписание занятий кружка

общеинтеллектуального направления

«Весело о серьёзном»         14.05 – 14.50    пятница      Медкова Н И

Календарно тематический план

1час в неделю, 34 часа в год

Название разделов, тем

Количество

часов

Дата проведения

Примечания

 

1

Раздел 1 «Они открывали земли»

1

4.09

2

Чайнворд  «Первооткрыватели»

1

11.09

П.р

3

Головоломка «Собери квадрат» (мореплаватели)

1

18.09

П.р.

4

Раздел 2 Без карты нет географии»

1

25.09

5

История создания глобуса

1

2.10

6

«Ох уж эти координаты» (решение задач)

1

9.10

П.р

7

«Народная мудрость и география» (приметы, пословицы, поговорки, загадки)

1

16.10

8

Раздел 3 Метеорология – наука?!

1

23.10

9

Температурные аномалии.

1

30.10

10

Растения – барометры

1

13.11

11

Викторина «Метеорология»

1

20.11

П.р

12

Живые предсказатели погоды

1

27.11

13

Метеорологические приборы

1

4.12

14

Ребус «О погоде»

1

11.12

15

Раздел 4 Реки России

1

18.12

16

Река Пьяна

1

25.12

17-18

Экскурсия на исток Пьяны.

2

20.05

20.05

экскурсия

19

О реках в прозе и поэзии

1

15.01

Раздел 5 Далёкие земли

20

Тайны океанов

1

22.01

21

 Удивительный мир Австралия

1

29.01

22

Африка

1

5.02

23

Индия

1

12.02

24

Япония

1

19.02

Раздел 6 Моя малая Родина

Экскурсии

1

26.02

25

Посещение школьного музея  Ивана Заикина.

1

4.03

экскурсия

26-27

Лес, луг, поле.

2

1.04

8.04

28-29

Речка. Пруд. Родник.

2

15.04

22.04

экскурсия

30-31

Высшая точка Нижегородской области

2

29.04

6.05

поход

32-33

Посещение краеведческого музея в селе

 Т-Талызино

2

13.05

экскурсия

34

Выставка фотографий   «Окно в мир»

1

11.03

проект

35

Подведение итогов работы кружка.

1

18.03

35

Литература.

  1. Весёлый урок А.К. Тарасов
  2. Тематические игры по географии. И.В.Митрофанов.
  3. Атлас мира
  4. Атлас животных
  5. Энциклопедическая серия «Узнай мир»
  6. Мир моря

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном""

Предлагаемый материал  проектной деятельности на уроках русского языка  по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном" содержит  этапы работы  над проектом, а также работы уч...

Режим - это серьёзно.

Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия,  все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Конечно, успеть...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Творческий отчёт "Игра - дело серьёзное"

Если вы не знаете с чего начать планировать воспитательную работу с детьми? Как оформить зал к мероприятиям? Как можно назвать тематические периоды воспитательной работы? Какова методика проведения ко...

"Музыка серьёзная и музыка легкая", 8 класс.

Разработка урока на углубленное изучение творчества И.Штрауса...

"Выбор профессии - дело серьёзное"

Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....

Игровые модели концепции олимпиады" О серьёзном с улыбкой "

В данной работе описана нетрадиционная форма проведения технического зачёта среди учащихся 3-4 классов . Разработанная нами концепция олипиады исходит из возрастных особенностей детей 3-4 классов . Сл...