мастер класс
статья по географии (11 класс) на тему

Ранич Елена Владимировна

При изучении курса географии я часто использую технологию педагогических мастерских, которая является одним из вариантов деятельностного подхода в обучении. Основной задачей проведения данных уроков является задача помочь учащимся осознать особую роль человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания. Цель технологии мастерских – в формировании мотивации осознанной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

При изучении курса географии я часто использую технологию педагогических мастерских, которая является одним из вариантов деятельностного подхода в обучении.

Современные подростки достаточно динамичны, обладают активной жизненной позицией. Однако в наш век информатизации дети пресыщены потоками информации, обладают широким кругозором. И не всегда те способы подачи информации, которые были действенны для предыдущих поколений, будут также действенны при изучении современного материала современными детьми. Сегодняшним подросткам необходимо не только преподнести информацию, им необходимо дать возможность прожить ситуацию, понять её, самим осознать суть предложенной проблемы, сделать выводы или, что еще лучше, самим найти решение проблем. Очень важно систематизировать и осмыслить те, зачастую отрывочные, сведения, которые уже имеют школьники.

Важнейшая задача географии – создать такие условия обучения, при которых учащиеся смогут прийти к мысли, что человек должен знать  и ценить природу и ее богатства. Чтобы познать мир, надо познать законы природы, ее функционирование и развитие. И познаются законы через «проживание» в педагогических мастерских, где на уроке моделируются различные ситуации, а учащиеся становятся активными участниками процесса познания.

Основной задачей проведения данных уроков является задача помочь учащимся осознать особую роль человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания. Цель технологии мастерских – в формировании мотивации осознанной деятельности.

1 этап. Ознакомление с методикой.

Мастерская – это личностно - деятельностная рефлексивная форма обучения, в которой сочетается индивидуальная форма работы с групповой, где есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору. Это помогает учащемуся сформировать сознательную активную жизненную установку.

Проживание мастерской – путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Мастерская обладает эффектом последействия (поиск информации, осмысление).

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности, так необходимой сегодня.

Правила и методические приёмы.

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы.

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Работа со слушателями.

 Класс делится на три группы. На экране 3 слова – поворот, решение, суд. Задание группам – придумать сценки, отражающие смысл этих слов.

Вывод: Все эти события, происходящие в жизни, приводят к изменению жизненного пути. А все выбранные вами слова являются переводом греческого слова «кризис», после чего даётся понятие «кризис».

Демографический кризис (гр. krisis – решение, поворот, исход, суд) - ситуация, при которой возникают критические (кризисныепоказатели рождаемости и смертности, то есть соответственно естественного прироста и убыли населения в государстве. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение территорий.
В первом случае это ситуация, которая складывается в государстве (стране) или регионе, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства населения, а также ниже уровня смертности. В случае перенаселения, демографический кризис — это неспособность территории обеспечить её жителей жизненно необходимыми ресурсами.

2 этап. Материал, предложенный для разработки участникам.

Тема. Демографический кризис.

Дано: 3 группы, 2 видеоклипа (1 – перенаселенные территории Нигерии, 2 –нехватка трудовых ресурсов-приток мигрантов в страны Европы).

Задание: как можно подать материал, чтобы ответить на вопрос:

«Что такое демографический кризис?» (Что может предпринять государство, чтобы снизить негативное воздействие кризиса на социально-экономическую и политическую жизнь страны?)

 Каждая группа получает задание: просмотреть  и оценить их восприятие. После обсуждения представителю группы необходимо сказать, какие мысли и чувства будет испытывать при их просмотре.

 

1 группа – человек, родившийся и проживающий в Нигерии. Президент, руководитель развивающегося государства.

2 группа – открытый человек с позитивным восприятием окружающего мира, пенсионер, служащий, руководитель развитого государства.

3 группа – обиженный на мир человек, который вынужден приехать в поисках работы в чужую, но более развитую страну, негативно воспринимающий окружающую действительность.

 Вопрос. Что предпринимают государства, чтобы выйти из демографического кризиса?

Ответ: К числу экономических мернаправленных на стимулирование рождаемости, относят оплачиваемые отпуска и разные виды помощи при рождении детей, помощи на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи — по прогрессивной шкале, разные займы, кредиты, налоговые и жилищные льготы и др.; на снижение рождаемости направлены мероприятия, создающие преимущества для малодетных семей.

Административно-правовые меры включают законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, осуществление абортов и применение контрацептивов, имущественное состояние матери и детей в случае распада семьи, режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры, направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, отношение к традициям и обычаям воспроизводства населения, на политику планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения), на половое воспитание и образование молодежи и др.

Вывод: только гармонично развитое общество может стереть негативные последствия демографического кризиса на планете.

3 этап. Рефлексия: «Проживание» ситуации позволяет лучше понять материал, разобраться с предложенными проблемами и принять самостоятельное решение, что, возможно, позволит в будущей взрослой жизни грамотно размышлять и действовать.

Преподавание данной темы часто рождает отстранённое отношение ученика к глобальным проблемам Земли: «Лично я живу в конкретном месте и в конкретное время, и кризиса нет» или «Кризис есть, но я, с ним ничего не могу сделать». Эта проблема отчуждения снимается, если предполагается некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, активизируя), учащийся осознаёт свою собственную позицию, сталкивается с отношением сверстников, со взглядами ученых-демографов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...