рабочие программы
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Ткачук Елена Францевна

рабочие программы составлена к учебникам серии "Вентана -Граф"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._programma_205-16.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»

«РАССМОТРЕНО»

Методическим объединением учителей

гимназии им.Н.В.Пушкова

Протокол №_________

«____»____________ 2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ / __Солдатова Е.В./

Замдиректора по УВР

__________/ __Снитовская Е.А.___/

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор гимназии

Приказ № ________

от «____»____________ 2015 г.      ___________/ Тимошенко Н.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ГЕОГРАФИИ

КЛАСС: 5 А Б В

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Составитель программы:

Ткачук Елена Францевна

г.Москва, г. Троицк,

2015

Содержание

1.        Пояснительная  записка        

2.        Общая  характеристика    учебного  курса        

3.        Место  учебного  курса  в  учебном   плане        

4.        Ценностные  ориентиры  содержания  учебного  курса        

5.        Результаты освоения курса  « Географии  5 класс »        

6.        Содержание  курса        

7.        Тематическое  планирование        

8.        Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного  процесса        


  1. Пояснительная  записка

Основная  цель: сформировать  у  учащихся  умение  использовать  географические  знания  и  умения  в  повседневной   жизни  для  объяснения, оценки  и  прогнозирования  разнообразных природных, социально-экономических  и  экологических  процессов  и  явлений, адаптации  к  условиям  окружающей  среды  и  обеспечения  безопасности  жизнедеятельности.

Основные  задачи  курса:

  • формирование  системы  географических  знаний  как  компонента  научной  картины  мира ;
  • познание  на  конкретных  примерах  многообразия  современного  географического   пространства   на  разных  его  уровнях, что  позволяет  сформировать  географическую  картину  мира;
  • понимание главных  особенностей  взаимодействия  природы  и  общества   на  современном  этапе  его  развития;
  • формирование  навыков  и  умений  безопасного и  экологически  целесообразного  поведения   в  окружающей  среде.
  1. Общая  характеристика    учебного  курса

Программа  по  курсу « География 5  класс » разработана  к  линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая  программа  разработана  на  основе  авторской  программы  А.А.Летягина   к учебнику « География. Начальный курс: 5  класс », М. « Вентана-Граф», 2012 г.

Содержание  данного  курса  строится  на  основе  деятельностного  подхода и предполагает вовлечение  учащихся  в  разнообразную  учебную, исследовательскую  и  практическую  деятельность, что, в свою очередь, является  условием  приобретения  прочных  знаний, преобразования  их  в  убеждения   и  умения.

  1. Место  учебного  курса  в  учебном   плане

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 классе за  34 ч (из расчёта 1 ч в неделю).

Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

• развить познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

  1. Ценностные  ориентиры  содержания  учебного  курса

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.  

  1. Результаты освоения курса  « Географии  5 класс »

Личностные  результаты

Метапредметные  результаты

Предметные

I Учащиеся обязаны:

1.Развивать  любознательность  и  формировать  интерес  к  изучению  природы  методами  естественных  наук

2. Развивать  интеллектуальные  и  творческие  способности.

II Учащиеся  получат возможность:

1. Воспитать  ответственное  отношение  к  природе

2. Осознать  необходимость   защиты  окружающей  среды.

3. Развивать мотивацию  к  изучению   различных  естественных  наук.

I Учащиеся  обязаны:

1. Овладеть  способами  самоорганизации учебной  деятельности:

а) уметь  ставить  цели  и  планировать  личную  учебную  деятельность;

б) оценивать собственный  вклад в  деятельность  группы;

в) проводить  самооценку  уровня личных  учебных  достижений

2. Освоить  приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать  цели  учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять  план, фиксировать  результаты, использовать простые измерительные  приборы;

в) формулировать  выводы  по  результатам  исследования.

II Учащиеся  получат  возможность:

1. Формировать  приемы  работы  с  информацией, т.е. уметь:

а) искать  и  отбирать источники  информации (справочные  издания  на  печатной  основе  и  в  виде СД, периодические  издания, Интернет  и т. д.)  в  соответствии  с  учебной  задачей  или  реальной  жизненной  ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать  информацию  в  различной  знаковой  форме  -  в  виде  таблиц, диаграмм, графиков, рисунков  и  т.д.

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением  диалога  и  участием  в  дискуссии; участвовать  в  работе  группы  в  соответствии  с  обозначенной  целью.

I  Учащиеся  обязаны:

1. В ценностно-ориентационной  сфере -  формировать представление   об  одном  из  важнейших  способов  познания  человеком  окружающего  мира.

2. Формировать  элементарные  исследовательские  умения.

II Учащиеся  получат  возможность:

Применять  полученные  знания  и  умения: а) для решения  практических  задач  в  повседневной  жизни;

б) для  осознанного  соблюдения  норм  и  правил  безопасного  поведения в  природной  и  социальной  среде.

 

  1. Содержание  курса

Введение (3 час).

География -  наука  о  Земле. Развитие  представлений  человека  о  мире. Выдающиеся   географические  открытия.

Раздел 1. Земля  как  планета  Солнечной  системы  (5 часа).

Земля  среди  других  планет. Форма ,размеры  Земли. Движение Земли.  Географические  следствия  движения Земли  вокруг  своей  оси. Географические  следствия  движения   Земли вокруг  Солнца.  Неравномерное  распределение  солнечного   тепла  и  света  на  поверхности  Земли.

Раздел 3.  Геосферы  Земли (26 ч)

  1. Внутреннее строение Земли (7ч)

Внутреннее  строение Земли. Из  чего  состоит  Земная  кора. Рельеф  Земной  поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение  земной  коры. Человек  и  литосфера. Особенности  рельефа  своей  местности.

2.Атмосфера (5ч)

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности  погоды своей местности

3.Водная оболочка Земли (5ч)

Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды  суши. Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера

4. Биосфера –оболочка  жизни (8ч)

Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах. Природная среда. Охрана природы.

  1. Тематическое  планирование

Дата урока (неделя)

урока

Часть, тема урока

Планируемые  результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Введение (3 часа)

1.

География -  одна из наук  о  планете Земля.

знать понятие «география», «географические объекты»

развитие интереса к предмету

формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему

2

Зарождение географии. Практическая работа №1

« Определение размеров Земли»

Формирование представлений человека о Земле на разных этапах жизни

развитие интеллектуальных и творческих способностей

развивать мотивацию к изучению географии

работа с Интернет-ресурсами

3

Наблюдение – метод географической науки

Иметь представления о путешественниках, их открытиях Отбирать источники географической информации  для объяснения происхождения географических названий.

развитие интеллектуальных и творческих способностей

работа в группе, оценка и самооценка

Раздел 1. Земля  как  планета  Солнечной  системы  (5 часов).

1.

Земля  среди  других  планет.

иметь представления о  Солнечной  системе  и  о Земле  среди других  планет

развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы

умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

формировать приемы работы с информацией

2.

Практическая работа №2

« Форма , размеры  Земли».

иметь представления о формах и размерах Земли

развитие  образного представления человека о Земле

работа с Интернет-ресурсами

3.

Движение Земли по околосолнечной орбите  

формирование   представлений    о  Солнечной  системе, умение  описывать  особенности  вращения  Земли

интерес   к   научному

познанию  мира

работа с Интернет-ресурсами

4.

Суточное вращение Земли

формирование   представлений  и  основополагающих теоретических  знаний    о  целостности   и  неоднородности  Земли

развитие интеллектуальных и творческих способностей

работа в группе, оценка и самооценка

5.

Пояса освещенности. Тестовая работа №1 «Солнечная система»

Раздел 3. Геосферы  Земли  (26ч)

Внутреннее строение  Земли(7ч)

1.

Слои «твердой» Земли

умение выявлять  особенности  внутренних  оболочек  Земли   и  сравнивать  их  между  собой

любознательность

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

2.

Вулканы Земли.

развить умение распознавать на физических картах разные формы рельефа

развивать мотивацию к изучению географии

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

3.

Практическая работа №3 « Из чего состоит земная кора»

умение  определять   закономерности  распространения   землетрясений   и  вулканизма

любознательность

работа в группе, оценка и самооценка

4.

Строение земной коры

Устанавливать взаимосвязи  между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.

Развивать логическое мышление

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

5.

Землетрясения

Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт,

Формирование интереса при работе с картой

формировать умение систематизировать информацию и понимать ее

6.

Практическая работа№4

« Рельеф земной поверхности»

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

развивать мотивацию к изучению географии

7.

Человек и литосфера. Тестовая работа №2 «Литосфера»

Проводить самостоятельный

поиск географической информации о своей местности из разных источников

уметь применять географические знания в реальной жизни

Формирование интерес   к   научному

познанию  мира

        Атмосфера (5ч)         

1.

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. 

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «озоновый слой», «тропосфера».

развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению знаний

умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

формировать приемы работы с информацией

2.

Строение атмосферы..

Использовать приобретённые

знания и умения для чтения

карт погоды,

формировать интерес к

работе  с  картой

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

3.

Погода и метеорологические наблюдения

Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин

разнообразия климата на Земле.

развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению знаний

формировать умение систематизировать информацию и понимать ее

4.

Человек и атмосфера.  

Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин

разнообразия климата на Земле.

развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению знаний

формировать умение систематизировать информацию и понимать ее

5.

Опасные явления в атмосфере

Тестовая работа №3 «Атмосфера»

Проводить самостоятельный

поиск географической информации о своей местности из разных источников

уметь применять географические знания в реальной жизни

Формирование интерес   к   научному

познанию  мира

Водная оболочка Земли(5 ч)

1.

Вода на Земле. Практическая работа №5 «Свойства воды»

Знать и объяснять существенные признаки понятий:«гидросфера»,

развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

2.

Мировой океан – главная часть гидросферы

Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению знаний

3.

Воды  суши. Реки

Устанавливать взаимосвязи

между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью

просачивания воды.

развивать мотивацию к изучению географии

развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению знаний

4.

Практическая работа №6 «Озера. Вода в «земных кладовых»

Устанавливать взаимосвязи

между формами рельефа земной поверхности и видами озер

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

развитие познавательных интересов, способности к самостоятельному приобретению знаний

5.

Человек и гидросфера. Тестовая работа №4 «Гидросфера»

Проводить самостоятельный

поиск географической

информации о своей местности из разных источников

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

развивать мотивацию к изучению географии

Биосфера (8 ч)

1.

Оболочка жизни

Знать и объяснять существенные признаки понятий:«географическая оболочка», «биосфера»

развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

2.

Палеонтология. Тестовая работа №5 «Биосфера»

Устанавливать взаимосвязи

между первыми организмами и окаменелостями.

развивать мотивацию к изучению географии

Формирование интерес   к   научному

познанию  мира

3.

Жизнь  в  тропическом поясе

Приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли,

Развивать  любознательность, формировать интерес к изучению природы

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

4.

Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи

5.

Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга

6.

Жизнь в полярных поясах и океанах

7.

Практическая работа №7 «Этажи подводной жизни»

Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин

разнообразия климата на Земле.

Развивать  любознательность, формировать интерес к изучению природы

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

8.

Природная среда. Охрана природы

Отбирать источники географической информации для составления описаний природы.

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

развивать мотивацию к изучению географии

9

Резерв

  1. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного  процесса

п/п

1

Тематические  карты.

3 экз.

Ф

2

Коллекция горных  пород.

15 экз.

Ф

3

Глобус  физический

1экз.

Ф

4

Глобус  практический

1экз.

Ф

Компьютерные  информационные  коммуникативные  средства

1

Компьютерные  программы  по  темам  курса

1экз.

Ф

2

Видеоэнциклопедия  для  народного образования  -4  части

1экз.

Д

3

Электронное  приложение   « Сферы »5-6 класс

1экз.

Д

4

Интерактивные  карты  по  географии

1экз.

Д

Технические  средства  обучения

1

Компьютер  мультимедийный  (интерактивная  доска  с  выходом  в  Интернет)

1экз.

Ф

2

Мультимедиа   проектор, проекционный  экран

1экз.

Ф

3

Видеомагнитафон

1экз.

Ф

4

Телевизор

1экз.

Ф

5

Классная  доска   с  набором  магнитов

1экз.

Ф

6

Компьютер

1экз.

Ф

Экранно-звуковые  пособия

1.

Аудиозаписи  в  соответствии  с  программой  обучения

1экз.

Ф

2

Видеофильмы, соответствующие  тематике  программы

1экз.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...