Рабочая программа и календарно- тематическое планирование в 9 классе
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Составлена на основе программы. составленной авторами А.И.Алексеева, В.А.Низовцева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._po_geo._9_kl.doc129.5 КБ
Microsoft Office document icon kalend-tem_plan.geo_.9_kl.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рассмотрена  и одобрена на заседании методического объединения

 Председатель МО

  _____________/Сидоров С.В.                                                                                                                                              

«____» _____________2015г.

          Утверждена руководителем                                            образовательного учреждения

____________/Сюваев Н.А./

«____» _____________2015г.

 «БОЛЬШЕМАНАДЫШСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»


Рабочая учебная программа

по географии

в 9 классе


                                                                      Составитель: Сидорова Т. В.,

                                                                                                    учитель географии.


2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • авторская программа по географии для 6-11 классов под редакцией Е.В. Овсяниковой. – М.: Дрофа, 2010
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Учебный план  МБОУ «Большеманадышская средняя школа» Атяшевского района РМ на 2015-2016 учебный год.
  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2014 г.  

N 1559, зарегистрирован в Минюсе России 31.12.2014 № 35502);

Рабочая программа по учебному предмету «География России» рассчитана на 68 ч (из расчета 2  часа в неделю) для изучения в 9 классе общеобразовательной школы. Она составлена на основе  программы, составленной авторами учебника под редакцией А.И.Алексеева, В.А.Низовцева, Э.В.Ким, Г.Я.Лисенковой.

 Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Содержание программы:

  Учебный предмет «География России. Население и хозяйство» завершает географическую подготовку учащихся в основной школе. Данный курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Стратегическими приоритетами курса являются: становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного и волевого характера как основы субъектного опыта; личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей средой, готовность к решению возникающих геоэкологических  проблем; опережающее изучение ключевых вопросов через «малую» - в рамках одного раздела  (отрасль, межотраслевой комплекс), «среднюю» - в течение ряда разделов (геоэкологическая проблема, качество жизни, природопользование, устойчивое развитие), «большую» - в пределах различных географических курсов (зональность, природные компоненты и факторы, географические системы), междисциплинарную (история освоения территории), перспективность;  толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям, восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими.

В процессе изучения курса учащиеся включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернет. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением  компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов

характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.

Новизна предлагаемой программы состоит  в последовательном развитии  идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

По курсу «География России» четко просматривается комплексный подход к изучению природы, населения и хозяйства. При  изучении общей характеристики России рассматриваются взаимосвязанные между собой содержательные блоки «природа» - «население» - «хозяйство».

           Цели:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

                           Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Срок реализации    рабочей программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 9 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

                  

Место предмета в базисном учебном плане

 В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России Население и хозяйство» отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю практических работ – 23, из них оценочных – 12).  Курс содержит в себе экономико-географические характеристики различных регионов и территорий России и основные сведения  о терминах и понятиях, используемых прежде всего в физической и экономической географии.

Факторы, учитываемые при составлении программы:

Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения, характер учебной мотивации учащихся, качество учебных достижений и образовательные потребности учащихся, возможности педагога, состояние учебно- методического и материально-технического обеспечения кабинета, состояние здоровья учащихся.

        В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли,

 их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

   использовать приобретенные знания и умения в практической        деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

      называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности;

     описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки;

     объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;

      прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

         Основная цель курса:

- воспитание географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций  по курсу «География России. Население и хозяйство»; развитие экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно-, социально-, экономическом разнообразии и региональном единстве.

        Задачи:

  • овладение системой теоретических и прикладных  географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа-население-хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
  • усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и других) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;
  • развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;
  • формирование готовности к изучению и практическому решению лично- и социально-значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.

Основные функции программы:

  • Развивающая.
  • Просветительская (информационная).
  • Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
  • Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).

Основные принципы программы:

  • Принцип деятельности.
  • Принцип активности.
  • Принцип соответствия возрастной категории.

 Важнейшие направления программы:

  • Интеграция.
  • Экологизация.
  • Гуманизация.
  • Политизация.
  • Экономизация.
  • Регионолизация.
  • Практическая направленность.

 Используемые технологии:

   Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

 1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

- в организации метеорологических,  гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

  • в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;
  • при составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;
  • при работе с различными источниками географического содержания;
  • в организации и проведении  экскурсий.

 Формы организации работы учащихся:

      1. Индивидуальная.

      2. Коллективная:

            - фронтальная;

            - парная;

            - групповая.

Формы учебных занятий:

  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;
  • Мини – лекции;
  • Диалоги и беседы;
  • Практические работы;
  • Семинары;
  • Дискуссии;
  • Круглые столы;
  • Проектные работы.

 Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Мини – сочинения;
  • Работа с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;
  • Рефлексия

                                                   Учебно – тематический план.

(по учебнику А.И. Алексеева,  «География России.  Хозяйство и географические районы», 9 класс)

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

1.

Введение

1

Раздел 1. Хозяйство   России.  

19

2

Тема  1.   Общая характеристика хозяйства.

3

3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

16

Раздел 2. Районы  России.

38

4

Тема  3.   Европейская часть  России.

23

5

Тема  4.   Азиатская часть   России

13

6

Россия в мире.

1

Раздел 3.  География Республики Мордовия.                                                          

Население  и  хозяйство.

10

Резервное время

2

ИТОГО

70

Творческие работы.

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  6. Описание народных промыслов Центральной России.
  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
  11. Народные промыслы Урала.
  12. Современные проблемы коренных народов Севера.

Практические   работы   для   9  класса

(по учебнику А.И. Алексеева,  География России.  «Хозяйство и географические районы», 9 класс)

 

п/п

                                       Наименование  работы

 Тренировочная              

Оценочная  

1

Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и  сопоставления тематических карт.

                       

оценочная

2

Чтение карт, характеризующих особенности географических отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).

 оценочная

3

Объяснение влияния различных факторов на  размещение металлургического производства.

 оценочная

4

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.

тренировочная

5

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)

оценочная

6

Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

тренировочная

7

Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

 Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды

тренировочная

8

Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и благоприятным по природным  условиям жизни населения положением территорий.

тренировочная

9

Составление географических маршрутов по

достопримечательным  местам Центральной России ( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

тренировочная

10

Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём».

оценочная

11

Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

оценочная

12

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

оценочная

13

Хозяйственная  оценка  природных условий и ресурсов Республики Мордовия.

оценочная

Содержание программы.

            РАЗДЕЛ     1.    Хозяйство   России.

Тема  1.Общая характеристика  хозяйства. Географическое районирование.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального  пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема  2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы  России.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность  в составе  АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.  

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).  

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

           Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса.  Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.  

            Территориальное географическое разделение  труда.

         

                РАЗДЕЛ   2    Районы  России.

          Тема  1. Европейская  часть  России.

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности ихэкономико – географического положения и этапы  развития. Северный Кавказ. Особенности  географического положения, и разнообразие природы.Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское  моря , их природа и хозяйственное  использование.  Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема  2 Азиатская  часть  России.

Природа  Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия  ведения  хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири.Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические  моря.  Русские географические отерытия. Особенности  морей.Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический  состав. Хозяйственное освоение  Сибири.

Общая характеристика Восточного  макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Раздел  3.   Особенности населения и хозяйства Республики Мордовия.

Введение (территория, границы, ЭГП, административно-территориальное деление). Природные ресурсы,  как фактор формирования хозяйства Республики Мордовия. История заселения и освоения территории Республики Мордовия. Население и трудовые ресурсы. Изменение численности, естественное и механическое  движение населения. Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: комплекс обрабатывающих отраслей. Другие отрасли промышленности. АПК Мордовии. Инфраструктурный комплекс. Историко-культурный комплекс. Территориальная организация хозяйства и внешние экономические связи.

Тема.    Россия  в  мире.

Внешние экономические связи  России. Изменение места  России в мировом  хозяйстве.  Современная внешняя  торговля  России.

Место России в мировой  политике в различные исторические  периоды.  Россия и  сопредельные  страны

                                             

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

 Технические средства обучения:

  1. Телевизор  «SAMSUNG»
  2. Компьютер
  3. Доска для проецирования
  4. Мультимедийный проектор
  5. Видеомагнитофон

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Состав УМК:

  1. Учебник: География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева.  – М. : Дрофа, 2005. – 288 с.
  2. Рабочая тетрадь: Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев.  География России. Хозяйств и географические районы. 9 класс .: рабочая тетрадь к учебнику под ред. Э.В.Ким.- М.: Дрофа, 2009.- 160 с.
  3. 2.Учебник: География Республики Мордовия (учебное пособие для учащихся).   Автор В.Н. Пресняков,  Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005г.
  4. 3.Учебное пособие . География Республики Мордовия. Авторы: А.А.Ямашкин, В.В. Руженков, Ал. А. Ямашкин. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2004г.
  5. Атлас: География. 9 кл.: атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 56 с.
  6. Контурные карты. География 9 кл. Рук. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа; Издательство ДИК.

Дополнительная литература:

  1. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы 9 класс М.:ВАКО,2012

Цифровые образовательные ресурсы:

     1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс  Кирилла и  Мефодия.

Интернет – ресурсы:

  1. school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  2. fcior.edu.ru - Каталог электронных образовательных ресурсов
  3. ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
  4. geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии"
  5.  rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.
  6.  geoport.ru - "GeoPort.ru"  Страноведческий портал.
  7.  bookz.ru - электронная библиотека


Предварительный просмотр:

                                                    Календарно-тематическое  планирование

по курсу «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс    (68 часов)

№ п/п

Наименование тем и разделов

Тип

 урока

Кол-во

часов

Практические работы

Вид

контроля

Дата проведения  

План.

Факт.

Введение (1ч)

1

Что изучает экономическая

география  России.

ИНМ

1

ФО

Раздел  1.  Хозяйство  России (19ч)

Тема     1.  Общая характеристика  хозяйства  (3 ч)

2

Понятие хозяйства. Его структура.

ИНМ

1

Текущий

3

Этапы развития хозяйства.

КУ

1

Текущий

4

Географическое районирование.

КУ

1

Текущий

Тема  2.  Главные отрасли и межотраслевые  комплексы  - 16 час.

5

Сельское  хозяйство.   Растениеводство.

КУ

1

Текущий

6

Животноводство.

Зональная специализация.

УПР

1

Практическая работа № 1 Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и  сопоставления тематических карт.

(оценочная)

Работа с картой

7

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.

КУ

1

Работа с картой

Тесты

8

Лесной комплекс.

КУ

1

Текущий

9

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность.

КУ

1

Карта

10

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность.

КУ

1

Текущий

11

Электроэнергетика.

КУ

1

Работа с картой

12

Металлургический комплекс.

УПР

1

Практическая работа № 3 Объяснение влияния различных факторов на  размещение металлургического производства.

(оценочная)

ПР

13

Машиностроительный комплекс.

УПР

1

ПР

14

Факторы размещения машиностроения.

КУ

1

Практическая работа № 4

 Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения.

( тренировочная)

Работа с картой

15

Химическая промышленность.

УПР

1

Практическая работа №5 Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)

ПР

16

Транспортный комплекс.

УПР

1

Практическая работа № 6 Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт -  тренировочная)

ПР

17

Информационная  инфраструктура

КУ

1

Текущий

18

Сфера обслуживания. Рекреационное   хозяйство.

КУ

1

Текущий

19

Территориальное (географическое) разделение труда

УПР

1

Практическая работа № 7

а) Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом.

б) Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды. (тренировочная)

Практическая работа № 8 Выделение на к/к главных промышленных и с/хозяйственных районов страны, сравнение их размещения с главной полосой расселения и благоприятным положением территорий по условиям.  (тренировочная)

20

Итоговый тест №1 .    «Межотраслевые комплексы».

ОУ

1

Контрольные тесты№1

Раздел  2.   Районы  России (36ч)

Тема    1.   Европейская  часть  России  (23 ч)

21

Восточно-Европейская равнина

КУ

1

Работа с картой

Текущий

22

Волга

КУ

1

Работа с картой

Текущий

23

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Центральный район: особенности населения.

КУ

1

Работа с картой

ФО

24

Хозяйство Центрального района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

25

Москва — столица России.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

26

Города Центрального района.

УПР

1

Практическая работа № 9 Составление географических маршрутов по

достопримечательным  местам Центральной России ( памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России) (тренировочная)

Текущий

27

Центрально-Черноземный район.

КУ

1

Текущий

28

Волго-Вятский район.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

29

Северо-Западный   район. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

30

Древние русские города на старых водных торговых путях.

УПР

1

Практическая работа № 10 Составление географического описания «Путешествие от Финского залива до Рыбинска водным путём» (оценочная)

ПР

31

Санкт-Петербург — новый хозяйственный узел и «вторая столица» России.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

32

Калининградская область.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

33

Европейский Север. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

ФО

34

Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

35

Поволжье. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

36

Население и хозяйство Поволжья.

УПР

1

Практическая работа № 11  Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны (оценочная)

ПР

37

Северный Кавказ. Географическое положение и природные условия.

КУ

1

Текущий

38

Хозяйство  и  народы Северного Кавказа.

УПР

1

Практическая работа № 12 Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.

(оценочная)

ПР

39

Южные моря России.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

40

Урал. Географическое положение и природа.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

41

Этапы развития и современное хозяйство.

КУ

1

Текущий

42

Города Урала. Проблемы  района.

КУ

1

Работа с картой

ФО

43

Итоговое тестирование № 2

 «Европейская часть России».

ОУ

1

Тесты

Тема   2.  Азиатская  часть  России (13ч)

44

Природа Сибири.

ИНМ

1

Работа с картой

Текущий

45

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

46

Арктические моря.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

47

Население Сибири.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

48

Хозяйственное освоение Сибири.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

49

Западная Сибирь. Природные условия и  ресурсы. Хозяйство  района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

50

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

51

Байкал.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

52

Хозяйство района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

53

Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

54

Моря Тихого океана

КУ

1

Работа с картой

Текущий

55

Население района. Хозяйство района.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

56

Итоговое тестирование №3

«Азиатская часть России».

ОУ

1

Тесты

Тема.   Особенности населения и хозяйства Республики Мордовия   10 (ч)

57

Экономико-географическое положение и административно- территориальное деление Республики Мордовия.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

58

Природные условия и ресурсы области

УПР

1

Практическая работа № 13

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов (оценочная)

ПР

59

История освоения территории. Население и трудовые ресурсы.

КУ

1

Текущий

60

Общая характеристика  промышленности.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

61

Межотраслевые комплексы.               Ведущие отрасли промышленности.

КУ

1

Текущий

62

Комплекс     других  обрабатывающих     отраслей промышленности.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

63

Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.

КУ

1

Текущий

64

Инфраструктурный комплекс.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

65

Территориальная организация   хозяйства.     Внешние экономические связи.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

66

Зачет по теме: «География Республики Мордовия».

ОУ

1

Тесты

              Тема.  Россия  в  современном  мире  (1 ч)

67

Россия в мире. Внешние экономические связи.

КУ

1

Работа с картой

Текущий

68

Внешние экономические связи. Итоговое тестирование.

КУ

1

Работа с картой

Тесты

ИТОГО

68

13

                                                              Виды уроков: ИНМ - урок Изучения Нового Материала    

                                                                                       КУ – Комбинированный Урок

                                                                                       УПР – Урок Практическая Работа

                                                                                         ОУ -   Обобщающий Урок

                                                                                       

Количество часов: 68;  в неделю: 2   по четвертям:  1 четверть:  18

                                                                                             2 четверть:  14

                                                                                             3 четверть:  22

                                                                                             4 четверть:  14                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 9 класс к УМК "Новый курс английского языка" Афанасьевой О.М.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 9 класс к УМК "Новый курс английского языка" Афанасьевой О.М....

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 1 класс

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 2 класс.

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 3 класс.

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 4 класс.

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование 10 класс

Составлена к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 7 класс по УМК В.П.Кузовлев

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения),...