Урок географии в 6 классе "Вода на Земле"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Дылькова Олеся Александровна

Урок географии "Вода на Земле" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_voda_na_zemle.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода на Земле

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации  средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию.

 Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

 Развивающие:         создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и  объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации,  схемами,  создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала; делать  обобщения и выводы.

 Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,  культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому  предмету.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

                                                    - видеофильм « Гидросфера Земли»;

                                                    - компьютер, интерактивная доска, проектор;

                                                    - физическая карта полушарий;

             

Оборудование для учеников: компьютер; листы для работы в классе, учебник, атлас

Предмет исследования: вода – источник жизни;

Краткое описание: 

Учащиеся знакомятся и изучают гидросферу, ее состав, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

                                                              Тема: Вода на Земле

Структура  и ход  урока:

 1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель.    Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                    Настройтесь и раскрепоститесь.

                    Урок начнем мы, как всегда,

                    С вопроса:    Все готовы?

Ученики.     Да!

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

Слайд 2.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадки (слайд 2)
« С горы сбегая без труда, она гремит как гром

 В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей ее – и к небесам она взлетит

Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»

 (Вода)

- Да, верно,  сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Слайд 3.

У вас на столах листы, в которых вы будете сегодня работать. Запишите с них тему урока «Вода на Земле»

Слайд 4.

 «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы должны:

  • Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.
  • Заполнить схему «Состав гидросферы», «Мировой океан», «Круговорот воды в природе»
  • Уметь  описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.

            Приводить  примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Слайд 6.

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь -  кто считает  - Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Слайд 7.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего  и на глобусе,  и на карте. Это так, потому что  значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Слайд 8. 

Проблемный вопрос урока

Воды много, но     Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

!!!!!!!!Сегодня в течение  урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Слайд 9. 

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все
ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Слайд 10. 

Но,  Какие сведения о воде  Вам  уже  известны?

Что мы знаем о воде?  Давайте вспомним основные свойства воды.  (На партах  стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог:  вода какая?

Слайд 11. 

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Слайд 12. 

Ребята, как вы думаете, почему  существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?»  (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к ответу.  Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Слайд 13. 

Итак,  вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

Слайд 14. 

В природе …....Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода  

                          в жидком состоянии

                         Туман, пар, облако – это вода

                         в парообразном состоянии

                         Снег, град, иней, лёд – это вода

                         в твёрдом состоянии

Слайд 15. 

Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.

Слайд 16. 

Вода обладает  и другими уникальными свойствами

  • Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.
  • Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
  • Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Слайд 17. 

«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?

Каково же, по-вашему, значение воды?

Слайд 18 - 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Слайд 22.     Практикум « Подсчет содержания воды в организме  школьника»

                                                        mводы= mтела х 0,65

Слайд 23. 

Минутка отдыха

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.  
А теперь плечами  крутим —
И для них разминка будет.  

Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,
Плавно производим.  

Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.  

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.  

Шаг на месте. Ходим  строем,
Сейчас дыханье успокоим.  

Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

 

Учитель.     Все, закончили разминку.

                    Сели прямо, держим спинку.

                    Чтобы уложиться в срок,

                    Мы продолжим наш урок.

Слайд 24. 

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли.

Она состоит из трёх частей. Каких? ( Самост. работа с учебником  параграф 19, пункт 1 стр. 71).

Дополните схему 1  в листы.

Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием  - вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Слайд 27.

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.

Слайд 29.  

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Запишите океаны в схему 2 на своих листах

Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Слайд 30.  Используя рисунок 48 в учебнике стр.73, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь - Постарайтесь озвучить представленную  схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

Заполните схему 3 в своих листах

            Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

            Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.  

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

4.Закрепление нового материала:

Слайд 31. 

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

На планете Земля -71% воды, суши-29%.  Но во многих городах мира, России, в том числе в Ульяновске множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

Слайд 32.

(Загрязнение воды)

И мы подводим итог урока.

5.Рефлексия.  

Слайд 33

Что нового Вы сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Слайд 34.  Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

Поставьте себе отметку, на которую Вы  думаете ответили.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

Слайд 35.   Правильные ответы

Слайд 36. Домашнее задание

 п.19 стр.71-73, составить кроссворд по теме «Гидросфера»

Слайд 38.

Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!

 

Тема урока____________________________________________

        

1. Дополните схему состав гидросферы

2. Дополните схему Мировой океан

3. Круговорот воды в природе

 

4. Тест:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии по теме "Население Земли" 6 класс

Презентация к обобщающему уроку географии по теме Население Земли" по учебнику Н.Н.Петровой, Н.А.Максимовой "Природа Земли и человек. 6 класс"...

Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"

Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока географии 5 класс "Оболочки Земли"

Класс: 5Тема урока: §28. «Оболочки Земли»  (урок № ___в теме «Природа Земли»)Базовый учебник:  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс...

Презентация к уроку географии "В поисках Южной Земли"

Данная презентация используется как наглядный материал к уроку географии "В поисках Южной Земли", 7 класс, учебник География, Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климан...

Конспект урока географии в 6 классе. Земля и космос.

Конспект урока составлен по учебнику - География. Землеведение авторы В.П. Дронов, Л.Е Савельева....

Конспект урока географии 7 класс "Рельеф Земли"

Сведения об автореПьянкова Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии,  МБСКОУ школа-интернат № 4 Предмет, класс География, 7 кл...

Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"

В материале представлены конспект и презентация урока  "Земля - планета солнечной системы"  в соответствии с ФГОС....