Главные вкладки

    Технологическая карта урока.
    план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

    Технологическая карта урока в 5 кл. уч. Е.М. Домогацкий и др.

    урок№3  Тема: "От плоской Земли к земному шару".

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока №3                        ДАТА _____________________________

    Тема

    «От плоской Земли к земному шару»

    Цель  

    Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты

    Задачи

    Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы

    Основное содержание темы, термины и понятия

    Планета,шар, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    В познавательной сфере:

    - определять, какую форму имеет Земля;

    - объяснять эволюцию знаний о форме Земли;

    -приводить доказательства о шарообразности Земли.

    - уметь вести диалог с одноклассниками

    В ценностно-ориентационной сфере:

    - анализировать и оценивать роль географических знаний о планете

    Личностные:  развитие познавательных мотивов

    Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

    Познавательные:

    Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

    Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

    Коммуникативные: 

    -Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

    - Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

    метапредметные

    личностные

    Тип урока 

    -умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

    Урок изучения нового материала              

    -осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли 

    Пр. работа:  « Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами»

    Мотивационный этап

    Цель

    Содержание

    Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

    1. Приветствие.

    2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

    Учитель: глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

    Ответ учащихся: « это линия горизонта»

    Учитель: но мы- то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле?

      Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.

    Ученики выдвигают свои  названия темы урока…

    Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

    3.Обсуждение и выдвижение гипотез.

    Проводится обсуждение.

    Расскажите  все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете.  А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока.

    - НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле.

    - Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки).

    - Что означает слово планета?

    Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА.

    На данном этапе возможны продолжения занятия:

    • ГРУППОВАЯ РАБОТА. Задача: нарисуйте общий рисунок нашей планеты.

    2. Анализ результата.

    - Что вы сейчас делали? (рисунок планеты как мы ее представляем).

    -Мы только предполагаем, что она так выглядит- докажите

    - Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику).

    - Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)

    1. Выход на новое знание.

    После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы :

    - Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями)

    - Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему?

    - Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)

    - Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?

    1. А можно ли применить сравнительный метод изображения Земли рисунка и космического снимка?

    Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах.

    Сравнительное описание сделайте по плану:

    1. Формы и размеры
    2. Наличие линии горизонта
    3. Четкость изображенных географических объектов.

    РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.

    Учитель  просит вернуться ребят к поставленной задаче.

    - На все ли вопросы мы нашли ответ?

    - Почему люди в древности считали, что Земля плоская?

    -Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара?

    - Какие доказательства шарообразности привел Аристотель?

    Учитель подводит учащихся к следующему выводу:

    Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни.

    Для каких профессий нужны эти знания?

    Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты.

    Д/З №3, проделайте опыт на с. 19

    Этап рефлексии

    Цель

    Содержание

    Оценка результатов деятельности

    Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

    ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

    МНЕ КОМФОРТНО_____

    Я  испытываю проблемы--------.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

    Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

    Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

    Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

    Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты.

    Технологическая карта урока в 6 классе. Географические карты....

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...