Технологическая карта урока.
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Технологическая карта урока в 5 кл. уч. Е.М. Домогацкий и др.

урок№3  Тема: "От плоской Земли к земному шару".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №3                        ДАТА _____________________________

Тема

«От плоской Земли к земному шару»

Цель  

Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты

Задачи

Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планета,шар, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод

Планируемые результаты

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- определять, какую форму имеет Земля;

- объяснять эволюцию знаний о форме Земли;

-приводить доказательства о шарообразности Земли.

- уметь вести диалог с одноклассниками

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль географических знаний о планете

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

метапредметные

личностные

Тип урока 

-умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Урок изучения нового материала              

-осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли 

Пр. работа:  « Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами»

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Учитель: глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

Ответ учащихся: « это линия горизонта»

Учитель: но мы- то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле?

  Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.

Ученики выдвигают свои  названия темы урока…

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

3.Обсуждение и выдвижение гипотез.

Проводится обсуждение.

Расскажите  все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете.  А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока.

- НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле.

- Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки).

- Что означает слово планета?

Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА.

На данном этапе возможны продолжения занятия:

  • ГРУППОВАЯ РАБОТА. Задача: нарисуйте общий рисунок нашей планеты.

2. Анализ результата.

- Что вы сейчас делали? (рисунок планеты как мы ее представляем).

-Мы только предполагаем, что она так выглядит- докажите

- Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику).

- Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)

  1. Выход на новое знание.

После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы :

- Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями)

- Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему?

- Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)

- Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?

  1. А можно ли применить сравнительный метод изображения Земли рисунка и космического снимка?

Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах.

Сравнительное описание сделайте по плану:

  1. Формы и размеры
  2. Наличие линии горизонта
  3. Четкость изображенных географических объектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.

Учитель  просит вернуться ребят к поставленной задаче.

- На все ли вопросы мы нашли ответ?

- Почему люди в древности считали, что Земля плоская?

-Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара?

- Какие доказательства шарообразности привел Аристотель?

Учитель подводит учащихся к следующему выводу:

Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни.

Для каких профессий нужны эти знания?

Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты.

Д/З №3, проделайте опыт на с. 19

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...