Открытый урок географии в 8 классе индивидуального обучения
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Урок географии 8 класс по теме "Горные системы".Для индивидуального обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Открытый урок географии в 8-м классе

по теме « Горные системы»

Цели: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;

развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;

воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: видео проектор, физическая карта России, карта природных зон, картины – горный пейзаж. учебник Г.С.Камерилова, Л.И.Елховская, О.А. Родыгина «География Моя Россия. Человек и Природа.8 класс - § 41; ИКТ;

Образовательные технологии:                                                                                                               Информационно-коммуникационные технологии                                                                         Здоровьесберегающие технологии                                                                                                                Разноуровневое обучение                                                                                                                      Исследовательские методы в обучении                                                                                                                    Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)                                                                   Технология интегрированного обучения

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

Диктант на термины и понятия.

Я читаю определение, вы должны записать соответствующий термин с доски (термины записаны на доске).

Ландшафтоведение

 Эфемеры

Тайга

Такыры

Степь

Серозёмы

Солонцы

Джузгун

Солончаки

1.Растительное сообщество с преобладанием хвойных деревьев (тайга)

2.Растительное сообщество состояние из разнотравья, формируется на чернозёмах при недостаточном увлажнении (степь)

3.Наука изучающая ПТК (ландшафтоведение)

4.Засолённые почвы, в которых легкорастворимые соли, в больших количествах содержащиеся в почве, находятся на глубине 20-50 см. пригодные для земледелия после промывки (солонцы)

5.Тип почвы, в которых соли в большом количестве находятся в поверхностном слое (серозёмы)

6.Ровное глинистое место, лишенное растительности в сухое время разбиты трещинами на многоугольники (такыры)

7.Песчаная акация, растёт на песках, может пускать из корней ветки, а из ветвей придаточные корни, и расти наоборот (джузгун)

8.Растения с коротким сроком вегетации (эфемеры)

Фронтальный опрос:

- Где расположены зоны степей и полупустынь?
- Почему в степи не растут деревья?
- Почему почвы степей обладают высоким плодородием?
- Где в степи можно увидеть деревья?
- Какие почвы в полупустыне?
- Почему невозможно определить возраст саксаула по кольцам?
- Какие опасные явления могут быть в степях?
- Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?

Итог.

3. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя (выступление сопровождается показом слайдов).

И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.

Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Но не только физические свойства придают им ту привлекательность, всегда прельщавшую человека, который в старину, когда горы были неприступны, полагал, что там находится жилище богов и духов. В наше время горные хребты нередко играют роль последних убежищ для многих животных, преследуемых в результате интенсивного освоения Земли человеком. Следовательно горы могут считаться островами, населёнными свойственными им видами и часто изолированными от окружающего мира.

http://festival.1september.ru/articles/524129/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524129/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524129/img3.jpg

2. Объявление темы и целей урока.

Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем знакомиться с высотной поясностью и поговорим о распределении природных зон на данных территориях.

3. Понятие о высотной поясности. Приложение 1

(Запишите определение в тетрадь)

Закономерная смена почв растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.

- В каких горах богаче природа?

4. Спектр высотной поясности.

Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.

1.Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).

2.Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.

3.Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.

4.Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.

5.Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

5. Северный Кавказ (схема). ( атлас).

http://festival.1september.ru/articles/524129/img4.jpg

Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

6. Показ фотографий (показ сопровождается небольшим рассказом).

http://festival.1september.ru/articles/524129/img5.jpg

Домбай – вершина западной части Главного Водораздельного хребта Большого Кавказа, в истоках реки Теберды. Высота 4046м. сложена гнейсами, кристаллическими сланцами, гранитами. Покрыта вечными снегами и ледниками.

http://festival.1september.ru/articles/524129/img6.jpg

Западный Кавказ – часть горной системы Большого Кавказа. Господствуют горно - лесные и горно-луговые ландшафты.

http://festival.1september.ru/articles/524129/img7.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524129/img8.jpg

Богатые травами альпийские луга испокон веков служили скотоводам летними пастбищами. Цветущий рододендрон – одно из растений альпийских лугов. Кусты, в зависимости от вида, достигают в высоту от 30см до 2-3метров. Всего в мире насчитывается более 12000 сортов. Цветут рододендроны с конца апреля по первую декаду августа.

7. - С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа?
- Какие зоны расположены у подножий гор?
 ( работа с атласом)

8. Урал (видео). ( атлас).  Приложение 2

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000км

9. Схема Уральских гор. http://festival.1september.ru/articles/524129/img9.jpg

- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала?

10. Юг Сибири (схема). ( атлас).

http://festival.1september.ru/articles/524129/img10.jpg

В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно - степной, горно - таёжный и высокогорный.

11. Показ фотографий (показ сопровождается рассказом).

http://festival.1september.ru/articles/524129/img11.jpg

Алтай – горная система Азии. Длина более 2000км. Состоит из сильно расчлененных хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточного бассейна Центральной Азии. Наиболее высокие вершины поднимаются в западной части (Белуха – 4506м).

http://festival.1september.ru/articles/524129/img12.jpg

Восточный Саян – горная система, расположенная в пределах Южной Сибири. Тункинские Гальцы, красивейшее из мест Восточных Саян. По мере изменения высоты растительность сильно меняется.

http://festival.1september.ru/articles/524129/img13.jpg

Забайкалье – горная область, расположенная к востоку от озера Байкал. Преобладают средневысотные горы (1200 – 1800м), обрамленные с севера и запада поясом высоких гор (до 3000м).

- Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

12. Дальний Восток. (Схема). ( атлас).

http://festival.1september.ru/articles/524129/img14.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524129/img15.jpg

http://festival.1september.ru/articles/524129/img16.jpg

На территории Дальнего Востока, несмотря на значительную протяженность, расположены всего две природные зоны. С севера господствует тундра, а вся остальная часть расположена в лесной зоне.

Для гор восточных окраин материка: Камчатки, Сахалина, Сихотэ-Алиня – характерны своеобразные пояса лесов из каменной березы и зарослей кедрового стланика. Эти пояса отсутствуют в горах других районов страны.

13. Показ видеофильма сопровождается рассказом учащегося. Приложение 3

Сахалин – остров у восточных берегов Азии, между Охотским и Японским морями. От материка отделяется Татарским проливом. Площадь – 764т кв. км. Длина – 948км. высота до 1609м. в горах преобладает елово-пихтовая тайга на равнинах лиственничная тайга.

4. Закрепление изученного.

1. Практическая работа.

Задание. Разместить спектры высотной поясности в соответствии с горными системами. Используя шаблоны и контурную карту.

2. Давайте вспомним, что такое заповедник, заказник, национальный парк и чем они отличаются друг от друга.

3. Просмотр видеофильмов. (Уссурийская тайга. Кроноцкий заповедник). Приложение 4, 5.

Кроноцкий заповедник расположен в Российской Федерации на востоке полуострова Камчатка. Основан в 1934 г. Площадь свыше 1млн.га. Леса из берёзы каменной. Заросли кедрового и ольхового стланика. Животный мир – соболь, горностай, горный баран, медведь, рысь. С 1985г. биосферный заповедник.

5. Итог урока

- О какой природной зоне мы говорили на уроке?
- Чем высотная поясность отличается от других природных зон?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Параграф 41

Дать оценку рекреационным зонам горных ланшафтов России. Перспективы развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок география 7 класс "Евразия . Рельеф."

Развёрнутый конспект открытого урока географии 7 класс "Евразия. Рельеф"...

Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок географии 6 класс «Строение реки»

Открытый  урок географии 6 класс «Строение реки»...

Открытый урок. География 8 класс. Тема: Транспортный комплекс РФ

Поан-конспект урока и материалы к нему. урок направлен на формирование читательской грамотности и прежде всего смыслового чтения. в ходе работы с текстами ученики не только получают основные сведения ...

Открытый урок географии 8 класс. Тема: Агропромышленный комплекс РФ. Контроль знаний

Урок контроля знаний. В ходе урока, отвечая на вопросы тестов и выполняя практичнскую работу на контурной карте, ученики обобщают и проверяют свои знания. тем же целям служит просмртр видеофргамента....