конспект урока географии в школе 8 вида по теме "Индия" 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

конспект урока географии в коррекционной школе 8 вида по теме "Индия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_seminaru.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока:  урок формирования  новых знаний.

Тема: Индия (Республика Индия).

Цель: сформировать целостное представление обучающихся о стране, о географическом положении, особенностях природы, хозяйства, населении и культуры.                                                                                                                 Задачи:

Образовательные: создать условия для развития системы умений работы с картой и текстом учебника;

Развивающие: развивать  пространственное  мышление, внимание, память; развивать умение работы с картой и другими источниками информации; развивать навык связного устного высказывания; развивать  мыслительные операции.

Коррекционные: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в работе с картой; коррекция познавательной деятельности.

Воспитательные:  формировать географическую культуру личности; воспитывать любознательность и толерантность.

Форма проведения: урок-путешествие.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: политическая карта мира, ноутбук, проектор, презентация к уроку (Приложение № ),  раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями (Приложение № ), планы изучения государства.

Атласы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Атлас для 6 класса приложение к учебнику «География». Приложение к учебнику  «География материков и океанов». Государства Евразии» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.                                                            Учебники: Ф.Ю. Украинцева, Н.Т.Козлова  «География.  Государства Евразии».  Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Классикс Стиль»,2005.     Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «География материков и океанов. Государства Евразии» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2007.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята!

Сегодня, мы  с вами совершим заочное путешествие в удивительную и загадочную страну, возможно, вы даже угадаете в какую, внимательно прослушав мелодию.

 /Дидактическое упражнение «Угадай по мелодии»- звучит фрагмент индийской мелодии/.                                                                                                                               – Что за мелодия прозвучала?

- Верно, это индийская мелодия и значит, наше путешествие будет …

правильно, в Индию. (Слайд №1).

II. Актуализация опорных знаний и умений.

- А что вы знаете об Индии?

- Отправляясь в путь,  надо  хотя бы знать основные сведенья и в этом нам поможет карта.

- Итак, где же находится Индия?  Смотрим  карту (приложение карта №1),  /атлас с. 14-15 /.

- Скажите, в каком полушарии находится Индия?   /В восточном/.

- На каком материке она расположена?   /На материке Евразия/.

- В какой части света?    /В Азии/.

- На каком полуострове?      /Индостан/.

- Какими водами омывается?    /Индийским океаном/.

-В каких поясах освещённости находится Индия?  /В северном умеренном и жарком тропическом поясе/.

- Покажите Индию на политической карте мира.   /Ответ у  доски/.

- Маршрут и Бугульмы в Индию будет проходить примерно так  /показ у доски/.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. 

- Отправляясь в путь нам необходимо знать не только маршрут путешествия, но  и его цель.

Цель нашего путешествия расширить знания о географическом положении Индии, узнать об особенностях природы, хозяйства, о населении, культуре и традициях этого народа.

И, конечно же, выяснить, кто из вас окажется самым лучшим знатоком Индии.  И в этом мне поможет наша уважаемая гостья- Соколова Галина – руководитель лучшего в России ансамбля индийского танца «Ангика».

IV. Изучение нового материала.

- Знакомиться с Индией мы будем по плану.  (Слайд №2).

На государственном гербе Индии изображено 4 льва, они смотрят во все стороны света. Флаг-  триколор. (слайд №3).                                                                                                                             Послушайте фрагмент гимна Индии.      (Приложение №2).

  1. Основные сведения.

Основные сведения мы узнаем из учебника  (с. 165).

Площадь государства-   3,3  млн.кв. км            

Население – 1 млрд.200 млн.чел.  

Столица-  Дели. 

 Государственный язык-хинди.

- Индия  занимает 7 место в мире по площади и 2 место в мире по численности населения.

Индия-  одно из древнейших государств в мире.

Она почти 2 века была английской колонией и лишь в 1947 году обрела независимость.  Индия- страна контрастов, где богатство и бедность соседствуют рядом.

- Как вы думаете, на чём же мы сможем быстро добраться до Индии? Почему?        /На самолёте т.к. это самый быстрый вид транспорта и передвижение на нём не зависит от рельефа  местности/.

- Итак, в путь!                       (Слайд№4).

2.Границы государства.

 - Посмотрите, как хорошо видны сверху границы государства.

- Назовите, с кем граничит Индия.                                                                  /Индия граничит на севере и северо-востоке с Китаем; на северо-востоке с Непалом и Бутаном; на востоке с Мьянмой и Бангладеш; на юге  Шри-Ланка; на западе,  северо-западе и севера с Пакистаном; на севере с Афганистаном/.                                                                                                              (Слайд№5).

       

3.Рельеф.

-  Мы пролетаем над Индией, назовите основные формы рельефа.

/На севере и северо-востоке горы Гималаи; на северо-западе, севере и северо-востоке Индо-Гангская низменность; в центральной части- плоскогорье. Рельеф разнообразный/.                                                                                          

  - Как вы думаете, какая часть Индии самая высокая и почему?        /Север и северо-восток, т.к. там расположены горы Гималаи/.                                                                                                            (Слайд№6-7).

4.Природа.

Итак, мы в Индии.                                                                                                         

Она  необычайно богата разнообразием растительного и животного мира. Буйная тропическая растительность чередуется с полями хлопчатника, сахарного тростника, чая и кофе.  Там растёт дерево баньян, которое в шутку называют дерево-лес.

Несмотря на то, что большая часть полуострова освоена человеком, в 84 национальных парках водятся слоны, носороги, обезьяны, крокодилы…  Животных в Индии можно встретить везде, они свободно передвигаются даже по городским  улицам. А корова считается священным животным. Употреблять мясо и молоко коров запрещено.

Национальная птица Индии- павлин.                                                                  Национальный цветок- лотос.                                                                     Национальное животное-тигр.

                                                                                                      (Слайд№8-15).

5. Промышленность и сельское хозяйство.

Это аграрно-индустриальная страна.

-Назовите основные отрасли промышленности /по карте учебника с.164/.

В настоящее время Индия активно развивается. За время независимости в стране созданы практически все отрасли современного промышленного производства.

С 1980 года начались запуски космических ракет индийского производства.

Многие промышленные предприятия были созданы с помощью нашей страны.

Несмотря на достижения промышленности, Индия всё ещё остаётся одной из самых бедных стран мира.

Индия-  один из древнейших районов земледелия. Климат страны позволяет получать 2, а в некоторых случаях и 3 урожая в год. Продукция сельского хозяйства экспортируется во многие страны мира, но землю во многих сёлах ещё пашут на волах.                                                                                                      (Слайд№16-19).

6.Население.

- Индия самая многонациональная страна в мире. В ней проживает более 500 народностей и племён.                                                                                                                                                                                                                         Всё население страны поделено на касты. Объясните значение этого слова.

/Касты-  это группы людей, семьи которых много веков владеют определёнными профессиями. Есть касты военных, врачей и т.д./.                                                                                                     

Женщины в Индии носят сари. Что это такое?   /Это женская одежда в Южной Азии. Это кусок ткани, обёртываемый вокруг тела/.                                                                                      

Большинство населения страны проживает в сельской местности. Главные проблемы-  перенаселённость и низкий уровень жизни.                                            

Почти половина населения Индии неграмотна.                                                                Как вы думаете почему? /Потому, что Индия почти 2 века была английской колонией/.                                                                                                (Слайд№19-23). 

-  Индия богата драгоценными камнями. Изделия из них изготавливают    как на больших предприятиях, так и в маленьких мастерских.                                                                            (Видеофрагмент).    

7.Достопримечательности.

Самое знаменитое здание страны мавзолей Тадж-Махал. Он был построен султаном в память об его умершей жене. Здание построено из белого мрамора. Раньше дворец был отделан драгоценными и полудрагоценными камнями, двери из серебра, детали из золота и жемчуга. 

(Слайд№24). 

На моём столе находятся предметы, имеющие самое непосредственное отношение к Индии: шахматы,  змея, хлопок, чай, сувенир   «ракушка»,  специи, платочек,  индийский фильм на диске.  Объясните, какое?

/Шахматы-были придуманы в Индии;  змеи-  в огромных количествах водятся там;  хлопок- первыми начали выращивать и Индии;  чай- индийский чай известен всему миру; орехи- выращивают в Индии;  сувенир-ракушка – это дар океана, а рисунок слона на нём создан местными жителями;  специи и шёлковый платочек- это то, за чем в Индию отправляли жители Европы свои корабли/.

Наше заочное путешествие подходит к концу и сейчас вам предстоит ответить на вопросы  и заполнить  путевые заметки,   /работа по карточкам/.                                                  

Я узнал(а), что…

Я запомнил(а),что…                             (Слайд№25). 

V. Подведение итогов.                                                                                                             Сегодня мы с вами совершили заочное путешествие в Индию и узнали, что  это 7 по величине и 2 по  численности населения страна, которая в настоящее время активно развивается.

Лучшим в нашем путешествии становится….   он получает оценку «5».

Хорошими путешественниками сегодня были…  они  получают оценку «4».

VI.  Домашнее задание. 

С. 157-161 читать, отвечать на вопросы.

По желанию: подготовить сообщение или презентацию, нарисовать рисунок.

- Как вы думаете, без чего невозможно представить Индию?

Конечно же, без танцев.

Сегодня у нас  ещё одна гостья-  участница ансамбля «Ангика»…   она дарит нам танец.      

(Девушка исполняет  фрагмент индийского танца и угощает  всех индийским чаем и национальными сладостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока географии по теме "Тихий океан" ( 7 класс)

познакомить учащихся с физико-географическими особенностями,  происхождением берегов, рельефом дна,  познакомить с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хоз. использованием...

Конспект урока географии "Волга с Окой и Камой"в 6 классе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Материалы урока помогут сформировать знания учащихся о Волге, ее притоках, хозяйственном значении для страны; развивать внимание, мышление, память; воспитывать бережное отношение к природе, любо...

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элемент...

Конспект урока географии индивидуального обучения на дому 9 класс по теме: Афганистан

Конспект урока и презентация предназначены для учащихся коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока русского языка/ Тема: «Виды глагола» 5 класс

Дать понятие о видах глагола; учить определять вид глагола; познакомить с различиями между глаголов совершенного и несовершенного вида; воспитывать вдумчивое отношение к языковым проблемам....

Конспект урока ОСЖ на тему: "Виды одежды" 7 класс

Конспект подготовлен на урок ОСЖ для учащихся 7 класс.Тема урока: Виды одежды.Тип урока: освоение новых знаний.Задачи:Коррекционно-образовательная: показать функциональную значимость одежды от сезона ...