Элективный курс "Рекреационная география"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Программа элективного курса «Рекреационная география» рассчитана для обучающихся 9 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению туризма. Данная программа является частью ориентационного комплекса, входящего в структуру предпрофильной подготовки и формирующая целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения.

Рабочая программа включает  разделы:

- пояснительную записку с определением цели и задач элективного курса, образовательных технологий, формы проверки и оценки знаний, форм организации обучения

- содержание дисциплины и тематический план;

- предполагаемые результаты обучения;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Элективный курс знакомит учащихся с закономерностями формирования, размещения, функционирования и развития рекреационных ресурсов района, республики, страны, мира. Курс способствует выработке и закреплению экскурсоводческих и коммуникативных навыков в деловых играх, семинарских занятиях, во время практических работ, а также позволяет опробовать навыки проектирования.

Элективный курс включает 8 тем. Весь курс рассчитан на 8,5 часов. В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы. Завершается изучение курса конференцией, на которой участники программы защищают свои творческие работы.

Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми формами (лекции, практические занятия), но и интерактивными формами, такими как – создание мультимедийных презентаций, подготовка и защита творческих проектов, участие в семинарах, дискуссии.

Таким образом, программа элективного курса «Рекреационная география» полностью соответствует типовой программе дисциплины и может быть использована в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Выльгортса 2 №-а шöр школа» муниципальнöй велöдан учреждение

Администрация МО МР «Сыктывдинский»

МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»

                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                   Директор школы ВСОШ №2

.                                                                                  Торлопова Р.С  ____________

                                                                                   «           »_______________200    г.

                                                                                                                                   

 Программа

 Элективного курса

«Рекреационная география»

        Составитель: учитель географии Косолапова Лариса Михайловна

с. Выльгорт 2013

Пояснительная записка

Данная программа  составлена на основе примерной программы элективного курса «Рекреационная география» автора Молостовой Л.Ф и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

Рекреационная география является основой развития туризма, который имеет наибольшее значение в решении поставленных задач. Настоящий курс посвящен изучению туризма, как основного вида рекреационной деятельности.

Содержание  элективного   курса  позволит познакомить учащихся с закономерностями формирования, размещения, функционирования и развития  рекреационных  ресурсов мира, России, республики Коми, Сыктывдинского района..

 Данная программа является частью ориентационного комплекса, входящего в структуру предпрофильной подготовки и формирующая целостное представление учащихся об элементах системы обслуживания населения, рынок которых значительно расширился. Активное участие школьников в практической части данной программы позволит им опробовать собственные экскурсоводческие и коммуникативные навыки деловых играх, семинарских занятиях, во время практических работах, а также опробовать навыки проектирования.

Программа расширяет объем общекультурного потенциала учащихся, формирует любовь к своей Малой Родине и создает предпосылки для  формирования адекватных представлений у учащихся в ресурсах восстановления собственного здоровья.

Данная программа актуальна в связи с наличием в ней элементов исторического краеведения, географической, биологической и экологической информации, а также элементов экономики, что делает программу интегрированной, формирующих грамотное целеполагание и ключевые компетентности учащихся (аналитико – деятельностную, прогностическую, коммуникативную, информационную и рефлексивную).

Данный  курс  может рассматриваться  как универсальный  курс, и предложен слушателям разных профилей: социально-экономического, гуманитарного, естественнонаучного и других.

В рамках модернизации образования, важнейшим аспектом становится ориентация выпускника школы на рынок труда, повышение качества жизни и формирование функциональной  грамотности учащихся.

Инновационность представленной программы элективного курса «Рекреационная география» заключается в  реализации предпрофильной подготовки учащихся через проектную деятельность.

Ведущая педагогическая идея.

Реализация программы решает метапредметные образовательные задачи, развивает и совершенствует универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способствует их использованию в познавательной и социальной практике, самостоятельном планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а так же овладению навыками проектной деятельности. 

Цель курса: расширить кругозор учащихся в области рекреационной географии, помощь в определении будущего профиля, профессии.

Задачи курса:

- вызвать интерес к объектам туризма своей страны;

- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;

- расширять знания о городах, природных и культурных достопримечательностях мира, России, Республики Коми, Сыктывдинского района.

- познакомиться с объектами Всемирного наследия России, входящих в программу ЮНЕСКО.

- способствовать совершенствованию навыков работы с разными источниками информации и выполнению творческих работ.

- познакомить учащихся с профессиями, которые связаны с рекреационной географией.

Основной формой проверки и оценки знаний учащихся является участие в семинарах, тестирование, составление творческого проекта, анализ исторических и географических карт, анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений, компьютерных презентаций с использованием различных источников знаний.

Итоговый контроль – рекламный буклет рекреационной зоны.

        Количество часов – 8,5.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход.

Формы организации обучения:

  • групповая
  • индивидуальная

Содержание

Тема 1. Понятие о рекреационной географии

Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки. Появление и становление этой отрасли географии. Задачи и содержание рекреационной географии.

Понятия “отдых” и “рекреация”. Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха населения. Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.

Тема 2. Виды рекреационной деятельности

Требования к среде для организации различных видов отдыха: комфортность, эстетические качества, доступность, устойчивость. Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного видов спорта, восстановления здоровья и сил больных людей. Туризм как особый вид отдыха. Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, религиозный, деловой. Классификации туризма, функции. Проблемы географии туризма. Туристская индустрия как часть сферы услуг. География туризма.

Тема 3. Отдых - отрасли экономики

Организация обслуживания отдыхающих и необходимые условия: строительство сооружений, работа транспорта, продовольственное снабжение, оказание услуг. Возможности совмещения рекреационного использования территории с другими видами хозяйственной деятельности.

Тема 4. Территориальные рекреационные системы

Территориальные рекреационные системы (ТРС) как объект изучения рекреационной географии. Основные свойства ТРС. Психическая и физиологическая комфортность как необходимое условие во время отдыха. Эффективность ТРС как степень соответствия затрат и результата. Классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.

Тема 5. Методы изучения ТРС

Методы определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень ее рекреационной благоприятности: высокие эстетические, комфортность, устойчивость, ведение строительства, развитие коммуникаций, использование различных видов отдыха, уникальные и экзотические свойства, привлекающие отдыхающих. Роль природы для организации отдыха. Климатические условия. Роль ландшафта. Оценка качества территории для организации отдыха: транспорт и связь, сеть учреждений, трудовые ресурсы, снабжение, экологические проблемы. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. Возможность сочетания их природоохранных, научных и рекреационных функций.

Тема 6. Рекреационные ресурсы мира

Выявление регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха. Рекреационная специализация. Главные рекреационные районы мира и их характеристика. Доступность для отдыхающих разных континентов и стран. Горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Побережье морей и океанов, берега рек, озер, водохранилищ как рекреационные зоны. Бальнеологические ресурсы.

Тема 7. Рекреационные ресурсы России

Основные рекреационные районы России: Северный Кавказ, Северо-Запад и Север европейский части России, ЦР, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Тема 8. Рекреационные ресурсы республики Коми и Сыктывдинского района

Рекреационные ресурсы своего региона, своей местности. Главные достопримечательности и основные туристические маршруты.

 Итоговое занятие

Защита проектов, творческих работ  

Тематический план

 Тема занятия.

Всего часов

Образовательный продукт

 Понятие о  рекреационной   географии.

Отдых и рекреация.

1

Кластер «Отдых и туризм»

 Виды рекреационной деятельности

1

Таблица «Виды рекреационной деятельности»

Отдых - отрасль экономики. Менеджер по туризму.

1

Дискуссия  на тему «Рекреация и туризм – высокодоходная отрасль экономики для всех стран мира. Так ли это?»

Территориальные рекреационные системы (ТРС)

1

Практическая работа: "Нанесение на к/к основных рекреационных р-нов мира"

Методы изучения ТРС        

1

Тезисы

Рекреационные ресурсы мира

1

Виртуальная экскурсия по туристическим странам мира

Рекреационные ресурсы России

1

Деловая игра «Я – менеджер по туризму»

Рекреационные ресурсы республики Коми, Сыктывдинского района

1

Экскурсия в Этно-культурный центр с. Ыб

Подведение итогов

0,5

Защита проектов, творческих работ

«»Рекламный буклет рекреационной зоны»

Всего

8.5

Предполагаемые результаты обучения

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о  профессиях, связанных рекреационной деятельностью; о роли природы в удовлетворении потребностей человека; о рекреационных территориях России, Республики Коми, Сыктывдинского района; о видах рекреационной деятельности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной культуре, миру, людям иной этнической и культурной принадлежности, своему здоровью и внутреннему миру.

 Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт проектной деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности.

Литература для учителя:

  1. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма //География в школе. – 2000. – № 8. – С. 3–10.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2000.
  3. Одессер С.В. Международный туризм в системе мирового хозяйства //География в школе. – 1991. – № 6. – С. 15–18.
  4. Страны мира. Энциклопедический справочник.– Минск: Миринда, 2000.
  5. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10–11-х классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение, 2002.
  6. Программа составлена на основе программы элективного курса «Рекреационная география» Молостова Л.Ф. Сборник программ элективных курсов. Выпуск 9. Естественно-научный блок. – Краснодар, 2006 год.

Литература для учащихся:

  1. Географические атласы для средней школы.
  2. Детские энциклопедии.
  3. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2000.
  4. Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света.– Смоленск: Русич, 2000.
  5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

Программа элективного курса "География международного туризма"

Программа составлена  для обучающихся 10-11 класса,  дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира,  характеризует разные виды и районы мирового туризма....

Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов

Программа элективного курса  составлена на  68 часов по 2 часа  в неделю для учащихся 11-х  классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"

Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача    рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...