Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС). Учебник А.А. Летягин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_fgos.docx57.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

г. Петровска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО точных наук:

/_______/    Е.М. Кузнецова

Протокол  № ___

 от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР  МБОУ «ООШ № 7»:            /__________/      О.А. Филянина

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор     МБОУ  «ООШ №  7»:

_____________/     И.В. Еремкина

Приказ от «__»________20__г. №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Левагиной Елены Васильевны

первая квалификационная категория

по географии

5 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа учебного курса по географии для 5 класса полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО  и разработана в соответствии:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.),

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.),

Закона Саратовской области от 28 ноября 2013 г. N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" с изменениями от 3 декабря 2014,

Примерной программы по учебным предметам География 5-9классы. М.: Просвещение, 2011

Программы по географии для 5-9. Авторы-составители А.А. Летягин,  И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.

     Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

     Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

     Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

     Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

     Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

     Рабочая программа составлена на основе программы по географии для 5-9 классов. Авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.

     География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов,  об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

      «Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины.

     В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

     Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

     Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических  знаний. 

     Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение системно – деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей, технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса, здоровьесберегающих).  Предполагается использование различных методов обучения (проблемный, исследовательский,  объяснительно-иллюстрированный) через разнообразные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок -исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность учащихся

Место учебного предмета, курса в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272, из них по 34 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 68 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

 В учебном плане учебный предмет география в 5 классе преподается 1 час  в неделю (всего 34 часа в год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии

     Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. формирование основ экологической культуры.

     Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  12. формирование и развитие экологического мышления.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
  2. формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
  3. умение работать с разными источниками географической информации;
  4. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  5. овладение основами картографической грамотности;
  6. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  7. формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Содержание учебного предмета, курса

                            Начальный курс географии (5 класс)

Раздел 1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»

 География – одна из наук о планете Земля. Методы географии и значение науки в жизни людей. Пр.р №1 «Знакомство с принципом работы гномона»

 

Раздел 2. «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и ее геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Географические следствия движения Земли. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел 3. «Геосферы Земли»

Тема  «Литосфера»

Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства. Пр.р. № 2 «Строим свою модель Земли». Пр.р.  № 3 «Оценка интенсивности землетрясения»

Тема   «Атмосфера»

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Человек и атмосфера.

Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Пр. р. № 4 «Создаем свою метеорологическую станцию»

 Тема   «Гидросфера»

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.

Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства. Пр.р. № 5 «Знатоки морских названий» Пр. р № 6 «Реки»

Тема  «Биосфера»

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.

Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.


Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Введение.  Географическое познание нашей планеты

3

1

География – одна из наук о планете Земля.

1

2

Географические объекты

1

3

Наблюдение – метод географической науки

Пр.р №1 «Знакомство с принципом работы гномона»

1

Земля как планета Солнечной системы

5

4

Земля среди других планет Солнечной системы

1

5

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

6

Фенология и календарь природы

1

7

Суточное вращение Земли

1

8

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы»

1

Геосферы Земли

Внутреннее строение Земли

7

9

Слои «твердой» Земли

Пр.р. № 2  «Строим свою модель Земли».

1

10

Вулканы Земли

1

11

Из чего состоит земная кора

1

12

Строение земной коры.

1

13

Землетрясения. Пр.р.  № 3 «Оценка интенсивности землетрясения».

1

14

Рельеф земной поверхности

1

15

Человек и литосфера

1

Атмосфера

4

16

Воздушная оболочка Земли - атмосфера

1

17

Погода

1

18

Метеорологические наблюдения

Пр. р. № 4 «Создаем свою метеорологическую станцию»

1

19

Человек и атмосфера

1

Водная оболочка Земли

8

20

Вода на Земле

1

21

Свойства воды

1

22

Мировой океан – главная часть гидросферы

Пр.р. № 5 «Знатоки морских названий»

1

23

Воды суши. Реки.

1

24

Горные и равнинные реки.

1

25

Озера. Ледники.

1

26

Вода в «земных кладовых»

1

27

Человек и гидросфера   Пр. р № 6 «Реки»

1

Биосфера

5

28

Оболочка жизни

1

29

Жизнь в тропическом поясе

1

30

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

31

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

32

Природная среда. Охрана природы.

1

33

Обобщение изученного материала в 5 классе

1

34

Резерв

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I четверть   9 недель

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа)

1

География – одна из наук о планете Земля.

1

Знать историю географического познания Земли

2

Географические объекты

1

Различать географические объекты и правильно называть их

3

Наблюдение – метод географической науки. Пр.р №1 «Знакомство с принципом работы гномона»

1

Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

Земля как планета Солнечной системы (5 часов)

4

Земля среди других планет Солнечной системы

1

Называть планеты Солнечной системы в порядке увеличения их расстояния от Солнца

5

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

Определять особенности положения Земли в дни солнцестояний, равноденствий

6

Фенология и календарь природы

1

Работать с календарем природы

7

Суточное вращение Земли

1

Отбирать источники географической информации с целью подготовки презентации по теме.Изучать модель «Земля-Луна-Солнце» с помощью, которой можно наблюдать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси

8

Повторение и обобщение раздела «Земля как планета Солнечной системы»

1

Выполнять итоговые задания

Внутреннее строение Земли (7 часов)

9

Слои «твердой» Земли

Пр.р. № 2 «Строим свою модель Земли».

1

Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли

Составлять характеристику внутренних слоев Земли

Отметка о выполнении программы и корректировка ________________________________________________________________________

II четверть

 7 недель

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Вулканы Земли

1

Показывать на карте и определять положение, название и высоту вулканов

2

Из чего состоит земная кора

1

Создавать коллекцию горных пород своей местности

3

Строение земной коры.

1

Сравнивать океаническую и континентальную земную кору

4

Землетрясения. Пр.р.  № 3 «Оценка интенсивности землетрясения»

1

Давать определение понятиям: «землетрясение», «цунами»

5

Рельеф земной поверхности

1

Давать определение понятиям «рельеф», «относительная высота»

различать выпуклые и вогнутые формы рельефа

6

Человек и литосфера

1

Давать определение понятиям «полезное ископаемое», «месторождение»

Атмосфера (4 часа)

7

Воздушная оболочка Земли - атмосфера

1

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления

Отметка о выполнении программы и корректировка ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III четверть   10 недель

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Погода

1

Давать определение понятию «погода»

Отбирать источники географической информации для составления описания погоды своей местности

2

Метеорологические наблюдения

Пр. р. № 4 «Создаем свою метеорологическую станцию»

1

Измерять направление и скорость ветра, количество атмосферных осадков и температуру воздух

3

Человек и атмосфера

1

Составлять прогноз погоды по народным приметам

Определять комфортность условий проживания человека

Водная оболочка Земли (8 часов)

4

Вода на Земле

1

Называть составные части гидросферы, свойства воды, основные элементы круговорота воды

5

Свойства воды

1

Проводить опыт по изучению свойств воды

6

Мировой океан – главная часть гидросферы

Пр.р. № 5 «Знатоки морских названий»

1

Давать определение понятиям: «гидросфера», «море», «залив», «пролив», «остров», полуостров»

показывать на карте и глобусе океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова

7

Воды суши. Реки.

1

Называть составные части вод суши

давать определение понятиям: «река», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»

8

Горные и равнинные реки.

1

Выявлять основные различия горных и равнинных рек

9

Озера. Ледники.

1

Давать определение понятиям: «озеро», «ледник», «айсберг»

Показывать на карте России и полушарий крупные озера

Различать озера по степени солености воды

10

Вода в «земных кладовых»

1

Устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и скоростью просачивания воды

Отметка о выполнении программы и корректировка __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV четверть

8 недель

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Человек и гидросфера

Пр. р № 6 «Реки»

1

Определять значение воды в жизни человека

Биосфера (5 часов)

2

Оболочка жизни

1

Давать определение понятиям: «биосфера», «живое вещество»

3

Жизнь в тропическом поясе

1

Называть типичных представителей растительного и животного мира тропиков

4

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

Сставлять характеристику степей, лиственных лесов и тайги

5

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

Изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах»

6

Природная среда. Охрана природы.

1

Давать определение понятиям: «окружающая среда»,  «природная среда», «искусственная среда»

назвать особо охраняемые природные территории

7

Обобщение изученного материала в 5 классе

1

8

Резерв

1

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

компьютер;

мультимедиа-проектор;

       метеостанция

     

  • электронные учебники и пособия:

Начальный курс географии

 Вселенная.  Интерактивное наглядное пособие

Литосфера.  Интерактивное наглядное пособие

Гидросфера.  Интерактивное наглядное пособие

    Интерактивная модель Солнечной системы

    CD EINGANA. 3D-атлас Земли

    Комплект видеофильмов для кабинета географии(5 DWD)

  • Интерактивные карты
  • Учебно-познавательная  литература.-2 комплекта.
  • Атласы по географии
  • Таблицы:

Вулканизм и землетрясения

Классификация горных пород

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Воды суши

Таблицы по охране природы

  • Портреты

Набор «Путешественники»

  • Карты мира

Великие географические открытия

Карта океанов

Физическая полушарий

Физическая карта

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Теллурий

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр.)

Линейка визирная

Мензула с планшетом

Рулетка

Комплект топографических приборов (5)

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

  • Натуральные объекты

Коллекция горных пород и минералов

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Почва и ее состав

Учебно-методическое обеспечение

Программа  - География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя;. под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Учебник - А.А. Летяги География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин; под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Ученик  научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры,   атмосферного давления,   направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • описывать погоду своей местности;

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

Приложение 1

Итоговая контрольная работа по географии в 5 классе

1. Какая наука изучает географические объекты, процессы и явления в географической оболочке нашей планеты?

 а) геология     б) география     в) биология

2. Кого считают «отцом географии». Он же изложил идею о шарообразности Земли и довольно точно вычислил длину экватора и радиус Земли?

а) Эратосфен     б) Геродот     в) Аристотель

3.Напишите своими словами, что такое ЮНЕСКО.

4. С помощью какого прибора можно определить время по Солнцу?

а) нивелир    б) гномон    в) барометр

5. Какие из перечисленных планет земной группы – лишние?

а) Меркурий, Венера, Земля, Марс          

б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун

в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер

6. Впервые предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара, высказал?

а) Архимед    б)  Аристотель    в) Ньютон

7. Соотнесите дни весеннего и осеннего равноденствия и дни летнего и зимнего солнцестояния. Ответ запишите парами.

А) день весеннего равноденствия               1) 22 декабря

Б) день летнего солнцестояния                   2) 23 сентября

В) день осеннего равноденствия                3) 21 марта

Г) день зимнего солнцестояния                  4) 22 июня

8. Совпадают ли даты наступления астрономических времён года и фенологических явлений в нашей местности?

а) совпадают    б) Не совпадают

9. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?

а) с запада на восток    б) с востока на запад

10. Перечислите географические следствия осевого вращения Земли?

а) происходит смена времён года    б) происходит смена дня и ночи

11. В каких поясах освещенности Земли наблюдаются все четыре времени года?

а) полярный    б) умеренный    в) экваториальный

12. Перечислите внутреннее строение Земли.

13. Где земная кора толще?  

а) под океанами    б) под материками

14. Причина  землетрясений и  извержения вулканов?

15. Примерами осадочных горных пород являются?

а) песок, гипс, каменный уголь, пемза      б) песок, гипс, каменный уголь

16.  Примерами метаморфических горных пород могут быть?

а) сланец,  мрамор     б) мрамор, базальт

17. На земной поверхности прямо над очагом землетрясения расположен ____?_____, который может охватывать площадь до нескольких десятков квадратных километров.

18. Если очаг землетрясения находится под океаническим дном, то над водной поверхностью образуются длинные волны. Такие волны движутся очень быстро, достигают берега и обрушиваются на них с огромной силой принося с собой  разрушения. Как называются такие волны?

19. Как называется воздушная оболочка земли?

а) гидросфера   б) атмосфера    в) литосфера

20. В каком слое атмосферы содержится озон?

а) стратосфера    б) тропосфера     в) термосфера     г) мезосфера

21. Как называется состояние атмосферы в данное время и в данной местности?

а) климат   б) погода

22. Как называется прибор, с помощью которого определяют направление ветра?

а) гигрометр   б) флюгер   в) осадкомер

23. Как называется прибор для определения температуры и влажности воздуха?

а) осадкомер   б) гигрометр   в) термометр

24. Как называется часть океана, обособленная участками суши или подводными поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и живыми организмами?

а) залив   б) пролив    в) море   г) океан

25. Что из перечисленного не является океаном?

а) Баренцево   б) Северный-Ледовитый   в) Атлантический   г) Индийский   д) Тихий

26. Верно ли утверждение, что самый крупный полуостров на Земле - Аравийский, а крупнейший в России  полуостров - Таймыр?

а) да    б) нет

27. Место, откуда река берет свое начало, называется?

а) устье    б) исток

28. К бассейну какого океана, принадлежат реки: Енисей, Лена, Обь?

а) Тихому   б) Атлантическому    в) Индийскому    г) Северному-Ледовитому

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

 на основании учебника А.А. Летягина «География. Начальный курс: 5 класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...