Рабочая программа по географии 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по географии 6 ласс (ФГОС). Учебник А.А. Летягин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_fgos.docx72.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7

имени генерал-лейтенанта Л.В. Козлова

г. Петровска Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО точных наук:

/_______/    Е.М. Кузнецова

Протокол  № ___

 от «__»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР  МБОУ «ООШ № 7»:            /__________/      О.А. Филянина

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор     МБОУ  «ООШ №  7»:

_____________/     И.В. Еремкина

Приказ от «__»________20__г. №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Левагиной Елены Васильевны

первая квалификационная категория

по географии

6 класс

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1  от «28» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса полностью соответствует  Федеральному государственному образовательному стандарту ООО  и разработана в соответствии:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273ФЗ от 29.12.2012 г.),
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.),
  • Закона Саратовской области от 28 ноября 2013 г. N 215-ЗСО "Об образовании в Саратовской области" с изменениями от 3 декабря 2014
  • Примерной программы по учебным предметам География 5-9классы. М.: Просвещение, 2011
  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/150)
  • Программы по географии для 5-9. Авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального);
  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира;
  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
  • формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета

     Рабочая программа составлена на основе программы по географии для 5-9 классов. Авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя. Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г.

География – учебный предмет, формирующий у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов,  об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

 В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России

Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развить познавательный интерес обучающихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
  • научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических  знаний. 

Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно – деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технологии развития критического мышления, технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей, технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса, здоровьесберегающих).  Предполагается использование различных методов обучения (проблемный, исследовательский,  объяснительно-иллюстрированный) через разнообразные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок -исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность учащихся

Место  учебного предмета, курса в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 272, из них по 34 ч. (1 ч. в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 68 ч. (2 ч. в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

В учебном плане учебный предмет география в 6 классе преподается 1 час  в неделю (всего 34 часа в год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные результаты

1) воспитание уважения к Отечеству, к своему краю

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

3) формирование целостного мировоззрения

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры

Метапредметные результаты

1) умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки;

6) умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  делать выводы;

7) умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

10) владение устной и письменной речью

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления

Предметные результаты :

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях  и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

7) формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Истории географических открытий  

Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Раздел 2.  Изображение земной поверхности

  Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

  Глобус — модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта.

Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.

Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Раздел 3.  Геосферы Земли

Тема. Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.

Природные памятники литосферы.

Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.

Тема. Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники —  источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Тема. Атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Тема. Почвенный покров. Почва и её образование. Плодородие почвы.

Тема. Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Тема. Географическая оболочка Земли. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы.

Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.

Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Введение. Географическое познание нашей планеты

6

1

Начало географического познания Земли.

1

2

Входная контрольная работа

1

3

География в Средние века (Европа).  География в Средние века (Азия).

1

4

Великие географические открытия.

1

5

 Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках.

1

6

Современные географические исследования.

1

Раздел I. Изображение земной поверхности

12

7

Изображения земной поверхности.

1

8

Ориентирование на местности.

1

9

Топографический план и топографическая карта.

1

10

Как составляют топографические планы и карты.

1

11

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

1

12

 Виды планов и их использование.

1

13

Глобус – модель Земли.

1

14

Географические координаты. Географическая широта.

1

15

Географические координаты. Географическая долгота.

1

16

Определение расстояний и высот по глобусу.

1

17

Географическая карта.

1

18

Географические карты и навигация в жизни человека.

1

Раздел II. Геосферы Земли

15

Литосфера

5

19

Минералы.

1

20

Выветривание и перемещение горных пород.

1

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1

22

Равнины и плоскогорья суши.

1

23

Рельеф дна Мирового океана.

1

Атмосфера

6

24

Как нагревается атмосферный воздух.

1

25

Атмосферное давление.

1

26

Движение воздуха.

1

27

Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха

1

28

Виды атмосферных осадков. Измерение осадков

1

29

Климат.

1

Гидросфера

2

30

Воды Мирового океана.

1

31

Воды суши.

1

Биосфера и почвенный покров

1

32

Биологический круговорот. Почва.

1

Географическая оболочка Земли

1

33

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.

1

34

Обобщающее повторение по курсу

1

Календарно-тематическое планирование

I четверть

9 недель  

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 часов)

1

Начало географического познания Земли.

1

Построение модели гномона.

Измерение высоты Солнца над горизонтом.

Составление своей «Карты мира» в «Дневнике географа-следопыта».

2

Входная контрольная работа

1

3

География в Средние века (Европа).

География в Средние века (Азия).

1

Чтение фрагмента «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.

Работа со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта». 

4

Великие географические открытия.

1

Изучение устройства компаса.

Создание модели компаса.

Определение направлений на стороны горизонта и визирование по компасу.

5

 Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках.

1

Работа с топонимическим словарём. Создание игры «Материки и части света».

6

Современные географические исследования.

1

Подготовка своей первой научной экспедиции с целью обнаружения географического объекта своей местности – памятника природы.

Изучение изображений Земли из космоса. Работа по освоению «языка» космических снимков. 

Раздел I. Изображение земной поверхности   (12 часов)

7

Изображения земной поверхности.

1

Сравнение различных изображений территории музея-заповедника «Поленово». Определение изображения, дающего наиболее полную и точную информацию о местности.

8

Ориентирование на местности.

1

Подготовка самодельного оборудования для проведения ориентирования на местности.

Определение средней длины своего шага. 

9

Топографический план и топографическая карта.

1

Создание игры «Топографическое домино».

 

Отметка о выполнении программы и корректировка

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II четверть

7 недель  

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Как составляют топографические планы и карты.

1

Проведение полярной съёмки пришкольного участка.

 

2

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

1

Создание и работа с макетами холмов. Обозначение на макетах линий с одинаковой высотой.

Определение зависимости густоты горизонталей от крутизны скатов холмов. 

3

 Виды планов и их использование.

1

Создание серии схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта». 

4

Глобус – модель Земли.

1

Работа со школьным глобусом: определение масштаба, измерение длин экватора и меридианов, расстояний между объектами, протяжённости Африки с севера на юг.

5

Географические координаты. Географическая широта.

1

Определение по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов

6

Географические координаты. Географическая долгота.

1

Определение по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов

7

Определение расстояний и высот по глобусу.

1

Изготовление масштабной линейки для школьного глобуса.

Измерение расстояний по глобусу с помощью масштабной линейки.

Изготовление кольцевой подставки для школьного глобуса.

Ориентирование глобуса в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север-юг».

Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III четверть

10 недель  

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Географическая карта.

1

Изучение правил работы с контурными картами.

Обозначение положения географического объекта на контурной карте, показ направлений на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты.

2

Географические карты и навигация в жизни человека.

1

Создание игры «Картографическое домино».

Изготовление самодельного эклиметра.

Определение географических координат школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).

Проведение чемпионата по картографическому домино.

Измерение высоты Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями).

Раздел II. Геосферы Земли (15 часов)

Литосфера ( 5 часов)

3

Минералы.

1

Работа с коллекцией минералов и горных пород.

Описание свойств одного минерала, определение его твёрдости.

Запись результатов изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта».

4

Выветривание и перемещение горных пород.

1

Заочное знакомство с известняковыми пещерами.

Подготовка и проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита. 

5

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1

Описание географического положения Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составление плана описания Гималаев на основе работы с текстом учебника. 

6

Равнины и плоскогорья суши.

1

Описание географического положения Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Составление плана описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника. 

7

Рельеф дна Мирового океана.

1

Изучение рельефа дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.  

Атмосфера (6 часов)

8

Как нагревается атмосферный воздух.

1

Исследование условий нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощенной модели.

Определение суточной амплитуды температуры воздуха по данным своего дневника погоды.

Сравнение значений амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.

Объяснение отмеченных различий.

9

Атмосферное давление.

1

Изучение устройства и правил работы с барометром-анероидом.

Измерение атмосферного давления на разных этажах здания.

Определение высоты по разности атмосферного давления.

10

Движение воздуха.

1

Определение преобладающих направлений ветра в различных российских городах. Разработка маршрута кругосветного путешествия на воздушном шаре. 

Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV четверть

8 недель  

п/п

Дата

Содержание (раздел, тема урока)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

План

Факт

1

Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха

1

Проведение опыта, показывающего, как образуется туман.

Описание результатов опыта в «Дневнике географа-следопыта».

2

Виды атмосферных осадков. Измерение осадков

1

Работа с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснение причин выявленных особенностей годового распределения осадков

3

Климат.

1

Составление карты климатических рекордов Земли.

Поиск и анализ основных климатических показателей своей местности.

Гидросфера (2 часа)

4

Воды Мирового океана.

1

Составление карты «Глобальный океанический конвейер».

Поиск примеров влияния нарушений в «работе» конвейера на климат Земли.

Составление плана описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.

 

5

Воды суши.

1

Описание географического положения реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.

Биосфера и почвенный покров (1 час)

6

Биологический круговорот. Почва.

1

Изучение механического состава и кислотности почвы на пришкольном участке. Отражение результатов исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта».

Географическая оболочка Земли (1 час)

7

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка.

1

Описание представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксация выводов о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта».

8

Обобщающее повторение по курсу

1

Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.

Отметка о выполнении программы и корректировка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

компьютер;

мультимедиа-проектор;

       метеостанция

  • электронные учебники и пособия:

Начальный курс географии

 Вселенная.  Интерактивное наглядное пособие

Литосфера.  Интерактивное наглядное пособие

Гидросфера.  Интерактивное наглядное пособие

    Интерактивная модель Солнечной системы

    CD EINGANA. 3D-атлас Земли

    Комплект видеофильмов для кабинета географии(5 DWD)

  • Интерактивные карты
  • Учебно-познавательная  литература.-2 комплекта.
  • Атласы по географии
  • Таблицы:

Вулканизм и землетрясения

Классификация горных пород

Распределение солнечного света и тепла на Земле

Воды суши

Табицы по охране природы                                                     Портреты

Набор «Путешественники»

  • Карты мира

Великие географические открытия

Карта океанов

Физическая полушарий

Физическая карта

  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Теллурий

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр.)

Линейка визирная

Мензула с планшетом

Рулетка

Комплект топографических приборов (5)

Глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50 000 000)

  • Натуральные объекты

Коллекция горных пород и минералов

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

Почва и ее состав

Учебно-методическое обеспечение

Программа  - География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя;. под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Учебник - А.А. Летяги География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А. Летягин; под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Ученик  научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры,   атмосферного давления,   направления и скорости течения водных потоков;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • давать характеристику рельефа своей местности;
  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
  • приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;
  • описывать погоду своей местности;

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

Приложение 1

Стартовая работа по географии 6 класс

  1. Наука о природе Земли называется

А) география            Б) картография              В) топография

2.        Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие, называется

           А) экватор                 Б) орбита                        В) ось

3.        Какое из утверждений характеризует географическую карту?

         А) дает представление о форме Земли

         Б) учитывает кривизну поверхности Земли

         В) является плоским изображением земной поверхности

4.  Установите соответствие между именем путешественника и историческим событием

      Имя путешественника                                                    Историческое событие

  1. И. Крузенштерн, Ю. Лисянский                     А) открытие Антарктиды
  2. М.Лазарев, Ф. Беллинсгаузен                          Б) Камчатская экспедиция
  3. А.Чириков, В. Беринг                                      В) первая русская кругосветная экспедиция

                                                                            Г) открытие Австралии

5. Установите соответствие между именем путешественника и названием материка, в пределах или в районе которого проходило исследование

     Имя путешественника                                               Материк

  1. Абель Тасман                                                       А) Евразия
  2. Афанасий Никитин                                             Б) Антарктида
  3. Джеймс Кук                                                         В) Австралия

     

6. Самым большим по площади государством мира является

       А) Индия                         Б) Россия                   В) Китай

7. Выберите  верные утверждения, характеризующие природу Евразии. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

     А) материк расположен в двух  частях света

     Б) материк омывается тремя океанами

     В) на материке расположено крупнейшее по численности населения государство мира

     Г) на материке расположена величайшая горная вершина мира

8. Выберите  верные утверждения, характеризующие природу Африки. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

     А)  на материке расположена самая большая пустыня мира

     Б) материк близко расположен к Австралии

     В) материк расположен по обе стороны от экватора

     Г) с севера материк омывает Средиземное море

9. Выберите  верные утверждения, характеризующие материк Северная Америка. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

     А) вдоль западного побережья материка протянулись горы

    Б) по площади Северная Америка занимает 3-е место среди материков Земли

    В) коренными жителями Северной Америки являются только индейцы

    Г) берега Северной Америки омывают три океана

10. Установите соответствие между названием географического объекта и его характеристикой.

      Название объекта                                                          Характеристика

  1. Сахара                                                                          А) остров
  2. Джомолунгма                                                              Б)  пустыня
  3. Ниагарский                                                                  В) водопад
  4. Мадагаскар                                                                   Г) горная вершина

11. Все, что нас окружает, но не создано человеком, называется

       А) животный мир                              Б) природой    

      В) растительным миром                    Г) космическим пространством

 12. Установите соответствие между названием оболочки Земли и ее компонентом.

      Название оболочки                                              Компонент

  1. Литосфера                                                     А) ручей
  2. Атмосфера                                                    Б) горы
  3. Гидросфера                                                   В) земляника
  4. Биосфера                                                       Г) туча

Итоговая работа по географии 6 класс

Вариант 1

  1. Съёмка местности из одной точки называется

А) полярной

Б) буссольная

В) инструментальной

Г) технической

Д) маршрутной

2. Низкие горы высотой до

А) 1000 м

Б) 1200 м

В) 1500 м

Г) 2000 м

Д) 3000 м

3. Оболочка жизни:

А) гидросфера

Б) литосфера

В) географическая оболочка

Г) атмосфера

Д) биосфера

4. Азимут – это угол между направлением на

А) запад и какой-нибудь предмет

Б) юг и какой-нибудь предмет

В) север и какой-нибудь предмет

Г) северо-восток и какой-нибудь предмет

5. Водная оболочка Земли:

А) Атмосфера

Б) стратосфера

В) гидросфера

Г) литосфера

Д) биосфера

6. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент называется

А) тайфуном

Б) погодой

В) бризом

Г) климатом

Д) ураганом

7. Параллель, разделяющая земной шар на северное и южное полушарие называется

А) северным полярным кругом

Б) южным тропиком

В) южным полярным кругом

Г) северным тропиком

Д) экватором

8. Движение воздуха в горизонтальном направлении называется

А) испарение

Б) амплитуда

В) течения

Г) ветер

Д) цунами

9. Часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами – это

А) гидросфера

Б) атмосфера

В) литосфера

Г) стратосфера

Д) биосфера

10. Накопитель тепла и основной источник влаги на Земле

А) впадины

Б) мировой океан

В) горы

Г) возвышенности

Д) равнины

11. Точки, через которые проходят все меридианы Земли, называется:

А) точками высот

Б) географическими полюсами

В) азимутальными точками

Г) точками пересечения

Д) географическими центрами

12. Физическая география занимается изучением:

А) только рельефа

Б) только климата

В) только океана

Г) всей природы

Д) только почв

13. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 называется

А) абсолютной влажностью

Б) ненасыщенным воздухом

В) сухим воздухом

Г) относительной влажностью

Д) насыщенным воздухом

14. Циклон приносит:

А) заморозки

Б) пасмурную, дождливую ветреную погоду

В) сухую жаркую погоду

Г) суховеи, понижение температур

Д) грозы, повышение давления

15. С 1519 по 1522 годы совершено кругосветное путешествие:

А) Ф. Магелланом

Б) М. Лазаревым

В) М. Бехаймом

Г) Х. Колумбом

16. Земная кора и верхняя часть мантии называется

А) атмосфера

Б) биосфера

В) гидросфера

Г) литосфера

Д) тропосфера

17. Все неровности земной поверхности – это

А) плоскогорья и низменности

Б) впадины и горы

В) рельеф

Г) горные породы

Д) нагорья

18. Шельф – это

А) впадины в океане

Б) переходные области в океане

В) желоба в океане

Г) материковые склоны в океане

Д) материковая отмель

19.План местности изображает:

А) материк

Б) территорию всей страны

В) природную зону

Г) обширную часть земной поверхности

Д) небольшую часть земной поверхности

20. Горная порода магматического происхождения:

А) известняк

Б) гранит

В) песок

Г) ракушечник

Д) поваренная соль

21. Воздушная оболочка Земли:

А) географическая оболочка

Б) Биосфера

В) Атмосфера

Г) Гидросфера

Д) Литосфера

22. Столица Республики Казахстан – город

А) Уральск

Б) Алматы

В) Петропавловск

Г) Кзылорда

Д) Астана

23. Слово «география» в переводе означает:

А) Образ Земли

Б) Описание Земли

В) Рисунок Земли

Г) Вид Земли

Д) Путешествие

24. Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год

А) горный

Б) бриз

В) пассат

Г) западные

Д) муссон

25. Место разрыва и смещения горных пород на глубине, при землетрясении называют –

А) жерлом

Б) эпицентром

В) котловиной

Г) районом

Д) очагом

2 вариант

1. Слово «география» в переводе означает:

А) образ Земли

Б) Описание Земли

В) Рисунок Земли

Г) Вид Земли

Д) Путешествие

2. Водная оболочка Земли:

А) Литосфера

Б) географическая оболочка

В) Гидросфера

Г) Биосфера

Д) Атмосфера

3. Место разрыва и смещения пород на глубине, при землетрясении называют –

А) жерлом

Б) эпицентром

В) котловиной

Г) районом

Д) очагом

4. Прибор, измеряющий атмосферное давление

А) флюгер

Б)  барометр

В) сейсмограф

Г) гигрометр

Д) анемометр

5. Условная линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой

А) изохора

Б) изобара

В) горизонталь

Г) изотерма

Д) бергштрих

6. Наиболее устойчивые участки суши

А) грабены

Б) складчатые области

В) геосенклинали

Г) платформы

Д) горсты

7. Азимут 900 показывает на

А) север

Б) северо-восток

В) юг

Г) запад

Д) восток

8. Самый нижний слой атмосферы

А) ионосфера

Б) мезосфера

В) мегасфера

Г) тропосфера

Д) стратосфера

9. Состав географической оболочки:

А) гидросфера, биосфера, часть атмосферы, часть литосферы

Б) мантия, ядро, ионосфера, магносфера

В) ядро, Мантия, гидросфера, литосфера

Г) атмосфера, мантия, ядро, биосфера

Д) биосфера, литосфера, ядро, мантия

10. Море, уровень абсолютной высоты которого принят за ноль:

А) Чёрное

Б) Балтийское

В) Каспийское

Г) Карское

Д) Баренцево

11. Оболочка жизни на Земле:

А) Биосфера

Б) часть атмосферы и часть литосферы

В) литосфера

Г) часть литосферы и часть гидросферы

Д) гидросфера

12. Группы людей со сходными внешними признаками называются

А) этносами

Б) горожанами

В) сельчанами

Г) горцами

Д) расами

13. Длина экватора составляет

А) 20 000 км

Б) 10 000 км

В) 30 000 км

Г) 40 000 км

Д) 50 000 км

14. Волны, вызываемые подводными землетрясениями или вулканами:

А) отливы

Б) приливы

В) ветровые

Г) прибой

Д) цунами

15. Целостность географической оболочки – это

А) периодичность и повторяемость одних и тех же явлений во времени

Б) хозяйственная деятельность человека

В) история формирования природного комплекса

Г)изменение всех компонентов природы и природных комплексов от экватора к полюсам

Д) взаимосвязь и взаимозависимость компонентов природы

16. Расстояние уменьшено в 100 раз при масштабе

А) 1:100

Б)1: 00000

В) 1: 1000

Г) 1: 10000

Д) 1: 10

17. Место, где начинается река, называют:

А) паводком

Б) меженью

В) руслом

Г) истоком

Д) устьем

18. Условная линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой высотой – это

А) меридиан

Б) изотерма

В) горизонталь

Г) бергштрих

Д) параллель

19. Человек – часть

А) литосферы

Б) природного комплекса

В) биосферы

Г) атмосферы

Д) гидросферы

20. Направления запад-восток на карте показаны

А) параллелями

Б) меридианами

В) горизонталями

Г) абсолютной высотой

Д) относительной высотой

21. Самая низкая температура воздуха бывает

А) после заходя солнца

Б) перед восходом солнца

В) в полдень

Г) ночью

Д) вечером

22. Наиболее низкие температуры воздуха наблюдаются в районе:

А) полюсов

Б) умеренных широт

В) северного тропика

Г) южного тропика

Д) экватора

23. Цунами – это

А) волны, вызываемые морскими приливами

Б) притяжение луны

В) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях

Г) причудливые формы рельефа

Д) ветры степной зоны

24. Основные стороны горизонта:

А) север, юг, юго-восток, северо-запад

Б) запад, восток, юго-запад, юго-восток

В) север, юг, запад, восток

Г) юго-запад, северо-запад, юго-восток, северо-восток

25. Оболочка жизни

А) атмосфера

Б) литосфера

В) биосфера

Г) географическая оболочка

Д) гидросфера

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по географии:                                        Вариант 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

А

17

В

2

А

18

Д

3

Д

19

Д

4

В

20

Б

5

В

21

В

6

Б

22

Д

7

Д

23

Б

8

Г

24

Д

9

Д

25

Д

10

Б

11

Б

12

Г

13

А

14

Б

15

А

16

Г

 

Вариант № 2

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

Б

14

Д

2

В

15

Д

3

Д

16

А

4

Б

17

Г

5

В

18

В

6

Г

19

В

7

Д

20

А

8

Г

21

Б

9

А

22

А

10

Б

23

В

11

А

24

В

12

Д

25

В

13

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...