Урок в 6 классе "Погода"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Кириллова Луиза Ивановна

Урок, проведённый на райооном семинаре учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Погода»

Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды,  причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты.. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода - воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

   - Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности.    Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

- Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества

Цель, адаптированная на ученика:

  • Объяснять элементы и явления погоды,
  • Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
  • Уметь работать с источниками географической информации

     - Тип урока: урок комплексного применения знаний

- Ведущий вид деятельности: повторение, обобщение, практическая работа

- Методы и приемы: частично-поисковый

Решаемые учебные проблемы

Почему происходит изменение погоды

Основные понятия, изучаемые на уроке

Погода, метеорология, климат, синоптическая карта

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация, интернет-ресурс

Образовательные интернет-ресурсы

www.yandex.ru, Gismeteo.ru

Оборудование:

  • Учебник и рабочая тетрадь для 6 класса Автор:Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
  • Атлас для 6 кл.
  • Набор фотографий “Погодные явления” (возможны работы учащихся)

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями                                                         ФГОС

1    Предмет: география

  1. Тема урока: «Погода  и климат»
  2. Класс: 6 класс
  3. Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
  4. ФИО учителя: Кириллова Л.И.
  5.  МБОУ «Большечакинская основная общеобразовательная школа» Урмарского района.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

 Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

II. Проверка знаний и умений

Учитель: Учащимся необходимо распределить «урожай» по корзинам

Корзины:

Литосфера                 Гидросфера                            Атмосфера

Урожай:  море; залив; синоптик; земная кора; ледник; атмосфера; воздушные массы; подземные вода; гора;  температура воздуха;  метеоролог; вулкан; океан; реки; муссон; ветер; землетрясение; атмосферное давление; озеро; мантия; облако; погода; пролив; равнина; атмосферные осадки; каналы; бриз

Атмосфера

Воздушные массы

Температура воздуха

Метеоролог

Муссон

Ветер

Синоптик

Атмосферное давление

Облако

Погода

Атмосферные осадки

Бриз

Учащиеся называют известные, изученные слова

Как вы думаете, ребята, какое слово является связывающим словом

Как вы считаете, чему сегодня будет посвящен урок? 
Дети отвечают.


Спасибо ребята, вы мне очень помогли. Тема сегодняшнего нашего урока звучит так: Погода.
А как вы считаете, какую цель урока можно поставить? 
Дети отвечают.
Учитель:  Итак, цель нашего сегодняшнего урока – формирование представлений о погоде, выявление причин влияющих на погоду.

Откройте ваши тетради, запишите в них число и тему нашего урока: «Погода».
Учитель: Ребята, давайте теперь вернемся к тем понятиям, с которыми мы работали в начале урока.
Учитель: Я вам предлагаю задание: У меня на руках карточки с номерами, каждый из вас выбирает любую и дает определение того понятия, которое записано на обратной стороне (дети тянут карточки со знакомыми им определениями и отвечают на вопросы).
Фронтальный опрос:

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Что такое туман?
  3. Что такое ветер?
  4. Что такое муссон?
  5. Что такое бриз?
  6. Что такое атмосферные осадки?

 Учитель: Ребята, а вот подумайте и скажите мне, как вы считаете, география имеет связь с какими-нибудь другими предметами?
Дети отвечают.
Учитель: Я предлагаю вам решить задачу.
Решение задачи:
1. Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 745 мм рт. ст.?  (52,5 м).

2. На высоте 3 км температура воздуха -150С, чему равна температура воздуха у поверхности Земли   (+30С)

3. Если на вершине холма 30 м атмосферное давление 752 мм.рт. ст., то у подножия холма атмосферное давление равно…   (749 мм рт.ст.)

4. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро (высота 5895 м), если температура воздуха у её подножия летом +250С. Почему?  (Да, так как на высоте более 5 км Температура – 50С при минусовой температуре )

III. Изучение нового материала
Учитель: Мы не случайно вспомнили материал предыдущих уроков. Все о чем мы говорили тесно связано с таким понятием как «погода».
Слово «Погода» знакомо каждому из нас.
Скажите мне, в каких ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению? (дети отвечают). Хорошо, а вот теперь посмотрите какое определение «погоде» дает наука:
Погода — это состояние атмосферы в данное время в данном месте.

Видеозапись о прогнозе погоды.

Внимательно послушали прогноз погоды, какие элементы характеризуют погоду? 

Основные признаки погоды: температура воздуха, влажность, атмосферное давление, ветер, облака, осадки.

                               влажность        температура воздуха

                                                       ПОГОДА        ветер

                                         

атмосферное давление

облака

                                         осадки

На предыдущих уроках мы с вами обо всех этих показателях погоды говорили, и вы наверняка помните, с помощью каких приборов эти показатели можно измерить. Я приготовила для вас карточки, сейчас я вам их раздам, а вам нужно установить соответствие между показателем погоды и прибором, который измеряет этот конкретный показатель. У вас на это не более  минуты, кто быстрее всех тот заслуживает особой похвалы.
Задание «Найди пару»

А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр


На экране проектора учитель показывает правильное выполнение этого задания
взаимопроверка  работы

Определения признаков погоды

Учитель: Ребята, скажите, а погода всегда одинаковая? 

Внимание на экран – просмотр м-ф

А как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?
Дети отвечают (выдвигают версии, учитель записывает на доске)

Проверка версий по тексту учебника стр. 125-126 пункт

«Причины изменения погоды»

Причины изменения погоды

1. Изменение температуры воздуха
2. Перемещение воздушных масс
Учитель: Итак, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.
Другая причина изменения погоды -  перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный  водяным паром.


Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице? До того как выйти на улицу
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды.

Краткое сообщение ученика о метеорологической службе

Станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там  полученные данные особыми знаками наносят на карты.

Эти карты называются синоптическими 

Спасибо, Никита

В настоящее время метеорологи пытаются не только прогнозировать погоду, но и воздействовать на неё. Во многих странах специалисты умеют вызывать искусственный дождь, предотвращать выпадение града.

Организация работы по синоптической карте – карта погоды

Стр. 126, рисунок 83, атлас стр 30

1. Учащиеся знакомятся с условными знаками карты погоды

2. Задание: определите облачность, ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в Казани и в Москве

А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Дети отвечают.
Учитель: Кто уже слышал об этом и может нам рассказать?
Дети отвечают.
Учитель: Отлично, эта прекрасная тема для выполнения проекта. Я предлагаю самым творческим и креативным выполнить проект на тему «Животные и растения – уникальные метеорологи». Кого заинтересовало мое предложение, прошу подойти ко мне после уроков, и мы с вами обсудим вопросы, касающиеся этой работы.

IV. Закрепление 

Учитель: Итак, мы сегодня на уроке узнали о погоде:

1. Погода – состояние тропосферы в данный момент на определённой территории

2. Она зависит от перемещения воздушных масс и изменения температуры

3. Существует два типа погоды, отличающиеся по сезонам года: холодного времени года и тёплого

4. Человек погоду научился прогнозировать и изменять

Чистая доска

Уберите те понятия, с которыми вы познакомились сегодня на уроке и определение которых сможете дать.

Учащиеся выходят по одному к доске, убирают известное им понятие и говорят, что оно означает

V. Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к концу, как вы считаете, цель, которую мы поставили в начале урока, была достигнута? А что нового вы сегодня для себя открыли? Вам понравился сегодняшний урок?

VI. Домашние задание: учебник параграф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...