Главные вкладки

    Рабочая программа по географии для 6 класса
    рабочая программа по географии (6 класс) на тему

    Черемных Наталья Федоровна

    Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень; авторской  программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.-М., Дрофа, 2011; программы основного общего образования по географии. 5-9 классы,  авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 6_klass.docx51.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

        «Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждено»

    Руководитель УМЦ                                            Зам.директора по УВР                                             Директор МКОУ                  

    естественно-                                                        МКОУ «Коршуновская СОШ»                               «Коршуновская СОШ»          

    математического цикла                                      _________/Баранникова И.М.                                  _________/Маслобоева Н.М.    

    _______/Черемных Н.Ф.                                    «____»  __________ 20___г.                                    Приказ №_____от « _____»

    Протокол   №____ от                                                                                                                              ____________ 20____г.

    «____»  __________20___г.

             

    Рабочая программа

    по предмету «География»

    для 6 класса

                     

                                                                                                                                                                                                            Составитель:

              Черемных Наталья Фёдоровна

                                                                                                                                                                                учитель географии МКОУ

                                                                                                                                                                          «Коршуновская СОШ»

                                                                                                                                                                      высшая категория

     

    п. Коршуновский

    2015-2016 г.

    Пояснительная записка

               Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень; авторской  программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.-М., Дрофа, 2011; программы основного общего образования по географии. 5-9 классы,  авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015.

    Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

    • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
    • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
    • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

    Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

    • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

    • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

    • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

    Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии  можно сформулировать следующим образом:

    Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

    Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

    Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

    Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;

    А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 4 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

    Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

    Содержание тем учебного курса

    Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе

    Тема 1. Введение (3 часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.

    Предмет изучения географии.

    Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

    Тема 2. План местности (6 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

    Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

    Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

    Тема 3. Географическая карта (8 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    Обучающихся

    Знать

    Уметь

    Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

    Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

    Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.

    Тема 4. Литосфера (10 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    Обучающихся

    Знать

    Уметь

    Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

    Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

    Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

    Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

    Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.

    Работать с контурной картой.

    Тема 5. Гидросфера (12 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    Обучающихся

    Знать

    Уметь

    Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

    Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю олееность Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

    Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме  озерной котловины  ее происхождение.

    Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.

    Тема 6. Атмосфера (12 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.

    Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы)

    Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

    Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.

    Тема 7. Биосфера (5 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

    Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

    Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.

    Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

    Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

    Понятие «природный комплекс».

    Составлять описание природного комплекса. Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

    Тема 9. Население Земли (4 часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

    Численность населения Земли, основные расы.

    Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира.

    Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

    Меры  по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений

    Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий. Приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли

    Оценочные практические работы

         1. Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов.

         2. Топографический диктант.

         3. Ориентирование на местности.

         4.  Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

         5. Определение географических координат точек.

         6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

         7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору)

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Используемый УМК:

    1. Учебник:  Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.

    2.  Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

    3. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007.

    Методические пособия:

    1. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии:  6 класс. -  М.: «ВАКО», 2007.

    2.О.В. Крылова. Методика организации и проведения контрольных работ по географии  в 6-7 классах.-М.: «Проматур», Изд. Дом «Новый   учебник», 2002г.

    3.Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2003.

    4. Г.Н.Элькин. Физическая география. 6 класс: методическое пособие. Поурочное планирование.  С – Петербург «Паритет», 2002.

    5. Е.В. Датская. География: 6-й кл.: Контрольные и проверочные работы по географии к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии, 6 класс». М.: издательство «Экзамен», 2003.

    6. Н.Н.Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. 6 класс. -  М.: «Дрофа», 1999

    7. Л.Е.Перлов. Дидактические карточки-задания по географии: 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс   географии, 6 класс».-М.:  издательство «Экзамен», 2005.  

    8.  В.И.Сиротин. Сборник заданий и упражнений по географии.6-10 классы. –М.: Дрофа, 2003.

    9. Н.В.Болотникова. География. Интегрированные  уроки. 6-10 классы.-  Волгоград: Учитель, 2004.

    10.А.Б.Филатова, С.Н. Коваленко, Г.А.  Манух. География в проектных заданиях. 6 класс. Издательство Томского гос. университета, 2002.

           

    Список литературы

    1. В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.

    2.Н.А. Максимов   За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

    3. Р.К. Баландин. 100 опросов и ответов по географии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров.-М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2003.

    4. С.Г. Зубанова, ЮВ. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. Саратов, ООО «Глобус»,  2007.

    5. Н.В.Болотникова. География. Уроки-игры в средней школе. -  Волгоград: Учитель, 2004.

    6. М.В. Постникова. География. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-10 классы. –М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.

    7. С.В. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2007.

    8. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008.

    9. Л.Е.Перлов. География в литературных произведениях. – М.: Дрофа, 2005.

    10. О.А. Климанова, А.С.Наумова. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. . –М.: Дрофа, 2003.

    11. .Н.А.Касаткина. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах.-  Волгоград: Учитель, 2004.

    Календарно-тематическое планирование по географии.6 класс

    № п/п

    Название раздела, темы урока

    Сроки

    Вид урока

    Практические работы

    Формы контроля

    план

    факт

    Раздел I. Введение (3 часа)

    1

    География как наука.

    Урок изучения нового материала

    1. Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.

    Фронтальный опрос

    2

    Развитие географических знаний о Земле.

    Урок изучения нового материала

    Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба. Подписать названия материков и океанов

    Выборочный опрос

    3

    Земля – планета Солнечной системы

    Урок изучения нового материала

    Выборочный опрос

    Раздел II. От плана местности к географической карте (14 часов)

    План местности (6 часов)

    План местности (6 часов)

    16.09

    4

    Понятие о плане местности

    Урок изучения нового материала

    2.Топографический диктант

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    5

    Масштаб

    Урок изучения нового материала

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    6

    Стороны горизонта. Ориентирование.

    Практикум

    3.Ориентирование на местности. 

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    7

    Изображение на плане неровностей земной поверхности

    Урок изучения нового материала

    Определение абсолютной и относительной высоты.

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    8

    Составление простейших планов местности

    Практикум

    4. Определение объектов местности по плану, а также направлений,  расстояний между ними. 

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    9

    Составление планов школьного двора

    Практикум

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    Географическая карта (8 часов)

    7.10

    10

    Форма и размеры Земли

    Урок изучения нового материала

    Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов, в том числе проходящих через свой населенный пункт.

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    11

    Географическая карта

    Урок актуализации новых знаний

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    12

    Градусная сеть на глобусе и картах

    Исследование

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    13

    Географические координаты

    Практикум

    Индивидуальный, фронтальный опрос

    14

    Географические координаты

    Итоговый практикум

    5.Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование.

    Индивидуальный  опрос

    15

    Изображение на физических картах высот и глубин

    Урок актуализации новых знаний

    Выборочный контроль

    16

    Значение планов местности и географических карт

    Практикум

    Выборочный контроль

    17

    Обобщение знаний и умений по теме

    Урок контроля

    Тестирование

    Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки (40 часов)

    11.11

    Литосфера (10 часов)

    14.11

    18

    Строение Земли

    Урок изучения нового материала

    Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.

    Выборочный

    19

    Горные породы и минералы

    Исследование

    Групповой

    20

    Движение земной коры

    Урок изучения нового материала

    Индивидуальный

    21

    Вулканы, гейзеры, источники

    Урок актуализации новых знаний

    Индивидуальный

    22

    Обобщение знаний и умений по теме «Строение земной коры»

    Практикум

    Тестирование

    23

    Рельеф суши. Горы

    Урок изучения нового материала

    Групповой

    24

    Равнины суши

    Урок изучения нового материала

    Групповой

    25

    Практическая работа «Описание форм рельефа»

    Практикум

    6.Обозначение на контурной карте объектов рельефа

    Индивидуальный

    26

    Рельеф дна Мирового океана

    Урок изучения нового материала

    Групповой

    27

    Обобщение знаний и умений по теме «Формы рельефа земной коры»

    Урок контроля

    Индивидуальный

    Гидросфера (12 часов)

    28

    Вода на Земле

    Урок изучения нового материала

    Характеристика карты океанов.

    Выборочный

    29

    Части Мирового океана

    Урок изучения нового материала

    7.Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.

    Выборочный

    30

    Свойства океанических вод

    Урок актуализации новых знаний

    Выборочный

    31

    Волны в океане

    Урок изучения нового материала

    Фронтальный

    32

    Океанические течения

    Урок актуализации новых знаний

    Фронтальный

    33

    Обобщение темы «Мировой океан»

    Практикум

    Тестирование

    34

    Подземные воды

    Урок изучения нового материала

    Выборочный

    35

    Реки

    Исследование

    Выборочный

    36

    Реки

    Практикум

    Групповой

    37

    Озера. Ледники

    Исследование

    Индивидуальный

    38

    Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

    Практикум

    Индивидуальный

    39

    Обобщение темы «Воды суши»

    Практикум

    Тестирование

    Атмосфера (12 часов)

    40

    Атмосфера. Строение, значение, изучение.

    Урок изучения нового материала

    Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

    Фронтальный

    41

    Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

    Практикум

    Индивидуальный

    42

    Атмосферное давление

    Урок изучения нового материала

    Фронтальный

    43

    Ветер

    Исследование

    Групповой

    44

    Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака.

    Диалог

    Фронтальный

    45

    Атмосферные осадки

    Диалог

    Индивидуальный

    46

    Погода

    Исследование

    Фронтальный

    47

    Климат

    Практикум

    Групповой

    48

    Климатообразующие факторы

    Практикум

    Групповой

    49

    Распределение света и тепла на Земле

    Практикум

    Групповой

    50

    Причины, влияющие на климат

    Практикум

    Групповой

    51

    Обобщение темы «Атмосфера»

    Подведение итогов

    Индивидуальный

    Биосфера (5 часов)

    52

    Разнообразие и распространение организмов на Земле

    Беседа

    Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком

    Фронтальный

    53

    Природные зоны Земли

    Урок изучения нового материала

    Выборочный

    54

    Организмы в Мировом океане

    Урок изучения нового материала

    Фронтальный

    55

    Воздействие организмов на земные оболочки

    Практикум

    Выборочный

    56

    Обобщение темы «Биосфера»

    Подведение итогов

    Тестирование

    Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

    57

    Природные комплексы

    Урок изучения нового материала

    Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов

    Выборочный

    Раздел IV. Население Земли (4 часа)

    58

    Человечество – единый биологический вид

    Урок изучения нового материала

    Составление полного описания географического комплекса своей местности

    Выборочный

    59

    Численность населения Земли

    Беседа

    Фронтальный

    60

    Основные типы населенных пунктов

    Урок изучения нового материала

    Выборочный

    61

    Человек – часть биосферы

    Практикум

    Выборочный

    Раздел V. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа)

    62

    Стихийные природные явления

    Беседа

    Выборочный

    63-64

    Итоговые уроки по всему курсу «Физическая география»

    Урок-игра

    Тестирование

    Резерв времени – 4 часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

    Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

    Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

    Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

    Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

    Рабочая программа по географии. 6 класс (VIII вид) по учебнику М.Лифанова, Е.Н.Соломина. "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 68 часов.

    Включает пояснительную записку, тематическое планирование (характеристика основных видов учебной деятельности, формы организации учебных занятий, формы контроля), календарно-тематическое планирование ...