Главные вкладки

    Рабочая программа по географии для 7 класса
    рабочая программа по географии (7 класс) на тему

    Черемных Наталья Федоровна

    Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень;    авторской  программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной. -М., Дрофа, 2011, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы,  авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass.docx46.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

        «Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждено»

    Руководитель УМЦ                                            Зам.директора по УВР                                             Директор МКОУ                  

    естественно-                                                        МКОУ «Коршуновская СОШ»                               «Коршуновская СОШ»          

    математического цикла                                      _________/Баранникова И.М.                                  _________/Маслобоева Н.М.    

    _______/Черемных Н.Ф.                                    «____»  __________ 20___г.                                    Приказ №_____от « _____»

    Протокол   №____ от                                                                                                                              ____________ 20____г.

    «____»  __________20___г.

             

    Рабочая программа

    по предмету «География»

    для 7 класса

                     

                                                                                                                                                                                                            Составитель :

              Черемных Наталья Фёдоровна

                                                                                                                                                                                учитель географии МКОУ

                                                                                                                                                                          «Коршуновская СОШ»

                                                                                                                                                                    высшая категория

     

    п. Коршуновский

    2015-2016 г.

    Пояснительная записка

                    Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень;    авторской  программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной. -М., Дрофа, 2011, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы,  авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015.

    Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

    • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
    • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
    • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004, , от 30 августа 2010 года № 889, от 2011 года № 1994.
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

    Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.

    Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.

    Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

    География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

    Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г),  рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

    Основные цели и задачи курса:

    – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

    - раскрыть закономерности землеведческого характера;

    -  воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

    Планируемые результаты обучения.

    1. Оценивать и прогнозировать:

    - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

    - изменение климатов Земли;

    - оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

    - основные взаимосвязи природы и человека;

    2. Объяснять:

    - особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

     - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

     - особенности расового и этнического состава населения;

    - особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

     - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

     - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

    3. Описывать:

    - основные источники географической информации;

    - географическое положение объектов (по карте);

     - по схемам круговороты вещества и энергий;

     - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

     - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

     - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

    4. Определять (измерять):

    - географическую информацию по картам различного содержания;

     - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

    5. Называть и показывать:

    - важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

    - основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

    - факторы формирования климата;

    - крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

    - страны мира, их столицы, крупные города;

    - природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

    Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

    Программа содержит новые направления географического образования:

    -комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;

    - изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;

    - изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

               В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

                     Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.

       В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, нетрадиционные формы организации уроков, различные источники географической информации.

                    Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

    Изучение географии в 7 классе школы направлено на достижение следующих целей:

    • создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами;
    • сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку;
    • раскрыть закономерности землеведческого характера;
    • воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.

                    Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы 68 часов.

    Содержание тем учебного курса.

    Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе.

    Тема 1. Введение (4 часа)

    Элементы обязательного

     минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

    Предмет изучения географии. Части света.

    Карты материков. Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых.

    Свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.

    Читать и анализировать географические карты. Показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий. Называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану.

    Тема 2. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

    Строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.

    Показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий «платформа», «рельеф»

    Тема 3. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

    Элементы обязательного минимума

    образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта.

    Гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.

    Объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.

    Тема 4. Гидросфера Земли (4 часа)

    Элементы обязательного минимума

    образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

    Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды суши.

    Описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.

    Тема 5. Географическая оболочка (4 час)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Разнообразие растительного и животного мира Земли, географической оболочки.  Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.

    Гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.

    Анализировать карту природных зон.

    Тема 6. Океаны (2 часа )

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

    Особенности природы каждого из океанов Земли, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы и будущее океанов.

    Показывать океаны и их части на карте.

    Тема 7. Африка (10 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные регионы.

    Численность и размещение населения. Исорико-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

    Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

    Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

    Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

    Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

    Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

    Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Тема 8. Австралия (4 часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные регионы.

    Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

    Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

    Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

    Состав территории и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

    Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

    Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

    Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Тема 9. Южная Америка (6 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природно-хозяйственные регионы.

    Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

    Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

    Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

    Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

    Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

    Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

    Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Тема 10. Антарктида (3 часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

    Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка.

    Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

    Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

    Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.

    Тема 11. Северная Америка (6 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природно-хозяйственные регионы.

    Численность и размещение населения. Исорико - географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

    Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

    Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

    Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

    Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

    Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

    Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Тема 12 Евразия (16 часов)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

    Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природно-хозяйственные регионы.

    Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

    Приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Особенности климата материка. Основные речные системы, озера материка. Особенности природных зон материка.

    Численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту.

    Состав территории  и ее регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия, крупные города.

    Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

    Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

    Показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Показывать внутренние воды на карте. Объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Определять по карте географическое положение страны и ее столицы показывать по карте крупные страны и их столицы.

    Тема 13. Географическая оболочка-наш дом (4часа)

    Элементы обязательного минимума образования

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся

    Знать

    Уметь

     Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

    Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

    приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки — целостность, ритмичность, зональность; объяснять влияние закономерностей и свойств ГО на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.

    Оценочные практические работы

    1. Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

              Тема « Африка»

    1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
    2. Определение географического положения материка.
    3. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

             Тема « Австралия»

    5. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

             Тема «Южная Америка»

    6. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

    7. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

    8.  Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

            Тема «Северная Америка»

    9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

    10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением    особенностей     природы, населения, его хозяйственной деятельности.

             Тема «Евразия»

    11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

    12. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

    13. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Используемый УМК:

    1. Учебник. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009.

    2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

    3. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2011.

     Методические пособия:

    1. И.И.Нагорная. География. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград, издательство «Учитель», 2004.

     2. Т.Н Воробцова. География: Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской «География материков и океанов». - Волгоград, издательство «Учитель», 2004.

    3. С.Е. Дюкова. Тематический тестовый контроль по географии материков и океанов: 7 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2000.

    4. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2003.

    5. В.И.Сиротин. Сборник заданий и упражнений по географии.6-10 классы. –М.: Дрофа, 2003.

    6.  Н.В.Болотникова. География. Интегрированные  уроки. 6-10 классы.-  Волгоград: Учитель, 2004.

    7. О.В. Крылова. Методика организации и проведения контрольных работ по географии  в 6-7 классах.-М.: «Проматур», Изд. Дом «Новый   учебник», 2002г.

    Список литературы

    1.Н.А. Максимов   За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

    2. Р.К. Баландин. 100 опросов и ответов по географии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров.-М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2003.

    3. С.Г. Зубанова, ЮВ. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. Саратов, ООО «Глобус»,  2007.

    4. Н.В.Болотникова. География. Уроки-игры в средней школе. -  Волгоград: Учитель, 2004.

    5. М.В. Постникова. География. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-10 классы. –М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.

    6. С.В. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2007.

    7. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008.

    8. Л.Е.Перлов. География в литературных произведениях. – М.: Дрофа, 2005.

    9. О.А. Климанова, А.С.Наумова. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. . –М.: Дрофа, 2003.

    10. Н.А.Касаткина. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах.-  Волгоград: Учитель, 2004.

    Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс

    № п/п

    Название раздела, темы урока

    Сроки

    Вид урока

    Практические работы

    Формы контроля

    план

    факт

    Введение (4часа)

    1

    Что изучает география материков и океанов

    Урок изучения

     нового материала

    Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов

    Фронтальный опрос, работа с контурными картами

    2

    Основные этапы накопления знаний о Земле.

    Урок формирования новых знаний

    Составление сводной таблицы

    Выборочный контроль

    3

    Современные географические исследования

    Комбинированный урок

    Фронтальный опрос

    4

    История создания карт

    Урок формирования новых знаний

    1.Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану.

    Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 часов)

    Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

    5

    Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков. Теория литосферных плит.

    Урок изучения нового материала

    Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов.

    Работа с картами атласа

    6

    Особенности рельефа Земли

    Практикум

    Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

    19.09

    19.09

    7

    Климатообразующие факторы

    Практикум

    Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли.

    Работа с картами атласа

    8

    Распределение тепла и влаги у поверхности Земли

    Практикум

    Анализ климатических карт

    Работа с картами атласа

    9

    Климатические пояса

    Урок изучения нового материала

    Анализ карты  климатических поясов Земли

    Фронтальный опрос, тестирование

    Гидросфера Земли (1 час)

    10

    Гидросфера

    Урок изучения нового материала

    Обозначение на контурной карте различных богатств Мирового океана

    Выборочный

    Биосфера Земли (1 час)

    11

    Биосфера. Географическая оболочка

    Урок изучения нового материала

    Анализ карты природных зон. Составление прогноза «Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности»

    Фронтальный

    Земля – планета людей (1 час)

    12

    Земля – планета людей

    Урок-путешествие

    Работа с картами атласа

    Обобщение по разделу (1 час)

    13

    Обобщающий урок раздела «Главные особенности природы Земли»

    Урок повторения и обобщения

    Тестирование

    Раздел II. Материки и океаны (51 час)

    Мировой океан (4 часа)

    14

    Тихий океан

    Урок изучения нового материала

    Работа с картами атласа, тестирование

    15

    Атлантический океан

    Урок изучения нового материала

    16

    Индийский океан

    Практикум

    17

    Северный Ледовитый океан

    Практикум

    18

    Африка. Географическое положение и история исследования

    Урок изучения нового материала

    2. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

    3.Обучение определению географического положения материка.

    Фронтальный

    19

    Особенности форм рельефа Африки

    Практикум

    4.Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

    Работа с картами атласа, заполнение таблицы

    20

    Климат Африки

    Практикум

    Чтение климатических диаграмм

    Работа с картами атласа

    21

    Внутренние воды

    Практикум

    Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

    Работа с картами атласа, тестирование

    22

    Природные зоны

    Практикум

    Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

    Работа с картами атласа

    23

    Население Африки

    Практикум

    Описание географического положения страны по политической карте

    Сообщения

    24

    Страны Северной Африки

    Путешествие

    Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

    Работа с картами атласа

    25

    Центральная и Западная Африка

    26

    Восточная Африка

    27

    Южная Африка

    28

    Обобщение по теме «Африка»

    Урок-игра

    Тестирование

    Австралия (4 часа)

    29

    Австралия, её географическое положение и история исследования

    Урок изучения нового материала

    Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах

    5.Сравнение географического положения Австралии и Африки.

    Работа с картами атласа

    30

    Особенности компонентов природы Австралии

    Путешествие

    Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

    Работа с картами атласа

    31

    Население Австралии

    Практикум

    Описание географического положения страны по политической карте

    Работа с картами атласа

    32

    Океания

    Практикум

    Работа с картами атласа

    Южная Америка (6 часов)

    33

    Южная Америка, географическое положение и история исследования

    Путешествие

    Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах

    Заполнение таблицы, работа с картами атласа

    34

    Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых

    Практикум

    Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

    6.Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

    Работа с картами атласа

    35

    Особенности климата. Внутренние воды, их зависимость от рельефа

    Урок изучения нового материала

    Чтение климатических диаграмм. 7.Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

    Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

    Чтение климатограмм, работа с картами атласа

    36

    Природные зоны Южной Америки

    Практикум

    Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

    Работа с картами атласа

    37

    Население Южной Америки

    Исследование

    Описание географического положения страны по политической карте

    Сообщения

    38

    Страны Южной Америки

    Урок повторения и обобщения

    8.Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

    Работа с картами атласа

    Антарктида (2 часа)

    31.01

    39

    Полярные области. Антарктида: особенности географического положения и история исследования

    Урок изучения нового материала

    Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах

    Работа с картами атласа

    40

    Природа Антарктиды

    Путешествие

    Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

    Работа с картами атласа

    Северная Америка (8 часов)

    41

    Северная Америка, географическое положение и история исследования

    Урок изучения нового материала

    Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

    Фронтальный контроль. Работа с картами атласа

    42

    Особенности форм рельефа материка. Размещение полезных ископаемых

    Практикум

    Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

    Работа с картами атласа

    43

    Климат Северной Америки

    Практикум

    9.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

    Работа с картами атласа

    44

    Внутренние воды Северной Америки

    Практикум

    Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

    Работа с контурной картой

    45

    Природные зоны Северной Америки

    Исследование

    Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану. Обозначение на контурной карте природных зон

    Составление таблицы

    46

    Население и страны (США и Канада)

    Уроки-путешествия

    Описание географического положения страны по политической карте.

    10.Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран.

    Работа с контурной картой

    47

    Страны Латинской Америки

    Работа с контурной картой

    48

    Обобщение знаний и умений по теме «Северная Америка»

    Урок повторения и обобщения

    Тестирование

    Евразия (15 часов)

    7.03

    49

    Географическое положение и история исследования Евразии

    Урок изучения нового материала

    Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

    Работа с картами атласа

    50

    Современный рельеф и полезные ископаемые

    Практикум

    Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

    Работа с контурной картой, географический диктант

    51

    Климат Евразии

    Практикум

    11.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

    Работа с картами атласа

    52

    Крупнейшие речные системы и озера

    Практикум

    Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. Характеристика речной системы.

    Работа с картами атласа

    53

    Природные зоны

    Практикум

    12.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и в Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

    Работа с картами атласа

    54

    Высотная поясность

    Урок актуализации знаний и умений

    Работа с картами атласа

    55

    Население и страны

    Урок актуализации знаний и умений

    Описание географического положения страны по политической карте.

    Работа с картами атласа

    56

    Зарубежная Европа

    Путешествие

    13.Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

    Подготовка сообщений на тему, написание рекламного ролика «Приглашение в страну»

    57

    Восточная Европа

    Практикум

    58

    Южная Европа

    Путешествие

    59

    Зарубежная Азия (Юго-западная и Центральная)

    Путешествие

    60

    Восточная Азия (Япония, Китай)

    Практикум

    61

    Страны Южной и Юго-Восточной Азии

    Путешествие

    62

    Страны СНГ (Закавказье и Средняя Азия)

    Практикум

    63

    Итоговый урок по теме «Евразия»

    Урок-игра

    Тестирование

    64

    Обобщение знаний по теме «Материки и океаны»

    Урок-игра

    Тестирование

    Раздел III. Взаимодействие природы и общества (4 часа)

    65

    Закономерности развития географической оболочки

    Урок изучения нового материала

    Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления

    66

    Взаимодействие природы и общества

    Урок изучения нового материала

    Фронтальный опрос

    67

    Обобщение знаний по теме

    Урок обобщения и повторения

    Тестирование

    68

    Обобщение знаний и умений

    Урок-игра


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

    Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

    Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

    ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

    Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

    Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

    Рабочая программа по географии. 6 класс (VIII вид) по учебнику М.Лифанова, Е.Н.Соломина. "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 68 часов.

    Включает пояснительную записку, тематическое планирование (характеристика основных видов учебной деятельности, формы организации учебных занятий, формы контроля), календарно-тематическое планирование ...