Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Черемных Наталья Федоровна

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый   уровень;      авторской  программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной. -М., Дрофа, 2011, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы,  авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

    «Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждено»

Руководитель УМЦ                                            Зам.директора по УВР                                             Директор МКОУ                  

естественно-                                                        МКОУ «Коршуновская СОШ»                               «Коршуновская СОШ»          

математического цикла                                      _________/Баранникова И.М.                                  _________/Маслобоева Н.М.    

_______/Черемных Н.Ф.                                    «____»  __________ 20___г.                                    Приказ №_____от « _____»

Протокол   №____ от                                                                                                                              ____________ 20____г.

«____»  __________20___г.

         

Рабочая программа

по предмету «География»

для 9 класса

                 

                                                                                                                                                                                                        Составитель :

   Черемных Наталья Фёдоровна

                                                                                                                                                                                             учитель географии МКОУ

                                                                                                                                                                                       «Коршуновская СОШ»

                                                                                                                                                                                высшая категория

 

п. Коршуновский

2015-2016 г.

Пояснительная записка

                Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый   уровень;      авторской  программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной. -М., Дрофа, 2011, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы,  авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015 г.

          Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению     производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
  • изучение природно-ресурсного  потенциала  России;
  • анализ закономерностей, факторов  и условий  размещения производительных сил;
  • изучение отраслевой  структуры экономики России;
  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
  • изучение территориально-административного и экономического  районирование России,   основных  принципов районирования;
  • анализ внешнеэкономических  связей, обоснование  их роли в экономике России.

В курсе “География России. Население и хозяйство» для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в   историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе

Тема 1. Введение (3 часа) Геополитическое положение России

 

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России.

Знать: основные особенности  ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Тема 2. Население России и новых независимых государств(6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;

Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

Тема 3. Экономика Российской Федерации(6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа  хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география(25 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности.

Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Тема 5. Территориальная организация и районирование  России (2часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.

Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия (13 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Тема 7.  Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

 Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

Тема 8. Россия и мир (2 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тема 9. Страны ближнего Зарубежья (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Оценочные практические работы

 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

 2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

4. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной  из территорий Центральной России

5. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

7. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

8.  Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.

9. Составление характеристики Норильского промышленного узла

10. Объяснение размещения  крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности одного из них

Перечень учебно-методического обеспечения

 Используемый УМК:

1. Учебники:

В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2013.,

В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.  География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.,: Дрофа, 2011

2.  Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2009.

          3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2011

 Методические пособия:

          1. Е.А.  Жижина.  Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс– М.:  «ВАКО», 2007.

         2. М.Ю. Евдокимов. География России. 8-9 кл. : Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2004.

3.В.В. Барабанов. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной  географии России: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2000.

          4.Н.В. Болотникова. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы. - Волгоград, издательство «Учитель», 2004.

 5.Н.В Яковлева. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

 6. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2003.

  7. В.И.Сиротин. Сборник заданий и упражнений по географии.6-10 кла. –М.: Дрофа, 2003.

Список литературы

1. Р.К. Баландин. 100 опросов и ответов по географии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров.-М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2003.

2. С.Г. Зубанова, ЮВ. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. Саратов, ООО  «Глобус»,  2007.

     3. Н.В.Болотникова. География. Уроки-игры в средней школе. -  Волгоград: Учитель, 2004.

4. М.В. Постникова. География. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-10 классы. –М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.

5. С.В. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2007.

6. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008.

7. Л.Е.Перлов. География в литературных произведениях. – М.: Дрофа, 2005.

8. О.А. Климанова, А.С.Наумова. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы.–М.: Дрофа, 2003.

Календарно-тематическое планирование по географии. 9 класс.

№ п/п

Название раздела, темы урока

Сроки

Вид урока

Практические работы

Формы контроля

План

Факт

Раздел I. Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР (15 часов)

Геополитическое положение России (3часа)

1

Введение. Что изучает социально-экономическая география России

Урок изучения нового материала

Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП, России и направлений изменения ГП во времени и пространстве

Фронтальный устный опрос

2

Политико-административное устройство России

Практикум

Работа с контурной картой

3

Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение

Урок изучения нового материала

Фронтальный контроль

Население России и новых независимых государств (6 часов)

4

Исторические  особенности заселения и освоения территории России

Практикум

Обозначение на контурной карте республик, автономных областей, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране

Фронтальный устный опрос

5

Численность и естественный прирост населения.

Формирование новых знаний

Устный опрос

6

РФ – многонациональная страна

Практикум

Практическая работа

7

Миграции населения.

Семинар

Анализ карт, фронтальный устный опрос

8

Городское и сельское население. Расселение населения

Практикум

Фронтальный письменный опрос

9

Рынок труда, занятость населения России

Семинар

Индивидуальный устный опрос

Экономика Российской Федерации (6 часов)

10

Хозяйство России. Роль и место России в международной экономике.

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

11

Экономические системы в развитии России

Формирование новых знаний

Индивидуальный устный опрос

12

Социально-экономические реформы в России

Урок изучения нового материала

Фронтальный письменный опрос

13

Структура экономики России

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой

14

Проблемы ресурсной основы экономики России

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, фронтальный устный опрос

15

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ.

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный устный опрос

Раздел II. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 часов)

16

Научный комплекс – вершина экономики России

Практикум

Работа с контурной картой, индивидуальный опрос

17

Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

18

Факторы размещение отраслей машиностроения

Практикум

1.Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

19

География машиностроения

Практикум

Фронтальный устный опрос

20

Военно-промышленный комплекс

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой

21

Роль и особенности ТЭКа

Семинар

Фронтальный опрос

22

Топливная промышленность

Практикум

2.Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт, атласа, учебника, статистических материалов.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

23

Электроэнергетика России.

Семинар

Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России

Заполнение таблицы

24

Топливно-энергетический комплекс России.

Урок повторения и обобщения

Индивидуальный, фронтальный опрос

25

Состав и значение металлургического комплекса

Урок изучения нового материала

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Фронтальный опрос

26

Металлургический комплекс

Урок изучения нового материала

Индивидуальный опрос

27

География металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

Практикум

Работа с контурной картой, фронтальный опрос

28

Цветная металлургия

Практикум

Индивидуальный опрос

29

Химико-лесной комплекс

Урок актуализации знаний и умений

 Фронтальный опрос

30

География химико-лесного комплекса

Практикум

Анализ карт

31

Лесная промышленность

Практикум

Индивидуальный опрос

32

Комплексы конструкционных материалов

Урок повторения и обобщения

Тестирование

33

Состав и значение АПК.

Уроки изучения нового материала

3.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Работа с контурной картой, фронтальный опрос

34

Земледелие и животноводство

35

Пищевая и легкая промышленность.

Семинар

Анализ карт, фронтальный опрос

36

Территориальная организация АПК

Практикум

Анализ карт, фронтальный опрос

37

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта

Урок изучения нового материала

Индивидуальный, фронтальный опрос

38

 Виды транспорта. Сухопутный транспорт

Семинар

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Фронтальный опрос

39

Водный и другие виды транспорта

Практикум

Анализ карт, фронтальный опрос

40

Связь. Сфера обслуживания

Практикум

Тестирование

Раздел III. Регионы России (20 часов)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

41

Районирование территорий России

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой, фронтальный опрос

42

Проблемы экономического районирования

Семинар

Индивидуальный опрос

Западный макрорегион – Европейская Россия (13 часов)

43

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

Урок изучения нового материала

4.Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос,

44

Экономика Центральной России.

Практикум

Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России

Работа с контурной картой

фронтальный опрос

45

 Узловые районы Центральной России.

Практикум

46

Народные промыслы Центральной России

Урок-игра

Работа с контурной картой, тест

47

Общая характеристика Северо-Западной России

Урок-путешествие

5. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

Индивидуальный, фронтальный опрос,

48

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Практикум

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

49

Хозяйство Европейского Севера

Семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос

50

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос,

51

Население и хозяйство Северного Кавказа

Семинар

Индивидуальный, фронтальный опрос, тест

52

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

6.Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

53

Население и хозяйство Поволжья

Практикум

Анализ карт, индивидуальный опрос

54

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

Урок изучения нового материала

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы)

Работа с контурной картой, тест

55

Население и хозяйство Урала

Практикум

7.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)

56

Восточный макрорегион – азиатская Россия

Урок изучения нового материала

Работа с контурной картой

57

Западная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

8. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

Индивидуальный, фронтальный опрос

58

Восточная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

9. Составление характеристики Норильского промышленного узла

Анализ карт, индивидуальный опрос

59

Дальний Восток: особенности развития

Семинар

Работа с контурной картой, фронтальный опрос

60

Восточная зона

Урок повторения и  обобщения

10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона)

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Раздел IV. Россия и мир (2 часа)

61

Место России  среди стран мира

Уроки актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

РазделV Страны ближнего Зарубежья ( 5часов)

62

Страны нового Зарубежья. СНГ. Белоруссия.

Урок изучения нового

 Работа с картами

63

  Страны Балтии

Урок изучения нового

Индивидуальный

64

Европейский Юго-Запад

Формирование новых знаний

Фронтальный опрос

65

Закавказье

Урок изучения нового

 Работа с картами

66

 Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии

Семинар

Сообщения учащихся

67

68

Уроки обобщающего повторения по изученному курсу

Уроки систематизации и обобщения знаний

Географический диктант, тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...