Рабочая программы по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

для учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_kl.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Боградская сош»

Краснов Д.А.

«____»            2015 г


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по

УМР Лопатина С.А.

«____»           2015 г.



Рабочая программа

учебного предмета

география

для  8 «а», «б»   классов

2015 – 2016 учебный год


РАССМОТРЕНО:

на заседании методического

объединения учителей

химии, географии, биологии

____________________

Протокол №______

от  «     »           2015 г.

Руководитель МО

________________________

Составитель:

учитель географии, вк,

МБОУ «Боградская сош»

Надешкина Н.Ф.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Примерной типовой программы основного общего образования по географии;
  2. Программы курса географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.Н. Алексеев. – М.: Дрофа, 2012
  3. Государственного образовательного стандарта по географии
  4. Учебник: А.И. Алексеев, «География России. Природа и население». - М.: Дрофа, 2012.

Учебно-методический комплект:

  1. Географический атлас с набором контурных карт. 8 класс.- М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература:

  1. Малиновская С.А. География. 8 класс. – Волгоград.: «Учитель», 2010 г.
  2. Воробцова. География. 8 класс. – Волгоград.: «Учитель», 2012 г.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), согласно БУП- 2004 г., УП  МБОУ «Боградская сош»

Контрольных работ - 5

Практических работ – 22

Резервное время – 0

Региональный компонент не менее 15% учебного времени

Форма итоговой аттестации – контрольная работа

По школьному учебному плану на изучение географии в 8 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год), что соответствует программе и темам учебника.

Планирование составлено по примерной программе и авторской программе Алексеева А.И. для 8 класса. Практикум разбит на отдельные практические работы, которые проводятся во время и после изучения соответствующей темы, согласно  образовательной программе МБОУ  « Боградская сош»

Распределение часов по разделам программы:

  • Введение – 1 ч.
  • Пространства России – 8 ч.
  • Природа и человек – 43 ч.
  • Население – 15 ч.
  • Обобщающий контроль – 1 ч.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к занятиям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении географии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей – подготовка проектов.

Виды деятельности при реализации учебной программы:

  • Развивающий аспект на уроках географии направлен на развитие интеллектуальных способностей обучающихся: логической памяти, всех видов мышления, речи, внимания, воображения, формирование пространственной ориентации.
  • Уроки: диспуты, зачеты, игры, КВН, путешествия, соревнования, лекции, семинары, работа с контурными картами, атласами.
  • Технологии: проектные, исследовательские, критического мышления

При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса  географии в 8 классе особенно важны межпредметные связи с курсом истории.

Курс «География России» в 8-9 классах строится с учетом возрастных особенностей школьников, необходимости их социализации и направлен на решение в том числе практических задач в разных сферах жизни и деятельности современного человека и общества, включая социальную и экономическую сферы. Программа курса решает одну из главных задач географического образования - формирование целостного представления о природе, населении и хозяйстве нашей Родины на базе комплексного подхода к их изучению. Самое важное для каждого человека – найти свое место в жизни, а для этого необходимо понять, в каком мире, в какой стране он живет. Главная задача географии- выяснить, как человек строит свою жизнь на разных территориях, как он использует землю и как ведет хозяйство.

Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется  самостоятельной  работе школьников.

Главная задача курса, в соответствии с ФГОС — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать. прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой — подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и па свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

а)        очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты, о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах - сюжеты о земледелии и т. д.;

б)        увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о
территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе  жизни людей   в
поселениях  разных типов и т. д.;

в)        формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и
культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;

г)        насыщение большинства сюжетов историческим материалом - раскрытие того, как по-разному россияне   приспосабливались   к   различным   условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды.

Другими  словами,  современная  ситуация  показывается  как  результат  длительно  исторического развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как исходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.

География России изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится два часа в неделю.

В 8 классе изучается I часть курса «География России» — «Природа и население», которая состоит из «Введения» и трех разделов: «Пространства России». «Природа и человек», «Население России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.

Раздел «Население России» претерпел наибольшие изменения. Он существенно увеличен в объеме для решения следующих задач:

  1. Показать интегрирующую роль населения в системе «Природа — люди — хозяйство».
  2. Сформировать представление о географии России как о «географии жизни людей» на территории нашей страны.
  3. Подвести учащихся к ощущению себя и своей семьи частью населения России с его
    историческими судьбами и культурными традициями.

План график проведения контрольных и практических работ

план

факт

тема практической работы

I четверть

№1 «Оценка ГП России»

№2 «Определение разницы во времени между пунктами»

№3 «Выявление у школьников «образа мира»»

№4 «Изучение заселения территории»

  1. Тематический контроль по разделу «Пространства России»

№5 «Выявление закономерностей расположения форм рельефа»

№6 «Хозяйственная оценка минеральных природных ресурсов»

II четверть

№7 «Определение основных типов климата»

№8 «Наблюдения за изменениями погоды в своей местности»

№9 «Составление по плану характеристики крупнейших рек»

№10 «Разработка маршрута речной кругосветки по водным объектам»

№11 «Оценка водных ресурсов своей местности»

№12 «Оценка лесных ресурсов России»

№13 Разработка проекта «Сохранение животного и растительного мира»

III четверть

№14 «Анализ взаимосвязей в ПТК»

№15 «Выявление зависимости»

  1. Контроль знаний по темам

№16 «Составление характеристики природной зоны Хакассии»

№17 «Хозяйственная оценка природных ресурсов»

№18 «Сравнение районов РФ»

IV четверть

  1. Контроль знаний «Природопользование»

№19 «Анализ графиков численности населения»

№20 «Изучение по карте динамики эмиграционных потоков»

№21 «Особенности географии религии»

№22 «Оценка привлекательности места своего проживания»

  1. Тематический контроль «Население России»

итого

Практических работ – 22

Контрольных работ - 4

Анализ работы за курс 7  «б» класса

Анализируя работу за прошлый учебный год можно сделать выводы:

  • учащиеся умеют давать типовую характеристику материков и океанов по плану, используя учебник, карты и дополнительную литературу
  • основные задания в 7 классе носили творческий характер
  • учащиеся умеют показывать основные географические объекты изучаемые, в курсе географии материков и океанов
  • учащиеся освоили  особенности природы материков и мирового океана, географию народов Земли
  • научились  применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы

Анализ работы за курс 7 «а» класса

Анализируя работу за прошлый учебный год можно сделать выводы:

  • учащиеся  не достаточно умеют давать типовую характеристику материков и океанов по плану, используя учебник, карты и дополнительную литературу
  •  задания в 7 «а» классе носили творческий  и репродуктивный характер
  • учащиеся умеют показывать основные географические объекты изучаемые, в курсе географии материков и океанов
  • учащиеся освоили  особенности природы материков и мирового океана, географию народов Земли
  • научились  применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы
  • типы заданий – разнообразные
  • задания выполняли по образцу

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

1

Введение «Зачем мы изучаем географию России?»

Практическая работа №1 «Оценка ГП  РФ»,  обозначение на к/к пограничных государств

Картография, районирование, государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство

2

Россия на карте мира

Анклав, международный статус

3

Границы России

4

Административно-территориальное устройство РХ, ГП, границы РХ, геральдика

5

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №2 «Определение разницы во времени между пунктами»

Поясное время, линия перемены дат, декретное, зимнее, летнее

6

Формирование территории России.

Практическая работа №3 «Выявление у школьников «образа» мира»

Миграция

7

Географическое изучение территории России.

Практическая работа №4 «Изучение заселения территории по географическим названиям»

8

Географическое изучение территории РХ. Исследователи Хакассии

9

Тематический контроль по разделу

10

Строение земной коры на территории России

Практическая работа №5 «Выявление закономерностей расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых»

Рельеф, геологический возраст, геохронология, эра, период, платформа, складчатый пояс, тектоника, щит, плита, сейсмический пояс, литосферные плиты, складчато-глыбовые горы, нагорье, плоскогорье, выветривание, морена, сели, овраг, карстовый, барханы, лессы, ущелье.

11

Важнейшие особенности рельефа России

12

Современное развитие рельефа

13

Богатство и недра России.

Практическая работа №6 «Хозяйственная оценка минеральных природных ресурсов на основе плана (по выбору)»

14

Геологическое строение, основные черты рельефа Хакасии, полезные ископаемые

15

Обобщающий урок по теме «Рельеф»

16

Общая характеристика климата России

Климат, погода, солнечная радиация, суммарная радиация, отражение, поглощенная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон, континентальность климата, температурная аномалия, климатический пояс, стихийные явления, агроклиматические ресурсы, вегетационный период,

17

Закономерности циркуляции воздушных масс

18

Распределение температур и осадков

19

Разнообразие типов климата нашей страны.

Практическая работа №7 «Определение основных типов климата (стр.77-79)»

20

Климатические условия Хакасии.

Практическая работа №8 «Наблюдение за изменениями погоды в своей местности»

21

Климат и человек (агроклиматические ресурсы)

22

Обобщающий урок по теме «Климат»

23

Роль воды на Земле. Реки.

Практическая работа №9 «Составление по плану характеристики крупнейших рек (стр.79-82)»

Река, исток, устье, речная долина, пойма, базис эрозии, терраса, эстуарии, дельта, падение реки, расход, твердый сток, режим рек, половодье, паводок, межень, аллювий, годовой сток, речная система, озеро

24

Разнообразие и значение озер, подземных вод, болота России. Ледники, многолетняя мерзлота.

Практическая работа №10 «Разработка маршрута речной кругосветки по водным объектам РФ»

25

Человек и вода.

Практическая работа №11 «Оценка водных ресурсов своей местности»

26

Обобщающий урок по теме «Богатство внутренних вод России»

27

Почва – особое природное «тело»

География почв России

Почвы и урожай

Рациональное использование и охрана почв

Земельные ресурсы, плодородие, с/х угодья, агротехника, мелиорация, бедленд, антропогенный ПК

28

29

30

31

География лесов России.

Практическая работа №12 «Оценка лесных ресурсов России по карте»

32

Лес и окружающая среда.

Практическая работа №13 «Разработка проекта «сохранение животного и растительного мира в России – наш нравственный долг»

33

Безлесные просторы России. Луга.

34

Тундра и степи

Экстенсивное оазисное земледелие, астраханский заповедник

35

Болота

Высотная поясность, эндемики, реликты, фен, бор,

36

Животный мир

Терраса, горная болезнь, сели, лавины

37

Понятие о ПТК.

Практическая работа №14 «Анализ взаимосвязей в ПТК»

ПТК, ландшафт

38

Свойства ПТК

39

Человек в ландшафте

«Олимпийская заявка». Выбор города – кандидат.

Практическая работа №15 «Выявление зависимости между природными условиями и особенностями жизни и быта населения»

40

Контроль знаний по темам: «Природа и человек» обобщение знаний

41

Учение  о природных зонах

Природная зона, Северный морской путь, булгуняхи, криволесье, стланик, очаговые расселения, антропогенные овраг, колки, байраки, лесс, пыльные бури

42

«Безмолвная» Арктика

Природная зона. Северный морской путь, булгуняхи, криволесье, стланик, очаговые расселения, антропогенные овраг, колки, байраки, лесс, пыльные бури.

43

Субарктика

44

Таежная зона

45

Смешанные леса.

Практическая работа №16 «Составление характеристики природной зоны Хакасии»

46

Лесостепи и степи

47

Полупустыни, пустыни и субтропики

48

Человек и горы

49-50

Основные принципы рационального использования природных ресурсов.

Практическая работа №17 «Хозяйственная оценка природных ресурсов»

51-52

Охрана природы и охраняемые территории.

Практическая работа №18 «Сравнение районов РФ по характеру использования природного-ресурсного потенциала»

53

Тематический контроль по темам «Природно-хозяйственные зоны» и «Природопользование и охрана природы»

54

Сколько нас – Россиян? Численный состав населения

Демография, депопуляция, демографический кризис, демографический взрыв, рождаемость, смертность, естественный прирост, трудовые ресурсы, миграция, эмиграция, иммиграция, безработица

55

Воспроизводство населения.

Практическая работа № 19 «Анализ графиков численности населения, половозрастной состав пирамид»

56

Половой состав населения

57

Возрастной состав

58

Миграции населения

59

Внешние миграции.

Практическая работа №20 «Изучение по карте динамики эмиграционных потоков»

60

География рынка труда

61

Этнический состав населения

Этнос, этнография, межнациональный конфликт, языковые семьи и группы

62

Этническая мозаика России. Административно-территориальное деление РХ

Административный округ, административная область, административно-территориальное деление, федеративное и унитарное государство

63

География русского языка

64

Религия народов России.

Практическая работа №21 «Особенности географии религий»

Религия

65

Где и как живут люди. Плотность населения

Плотность

66

Расселение и урбанизация

Агломерация, урбанизация

67

Города России

68

Сельская Россия.

Практическая работа №22 «Оценка привлекательности места своего проживания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...