открытый урок по теме "Землетрясения и вулканы" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шадрина Ирина Николаевна

цель урока: сформировать представление о землетрясениях и вулканах, их особенностях и размещении на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические дни

«Уроки педагогического мастерства»

Конспект урока по географии

«Землетрясения и вулканы»

5 класс

Автор: Шадрина Ирина Николаевна

учитель географии

МБОУ СОШ № 18

Мурманск

2016

Тема урока: Землетрясения и вулканы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Вид урока: проблемный урок

Цели урока.

Образовательные: сформировать представление о землетрясениях и вулканах, их особенностях и размещении на Земле.

Развивающие: развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу; развивать память, воображение, логическое мышление; продолжить формирование навыков работы с картой; формировать навыки самостоятельной работы и работе в парах; развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.

Воспитательные: воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга); воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, воспитывать интерес к предмету через информационные технологии.

Задачи.

Сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах, землетрясениях и вулканах;

Раскрыть понятия: землетрясения, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмические пояса, вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, конус вулкана, лава, действующие и потухшие вулканы, конические и щитовые вулканы;

Показывать на карте зоны распространения землетрясений и вулканов.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, немая магнитно-маркерная карта мира, атласы по географии 5 класс (Дрофа, 2015), учебник (Баринова И.И., Плешаков А.А. География. Начальный курс. 5 класс, Дрофа, 2014), контуры карты мира, раздаточный материал «Дневник исследователя».

Ход урока.

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут____________.

Я уверенна, что сегодня на урок я пришла к самым умным, самым любознательным, самым активным ученикам на планете Земля.

Ребята, а что значит быть любознательным?

(Уч-ся: постоянно узнавать что-то новое).

Вот и сегодня мы собрались здесь с вами, чтобы узнать что-то новое и интересное о нашей планете, обменяться знаниями, выслушать точки зрения и прийти к общему выводу.

  1. Создание проблемной ситуации.

А что же мы сегодня будем изучать?

А это вам предстоит угадать!

Итак, внимание на экран. СЛАЙДЫ 2-8 (Учитель демонстрирует слайды с фотографиями, на которых параллельно показаны две страны: «сейсмоактивная» Япония и «сейсмоспокойная» Австралия).

После просмотра учитель адресует вопросы учащимся:

  1. Какие страны были представлены на фото? (Япония и Австралия).

(Учитель магнитиками отмечает эти страны на магнитно-маркерной карте на доске.)

  1. Чем отличались фотографии Японии и Австралии? (В Японии увидели последствия землетрясений и вулканизма, в Австралии- нет).
  2. Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня на уроке будем с вами говорить?

(учитель просит учащихся сформулировать тему урока: Землетрясения и вулканы) СЛАЙД 9

Ребята, а кто догадается зачем (для чего?) я выбрала эти две непохожие друг на друга страны? (учащиеся затрудняются ответить)

  1. Постановка проблемы исследования.

Ребята, скажите, если мы не знаем «зачем, для чего?», с какого слова еще можно начать вопрос? (Учащиеся: почему?).

Учитель: верно. Наверное, самые сложные, и в то же время интересные вопросы должны начинаться со слова «почему?»

Попробуйте сформулировать самый главный вопрос урока, основываясь на том, что в разных уголках нашей планеты Земля ведет себя по-разному: где-то тихо и безмятежно, а где-то беспокойно, непредсказуемо и стихийно. Вопрос должен начинаться со слова «почему?»

(Уч-ся пробуют сформулировать главный проблемный вопрос урока: СЛАЙД 10

«Почему землетрясения и вулканизм проявляются на Земле в определенных местах?»)

Ребята, если бы мы совершенно ничего не знали о землетрясениях и вулканах, какой вопрос мы бы задали? (Что это?)

Если мы с вами не знаем, каким образом происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Как?)

А если мы с вами не знаем точные «адреса» на Земле, где происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Где?)

И еще, любые знания, которые приобретает человек, обязательно ему должны в жизни пригодиться. Поэтому всплывает еще один важный вопрос» «Эти знания мне…» (Зачем?) СЛАЙД 11

Итак, цель нашего урока определена: нам требуется найти ответы на данные вопросы, и с помощью полученных знаний ответить на главный вопрос урока – «почему?» (слайд)

А теперь посмотрите на столы, перед каждым из вас лежит «Дневник исследователя». 

Почему он так называется: посмотрите сколько вопросов у вас накопилось, и вы будете искать ответы на них, а поиск всегда знаменуется исследованием.

На титульном листе подпишите свою фамилию и имя.

Обратите внимание, дневник начинается со слов «Сегодня я исследую…»

Запишите тему исследования (учащиеся проговаривают тему вслух и записывают в дневник).

В этом дневнике имеется перечень заданий, которые вы должны будете выполнять в ходе урока, а рядом с каждым заданием есть специальное поле, в которое вы сами себе будете вносить оценку. Сегодня вы сами будете оценивать свою работу на уроке. В конце урока выставите себе общую оценку, а свои дневники сдадите мне.

Ознакомлю вас с критериями оценивания работы: если задание выполнено верно, без ошибок, вы ставите себе «5», 1 ошибка- «4», 2 ошибки- «3 . Если вы не справились с заданием, оставьте поле для оценки пустым.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, чтобы приступить к поиску новых знаний, вам необходимо вспомнить некоторые понятия из темы «Литосфера».

Давайте немного освежим ваши знания, внимание на экран. СЛАЙД 12 (Просмотр видеоролика «Литосферные плиты» -1 мин).

После просмотра учитель просит учащихся выполнить задание № 1 (см. Приложение «Дневник исследователя») СЛАЙД 13

После выполнения задания учитель просит одного уч-ся озвучить результаты (СЛАЙД 14), остальные уч-ся проверяют, дополняют, ставят себе отметку в «дневник».

  1. Этап «открытия» новых знаний.

Молодцы!

СЛАЙД 15 Итак, плиты земной коры как бы «плавают» (медленно движутся) по мантии, эти движения очень медленные, всего несколько см в год. Но иногда случается, что плиты натыкаются друг на друга, сталкиваются. При их столкновении возникают  землетрясения.

Учитель просит учащихся обратиться к учебнику стр.99, прочитать информацию о землетрясениях и выполнить задание № 2 в «Дневнике исследователя» СЛАЙД 16

После выполнения задания учитель просит одного уч-ся выйти к доске и озвучить результаты,  просит учащихся сформулировать определения «очаг» и «эпицентр» землетрясения (особый акцент учитель делает на том, где происходят землетрясения и как по-научному называют такие районы), а также поставить себе отметку в «дневник». (СЛАЙД 17)

СЛАЙД 18 Затем учитель предлагает обратить внимание на слайд- задание «Какое из указанных зданий в ходе землетрясения будет подвержено наибольшим разрушениям и почему?»  (Ответ уч-ся: больше пострадает то здание, которое ближе к эпицентру).

СЛАЙД 19 Учитель: А знаете ли вы, что силу землетрясений можно измерить?

Откройте атлас на стр. 28, найдите таблицу. В чем измеряется сила землетрясений? (в баллах). (Обращает внимание учащихся на стр.28 атласа, таблица «Признаки интенсивности землетрясений»).

Посмотрите видео-репортаж о землетрясении в Японии, и попробуйте определить  силу и характер землетрясения, используя данную таблицу.

СЛАЙД 20 Просмотр мини-репортажа о землетрясении.

После просмотра учитель просит учащихся попробовать определить по таблице силу землетрясения в баллах. Почему вы так решили?

СЛАЙД 21 Итак, подведем итог, так что же такое землетрясение (уч-ся формулируют определение).

Молодцы!

Ребята, вы немножечко устали, давайте отдохнем.

Динамическая пауза (1 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Продолжим исследование земной коры.

Пришло время поговорить еще об одном грозном и опасном явлении природы –

о вулканизме.

Попробуем разобраться, что же такое вулкан и чем он отличается от обычной горы?

СЛАЙД 22 Учитель просит учащихся выполнить задание №3 в «Дневнике исследователя», используя учебник стр.100 .

СЛАЙД 23 После заполнения схемы «Строение вулкана», учитель вызывает одного учащегося к доске (ученик работает со схемой вулкана, показывает и называет части вулкана).

Остальные учащиеся проверяют правильность заполнения свои схем, дополняют, оценивают свою работу.

СЛАЙД 24 Ребята, перед вами несколько фотографий: назовите, где изображены вулканы? (на фото-горы и вулканы). По каким признакам вы определили вулканы?

СЛАЙД 25 Молодцы! Теперь у всех есть представление о том, что такое вулкан. Вулкан –это гора

(учитель просит учащихся дополнить определение вулкана).

СЛАЙД 26 Учитель обращает внимание учеников на слайд, на котором показано извержение вулкана. Просит определить, что показано на слайде? (уч-ся: вулканическое извержение).

СЛАЙД 27 Чтобы понять, как происходит этот процесс, выполните задание № 4, используя учебник стр. 100-101 (см. Приложение)

Учитель просит учащихся зачитать вслух полученную информацию о извержении (особый акцент учитель делает на том, где происходят на Земле наиболее частые извержения). СЛАЙД 28

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, ставят себе оценку.

Но, помимо лавы из кратера вулкана на поверхность выходят и другие вещества и образования. СЛАЙД 29

Да! Опасно находится рядом с вулканом во время извержения!

СЛАЙД 30 Затем учитель демонстрирует на слайде фотографии, где изображены различные вулканы.

Ребята, вулканы бывают разные и выглядят они по-разному. Давайте попробуем разделить вулканы на группы (просит учащихся выделить признаки вулканов, по которым можно классифицировать их (должно получиться две классификации: действующие и потухшие вулканы, конические и щитовые вулканы). СЛАЙД 30-31

СЛАЙД 32 На стр.28 атласа найдите, как обозначают на карте действующие и потухшие вулканы.

СЛАЙД 33 Учитель: а теперь я попрошу вас еще раз вернуться к заданию №2 и №4, еще раз прочитайте предложения, выделенные жирным шрифтом («Обычно землетрясения происходят вблизи______», «Извержения вулканов часто бывают вблизи______»).

Ребята, что общего между этими предложениями (уч-ся: и землетрясения и вулканизм обычно происходят вблизи границ литосферных плит).

СЛАЙД 34 Учитель: итак, сбор информации закончился, и теперь вернемся к цели нашего урока. Скажите, можем ли мы теперь ответить на вопросы «что?», «как?», «где?» (уч-ся: да, можем). Но остался самый важный вопрос урока «ПОЧЕМУ?» (слайд)

Итак, почему землетрясения и вулканизм проявляются на Земле в определенных местах?

СЛАЙД 35 Чтобы ответить на этот вопрос, выполним практическое задание (работа в парах).

Перед вами на столах лежат контуры карты мира.

Задача: пользуясь атласом стр.28, нанесите на карту районы землетрясений и действующие вулканы (учащиеся, сидящие на 1 вар- наносят зоны землетрясений, на 2 вар – вулканы).

Одновременно учитель приглашает к доске 2-х учащихся для работы с магнитно-маркерной картой, висящей на доске. Один учащийся маркером наносит зоны землетрясений, другой-красными магнитами отмечает вулканы (учитель корректирует, помогает).

Учитель: Все готовы? Положите свои контуры на середину стола, внимательно посмотрите на них. Какую закономерность в размещении вулканов и землетрясений вы увидили? (работа в парах)

(ответы уч-ся: размещение вулканов совпадает с зонами землетрясений).

Теперь посмотрите на карту, которая получилась у ваших товарищей, работавших у доски.

СЛАЙД 36 Учитель открывает слайд, на котором показана карта литосферных плит Земли. Попробуйте совместить обе карты.

Какую закономерность в расположении зон землетрясений и вулканов вы заметили?

(уч-ся: зоны землетрясений и вулканизма часто совпадают и проходят по границам плит). СЛАЙД 37 

СЛАЙД 38 Вернемся к началу урока: итак, Япония и Австралия.

Можете ли вы мне сейчас ответить на вопрос : «Почему Япония сейсмична, а Австралия-нет?» (уч-ся: Япония расположена на стыке литосферных плит, а Австралия-нет).

Скажите, ответили ли мы на главный вопрос урока (уч-ся: да).

Учитель просит учащихся выставит себе итоговую оценку за урок.

Просит поднять руки тех, кто поставил себе «4» и «5».

  1. Рефлексия (принцип незаконченного предложения).

СЛАЙД 38 А теперь я попрошу вас оценить свою работу немного по другому принципу (слайд).

Предложения:

"Я похвалил бы себя…"

«Особенно мне понравилось…"

"Сегодня мне удалось…"

"Было интересно…"

"Было трудно…"

"Теперь я могу…"

"Меня удивило…"

Учитель: Молодцы, спасибо вам за вашу работу!

  1. Информация о Д/з: СЛАЙД 39
  1. Параграф 21
  2. Вопрос «Зачем?» на уроке остался не озвученным, следовательно, учащимся задается творческое задание: написать мини-сочинение «Зачем нужно изучать вулканы и землетрясения?»
  3.  Используя атлас, определить «сейсмические» районы и наличие действующих вулканов на территории России.

Сегодня я исследую _________________ и ______________________.

        

Задание № 1

Вставьте в предложения пропущенные слова

Опорные слова: Мантия, движения, плиты, ядро, земная кора.

  1. Земля состоит из трех оболочек: ___________ , ____________и__________  ___________.
  2. Земная кора разделена на отдельные ______________.
  3. Эти__________ постоянно_______________________.
  4. Они скользят по верхней части ___________, которая тоже находится в _______________.

                                                                                                                                         Оценка

Задание № 2

Пользуясь учебником стр.99-100, отметьте на схеме очаг и эпицентр землетрясения

                     Очаг?                         Эпицентр?

Закончите предложение:

 «Обычно землетрясения происходят вблизи _____________________________».

Как называются районы, где часто происходят землетрясения? ___________________________.

                                                                                                                                           Оценка          

Задание № 3: Закончите схему "Строение вулкана"

Опорные слова: очаг магмы, кратер, жерло, лава

                                                                                                                                              Оценка

Учебник стр.100-101

Задание № 4.   Как происходит извержение? Вставьте в текст пропущенные слова: «Там, где в земной коре есть___________, мантия плавится и превращается в___________. Она по_________ устремляется вверх и изливается через ____________ на поверхность в виде ____________».

Опорные слова: магма, трещины, лава, кратер, жерло.

Закончите предложение: «Извержения часто бывают вблизи_______________________________».

                                   итоговая  оценка    за урок                                                            Оценка    



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока географии ФГОС по теме «Землетрясения и вулканы»  в 5 классе.

На уроке «открытия новых знаний» была поставлена цель:________________.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи: ____________________.

Цели и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала и места данного урока в тематическом цикле. Урок занимает 3 место в теме «Природа Земли».

На уроке географии использовался деятельностный подход, когда дети получают знания не в готовом виде, а являются моими активными помощниками в поиске новых знаний.

Целю деятельностного подхода  является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Целю моей работы на уроке было организовать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся явились субъектами своей собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель, сами сформулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.

Для уч-ся был заготовлен перечень заданий, выполняя который, дети сами открывали новые знания.

Я, как учитель, организовывала деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до ключевой проблемы урока.

Одним из требований ФГОС считается формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.

В рамках познавательных УУД учащиеся самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы, размышляли, анализировали, сравнивали, делали выводы.

Регулятивные УУД: уч-ся самостоятельно формулировали цель и вопросы урока, сами направляли и контролировали свою деятельность, оценивали ее.

Коммуникативные УУД: позволяли уч-ся в рамках взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем реализовать свои умения, высказывали свои мысли и предположения, включались в диалог с учителем.

Личностные УУД: развитие интереса и мотивации к предмету через предложенные формы работы.

Считаю, что на данном уроке требования ФГОС были выполнены в полном объеме.

Я начала урок с создания проблемной ситуации, это позволило активизировать познавательную деятельность и мотивировать уч-ся на изучение материала.

В начале урока перед уч-ся была поставлена задача самостоятельно сформулировать тему урока через просмотр тематических слайдов, это позволило повысить интерес уч-ся к изучаемому материалу.

Ведя диалогическую беседу, ученики выяснили, какие необходимы знания для того, чтобы иметь представления о землетрясениях и вулканах, сами сформулировали вопросы к уроку, в том числе главный проблемный вопрос урока.

На этапе актуализации знаний была организована проверка знаний уч-ся по теме «Литосфера», это было необходимо для перехода к этапу «открытия новых знаний».

На этапе изучения нового материала была организована работа с учебником, картами атласа, контурными картами. Все уч-ся были включены в работу, выполняли предложенные задания, отвечали на поставленные вопросы, сами оценивали свою работу. Уч-ся раскрывали понятия «землетрясения», «вулканы», «сейсмические пояса», работали со схемами, таблицей интенсивности землетрясений, на картах отмечали зоны землетрясений и вулканы, выделяли отличительные признаки вулканов и др.

На уроке была организована самостоятельная работа практического характера (работа с контурами), которая стимулировала учебно-познавательную деятельность уч-ся.

На этом этапе формировались не только географические знания, но и личностные компетентности учащихся, необходимые в современном мире.

Видеофрагменты, используемые на уроке, позволили повысить интерес к новой теме и расширить кругозор детей.

Подводя итоги урока, ребятам было предложено обсудить работу в коллективе и оценить ее на этапе рефлексии (метод незаконченного предложения). Учащиеся сделали вывод, что работать им было________.

На уроке шла смена видов деятельности: ребята работали с учебником, с картами атласа и контурными картами, отвечали у доски, беседовали с учителем, смотрели слайды и видео.

 Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

На уроке происходило формирование личностных качеств учащихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.

Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.

Считаю, что урок своей цели достиг.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок английского языка в 5 классе (ФГОС)

Предагается технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Свободное время. Работа с текстом". Урок построен на работе с одним текстом. В разработке использованы групповая, игровая ...

Открытый урок по волейболу в 7 классе (ФГОС)

Открытый урок по физической культуре по волейболу в 7 классе по ФГОС...

Открытый урок по русскому языку 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока и презентация "Имя прилагательное как часть речи"...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе фгос

Цель урока : обобщение  и систематизация  знаний обучающихся  об органах  растений  и их взаимосвязи ...

Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"

Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....