Рабочая программа по географии 5 класс. ФГОС Баринова И.И.
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Погреева Елена Петровна

 

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии  с учетом авторской  программы по  географии основного общего образования 5- 9 класса  авторы  И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.  М.:Дрофа, 2016. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».

 

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_5_klass.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОГРН 1023201737459 ИНН/КПП 3210003290/321501001

242746 Брянская область, Дубровский район, д. Забелизна, ул. Заречная 66

Телефон: 8 (48332) 9 42 35

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей (предмет)

__________ ФИО

Протокол № _____ от

«____»_______________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ Пеклинской СОШ

___________И. М. Бородина

«____»_____________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пеклинской СОШ

___________А. В. Прудников

Приказ №_______ от

«____»______________2015г.

Рабочая программа

учебного предмета « География »

5  класс

Учитель: Погреева Е.П. , учитель географии

МБОУ Пеклинская СОШ  

                                                                                                                                                          Принята к реализации

                                                                                                                                                                        педагогическим советом

                                                                                                                                                                         МБОУ Пеклинской СОШ  

                                                                                                                                                                            протокол №1 от 28.08.2015г

                                       

       

д. Забелизна

2015-2016 учебный год

2. Пояснительная записка

Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010г. № 1897;
  • письмом Минобрнауки Росии от 07 июля 2005г. №03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  • приказа Министерства образования Российской Федерации  от 09 марта 2004г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования» ( с изменениями от 30 августа 2010г. №889);
  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 « Сакнитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» ( постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  • приказа МО и науки от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год» (с изменениями);
  • основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пеклинской СОШ;
  • учебного плана школы на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора от 31.08.2015г. № 72;
  • календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год, утверждённого приказом директора от 31.08.2015г. № 72;
  • положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательной организации, утверждённого приказом директора от 29.08.2014г. № 59;
  • Устава школы;

Сведения об авторской программе:

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии  с учетом авторской  программы по  географии основного общего образования 5- 9 класса  авторы  И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.  М.:Дрофа, 2016. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа».

             Сведения об используемом учебнике:

География. Начальный курс. 5кл.:  учебник /  И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-4-е изд., М.: Дрофа, 2014.-140, [4]с.: ил., карт.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ-  3;
  • практических работ - 5

Основными целями курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ.

Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике ФГОС ООО.

3. Общая характеристика курса «География. Начальный курс»

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География. Начальный курс» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС является системно-деятельностный подход.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

Школьный курс «География. Начальный курс» - учебный предмет, формирующий у обучающихся элементарные основы знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и   должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, географическими и социологическими. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «География. Начальный курс» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Предметная область общественно-научные предметы.

Рабочая программа предполагает обобщающие уроки по разделам, повторение всего изученного за курс — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах  (самостоятельные работы, тестовые задания). Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа.2016г.                                                                                                                                                                                                                                 В целях создания условий для выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в полном объеме из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, отводятся часы на изучение предмета: география -0,5 часа

За счет часов предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»   обязательной части основной образовательной программы добавить  в объеме  17 часов (0,5 часа) на учебный предмет «География».

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 35 (1 час в неделю).

5. Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учебе;

опытом участия в социально значимом труде;

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

•        самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

•        выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

•        составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•        работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•        в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•        анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

•        осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•        составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•        вычитывать все уровни текстовой информации;

•        уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

по теме «Что изучает география?»:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию;

по теме «Как люди открывали Землю»:  

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

по теме «Земля во Вселенной»

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

по теме «Виды изображений поверхности Земли»:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта», «условные знаки», «градусная сетка», «экватор», «полюс», «параллели», «меридианы»;

        - находить и называть сходства и различия в изображении объектов на плане и карте;

         -  работать с компасом;

         - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  - составлять простейший план местности (класса, комнаты);

   по теме «Природа Земли»

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «биосфера», «почва»;

- описывать внутреннее строение Земли;

-называть основные методы изучения её недр;

- объяснять причины возникновения землетрясений, сейсмических поясов и зон вулканизма;

- определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты;

- показывать по карте основные формы рельефа (океанические впадины и материковые выступы), крупнейшие горные     системы и равнины;

- называть основные отличия осадочных, магматических и метаморфических горных пород;

-  виды полезных ископаемых, изображённых на карте, расшифровывая их условные знаки;

- объяснять значение круговорота воды на Земле и причины его возникновения

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки,  озера, области оледенения;

- называть основные свойства вод Мирового океана;

- определять по физической карте глубину морей и океанов;

- приводить примеры использования человеком вод Земли и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние вод;

-называть пути сохранения вод планеты;

-называть газовый состав воздуха;

-называть причину возникновения ветра;

- называть  и определять виды облаков;

-называть явления, возникающие в атмосфере;

- приводить примеры изменения природы под влиянием деятельности человека.

6. Содержание учебного курса

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое

описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практическая работа № 5

7. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

1.

Тема 1. Что изучает география

5

2.

Тема 2. Как люди открывали Землю

5

3.

Тема 3. Земля во Вселенной

9

4.

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

5

5

Тема 5. Природа Земли

10

6.

Итоговый тест

1

итого

35

урока

Дата

Название темы (раздела), тема урока (занятия)

Виды учебной деятельности

Примечание

По плану

По факту

Тема 1. Что изучает география. 5 ч

1

Мир, в котором мы живем.

Приводить примеры географических описаний объектов и явлений.

Вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды.

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией).

Объяснять цели изучения географии.

2

Науки о природе.

3

География - наука о Земле.

4

Методы географических исследований.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».

Тема 2. «Как люди открывали Землю »   (5 ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья.

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время.

Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий. Показывать по карте маршруты.

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

7

Важнейшие географические открытия.

8

Открытия русских путешественников.

9

Открытия русских путешественников.

10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

Тема 3. «Земля во Вселенной »   (9ч)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Описывать представления древних людей о Вселенной.

Называть и показывать планеты Солнечной системы.

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие космические объекты.

Называть планеты планеты-гиганты

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Описывать уникальные особенности Земли как планеты.

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач.

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

13

Соседи Солнца

14

Планеты – гиганты и маленький Плутон

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

16

Мир звезд

17

Уникальная планета - Земля.

18

Современные исследования космоса

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Тема 4. «Виды изображений поверхности Земли» (5ч)

20

Стороны горизонта.

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «плана местности», «географическая карта».

Называть отличия плана местности, карты и глобуса.

Называть и объяснять особенности элементов градусной сетки.

Определять на плане, карте, глобусе расстояния, высоты точек.

Определять направления сторон горизонта по компасу.

Ориентироваться на местности.

Составлять простейший план местности (класса, комнаты).

21

Ориентирование.

22

План местности.

23

Географическая карта

24

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений

поверхности Земли»

Тема 5.  «Природа Земли»  (10ч)

25

Как возникла Земля

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф».

Показывать по карте программные географические объекты.

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты. Объяснять особенности строения рельефа суши.

Составлять описания географических объектов.

Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море».

Показывать по карте основные объекты гидросферы.

Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода».

Описывать погоду своей местности. Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра.

Объяснять значение понятия «биосфера».

Различать изученные географические объекты, процессы и явления.

Сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

26

Внутреннее строение Земли

27

Землетрясения и вулканы

28

Путешествие по материкам

29

Вода на Земле

30

Воздушная одежда Земли

31

Живая оболочка Земли

32

Почва — особое природное тело

33

Человек и природа

34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»


8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Сведения о программно- методическом обеспечении:

Программа основного общего образования по географии.5-9 классы.Авторы И.И.Баринова,В.П. Дронов,И.В.Душина ,В.И.Сиротин.

УМК «География. Начальный курс.5 класс»

              География. Начальный курс. 5кл.:  учеб. для общеобразовательных учреждений/  И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.:         Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.

  1. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику  И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина/ И.И. Баринова, Т.А. Карташева-М.: Дрофа 2014.
  2. Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
  3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
  4. География Атлас 5 класс. М. Дрофа 2013.
  5. География Контурные карты 5 класс

                                                        Дополнительная литература:

  1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
  2. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
  3. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
  4. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
  5. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
  6. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
  7. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
  8. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
  9. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
  10. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
  11. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
  12. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
  13. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
  14. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

Дополнительная литература для учащихся:

•        Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

•        Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

•        Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

•        Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

•        Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

•        Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

•        Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

•        Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет-ресурсы:

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Технические средства обучения:

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

3. Интерактивная доска

Таблицы:

Ориентирование на местности

Способы добычи полезных ископаемых

Воды суши

Животный мир материков

Календарь наблюдений за погодой

План и карта

Полезные ископаемые и их использование

Растительный мир материков

Рельеф и геологическое строение Земли

Таблицы по охране природы

Портреты:

Набор «Путешественники»

Набор «Ученые-географы»

Карты мира:

Великие географические открытия

Зоогеографическая

Карта океанов

Климатические пояса и области

Почвенная

Природные зоны

Растительности

Физическая карта полушарий

Карты России

Физическая

Рельефные физические карты

Полушария

Россия

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Видеофильмы и видеофрагменты:

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, Высотная поясность

Памятники природы

Видеофильм об известных путешественниках

Вулканы и гейзеры

Географическая оболочка

Опасные природные явления

Горы и горообразование

Загадки Мирового океана

Общие физико-географические закономерности

Ступени в подземное царство

Великие Географические открытия

Современные географические исследования

Земля и Солнечная система

Слайды (диапозитивы):

Ландшафты Земли

Природные явления

Минералы и горные породы

Транспаранты:

Абсолютная и относительная высота

Горизонтали

Горы и равнины

Градусная сеть, определение широты и долготы

Образование вулканов

Образование осадков

Образование подземных вод

Понятие о природном комплексе

Пороги и водопады

Почва и ее образование

Пояса освещенности, климатические пояса и воздушные массы

Речная система и речной бассейн

Земля во Вселенной

План и карта

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Биосфера

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности):

Теллурий

Компас ученический

Теодолит (В комплекте нивелирные рейки, тренога, буссоль)

Школьная метеостанция (срочный термометр учебный, гигрометр волосяной учебный, аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер, чашечный анемометр, будка метеорологическая)

Линейка визирная

Мензула с планшетом

Нивелир школьный

Угломер школьный

Штатив для мензул, комплектов топографических приборов

Рулетка

Молоток геологический

Набор условных знаков для учебных топографических карт

Магнитная доска для статичных пособий

Модели:

Модель Солнечной системы

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000

Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)

Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)

Строение складок в земной коре и эволюция рельефа

Коллекции:

Коллекция горных пород и минералов

Шкала твердости Мооса

Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов

9.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 планировать пути достижения целей;

 устанавливать целевые приоритеты;

 уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 построению жизненных планов во временнớй перспективе;

 при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

 осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;

 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

 основам коммуникативной рефлексии;

 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

 учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;

 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

 в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 давать определение понятиям;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;

 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

 работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

 основам рефлексивного чтения;

 ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

 организовывать исследование с целью проверки гипотез;

 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

 правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

 осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

 входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

 выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

 соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность научиться:

 осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Фиксация изображений и звуков

Выпускник научится:

 осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

 учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

 выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

 проводить обработку цифровых фотографий и цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на их основе;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

 выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

 использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

 использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

 использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

 видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

 самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и/или социальный проект;

 использовать догадку, озарение, интуицию;

 использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

 использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

 использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

 использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;

 определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 6 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 7 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 8 класс...

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс

рабочая программа по географии по ФГОС 9 класс...

Рабочая программа по географии по ФГОС 5 класс

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных обол...

Рабочие программы по географии по ФГОС

Соответствуют линии учебников издательства "Русское Слово"  Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии по ФГОС (6 класс)

Рабочая программа по географии  соответствует всем требованиям ФГОС (6  класс)...