Программа по самообразованию план ШМО
презентация к уроку по географии на тему

Деева Рамзия Ахметовна

План самообразавание на 2016-2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu_plan_shmo_2.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_______ /_________

Протокол №____        

От «__» _____20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

 МБОУ «СОШ № 15»

_________    /_______________/  

«__» ________ 20__г.

ПРОГРАММА

по самообразованию

Деевой Рамзии Ахметовны

учителя географии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

на 2015-2020 г.г.

Личные данные

1.1.

Фамилия

Деева

1.2.

Имя

Рамзия

1.3.

Отчество

Ахметовна

1.4.

Должность, преподаваемый  предмет

Учитель  географии

1.7.

Стаж (педагогический)

40

1.8.

Стаж (по специальности)

40

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа) 

Высшее-Казанский государственный  университет  имени В.И Ульянова-Ленина. естественно-географический факультет , учитель географии ., диплом  от 27 июня 1983 года

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Прошла повышение квалификации в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» по теме «Совершенствование  преподавания предмета «География» в условиях современных требований  и реализации ФГОСпроцесса ., 108 часов.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая  30 декабря 2011года, срок окончания 2016  год

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) 

Грамота СОШ 31обучившая и  подготовившая призёра муниципального этапа олимпиады школьников.

Методическая тема школы:«Внедрение в практику новых  подходов в образовании: компетентностного, системно-деятельностного, интерактивного с целью построения  адаптивной образовательной среды».

Методическая тема МО: «Новые подходы к образованию как средства развития самостоятельности и познавательной активности учащихся на уроках естественного цикла»

Тема самообразования : «Развитие деятельностной компетенции на уроках географии.»

Цель: Освоить новые формы и методы работы, способствующие развитию личности ребенка, способной в деятельности применять свои знания.

Задачи: повышение мотивации и интереса к учению; развитие интеллектуальной инициативы в процессе обучения; формирование личности; использование новых технологий и средств коммуникации.

Планируемые результаты: повысить качество предмета; грамотно использовать материал в творческих работах; периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; разработать дидактический материал, способствующий личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Основной перечень документов:

  1. План школы на текущий год
  2. План ВШК
  3. План ШМО
  4. Локальный акт

Перспективный план

Направление работы

Учебный год

2015-16

2016-17

2017-18

2018-19

2019-20

Аттестация

*

Курсы

*

*

Переподготовка

Выступление на МО

*

*

Выступление на педсовете

*

Выступление на августовском совещании

*

Грант Главы

Участие в семинаре

*

*

*

*

Участие в предметной неделе

*

*

*

*

*

Публикации

*

Участие в олимпиадах

*

*

*

*

*

Участие в научно-практических конференциях

*

*

*

*

*

Подготовка к ОГЭ

*

*

*

*

*

Подготовка к ЕГЭ

Воспитательная работа

*

*

*

*

*

Родительские собрания

*

*

*

*

*

Мониторинг

*

Авторская программа

*

Национальное образование

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала
  • Заполнение личного журнала
  • Заполнение журнала кружка
  • Подготовка к экзаменам по выбору в 9, 10,11  классах

Еженедельно

  • Взаимопосещение  уроков

Ежемесячно

  • Пробные экзамены по предмету
  • Участие в конкурсах
  • Посещение ШМО

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Посещение семинаров
  • Посещение пед.советов

Один раз в полугодие

  • Посещение семинаров
  • Дежурство

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ элективных курсов
  • Анализ открытых уроков по преемственности в 5, 10 классах
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Стартовый контроль  
  • Входной контроль
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации

ПЛАН на 2015-2016 учебный год.

Наименование работы

Из плана работы школы

Содержание

Сроки

Выполнение

С Е Н Т Я Б Р Ь

Нормативная база

  1. Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год. (Учебный план, положение об аттестации, график каникул)

1 неделя

+

Выполнение закона о всеобуче

  1. Провести учет детей. Заполнение социального паспорта.
  2. Трудоустройство
  3. Списки по группам здоровья

До 5.09

+

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Заполнение личного журнала
  3. Корректировки тематического плана

В течение месяца

+

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Проведение стартовых и  входных контрольных работ по предметам
  2. Составление списка обучающихся «группы риска»

2-4 неделя

+

Научно - исследовательская работа

  1. Выбор конкурса по исследовательской работе
  2. Составить список  учеников на олимпиаду

2 неделя

+

Воспитательная работа

  1. Общешкольный праздник «День здоровья».
  2. Осенний кросс «Кросс наций 2015»

В течение месяца

+

О К Т Я Б Р Ь

План взаимопосещений

  1. Посетить уроки Орловой Е.В.

Цель: обмен опытом

В течение месяца

+

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Заполнение журнала
  3. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

+

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Диагностика учащихся 6классов  по формированию коммуникативных УУД
  2. Участие в семинаре по теме: «Организация учебно-воспитательного процесса в 6 классах в условиях реализации ООП ООО».
  3. Работа школьной педагогической комиссии
  4. Проведение тематических контрольных работ.
  5. Планирование  и проведение уроков  с использованием нестандартных групповых форм обучения.

До 28 октября

+

Научно - исследовательская работа.

  1. Проведение консультаций с обучающимися по подбору материала, видам исследовательских  работ, последовательности их выполнения и требованиям к ним.
  2.  Определение тем для проведения  исследовательской работы обучающихся.

До 10 октября

+

Воспитательная работа

  1. Участие учащихся в подготовке праздника к Дню учителя, Дню пожилых людей.

1 неделя

+

НОЯБРЬ

План взаимопосещений

  1. Посетить уроки Кузнецовой Юлии Николаевны..

Цель: обмен опытом

В течение месяца

+

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

+

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Участие детей в предметной олимпиаде.
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.
  3. Участие в педсовете «Осуществление преемственности между ступенями дошкольного и начального образования».

В течение месяца

+

Научно - исследовательская работа

  1. Проведение консультаций с обучающимися по подбору материала, видам исследовательских работ, последовательности их выполнения и требованиям к ним.

До 15 ноября

_

Воспитательная работа

  1. Уборка школьной территории от листьев (снега).

3 неделя.

В течение месяца

+

ДЕКАБРЬ

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

1 неделя

+

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Анализ успеваемости и посещаемости за 2 четверть.
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.
  3. Помощь молодым учителям (Обшарова Н.Н.)

В течение месяца

+

Научно - исследовательская работа

  1. Проведение консультаций с обучающимися по  написанным работам.
  2. Участие в школьной научно-исследовательской конференции

19.12.2015г.

-

Воспитательная работа

3,4 неделя

+

ЯНВАРЬ

План взаимопосещений

  1. Посетить уроки Обшаровой Н.Н.

Цель: обмен опытом

1 неделя

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Анализ полугодовых контрольных работ.
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.
  3. Подготовка и оформление методических разработок на проведение открытых уроков и мероприятий.
  4. Индивидуальная деятельность с учащимися по преодолению трудностей.

2,3 неделя

Научно - исследовательская работа

  1. Проведение консультаций.
  2. Участие в муниципальных и республиканских  научно-исследовательских конференциях.

В течение месяца

Воспитательная работа

  1. Подготовка к вечеру встречи выпускников.

4 неделя

ФЕВРАЛЬ

План взаимопосещений

  1. Посетить урок Орловой Е.В

Цель: обмен опытом

1 неделя

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Участие в педсовете « Оценивание знаний учащихся в условиях перехода на ФГОС»
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.

2,3,4 неделя

Научно - исследовательская работа

  1. Проведение консультаций.
  2.  Участие в муниципальных и республиканских  научно-исследовательских конференциях.

В течение месяца

Воспитательная работа

  1. Участие в акции «Материнский пирог солдату».
  2. Спортивные соревнования по стрельбе: конкурс «Курс молодого бойца».
  3. Смотр строя и песни.

В течение месяца

МАРТ

План взаимопосещений

  1. Посетить уроки Сальмановой А.И.

Цель: обмен опытом

2 неделя

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Мониторинг по формированию метапредметных результатов.
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.
  3. Посещение открытых уроков и мастер-классов.
  4. Проведение предметной недели
  5. Участие в городском празлнике «День птиц»

2,3,4 неделя

Научно - исследовательская работа

  1. Проведение консультаций.
  2. Участие в муниципальных и республиканских  научно-исследовательских конференциях.

4 неделя

Воспитательная работа

  1. Праздничный концерт для  мам, посвященный 8 марта
  2. Конкурс «Февромарт».

Первая неделя

АПРЕЛЬ

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

 2,3,4 неделя

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Составление циклограммы работы методического объединения на следующий год.
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.
  3. Тестирование 4 классов.
  4. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

В течение месяца

Научно - исследовательская работа

  1. Проведение консультаций.
  2. Участие в муниципальных и республиканских  научно-исследовательских конференциях.

В течение месяца

Воспитательная работа

  1. Акция в год водоохранных зон

В течение месяца

МАЙ

План взаимопосещений

  1. Посетить уроки Кузнецовой Юлии Николаевны.

Цель: обмен опытом

2 неделя

Работа с документацией

  1. Заполнение электронного журнала.
  2. Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.

В течение месяца

Работа над методической темой,

методическая работа

  1. Мониторинг качества и успеваемости учащихся по предметам естественного цикла.
  2. Планирование и проведение уроков с использованием нестандартных групповых форм обучения.
  3. Задачи на следующий учебный год.

В течение месяца

Воспитательная работа

  1. Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Победы.

Первая неделя

   

        

Карта результативности профессиональной

деятельности педагогического работника Республики Татарстан

  1. Личные данные

1.1.

Фамилия

Деева

1.2.

Имя

Рамзия

1.3.

Отчество

Ахметовна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель географии

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) 

Средняя школа № 15

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Г.Нижнекамск, РТ

1.7.

Стаж (педагогический)

40

1.8.

Стаж (по специальности)

40

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа) 

Высшее, К

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» по теме «Совершенствование процесса обучения учебному предмету "География" в условиях введения ФГОС основного общего образования» , 108 часов. дата выдачи: 17 ноября 2015 года.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Высшая, 13 декабря 2013 года на пять лет.

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) 

  1. Сведения  о профессиональном  рейтинге и достижениях  за последние 5 лет

2.1. Руководство  методическим объединением

Название (предмет)

Уровень (образовательное учреждение, район, город)

Сроки руководства

2.2. Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами (или участие  в проблемных группах, временных творческих коллективах)

Название (предмет), цели создания проблемной группы, творческого коллектива

Уровень (образовательное учреждение, район, город)

Сроки руководства (участия)

2.3. Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах

Наименование  и функции комиссии, наименование  учреждения, при которой создана комиссия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республика)

Сроки участия

Экспертная комиссия по проверке олимпиадных работ по географии

Нижнекамский муниципальный район РТ.

2011, 2012,

2015г.

2.4. Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет), предшествующий аттестации

       2.4.1. Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

        №

Тема, класс (группа, курс)

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1.

2011

2011

Составление олимпиадных заданий по биологии в 8 классе для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по заданию Центра по работе с одарёнными детьми Нижнекамского муниципального района

муниципальный

Школьный этап олимпиады по географии.

2012

 2.4.2. Проведение,  участие в семинарах

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе №  31

Выступление  на МО учителей НМР РТ

2012

Организация исследовательской деятельности  учащихся в школе              №15

Творческий отчёт

Выступление  на МО учителей НМР РТ

2014

 «Деятельностный подход к обучению на уроке географии»

Выступление  на МО учителей НМР РТ

2015

2.4.3.  Выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема конференции,  кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

 2.4.4. Методические публикации

 

Тема (название), вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1.

    2.6. Участие в грантах в рамках реализации Стратегии развития образования Республики Татарстан на 2010-2015 гг. («Наш лучший учитель», «Наш новый учитель», «Учитель-исследователь»),  иных грантах (грант Главы администрации муниципального района и др.)

Наименование гранта, кем учрежден

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат

Год участия

     2.7. Другое (участие в проектах, в том числе по созданию новых образовательных программ, учебников, социально-значимых инициативах, мероприятиях педагогических сообществ, руководство педагогических практикой студентов педагогических учебных заведений и др.)

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, муниципальный республиканский, федеральный международный уровень)

Год

1.

2.8. Результаты профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной

Вид, тема (название или описание) мероприятия

Уровень (республиканский, федеральный международный уровень)

Год

3. Результаты учебно-воспитательной работы за последние  3-5 лет

         3.1. Результаты сдачи ЕГЭ, ЕРЭ  по преподаваемому предмету аттестуемого  работника

(для учителей и преподавателей общеобразовательных предметов)

Учебный год

Предмет

Численность участников ЕГЭ, ЕРЭ (чел., % от общей численности выпускников  

образовательного учреждения в данном учебном году)

Численность участников ЕГЭ, ЕРЭ, подтвердивших годовые оценки по итогам экзамена (чел., % от общей численности участников ЕГЭ, ЕРЭ)

Численность участников, не  справившихся с ЕГЭ, ЕРЭ (не набравших минимальный балл) (чел., % от общей численности участников ЕГЭ, ЕРЭ)

Средний балл

   3.2. Результаты сдачи ГИА по преподаваемому предмету аттестуемого работника

      ( для учителей общеобразовательных предметов)

Учебный год

Предмет

Численность участников ГИА

Качество обученности по итогам ГИА

(% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ГИА,

в общей численности участников ГИА)

Успеваемость по итогам ГИА  

(% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ГИА)

2016

география

12 чел.

 -25%

16%

   3.3. Результаты республиканского тестирования учащихся 4, 6, 8, 10 классов

   (для учителей общеобразовательных учреждений)

Учебный год

Предмет

Класс

Численность участников  республиканского тестирования, % от общей численности учащихся

Численность обучающихся, не справившихся с тестированием, % от обшей численности участников тестирования

Средний балл

2010-2011

география

8

99, 100%

0%

58

2011-2012

география

6

8

76, 100%

70, 100%

3%

0%

84

91

  3.4. Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах (для учителей и преподавателей)

Учебный год

Фамилия имя участника

Результат

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

  1. Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

   3.6. Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме  

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

 

 3.7. Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету аттестуемого  педагогического работника (для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, других педагогических работников, ведущих учебные занятия)

Учебный год

Предмет

Качество обучения

(% обучающихся  на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого  педагогического работника)

Успеваемость (%)

   3.8. Работа за рамками тарифицированных часов (внеклассная работа по предмету и др.)  

Вид деятельности (кружки, секции, мероприятия)

Тема, название

Дата проведения мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результаты (если есть)

Неделя  географии

Образовательное учреждение.

    3.19. Другие результаты, подтверждающие успешность профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника дополнительного образования (эффективность взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющих, организациями и учреждениями – партнерами, содействие или участие в организации досуга, летнего отдыха обучающихся, оценка учебных кабинетов на смотрах, направления и результаты инновационной деятельности и др.)

Учебный год

Описание результата

    3.23. Эффективность использования современных  информационных технологий, мультимедийных средств в  профессиональной  деятельности, образовательной практике

(Для всех категорий педагогических работников)

Какие средства используются (DVD проигрыватель, проектор, компьютер, интерактивная доска и т.д.)

Магнитофон, компьютер, интерактивная доска.

Как часто

ежедневно

В каких целях (мотивация обучающихся, актуализация знаний, проведение тестирование, педагогический мониторинг, учебное документирование в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан, электронные презентации методического опыта, обогащение творческой лаборатории за счет электронных учебных программ, презентаций и др.)

Актуализация знаний, документирование в информационной системе «Электронное образование», педагогический  мониторинг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Программа развития педагога (план самообразования)

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или прогр...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...

Самообразование. Планы

План по самообразованию на 2013-2017План по самообразованию на 2017-2022...

Самообразование. План. Материалы.

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся через развитие речи...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...