Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (6 класс) по теме:
    Открытый урок по географии "Что такое биосфера и как она устроена" 6 класс

    Сухарева Марина Владимировна

    Материалы к открытому уроку по географии "Что такое биосфера и как она устроена" для 6 класса (УМК В.П. Дронова)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_kl._biosfera.doc846 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа № 33»

    Открытый урок по географии

    на тему:

    «Что такое биосфера и как она устроена»

    6 класс

    Учитель географии Сухарева М.В.

    г. Саранск

    2015 год

    Цель образовательная: сформировать и систематизировать теоретические знания по теме «Что такое биосфера и как она устроена», выяснить какова роль живого вещества в природе, закрепить полученные знания и умения.

    Цель развивающая: развивать интерес к изучению биосферы путем создания положительных эмоций, развивать умения обобщать, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками в учебнике, создать условия для развития творческих и аналитических способностей учащихся.

    Цель воспитательная: воспитать культуру учебного труда, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к природе и окружающему миру, ответственность за совершенные поступки, профориентация.

    Оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся должны:

          знать/понимать

    1. Определение понятия «биосфера»;
    2. Границы биосферы, её состав;
    3. Имя учёного – основоположника учения о биосфере;

          уметь

    1. Назвать признаки, по которым проводятся границы биосферы;
    2. Описывать сферу распространения живых организмов и этапы её расширения;
    3. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов.  

    План урока

    1. Организационный момент. Приветствие.
    2. Актуализация опорных знаний.
    3. Постановка целей и задач урока.
    4. Изучение нового материала:

    3.1 Сообщение о В.И. Вернадском

    3.2 Работа с маршрутными листами

    3.3 Закрепление

    1. Домашнее задание
    2. Итог урока
    3. Рефлексия

    Ход урока

    1. Организационный момент

    - Здравствуйте дети!

    Внимание! Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок!

    Все ли на месте? Все ли в порядке:

    Книжки, ручки и тетрадки?

    Есть у нас девиз такой:

    Все, что надо под рукой!

    Сядьте правильно все за парты свои,

    Ведь урок географии  начинаем мы!

    1. Актуализация опорных знаний

    Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой  Землей вы осуществляете через  изучение  земных оболочек. И сегодня на уроке мы начнем изучать новую оболочку. Но прежде чем преступить к новой теме, я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.

    Для этого я предлагаю вам ребята сыграть в игру. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать  географические деньги. Наша игровая валюта  на уроке - «географики». А в  конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «географиков» тем выше оценка.

    И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из  земной коры и верхней части мантии.

    Это слово состоит из 9 букв.

    Задание на 2 тур. Это слово означает  водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.

    Это слово состоит из 10 букв.

    Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли.

    9 букв.

    Молодцы ребята хорошо справились с заданиями!

    1. Изучение нового материала

    А сейчас я предлагаю вам угадать какую оболочку Земли мы начнем изучать на сегодняшнем уроке.  В этом вам поможет мой волшебный мешочек. Опускайте руку и угадывайте, что в нем находится. (Учащиеся достают предметы из мешочка: цветок, животное, кукла-человек, овощ, фрукт.) По тем предметам, которые учащиеся достали – они должный сделать вывод, что речь пойдет о биосфере - оболочке жизни.

    – Это объекты живой или неживой природы?

    – Какая наука изучает живые организмы?

    – Как с латинского переводится слово «биос»?

    С лат.слово «биос» - жизнь, «сфера» - оболочка.

    - И так, сформулируйте тему урока.

    Дети: «Биосфера».

    Формулирование целей урока:

    И так, нам сегодня предстоит узнать и ответить на вопросы «Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы? И какова роль живого вещества в природе?»

    Впервые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.

    (Заслушиваем сообщение ребенка о В.И.Вернадском (1863-1945гг.))

    Ребята, а вы знаете, что человека, ученого, который исследует, изучает окружающую природу называют натуралистом. Сейчас я вам предлагаю на время стать юными натуралистами и совершить путешествие в мир биосферы. У каждого исследователя природы конечно есть  карта путешествия. У нас с вами тоже есть маршрутные карты, они лежат у вас на столах. Эти маршрутные карты помогут нам не заблудиться в большом мире информации нашего учебника и помогут изучить биосферу.

    Устройство маршрутной карты:

    1 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, § 53 и ответить всему классу «Что же такое биосфера».

    Маршрутная карта №1

    Изучаемый вопрос

    План к действию

    Ответ

    1. Почему планета Земля является уникальной среди космических тел Солнечной системы?

    Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

    1. Что в переводе с греческого языка означает слово «Биосфера»

    Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

    1. Что такое «биосфера»?

    Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228

    1. Как проходят границы биосферы?

    Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 228. Рассмотреть рисунок 183, стр.229.

    Составить схему «Что включает в себя биосфера».

    1. Что такое «озоновый слой»? На какой высоте он находится?

    Вспомнить из изученной темы «Атмосфера», а если забыли найти ответ в п.3 на стр.131.

    2 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 53 и рассказать классу историю развития оболочки Земли, населенной живыми организмами.

    Маршрутная карта №2

    Изучаемый вопрос

    План к действию

    Ответ

    1.  Что происходило с границами биосферы с течением времени?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

    1.  Где и когда зародилась жизнь на Земле?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

    1.  В какое время жизнь распространилась на сушу?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

    1. В какой оболочке Земли появилась жизнь  после распространения на суше?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

    1.  Почему с течением времени некоторые живые организмы вымерли?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

    1. Почему  некоторые древние живые организмы смогли дожить  до наших дней?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228

    1. Как изменялось общее количество видов живых организмов на Земле  с течением времени?

    Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

    1. Какое событие стало важным этапом в развитии биосферы Земли?

    Прочитать 1  пункт параграфа 53 , стр. 229

    3 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 44 и рассказать классу о живых организмах в биосфере и  их среде обитания.

    Маршрутная карта №3

    Изучаемый вопрос

    План к действию

    Ответ

    1. Сколько видов живых организмов обитает в современной биосфере?

    Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

    1. Какие организмы биосферы образуют живое вещество биосферы?

    Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

    1. Какие организмы преобладают на планете?

    Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229

    1. Что называют средой обитания?

    Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 229

    1. Какие отношения существуют между организмом и средой обитания?

    Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 230

    И так вперед за знаниями по странницам учебника. Маршрутная карта подскажет вам, что делать. В течение 10 минут учащиеся работают с учебником.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    – А сейчас я приглашаю вас прогуляться по лесу.

    Мы с вами входим в лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Руки подняли и покачали –

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо садятся покажем –

    Крылья сложили назад.

    Наклонились и присели,

    Заниматься тихо сели.

    Дети делают отчеты по группам. Учащиеся рассказывают о биосфере. Учитель демонстрирует слайды и дополняет ответы. (Учащиеся, которые отвечали получают географики.)

    В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет четких границ, а размещается в пределах других оболочек. Границы биосферы определяет зона распространения живых организмов. Живые организмы способны приспосабливаться к различным природным условиям. Пример: примитивные живые организмы найдены в гейзерах Исландии при температуре +93°; споры отдельных бактерий сохраняют жизнеспособность при температуре - 253°.Бактерии распространены даже на высоте 20000 метров над поверхностью Земли. Обитатели океана способны выдерживать огромное давление воды или отсутствие солнечного света.

    Проблемные вопросы:

    - А как вы думаете в чём значение биосферы для человека?

    - Как человек изменяет биосферу?

    - Приведите примеры отрицательного и положительного воздействия человека на растительный и животный мир Земли?

    - Зачем нам комары? Может быть их всех уничтожить?

    - Как вы участвуете в охране природы?

    1. Закрепление:
    1. Тестовые задания из электронного приложения.
    2.  Давайте почувствуем себя палеонтологами. Соотнесите изображения окаменелостей или отливок и их описания. (Слайд с изображениями)

    1. Игра «Найди на рисунке контуры животных леса» (Слайд)

    1. Домашнее задание

    § 53;

    Нарисуйте схему: «Связь биосферы с другими оболочками Земли». Подтвердите ее примерами.

    По желанию: Напишите сообщение «Древние животные Земли» и представьте в виде презентации. Используя интерне-ресурсы, покажите с помощью картинок, как менялся внешний вид животных.

    1. Итог урока

    -Наш урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Считайте свои «географики». Оценки получают….

    - Закончить урок хочу стихотворением.

    Есть одна планета – сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц, скликая перелетных.

    Лишь на ней одной увидишь

    Ландыши в траве зеленой.

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивленно.

    Береги свою планету,

    Ведь другой на свете нету!

    1. Рефлексия

    Заполняем таблицу: «Мои достижения по теме»

    Я знаю

    Я не понял

    Мне интересно

    -Урок окончен. До свидания!

    Доп. информация:

    Видео:

    1. История Вселенной за 10 минут http://www.youtube.com/watch?v=PwuASPfgz2A
    2. «День, когда Земля чуть не погибла» – фильм BBC.

    Книги:

    1. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: Росмэн, 2008.
    2. Тихонов А.В. Растения России. Красная книга. – М.: Росмэн, 2009.
    3. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. – М.: АСТ, 2009.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект факультативного занятия "Что такое жизнь и как она возникла" для учащихся 4 классов

      Тема занятия.   Что такое жизнь и как она возникла. Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни. Задачи:- способствовать приобретению знаний о с...

    «ЧТО ТАКОЕ СПИД И КАК ОН ПРОЯВЛЯЕТСЯ И ПЕРЕДАЕТСЯ?»

    Синдром приобретенного иммунного дефицита - это новое инфекционное заболевание, которое специалисты признают как первую в известной истории человечества действительно глобальную эпидемию. Ни чума, не ...

    План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

    План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

    Что такое сайт и как он работает?

    Описание работы сайта...

    Открытый урок по русскому языку «Полные и неполные предложения» 8 класс. 2016

    Целью урока является сформировать понятие об особенностях строения неполных предложений....

    Открытый урок по теме: «Числовые неравенства и их свойства». 8 класс

    Урок закрепления и систематизации учебного материала на применение свойств числовых неравенств...