Рабочая программа по географии 7-9 коррекционный класс
рабочая программа по географии на тему

Рубцова Ольга Николаевна

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», программой       для обучающихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya.doc584.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Юрьевская средняя общеобразовательная   школа

      Согласовано                                                   Утверждаю

заместитель директора по УР______              директор школы________

 «__ » _______ 20_15_ г                            «__ » _______ 20_15_ г

Рабочая   программа

по географии

 

7 -8  класс

Составлена на основе примерной программы

В.В.Воронковой

Учитель: Рубцова Ольга Николаевна

Количество часов в неделю – 2 часа, всего

70  часов

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», программой       для обучающихся с умственной отсталостью, инструктивными письмами Министерства образования и науки, образовательной программой школы.

Рабочая программа разработана на основе   программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для умственно-отсталых детей  под редакцией В. В. Воронковой.

Учебники:

Лифанова Т. М. Физическая география. 7 класс, М. – Просвещение, 1991 г.;

Лифанова Т. М., Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии, М., Просвещение, 2001г.

Лифанова Т. М.,Рабочая тетрадь по физической географии России 7 класс, М. – Просвещение, 1999 г.

Лифанова Т. М., География материков и океанов, 8 кл.,М.,Просвещение,2006 г..

Лифанова Т. М., Соломина Е. М., География материков и океанов (Евразия), 9 кл., М., Просвещение, 2007г.

Даринский А. В., География России, М., Просвещение, 1994г.

Цели и задачи обучения географии:

Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные

Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно-развивающие:

Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Рабочая программа по географии    составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с умственной отсталостью является основой структуры данной образовательной программы.

Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс -  «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География России», «География своей местности».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии России.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края.

Изучение «Географии материков и океанов» (8 класс) позволяет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подбор материала в 9 классе («География России») предусматривает углубление, систематизацию и обобщение знаний о России. Здесь изучение вопросов физической, экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.

Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного подхода,  который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с умственной отсталостью; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Все обучающиеся   нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. Категория обучающихся   относится к первой и второй форме умственной отсталости.  Все   обучающиеся имеют рекомендации ВКК к обучению по специальным (коррекционным) программам для умственно-отсталых детей основного общего образования. Эти обучающиеся имеют  нарушения в интеллектуальном развитии и в условиях обучения в общеобразовательной школе требуют к себе самого пристального внимания. У этих детей наблюдается системное нарушение речи легкой степени, низкий уровень логического мышления, отсутствие оперативной и долговременной памяти.

 Академический компонент редуцируется здесь до полезных обучающимся  академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития их жизненной компетенции за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Для учащихся с неосложнённой формой умственной отсталости рекомендовано давать материал на достаточной уровне.

Достаточный уровень: умение применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; умения находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; умения применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; умения называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края.

Данная программа — основа, с помощью которой   разработана индивидуальная учебная программа по географии для учащихся 7  класса,   обеспечивающая необходимый общеобразовательный географический минимум знаний.

Пояснительная записка

6 класс

Программа по географии в 6  классе  коррекции 8 вида разработана на основе государственной программы по географии, допущенной Министерством образования РФ, разработанной Т.М.Лифановой, обязательного минимума содержания специального коррекционного образования по географии.

  В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся:

  • ориентироваться на местности,

познакомятся:

  • с физической картой России, ее географическим положением, границами;
  • формами земной поверхности;
  • водоемами.

Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. 

В   программу  6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса», изучавшиеся ранее в 9 классе. Такой перенос позволяет своевременно начать формирование элементарных географических знаний в тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

         При проведении практических работ в 6 и 7 классах  используются  изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске на этапе закрепления географического материала. Некоторые из них даются в качестве домашнего задания. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности   используются  на этапе проверки знаний.

Тематический план

6 класс.

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Введение.

4

2

Ориентирование на местности

5

3

План и карта

9

4

Формы поверхности Земли

4

5

Вода на Земле

10

6

Земной шар

14

7

Карта России

20

8

Обобщающее повторение

4

                                                       ИТОГО

70

 

Содержание учебного материала

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

(70 ч в год, 2 ч в неделю)

Введение  

      География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
      Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.
      Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.
      
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1—5 классах.

Межпредметные связи

      Сезонные изменения в природе, высота Солнца и продолжительность дня в разное время года («Живой мир», 1—4  классы, «Природоведение», 5 класс).

Практические работы

      Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1—5 классы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности  

      Горизонт. Линия горизонта.
      Стороны горизонта.
      Компас и правила пользования им.
      Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
      
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Межпредметные связи

      Горизонтальное и вертикальное положение (математика).
      Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).
      Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические работы

      Зарисовка линии, сторон горизонта.
      Схематическая зарисовка компаса.
      Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу.
      Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

План и карта  

      Рисунок и план предмета.
      Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
      План класса.

      План школьного участка.
      Условные знаки плана местности.
      План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
      Условные цвета физической карты.
      Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
      Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

      Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).
      Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).
      Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

      Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
      Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
      Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.
      Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
      Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.
      Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.
      Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
      Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.
      Изготовление топографического лото.

 

Формы поверхности Земли

      Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
      Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
      Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

      Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).
      Поверхность нашей местности («Живой мир», 1—4 классы, «Природоведение», 5 класс).
      Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
      Предметы и явления неживой природы (естествознание).
      Образование гор (природоведение).

Практические работы

      Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
      Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
      Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).

Вода на Земле

      Вода на Земле.
      Родник, его образование.
      Колодец. Водопровод.
      Река, ее части. Горные и равнинные реки.
      Использование рек.
      Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.
      Болота, их осушение.
      Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
      Острова и полуострова.
      Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

      Вода в природе («Природоведение», 5 класс).
      Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения («Естествознание», 6 класс).
      Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
      Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические работы

      Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.
      Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
      Проведение опытов:
      растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
      очистка воды фильтрованием.
      Упражнения в определении направления течения реки, различении берегов и других ее частей.
      Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).

 

Земной шар

      Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
      Планеты.
      Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
      Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
      Физическая карта полушарий.
      Распределение воды и суши на Земле.
      Океаны на глобусе и карте полушарий.
      Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
      Первые кругосветные путешествия.
      Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
      Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
      Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
      Природа тропического пояса.
      Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

      Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).
      Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).
      Кругосветные путешествия (история).
      Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).
      Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.
 Практические работы

      Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
      Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
      Оформление таблицы названий океанов и материков.
      Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
      Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
      «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
      Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.
      Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса.

Карта России

      Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.
      Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
      Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
      Моря Тихого и Атлантического океанов.
      Острова и полуострова России.
      Работа с контурными картами.

      Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
      Работа с контурными картами.
      Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
      Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа).
      Работа с контурными картами.
      Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
      Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
      Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.
      Реки: Лена, Амур.
      Озера: Ладожское, Онежское, Байкал.
      Работа с контурными картами.
      Наш край на карте России.
      Повторение начального курса физической географии.
      Контрольная работа.

Межпредметные связи

      Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение, 5 класс).
      Вода, полезные ископаемые (естествознание, история, 6 класс).
      Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

      Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.
      Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
      Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения.
      Путешествия (на карте) по нашей стране.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Практическая работа

По плану

фактич

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение (4 часа)

1

3.09

География – наука о природе Земли, населении и его хозяй-ственной деятельности.

  «Знакомство с новым учебником»

2

4.09

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура.

3

10.09

Признаки времени года. Явления природы. Меры предосторожности.

  «Чтение и обобщение календарей погоды»

4

11.09

Географические сведения о своей местности и труде населения.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.  

Ориентирование на местности (5 часов)

5

17.09

Горизонт. Линия горизонта. 

  «Зарисовка линии, сторон горизонта»

6

18.09

Стороны горизонта.

7

24.09

Компас и правила пользования им.

  «Схематическая зарисовка компаса»

8

25.09

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

  «Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу»

9

1.10

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

  «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам»

План и карта (9 часов)

10

2.10

Рисунок и план предмета.

  «Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте»

11

8.10

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

  «Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте»

12

9.10

План класса.

  «Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса)»

13

15.10

План школьного участка.

14

16.10

Условные знаки плана местности.

  «Зарисовка  в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты»

15

22.10

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

  «Чтение простейших планов по условным знакам»

16

23.10

Условные цвета физической карты.

  «Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующей иллюстрации»

17

29.10

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.)

  «Изготовление топографического лото»

18

30.10

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

2 ЧЕТВЕРТЬ

Формы поверхности Земли. (4 часа).

19

12.11

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

  «Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы оврага, вулкана».

20

13.11

Рельеф местности, его основные формы. Равнины плоские и холл-мистые, холмы. 

  «Показ на физической карте России форм поверхности».

21

19.11

Овраги. Их образование.

22

20.11

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

  «Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе»

Вода на Земле.   (10 часов)

23

26.11

Вода на Земле.

  «Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова, или изготовление макетов».

24

27.11

Родник, его образование.

25

3.12

Колодец. Водопровод.

26

4.12

Река, её части. Горные и равнинные реки.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

27

10.12

Как люди использовали реки.

28

11.12

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

29

17.12

Болота, их осушение.

30

18.12

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

31

24.12

Острова и полуострова.

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

32

25.12

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практическая работа: «Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова».

3 ЧЕТВЕРТЬ

Земной шар (14 часов)

33

14.01

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

34

15.01

Планеты.

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

35

21.01

Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

36

22.01

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

37

28.01

Физическая карта полушарий.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

38

29.01

Распределение воды и суши на Земле.

39

4.02

Океаны на глобусе и карте полушарий.

40

5.02

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

41

11.02

Первые кругосветные путешествия.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

42

12.02

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

43

18.02

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

44

19.02

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

45

25.02

Природа тропического пояса.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

46

26.02

Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России (20 часов)

47

4.03

.  Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.

48

5.03

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

49

11.03

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

50

12.03

Моря Тихого и Атлантического океанов.

51

18.03

Острова и полуострова России.

52

19.03

Работа с контурными картами.

53

1.04

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

54

2.04

Работа с контурными картами.

55

8.04

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

56

9.04

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

57

15.04

Работа с контурными картами.

58

16.04

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

59

22.04

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

60

23.04

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

61

29.04

Реки Лена, Амур.

62

30.04

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

63

6.0527.05

Работа с контурными картами.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

64

13.05

Наш край на карте России.

65

14.05

Повторение начального курса физической географии

66

20.05

Контрольная работа.

67

21.05

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками

68-70

27.05

28.05

Обобщающее повторение.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

6 класс

№ п\п

Практическая работа

1

  «Знакомство с новым учебником»

3

  «Чтение и обобщение календарей погоды»

4

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.  

5

  «Зарисовка линии, сторон горизонта»

6

  «Схематическая зарисовка компаса»

7

  «Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу»

8

  «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам»

9

  «Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте»

10

  «Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте»

11

  «Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса)»

12

  «Зарисовка  в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты»

13

  «Чтение простейших планов по условным знакам»

14

  «Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующей иллюстрации»

15

  «Изготовление топографического лото»

16

  «Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы оврага, вулкана».

17

  «Показ на физической карте России форм поверхности».

18

  «Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе»

19

  «Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова, или изготовление макетов».

20

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

21

Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

22

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

23

Практическая работа: «Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова».

24

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

25

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

26

Оформление таблицы названий океанов и материков.

27

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

28

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

29

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

30

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

31

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

32

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

33

Путешествия (на карте) по нашей стране.

  Требования  к уровню подготовки  учащихся

      Учащиеся должны знать:
      • что изучает география;
      • горизонт, линию и стороны горизонта;
      • основные формы земной поверхности;
      • виды водоемов, их различия;
      • меры по охране воды от загрязнения;
      • правила поведения в природе;
      • отличие плана от рисунка и географической карты;
      • масштаб, его обозначение;
      • основные направления на плане, географической карте;
      • условные цвета и знаки географической карты;
      • распределение суши и воды на Земле;
      • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
      • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
      • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
      • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;
      • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
      • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
      • основные типы климатов;
      • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
      Учащиеся должны
уметь:
      • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
      • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
      • делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
      • читать простейшие планы местности (для начальных классов массовой школы);
      • ориентироваться на географической карте, глобусе;
      • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);
      • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
      • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
      • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся).

Критерии и нормы оценок.

«5» - по наводящим вопросам, но правильно, если наводящих вопросов мало;

«4» - когда ученик отвечает в основном, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;

«3» - допускает грубые ошибки;

«2» - грубые ошибки не исправляет с помощью учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лифанова Т.М. География 6 класс, М. Просвещение, 2008г.

Лифанова Т.М Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии, М.,  Просвещение, 2008г

Атлас по географии 6 класс

Контурные карты 6 класс

Пояснительная записка

7 класс

Программа по географии в 7  классе  для умственно-отсталых детей  разработана на основе государственной программы по географии допущенной Министерством образования РФ, разработанной Т.М.Лифановой, обязательного минимума содержания специального коррекционного образования по географии.

7 класс полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания   уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.

При изучении географии нашей страны используются  современные географические карты (физическая, политико-административная и карта природных зон России, а так же электронные учебные карты ).

На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

  1. Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 11 часов.                                                                 
  2. Природные зоны России — 55 часов.

Особое  внимание уделяется  вопросам изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР.  Выделено время на  разъяснения направлений экономической реформы в России, ее целям и приоритетам.

При изучении географии России   констатируются  новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.

В программе учитывается  принятое в настоящее время новое административное деление России на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону),  Приволжский федеральный округ (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск).

         При изучении природных зон России   больше времени и внимания уделяется  той природной зоне, в которой расположена школа.

Тематический план

7 класс.

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Особенности природы и хозяйства России

11

Природные зоны России 55 часов

2

Зона арктических пустынь

5

3

Зона тундры

8

4

Лесная зона

17

5

Степи

7

6

Полупустыни и пустыни

6

7

Субтропики

5

8

Высотная поясность в горах

8

9

Обобщающее повторение

1

                                                       ИТОГО

70

 

Содержание учебного материала

7 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

(70 ч в год, 2 ч в неделю)

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

      Повторение карты России (физическая и политико-административная карты).
      Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
      Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.
      Административное деление России.
      Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.
      Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России.
      Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
      Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.
      Промышленность, ее отрасли.
      Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
      Уровни экономического развития европейской и азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.
      Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.
      Карта природных зон России.

Природные зоны

Зона арктических пустынь

      Положение на карте. Моря и острова.
      Климат. Особенности природы.
      Растительный и животный мир. Охрана природы.
      Население и его основные занятия.
      Северный морской путь.

Тундра

      Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.
      Климат. Водоемы тундры.
      Особенности природы. Растения тундры.
      Животный мир тундры.
      Хозяйство. Население и его основные занятия.
      Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.
      Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона

      Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.
      Климат. Особенности природы.
      Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.
      Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.
      Смешанные леса.
      Лиственные леса.

      Животный мир лесной зоны. Пушные звери.
      Какую пользу приносит лес.
      Лесной промысел, охота.
      Промышленность и сельское хозяйство Центральной России.
      Города Центральной России.
      Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.
      Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
      Западная Сибирь.
      Восточная Сибирь.
      Дальний Восток.
      Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.
      Обобщающий урок по лесной зоне.

Степи

      Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.
      Растительный мир степей.
      Животные степей.
      Хозяйство. Население и его основные занятия.
      Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.
      Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни

      Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.
      Климат. Реки. Охрана природы.
      Растительный мир и его охрана.
      Животный мир. Охрана животных.
      Хозяйство. Основные занятия населения.
      Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики

      Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы.
      Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах

      Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.
      Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.
      Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.
      Хозяйство, города, экологические проблемы Урала(Екатеринбург, Челябинск и др.).
      Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн.
      Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.
      Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы.
      Обобщающий урок по географии России.

Межпредметные связи

      Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском хозяйстве, охрана вод, разнообразие растительного и животного мира, охрана растений и животных.
      Города нашей Родины («Природоведение», 5 класс).
      Работа с глиной, пластилином, природным материалом при изготовлении несложных макетов по природным зонам (ручной труд).
      Свойства древесины — лесная зона (столярное дело).
      Свойства металлов — полезные ископаемые (слесарное дело).      Различение цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

      Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.
      Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.
      Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).
      Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.
      Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Практическая работа

По плану

фактич

1 ЧЕТВЕРТЬ

Особенности природы и хозяйства России  (11 часов)

 1

3.09

  Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

   

2

4.09

Европейская и азиатская части России.

3

10.09

Административное деление России.

4

11.09

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

5

17.09

Полезные ископаемые и их основные месторождения. Пути рационального использования.

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

6

18.09

Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России

7

24.09

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.

8

25.09

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

9

1.10

Промышленность – основа хозяйства, её отрасли.

10

2.10

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

11

8.10

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Природные зоны России. (55 часов)

12

9.10

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей.

Работа с физической картой и картой природных зон России.

13

15.10

Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь 5 часов

14

16.10

Положение на карте. Моря и острова.

15

22.10

Климат. Особенности природы.

16

23.10

Растительный и животный мир. Охрана природы.

17

29.10

Население и его основные занятия.

18

30.10

Северный морской путь.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

2 ЧЕТВЕРТЬ

Зона тундры (8 часов)

19

12.11

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

20

13.11

. Климат. Водоемы тундры.

21

19.11

Особенности природы. Растительный мир.

22

20.11

Животные тундры.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

23

26.11

Хозяйство. Население и его основные занятия.

24

27.11

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

25

3.12

Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь.

26

4.12

 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (17 часов)

27

10.12

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы.

28

11.12

 

Климат. Особенности природы.

29

17.12

Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов.

30

18.12

Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса.

31

24.12

Смешанные леса.

32

25.12

Лиственные леса.

3 ЧЕТВЕРТЬ

33

14.01

Животный мир лесной зоны.

34

15.01

Пушные звери.

35

21.01

Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота.

36

22.01

  Центральная  Россия. Промышленность и сельское хозяйство.  

37

28.01

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

38

39.01

 Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

39

4.02

Западная Сибирь.

40

5.02

Восточная Сибирь.

41

11.02

Дальний Восток.

42

12.02

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

43

18.02

Обобщающий урок по лесной зоне.

Степи ( 7 часов)

44

19.02

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения.

45

25.02

Растения зоны степей.

46

26.02

Животный мир степей.

47

4.03

Хозяйство. Население и его основные занятия.

48

5.03

Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.

49

11.03

.Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др.

50

12.03

. Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни (6 часов)

51

18.03

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые.

52

19.03

Климат. Реки. Охрана природы.

IVчетверть

53

1.04

Растительный мир и его охрана.

54

2.04

Животный мир. Охрана животных.

55

8.04

Хозяйство. Основные занятия населения.

56

9.04

Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики ( 5 часа)

57

15.04

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков.

58

16.04

Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

59

22.04

Положение на карте. Охрана природы.

60

23.04

Растительный и животный мир влажных субтропиков.

61

29.04

Курортное хозяйство. Население и его занятия.

Высотная поясность в горах (8 часов)

62

30.04

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

63

6.05

Особенности   природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

64

7.05

Хозяйство,  экологические проблемы Урала.  

65

13.05

Города Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.)

66

14.05

Алтайские горы.

67

20.05

Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

68

21.05

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города.

69

27.05

Охрана природы.

 70

28.05

Обобщающий урок по географии России.

ИТОГО 70 часов

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

7 класс

№ п\п

Практическая работа

1

Изготовление из картона условных знаков полезных ископаемых для работы с магнитной картой (природных зон России).

2

Работа с физической картой и картой природных зон России.

3

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий.

4

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

5

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

  Требования   к уровню подготовки  учащихся

      Учащиеся должны знать:
      • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;
      • пояса освещенности, в которых расположена наша страна;
      • природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;
      • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
      • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
      • хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне;
      • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
      • правила поведения в природе;
      • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
      Учащиеся должны
уметь:
      • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
      • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
      • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
      • выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей учащихся);
      • делать несложные макеты изучаемых природных зон;
      • принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.

Критерии и нормы оценок.

«5» - по наводящим вопросам, но правильно, если наводящих вопросов мало;

«4» - когда ученик отвечает в основном, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;

«3» - допускает грубые ошибки;

«2» - грубые ошибки не исправляет с помощью учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лифанова Т.М. География 7 класс, М. Просвещение, 2008г.

Лифанова Т.М Рабочая тетрадь по   курсу   географии России, М.,  Просвещение, 2008г

Атлас по географии  

Контурные карты  

Пояснительная записка

Программа по географии в 8-9  классах для умственно-отсталых  разработана на основе государственной программы по географии, допущенной Министерством образования РФ, разработанной Т.М.Лифановой, обязательного минимума содержания специального коррекционного образования по географии.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учащиеся   знакомятся   не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В четвертой четверти 8 класса дается общий обзор природных условий материка, на котором мы живем.

Такое расположение материала позволило больше времени (три четверти 9 класса) выделить на изучение стран Евразии. Деидеологизирована тематика этого раздела: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Названия государств даются в скобках.  

Бывшие союзные республики изучаются во второй четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает  возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на доступном материале проанализировать последствия, повлиявшие на  углубление экономического кризиса и на усугубление национальных проблем.  

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.

Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, государственный строй, символика, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности) уточняется и конкретизируется  в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «Материки и океаны» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии.  

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится четвертая четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель.  

Тематический план

8класс.

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Океаны

5

3

Африка

11

4

Австралия

8

5

Антарктида

6

6

Северная Америка

9

7

Южная Америка

10

8

Евразия  

14

9

Обобщающее повторение

5

                                                       ИТОГО

70

 

Содержание учебного материала

8 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

(70ч в год, 2 ч в неделю)

Введение

      Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан

      Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
      Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
      Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
      Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Межпредметные связи

      Сравнение размеров океанов (математика).

Практические работы

      Обозначение океанов на контурной карте полушарий.
      Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Африка

      Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова.
      Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки.
      Растительность и животные тропических лесов.
      Растительность и животные саванн и пустынь Африки.
      Население Африки.
      Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания, Др Конго, Нигерия, ЮАР — по выбору учителя).

Практические работы

      Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.
      Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Австралия

      Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата.
      Растительность и животные Австралии. Охрана природы.
      Население Австралии (коренное и пришлое).
      Города: Канберра, Сидней и Мельбурн.
      Океания.
      Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

Практические работы

      Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.
      Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида

      Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
      Особенности природы Антарктиды.
      Современные исследования Антарктиды.

Практические работы

      Обозначение на контурной карте изучаемого материка.
      Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида».

Северная Америка

      Открытие Америки. Географическое положение.
      Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. Население и государства.
      США. Географическое положение. Столица. Население.
      Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.

Практические работы

      Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

Южная Америка

      Географическое положение Южной Америки.
      Рельеф. Климат. Реки Южной Америки.
      Природа Южной Америки.
      Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу или другие — по выбору учителя, их столицы.

Практические работы

      Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.
      Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия

      Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией.
      Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.
      Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии.
      Реки и озера Евразии.
      Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.
      Население Евразии.

 КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Практическая работа

По плану

фактич

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение (2 часа)

1

3.09

Что изучает география материков и океанов.

   

2

4.09

Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Океаны (5 часов)

3

10.09

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

4

11.09

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

5

17.09

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

6

28.09

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. 

Практическая работа: «Составление схемы хозяйственного использования океанов»

7

24.09

Современное изучение Мирового океана.

Практическая работа: «Обозначение океанов на контурной карте полушарий»

Африка (11 часов)

8

25.09

Географическое положение, очертания берегов,  острова и полуострова.

Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

9

1.10

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

10

2.10

Растения тропических лесов.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

11

8.10

Животные тропических лесов.

12

9.10

Растительный мир саванн.

13

15.10

Животный мир саванн.

14

17.10

Растительный и животный мир пустынь.

15

22.10

Население. Жизнь и быт народов.

16

23.10

Египет.

17

29.10

Эфиопия. ЮАР.

18

30.10

Обобщающий урок.

2 ЧЕТВЕРТЬ

Австралия ( 8 часов)

19

12.11

Географическое положение, очертания берегов, острова.

Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея и Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.

20

13.11

Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера.

21

19.11

Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

22

20.11

Растительный мир.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

23

26.11

Животный мир. Охрана природы.

24

27.11

Население (коренное и пришлое).

25

3.12

Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.

26

4.12

Обобщающий урок.

Антарктида (6 часов)

27

10.12

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

28

11.12

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

29

17.12

Особенности природы, ее поверхность и климат.

30

18.12

Растительный и животный мир. Охрана природы.

31

24.12

Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

32

25.12

Обобщающий урок.

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида»

III четверть

Америка (20 часов)

33

14.01

Открытие Америки.

Северная Америка (9 часов)

34

15.01

Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова.

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер.

35

21.01

Природные условия, рельеф, климат.

36

22.01

Реки и озера.

37

28.01

Растительный и животный мир.

38

29.01

Население и государства.

Нанесение изученных государств и их столиц.

39

4.02

США.

40

5.02

США.

41

11.02

. Канада.

42

12.02

Мексика. Куба.

Южная Америка (10 часов)

43

18.02

Географическое положение, очертания берегов.

Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив.

44

19.02

Природные условия, рельеф, климат.

45

25.02

Реки и озера.

46

26.02

Растительный мир тропических лесов.

Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

47

4.03

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов.

48

5.03

Животный мир.

49

11.03

Животный мир.

50

12.03

Население (коренное и пришлое).

51

18.03

.  Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя), их столицы.

52

19.03

Обобщающий урок Часть света — Америка.

IVчетверть

Евразия (14 часов)

53

1.04

.  Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.

Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

54

2.04

Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.

Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-, Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сыр-дарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызыл-кум).

55

8.04

Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.

56

9.04

Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.

57

15.04

Типы климата Евразии.

58

16.04

Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы.

59

22.04

Реки и озера Азии. Их использование.

60

23.04

Экологические проблемы.

61

29.04

Растительный   мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.

Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.

62

30.04

  Животный  мир Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.

63

6.05

Население Евразии. Различия по плотности населения.

64

7.05

Народы Евразии.

65

13.05

Культура и быт народов Европы и Азии.

66

14.05

Религии народов мира.

67

20.05

Занятия людей разных частей Евразии.

68

21.05

Повторение по теме «Евразия»

69

27.05

Повторение по теме «География мира»

70

28.05

Итоговый по теме «География материков»

ИТОГО 70 часов

Перечень практических работ

8 класс

№ п\п

Практическая работа

1

Практическая работа: «Составление схемы хозяйственного использования океанов»

2

Практическая работа: «Обозначение океанов на контурной карте полушарий»

3

Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

4

5

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

6

Обозначение на контурной карте островов Новая Гвинея и Тасмания, реки Муррей, городов Канберра, Сидней и Мельбурн.

7

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

8

Обозначение на контурной карте изучаемого материка.

9

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида»

10

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер.

11

Нанесение изученных государств и их столиц.

12

Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал, Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив.

13

Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

14

Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

15

Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-, Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сыр-дарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызыл-кум).

17

Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира.

  Требования  к уровню знаний  учащихся

      Учащиеся должны знать:
      • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;
      • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
      Учащиеся должны
уметь:
      • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

Критерии  и нормы оценки.

«5» - по наводящим вопросам, но правильно, если наводящих вопросов мало;

«4» - когда ученик отвечает в основном, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;

«3» - допускает грубые ошибки;

«2» - грубые ошибки не исправляет с помощью учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лифанова Т.М. География 8 класс, М. Просвещение, 2008г.

Лифанова Т.М Рабочая тетрадь по   курсу   географии материков и океанов, М.,  Просвещение, 2008г

Атлас по географии  

Контурные карты  

9 класс.

Тематический план

№ п\п

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Западная Европа

6

3

Южная Европа

4

4

Северная Европа

4

5

Восточная Европа

9

6

Центральная Азия

5

7

Юго – Западная Азия  

7

8

Южная Азия  

2

9

Восточная Азия

6

10

Юго – Восточная Азия

2

11

Россия

6

12

Свой край

14

13

Обобщающее повторение

2

                                                       ИТОГО

68

 

Содержание программы

9 класс

Государства Евразии

(68 часов 2ч\н)

Евразия

      Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией.
      Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова.
      Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии.
      Реки и озера Евразии.
      Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы.
      Население Евразии.

      Европейские государства: Великобритания, Франция.
      Германия.
      Испания. Италия.
      Республика Сербия и Черногория. Албания. Греция.
      Польша. Чехия. Словакия.
      Венгрия. Румыния. Болгария.
      Норвегия. Швеция. Финляндия.
      Государства Азии: Турция. Иран. Ирак. Афганистан.
      Монголия. Китай.
      Индия.
      Северная и Южная Корея. Вьетнам. Лаос.
      Другие государства Юго-Восточной Азии (по выбору).
      Япония.

Государства ближнего зарубежья

Государства Балтии

     Эстония. Географическое положение. Природные условия. Хозяйство. Население. Столица. Крупные города.
      Латвия. Географическое положение. Природные условия. Хозяйство. Население. Столица. Крупные города и курорты.
      Литва. Географическое положение. Природные условия. Хозяйство. Население. Столица. Крупные города.

Белоруссия

      Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Крупные города.

Украина

      Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Крупные города.

Молдавия

      Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.

Закавказье

      Грузия. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.
      Азербайджан. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.
      Армения. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.

Казахстан

      Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы.
      Хозяйство Казахстана.
      Население. Столица. Города.

Средняя Азия

      Узбекистан. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.
      Туркмения. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.
      Таджикистан. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.
      Киргизия. Географическое положение. Особенности природных условий. Ресурсы. Хозяйство. Население. Столица. Города.

Межпредметные связи

      Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).
      Распад СССР, бывшие союзные республики — государства ближнего зарубежья. Охрана природы — всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические работы

      Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.
      Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
      Запись в тетради названий растений и животных.

 

НАШ КРАЙ

      Положение на карте. Границы области, края.
      Поверхность.
      Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
      Полезные ископаемые нашего края.
      Почвы нашей местности.
      
Экскурсия к местам добычи полезных ископаемых.
      Реки нашей местности.
      Пруды, озера, каналы.
      Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
      Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
      
 

      Животный мир нашей местности (хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
      
Экскурсия для расширения представлений о животном мире (наблюдения за сельскохозяйственными животными, зимующими птицами, животными на звероферме и т. п.).
      Население нашего края (области). Его состав.
      Общая характеристика хозяйства.
      Промышленность нашей местности. Тяжелая и легкая промышленность.
      Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.
      Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).

      Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
      Перспективы развития хозяйства области. Большие и малые города нашей области.
      Из истории нашего края. История возникновения. Первые поселенцы. Откуда произошло название. Основные этапы развития.      
Экскурсия к культурным и историческим памятникам.
      Известные люди нашего края (ученые, писатели, поэты, художники, архитекторы, композиторы, артисты, режиссеры).
      Театры, кинотеатры, клубы.
      Музеи.
      Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
      Наш город (поселок, деревня).
      Обобщающий урок «Моя малая родина» («Моя земля»).
      Контрольная работа.

Межпредметные связи

      Сезонные изменения в природе (природоведение).
      История нашего края (история).
      Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы (естествознание).
      Фольклор (музыка).
      Сфера быта, национальные блюда (домоводство, история).
      Архитектурные памятники (изобразительная деятельность).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Практическая работа

По плану

фактич

1 ЧЕТВЕРТЬ

Введение (1 час)

1

4.09

 Политическая карта Евразии. Государства Евразии.

 Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

Западная Европа  (6 ч)

2

7.09

Великобритания.

3

11.09

Великобритания.

4

14.09

Франция.

5

18.09

Франция.

6

21.09

Германия.

7

25.09

Австрия. Швейцария.

Южная Европа (4 ч)

8

28.09

Испания. Португалия.

9

2.10

Италия.

10

5.10

Италия.

11

9.10

Греция.

Северная Европа (3 ч)

12

12.10

Норвегия.

13

16.10

Швеция.

14

19.10

Финляндия.

15

23.10

Польша. Чехия. Словакия.

Восточная Европа (4 ч)

16

26.10

Венгрия.

17

30.10

Румыния.

18

2.11

Югославия.

II четверть

19

13.11

Эстония (Эстонская Республика).

20

16.11

Латвия (Латвийская Республика).

21

20.11

Литва (Литовская Республика).

22

23.11

Белоруссия (Республика Беларусь).

23

27.11

Украина.

24

30.11

Молдавия (Республика Молдова).

Центральная Азия (5 часов)

25

4.12

Казахстан (Республика Казахстан).

26

7.12

Узбекистан (Республика Узбекистан).

27

11.12

Туркмения (Туркменистан).

28

15.12

Киргизия (Кыргызстан).

29

18.12

Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия (7 часов)

30

21.12

Грузия (Республика Грузия).

31

25.11

Азербайджан (Азербайджанская Республика).

32

28.12

Армения (Республика Армения).

III четверть

33

15.01

Турция (Республика Турция).

34

18.01

Ирак (Республика Ирак).

35

22.01

Иран (Исламская Республика Иран).

36

25.01

Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия (2 часа)

37

29.01

Индия (Республика Индия).

38

1.02

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия (6 часов)

39

5.02

Китай (Китайская Народная Республика).

40

8.02

Китай (Китайская Народная Республика).

41

12.02

Монголия (Монгольская Народная Республика).

42

15.02

Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

43

19.02

Япония.

44

22.02

Япония.

Юго-Восточная Азия (2 часа)

45

26.02

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд)

46

1.03

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Королевство Таиланд)

Россия (6 часов)

47

5.03

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство

Евразии.

48

12.03

Сухопутные и морские границы России (повторение).

49

15.03

Административное деление России (повторение).

50

19.03

Столица, крупные города России.

51

22.03

Обобщающий урок.

Составление альбома «По странам и континентам»

4 ЧЕТВЕРТЬ

Свой край (14 часов)

52

2.04

История возникновения нашего края.

53

5.04

Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.

Обозначить на контурной карте России свой  район.

54

9.04

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

55

12.04

Полезные ископаемые и почвы нашей местности.

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.

56

16.04

Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.

57

19.04

Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.

К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.

58

23.04

Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами.

59

26.04

Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.

60

30.04

Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

61

3.05

Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.

Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

62

7.05

Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).

63

10.05

Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).

64 - 65

14.05

16.05

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

66

18.05

Наш город (поселок, деревня).

67

21.05

Обобщающий урок «Моя малая Родина».

 68

23.05

Обобщающее повторение за курс 9 класса

ИТОГО 68 часов

Перечень практических работ.

9 класс

№ п\п

Практическая работа

1

 Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

2

Составление альбома «По странам и континентам»

3

Обозначить на контурной карте России свой  район.

4

На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.

5

Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.

6

К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.

7

Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.

8

Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.

  требования к уровню подготовки  учащихся

      Учащиеся должны знать:

      • государства, их положение на материке, основное население и столицы;
      • особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств;
              • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе.

 Учащиеся должны уметь:     

 • находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту;

      • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
      • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
      • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
      • правильно вести себя в природе.

Критерии и нормы оценок.

«5» - по наводящим вопросам, но правильно, если наводящих вопросов мало;

«4» - когда ученик отвечает в основном, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;

«3» - допускает грубые ошибки;

«2» - грубые ошибки не исправляет с помощью учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лифанова Т.М. География 9 класс, М. Просвещение, 2008г.

Атлас по географии  

Контурные карты  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу «Физика», 9 коррекционный класс VII вида, индивидуальное обучение

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на учащихся 9 коррекционных классов VII вида, находящихся на индив...

Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

      География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....