Главные вкладки

    Урок географии 5 класс по теме «Мировой океан и его части»
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Рубцова Ольга Николаевна

    Урок разработан в соответствии с современными требованиями в рамках реализации ФГОС. Дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ. Элементы исследования   повышают мотивацию к изучению предмета, парная и групповая работа развивают коммуникативные УУД,  смена видов деятельности позволяет  развивать метапредметные УУД.

    Разработка содержит всё необходимое для проведения урока географии в 5 классе (по ФГОС) по теме "Мировой океан-главная часть гидросферы":

    - конспект урока;

    - приложение в виде карты, инструктивных карточек,   и т.д.

    Данный урок соответствует  УМК  «Инновационная школа»,  издательства «Русское слово», автор Домогацких Е.М.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rubtsova_o.n._urok.docx329.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока к § 19

    Предмет

    География

    Класс

    5 класс

    УМК

     Е.М. Домогацких (М.:ООО «Русское слово – учебник », 2012.

    Тип урока

    Урок открытия новых знаний

    Тема урока

    «Мировой океан и его части»

    Цель урока

    Организовать совместную работу по формированию представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

    Задачи урока

    (планируемые результаты)

    Предметные результаты:

    - дают определения: Мировой океан, моря, заливы, проливы.

    - наносят части Мирового океана на контурные карты.

    -сравнивают особенности океанов

    - показывают на карте составные части Мирового океана

    Метапредметные результаты:

    (Регулятивные УУД)

    - формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности;

    - формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

    (Познавательные УУД)

    - способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификации, делать необходимые выводы;

    - развивать умения и навыки работы с источниками учебной и научной информации, выделять главное и характерное по данной теме.

    (Коммуникативные УУД)

    - формировать умение грамотного построения речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами в устной и письменной формах;

    - развивать умение чётко и связно выражать свои мысли;

    - формировать умение работать в парах, распределять функции в условиях совместной деятельности;

    - формировать умения слушать и слышать собеседника.

    Личностные результаты:

    - развивать навыки сотрудничества;

    - формировать способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни;

    - развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. 

    Методы обучения

    диалогический

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся

    фронтальная, индивидуальная, групповая, парная (практическая работа, работа с картами атласа), самостоятельная (практическая) работа с самопроверкой.

    Средства обучения

    Комплекс УМК, ИКТ

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Развиваемые УУД

    1 этап.

    Этап мотивации к учебной деятельности

    1-2 мин

    1.Приветствие.

    Включение в деловой ритм.

     «С добрым утром. Начат день.

      Первым делом гоним лень.

      На уроке не зевать,

      А работать и искать».

    2. Предлагает учащимся видеофрагмент  как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

       Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся.

    3.Формулирует вместе с детьми тему урока «Мировой океан». Записывает на доске

    Приветствие.

    Подготовка учащихся к работе.

    Смотрят  видеофрагмент.  Комментируют,  выдвигают свои предположения по теме урока, обосновывают их.

    Положительный настрой на работу, включение в учебную деятельность

    Познавательные:

    - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

    2 этап.

    Актуализация опорных знаний

    5-6 мин

    1. Заполнение 1 столбца  таблицы:

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    1. Заполнение 2 столбца  таблицы.

    1. Формулировка  цели урока.  (Сформировать представление о Мировом океане как о главной части гидросферы и его частях)

    1. Предлагаю отправиться в путешествие   по Мировому океану.  

    1. Выполняют задания
    2. Озвучивают ответы

    1. Формулируют свою цель

    Регулятивные:

    - осознание степени освоения материала, самооценка

    Коммуникативные:

    уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

    - публично защищать свою позицию

    3 этап

    Стадия вызова

    1-2 минуты

    Звучит аудиозапись  «Шум моря» и зачитываются высказывания:

    - французский путешественник Жак Пикар говорил: «Это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок».

    Слушают аудиозапись

    Слушают учителя

    Высказывают предположения

    Познавательные:

    - анализ информации

    Регулятивные:

    - умение определять цель учебной деятельности

    Коммуникативные:

    - умение выражать свои мысли

    4 этап

    Стадия осмысления (открытие нового знания) -  15-20 мин

    Физминутка

    Посмотрите на карту: Чего больше на нашей планете – воды или суши?

    Работа с текстом учебника: стр.98,

    – какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? 

    - Тогда почему наша планета называется Земля, а не планета Океан? Выскажите свою точку зрения.

    - Найдите определение Мирового океана.

    Запишите его в тетрадь.

    - Какие океаны вы знаете?

    Покажите их на карте.

    Работа  в группах по карточкам (приложение 1)

    Части Мирового океана

    Работа с учебником    (текст на стр.100) и картами атласа:

    1 группа «Тихий океан».

    2 группа «Атлантический океан»,

    3 группа «Индийский океан»

    4 группа «Северный Ледовитый океан»

    Задания на карточках.

    Название океана

     

    Площадь

    С какими океанами связан

    Какие материки омывает

    Средняя глубина

    Выступление от  групп.

    Чем отличаются друг от друга океаны?

    - Какие ещё части можно выделить в мировом океане?

    Это вы узнаете отгадав загадки бывалого капитана.

    Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь о берег бьется,
    Из него вода не пьется,

    Потому что не вкусна –
    И горька, и солона. (Море)

    - Найдите в учебнике на стр.101 определение моря. Запишите в тетрадь.

    Работа с картой.

    Найдите моря на карте.

    Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море, Красное море.

     

    А над морем чайки кружат,
    Полетим за ними дружно.
    Брызги пены, шум прибоя,
    А над морем - мы с тобою!

    (машут руками)

    Мы теперь плывем по морю
    И резвимся на просторе.
    Веселее загребай
    И дельфинов догоняй.

    (плавательные движения руками)

    Поглядите: чайки важно
    Ходят по морскому пляжу.

    (ходьба на месте)

    Сядьте дети на песок,

    Продолжаем наш урок.                                                                                                         

    Ребята, послушайте отрывки из стихотворений.

    1. Тяжелой гладью зеркала сияет

    В лучах восхода сонный океан.

    И в дымке призрачной залив играет -

    Рисует смело утренний туман.

    1. Вода шумит, и корчится пролив,

    Кривой  ухмылкой землю разрезая:

    Внутри  себя он более чем жив,

    Не  зная своего конца и края…

    - Какие новые термины вы сейчас услышали?

    - Найдите определения этих терминов в учебнике.

    Работа с учебником – стр.101

    Запишите в тетрадь.

    Отвечают на вопросы

    Работают с текстом учебника – стр.98  

    Записывают в тетрадь:

    Мировой океан – это совокупность всех океанов.

    Отвечают на вопрос.

    Показывают на карте океаны.

    Работают по группам над изучением информации:

    1 группа «Тихий океан».

    2 группа «Атлантический океан»,

    3 группа «Индийский океан»

    4 группа «Северный Ледовитый океан»

    Каждая группа заполняет инструктивную карточку в виде таблицы

    Отчёт группы по итогам практической работы

     

    Отвечают на вопрос

    Отгадывают загадки.

    Работают с текстом.

    Записывают определение в тетрадь.

    Выполняют упражнения.

    Слушают учителя, анализируют информацию

    Анализируют отрывки, отвечают на вопрос

    Работают с учебником и атласом, записывают определения   в тетради

    Познавательные

    - смысловое чтение

    - анализ и синтез информации

    - установление причинно-следственных связей

    Регулятивные

    - умение следовать инструкциям

    - умение работать с различными источниками информации

    Коммуникативные

    - умение работать в группе

    - умение высказывать свою точку зрения

    5 этап

    Первичное закрепление

    5 мин

    Работа с контурной картой. (Приложение 2)

    Задание на карте.

    Установите, какие объекты зашифрованы на карте цифрами.

    Выполняют задание

    Осуществляют взаимопроверку

    Регулятивные

    - умение оценивать результаты своей работы

    Личностные: формирование мотивации

    6 этап

    Рефлексия.Итог

    4-5 мин

    Заполнение 3 столбца таблицы

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Обсуждение с учащимися изученного материала, подведение итога урока, оценки

    Заполняют 3 столбец

    Обсуждают с учителем изученный материал. Делают выводы

    Познавательные

    обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сопос-тавление, обоб-щение, классифи-кации, делать необ-ходимые выводы;

    Личностные

    - осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить Регулятивные

    - умение оценивать результаты своей работы

    7 этап

    Домашнее задание

    2-3 мин

    Задаёт домашнее задание:

    Выучить  материал параграфа 19 (для всех), разноуровневые задания  стр. 102

    Задание стр.  52 в рабочей тетради  (тематический и картографический практикум)

    Дополнительное (по желанию):

    -Совершите кругосветное путешествие (круиз) через заданные точки и определите по карте географические объекты (острова, полуострова, заливы, проливы, моря), через которые пройдёт маршрут.  

    Записывают д/з

     

    Познавательные

    - выбор эффективных способов подготовки д/з

    http://geolab914.3dn.ru/_ph/2/185341541.jpg


    Приложение 1.

    Карточки для работы в группах.

    Группа 1.                                                                    Группа 2.                                                              

    Название океана

     

         Площадь

    С какими океанами связан

    Какие материки омывает

    Средняя глубина

    Название океана

     

      Площадь

    С какими океанами связан

    Какие материки омывает

    Средняя глубина

    Группа 3                                                                                     Группа 4.

    Название океана

     

         Площадь

    С какими океанами связан

    Какие материки омывает

    Средняя глубина

    Название океана

     

         Площадь

    С какими океанами связан

    Какие материки омывает

    Средняя глубина



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок в 6 классе по теме Мировой Океан и его части.

    Учащиеся самостоятельно обобщают изученный материал, работают с атласами, заполняют таблицы.   Материал к уроку вызывает интерес к изучению географии....

    Урок по географии на тему" Мировой океан и его части", 6 класс

    Урок обобщения  и систематизирования знаний о составных частях Мирового океана; суше в океане; о Мировом круговороте воды....

    Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

    Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....

    Урок Географии в 6 классе по теме Мировой океан и его части

    Урок Географии в 6 классе по теме Мировой океан и его части...

    Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Мировой океан и его части"

    Данный материал составлен по УМК Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. Целью урока является помочь учащимся раскрыть идею единства и целостности Мирового океана, усвоить знания о его крупных частях и уме...

    Конспект урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"

    Тип урока: комбинированный урок.Технология урока: активных методов обучения,  групповой работы, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.Цель урока: организовать совместную работу по ф...

    Конспект урока по географии в 5 классе на тему "Мировой океан и его части"

    Данный урок проводился в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о мировом океане как непрерывном водном пространстве, изучить свойства вод океана. Главной...