статья "Возвышенная миссия твоя"
статья по географии (10 класс) на тему

Сюрина Галина Анатольевна

Краеведческая статья о пребывании Е.Н.Клетновой за границей, куда она эмигрировала в 1924 году из Смоленска. Указано направление ее научной деятельности при проживании в Чехословакии, Франции, Прикарпатской Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtoreferat_vozvyshennaya_missiya_tvoya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Автореферат выступления

на  научно – практической конференции

 «ШКОЛА – НАУКА – ВУЗ»

 по исследовательской работе

 «Возвышенная миссия  твоя»

Пока человек жив, его жизнь – пьеса с открытым финалом.

Смерть ставит точку, превращая человека в образ, символ, знак.

             У кого-то личная судьба – это утлое суденышко, готовое кануть в лету под напором волн времени, а у другого – океанский лайнер, масштаб и значение которого видны только после завершения эпохи, которую он выражал.

            Екатерина Николаевна Клетнова – это океанский лайнер, корабль

для вечности, для вечной памяти всех последующих поколений вязьмичей и смолян в целом.

           Время, как море, убрало все наносное, связанное с ее именем, и оставило самое ценное, самое актуальное  и важное.          

          В своей работе я представляю собранный мною материал   о жизни Екатерины Николаевны за границей, когда, отторгнутая  от Родины в числе сотен тысяч таких же, как она,  интеллигентных людей, не согласившихся с новым строем в стране, она вне Родины  боролась за свое место в науке, литературе и просто за выживание.

         Как известно, в июле 1924 года Екатерина Николаевна уехала в научную командировку в Чехословакию. В ее стремлении уехать за границу,  было неоспоримое желание продолжить свою научную деятельность, быть в гуще новых археологических изысканий, новых исследований.

        О выезде за рубеж  она начала думать задолго до дня выезда, но все  не было подходящего случая, а когда он случился, оказалось, что с выездом она опоздала. Поэтому все годы эмиграции оказались для нее  сплошным невезением.

      Покидая Россию, Екатерина Николаевна выбрала Прагу. И это не было случайностью. Прежде всего, ее привлекало то обстоятельство, что с 1921 года в Чехословакии осуществлялась «Русская акция» президента Томаша Масарика, направленная на поддержание русских беженцев деньгами и жильем, что было немаловажно.

       Но  были и другие обстоятельства. 

В архивах Санкт – Петербургского государственного университета имеются данные о видном русском историке древнерусского и византийского искусства, археологе Кондакове Никодиме Павловиче.    Вот такая запись приводится на сайте:

Вторая жена Екатерина Николаевна Клетнова (1869—1938), археолог, геолог, этнограф, автор стихов и пьес (псевд. Борисова, Смоленская, Полуботок).

        Так что, по всей видимости, Екатерина Николаевна поехала в Прагу к мужу, который работал в Карловом университете и в  Русском Археологическом институте, преподавал историю и археологию, и который вызвал ее туда для дальнейшей преподавательской деятельности.

      Кроме того, в этом же университете работал Любор Нидерле, чешский ученый славянист, с которым Екатерина Николаевна была хорошо знакома и питала надежду работать вместе с ним в университете.

      Но случилось так, что  к  1924 году в Праге, куда она прибыла, уже сформировались свои  научные и педагогические сословия, состоящие из профессуры столичных городов. Те, кто мог ее поддержать непосредственно, муж и Любор Нидерле, не смогли этого сделать. Муж умирает в феврале 1925 года, а Любор Нидерле уезжает из Праги.

      Таким образом, за все годы эмиграции Екатерина Николаевна так и не смогла устроиться на постоянную работу и иметь стабильный заработок. В первое время она получала 800 чешских крон по «Русской акции» и около 300 крон ей пересылалось из России за прежние заслуги по переводам от Русского общества драматических писателей и оперных композиторов, членство в котором она не прекращала. А затем, когда «Русская акция» перестала существовать и тонкий ручеек помощи из России «пересох», она стала существовать только на случайные заработки от редко читаемых лекций, да от своих рукоделий – вышивок и шитья, которыми она владела довольно хорошо.

       Но в силу своей врожденной активности и любознательности, трудолюбию и преданности науке, несмотря на зрелые годы и слабое здоровье, Екатерина Николаевна стремилась быть полезной, стараясь внести свой посильный вклад в археологию, в передачу знаний иностранным ученым о Смоленщине, о нашей вяземской земле.

      Годы эмиграции Екатерины Николаевны можно разделить на четыре периода:

Первый период: пребывание в Праге с июля 1924 года по июль 1927 года.

Второй период: проживание в Париже с августа 1927 года по май 1928года.

Третий период: возвращение в Прагу и проживание в ней с июня 1928 года по апрель 1936 года.

Четвертый период:  жизнь на Подкарпатской Руси в городе Ужгороде с мая 1936 года по 29 мая 1938 года.

        Во время эмиграции она продолжает вести активную работу во всех русских обществах, существовавших на тот период за границей, участвовать в работе библиотек, в обществе «Русский очаг», созданных Софьей Владимировной Паниной, читать лекции в Русском Народном Университете, ректором которого был лично ей знакомый профессор Михаил Михайлович Новиков, участвовать в создании Русского Культурно-Исторического музея под руководством Валентина Федоровича Булгакова, с которым она вела переписку до самой смерти и которому оставила завещание на передачу всех своих научных трудов этому музею с дальнейшей пересылкой их на Родину. О ее деятельности и ее работах за период эмиграции я подробно написала в своей работе. А вот на этих слайдах идет перечисление основных ее трудов.

      Хотелось бы еще сказать о том, что Екатерина Николаевна очень любила свою Родину. Все 14 лет пребывания за границей она не прерывала связь с русскими учеными, высшими учебными заведениями Советского Союза. Все, кто ее знал, отмечали в первую очередь ее преданность науке и русской культуре. Культуре той Родины, которую ей пришлось покинуть навсегда, но которой она была преданна до конца жизни.

        В  гроб и в могилу  Екатерины Николаевны  положили самое ценное для нее – горсть тех самых ракушек и камешков, с которыми она так не хотела расставаться. Ведь эти вещи были из ее Родины, из ее родной Смоленщины, из Вяземской губернии…

         Десятки лет отделяют нас от  Екатерины Николаевны. Уже нет тех людей, которые лично знали ее. Уже ничего или почти ничего не осталось от ее имения, нет следа могил ее родных, нет следа и от ее могилы.

       Но не исчезла бесследно жизнь самой Екатерины Николаевны. Она продолжается в нас, в наших делах, которыми мы подтверждаем ее главную идею – любить и изучать свой край.

      Ее личность, ее любовь к родной земле, ее идеи и ее деятельность остались для нас как  пример того, как нам надо жить и работать.

        Зная, как она любила свою родину, нашу вяземскую землю, я посвятила ей фильм о ее малой родине, в котором фотографии Кочетова, полей и лугов, принадлежавших когда-то ее семье,  фотографии того места, где она жила, где она  росла, работала, получала и дарила  знания и любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс. Литературный бой "Твое оружие - твои знания", 8 класс.

Предлагаю урок, который можно провести как внеклассное мероприятие по литературе. Материал, по усмотрению учителя, может использоваться и в других классах....

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Историко-литературная композиция с использованием ИКТ, посвящена Дню Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....

Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)

Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Твое здоровье в твоих руках

Викторины по теме "Здоровье"...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....