«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Историко-литературная композиция с использованием ИКТ, посвящена Дню Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие 2. «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» (историко-литературная композиция с использованием ИТ, посвящена Дню Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

Цели: знакомить учащихся с историко-литературным наследием нашей страны; воспитывать уважение к героическому прошлому нашего народа, к подвигу защитников Отечества.

Оборудование: компьютер, проектор; мультимедиапрезентация; музыкальное оформление.

Ход мероприятия

В зале затемнение, на экране слайд 1 презентации, созданной в программе PowerPoint, с названием композиции. Звучит музыка из произведения К. Глюка «Орфей и Эвридика». На фоне мелодии ученица читает стихотворение.

Ученица.          Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.                

Но в памяти моей такая скрыта мощь,               

Что возвращает образы и множит...        

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память снег летит и пасть не может.        

                                                           Д. Самойлов

        

На сцену выходят участники композиции. На экране демонстрируется слайд 2 - портреты героев войны.        

Ведущий. Прошло более 60 лет со дня Великой Победы СССР над фашистской Германией, но людская память до сих пор хранит имена героев-патриотов, чей подвиг стал хрестоматийным: 3. Космодемьянской, А. Матросова, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, А. Маресьева, В. Талалихина, героев-молодогвардейцев... Но сколько безымянных героев-солдат лежит в земле родной и чужой!


Ученик.        Мы были высоки, русоволосы.        

Вы в книгах прочитаете, как миф,    
О людях, что ушли, недолюбив,        

Не докурив последней папиросы...

                                                               Н. Майоров

     Ученица.          Казалось, было холодно цветам,        

И от росы они слегка поблекли.        
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.        

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

               С. Щипачев

Звучит первый куплет песни «Священная война».

   Ученица.          Ах, война, что ж ты сделала, подлая:  

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли - за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

   Ученик.            Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым!

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги... Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки!

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад!

         Б. Окуджава

  Ученица.          На грозную битву вставайте,

Защитники русской земли!

Прощайте, прощайте, прощайте!

Пожары пылают вдали.

В суровых боях защищайте

Столицу родную свою!

Прощайте, прощайте, прощайте!

Желаем удачи в бою!

                                                                  В. Гусев

Ученик.         Как могут эти дни забыться,

Когда на просеке лесной

Мы пили воду из копытца,

                            Смывая с губ засохший зной.

                            Качалось небо в пятнах алых,

И плакал ветер-голосей.

Мы оставляли на привалах

Зарытых наскоро друзей.

                                       Н. Рыленков

Ученик.           Ракет зеленые огни

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.

Приказ: «Вперед!»

Команда: «Встать!»

Опять товарища бужу я.

А кто-то звал родную мать,

А кто-то вспоминал чужую.

 Прощайте, прощайте, прощайте!

                                             Н. Старшинов

Ученик.          Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

          А. Твардовский        

На экране демонстрируется слайд 3 - кадры времен войны. Звучит «Прелюдия» Рахманинова.

Ведущий.  Фотографии, материалы военной кинохроники, фамилии на обелисках да оставшиеся в живых родные хранят о них память. Всмотритесь в их лица...

Ученица.       Проснемся, уснем ли - война, война.

Ночью ли, днем ли - война, война.

Сжимает нам горло, лишает сна,

Путает имена.

О чем ни подумай - война, война.

 Наш спутник угрюмый - она одна.

Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,

Тем горше с ней.

Восходы, закаты - все ты одна,

Какая тоска ты - война, война!

     М. Петровых

Ученик.         Я читаю письмо,

Что уже пожелтело годами.

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой.

Его в сорок втором

Мой отец написал моей маме

Перед тем, как уйти

В свой последний решительный бой.
                                                                  А. Дементьев

Ученик (в военной форме). Из книги Б. Окуджавы: «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык. Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно. Крик командира - беги, исполняй, падай, ползи... Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывай при этом страха. Гибнут друзья - рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо - три раза».

На первом плане появляются солдаты.

1-й солдат. Здравствуй, мама! Пишу тебе из окопа. Сегодня мы приняли первый бой...  

2-й  солдат. Родная, здравствуй! Вчера у нас был большой  бой, а сегодня затишье. Меня немного ранило, но я в строю, продолжаю бить фрицев…

3-й солдат. Мама, не волнуйся за меня. Мы страшно воюем, и поэтому я скоро вернусь...

         

   Ученица.            Знаю, в сердце у тебя тревога –

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи...

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

        А. Курдюмов  

 Звучит песня «Москвичи» Е. Винокурова, А. Эшпая в исполнении учениц и в сопровождении гитары. На экране демонстрируется слайд 4 -изображение братской могилы, военного обелиска.

       Ученица.     Уснул, мое сокровище, не встанет ото сна.

Не выветрилась кровь еще, земля еще красна.

И новая трава еще над ним не проросла.

И рядом спят товарищи, не встанут ото сна.

И птицы поднебесные, когда на юг летят,

Могилы эти тесные в полете разглядят.

И земляки солдатские, когда в поля пойдут,

Могилы эти братские не вспашут, обойдут.

Ветрами чисто метены, без памятных камней,

Хранит земля отметины погибших сыновей.

И если чудо сбудется в далекие года,

Война людьми забудется, землею - никогда!

                                                                     M. Алигер

Ученик. Победа нашего народа в Великой Отечественной
войне досталась страшной ценой. И пока не похоронен последний солдат этой войны, она для нас не закончится.


На экране демонстрируется слайд 5.


         Ведущий (читает текст слайда).  В дни празднования 25-й годовщины разгрома немцев под Москвой, 3 декабря 1966 г., в Александровском саду у Арсенальной башни Кремля были захоронены останки неизвестного воина, павшего в битве за Москву. Его останки перевезены из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе.        

        Ученик.         Когда, нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!..»,

Но шли и гибли

За нее.

                                                                 Н. Старшинов

     Ученица.     Над землянкой в синей бездне

И покой и тишина.

Орденами всех созвездий

Ночь бойца награждена.

Голоса на левом фланге.

То ли девушка поет,

То ли лермонтовский ангел

Продолжает свой полет.

Вслед за песней выстрел треснет –

Звук оборванной струны.

Это выстрелят по песне

С той, немецкой стороны.

Голосок на левом фланге

Оборвется, смолкнет вдруг...

Будто лермонтовский ангел

Душу выронит из рук...

                                                                  И. Уткин

На экране демонстрируется слайд 6 - памятник героям, павшим в битве за Москву. Звучит песня «У деревни Крюково» в исполнении учеников и в сопровождении гитары.

Ученица.  Битва за Москву продолжалась 203 дня и ночи. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 млн. человек. Общие потери советских войск на подступах к столице составляли 926 тыс. человек. Ценой невероятных усилий враг был остановлен.

На экране демонстрируется слайд 7.

Ведущий (читает текст слайда).  8 мая 1967 г. состоялось открытие мемориала Могилы Неизвестного Солдата. Авторами этого комплекса являются архитекторы Д. Бурдон, В. Климов, Ю. Рабаев, М. Швехман и скульптор Н. Томский. В этот день здесь был зажжен мемориальный Вечный огонь, факел с которым принесли сюда с Марсова поля в Ленинграде А. Маресьев и воины Таманской дивизии.

Ученик.   Стою у Вечного огня с поникшей головой...

Здесь похоронен Он, а я - целехонький, живой.

Мы вместе шли в военкомат. Оттуда - на войну.

Нас принимал один комбат и роту дал одну.

То было, помню, в декабре, в летучий снегопад:

Мы наступали на Угре четвертый день подряд.

Москва глядела, словно мать, с надеждою на нас,

И легче было наступать в этот кромешный час.

Но тут ударил пулемет - завеса из огня, -

Не я, Он бросился вперед, загородив меня,

Рывком, меня опередив всего на полплеча,

Рванул и я что было сил, а пулемет стучал...

Вот так случилось в том бою... Даю себе отчет.

Выходит, пулю не свою Он принял на свой счет.

Коль так назначено судьбой - ты жив, а друга нет,

Теперь держи перед собой и за него ответ.

И верность памяти храня, годами убелен,

Клянись у Вечного огня жить так, как жил бы Он.

На экране демонстрируется слайд 8 - изображение Могилы Неизвестного Солдата и текст.

Ведущий (читает текст слайда). На площадке из серого шлифованного гранита расположена надгробная плита, состоящая из крупных блоков красного полированного гранита. На плите - скульптурная эмблема из бронзы: на знамени лежат солдатская каска и ветвь лавра. Перед надгробной плитой укреплена бронзовая пятиконечная звезда, в центре которой горит Вечный огонь. Направо от Вечного огня славы, вдоль кремлевской стены установлены гранитные блоки с названиями городов-героев. В них находится обагренная кровью советских воинов земля.

Ученица.        Все ближе враг, мир надвое расколот.

Щетинились ежи у всех ворот.

И девочка из 201-й школы,

Как на экзамен, шла на эшафот.

Завывание вьюги. На сцене появляются две девушки со свечами в руках.

Зоя  Космодемьянская.

Замучили, сестреночка, тебя,

Сама я знаю, как бывает больно,

Тяжелый груз взяла ты на себя

Не спорь со смертью, милая, довольно!

И мне ведь мама теплые носки

Носить велела и платок пуховый.

А я босая шла по льду реки,

Босая шла всю ночь, в мороз суровый,

Все мучили, хотели, чтоб сдалась,

Чтоб выдала товарищей на муки.

Слышна очередь автомата.

А я сама, родная, поднялась

На виселицу, не далась им в руки.

  Зоя Рухидзе.

Ах, Зоенька, меня железом жгли,
                                 Меня всю ночь без устали пытали!

Но ничего добиться не смогли

И ничего, ни слова не узнали.

Ведь я всегда училась у тебя,

Тебе во всем я подражать хотела,

Чтобы, Отчизну милую любя,

Не посрамить ее большое дело.

Зоя Космодемьянская.

Да, милая подруженька, с тобой

Хотели мы учиться и трудиться,

Но враг пришел, и видишь, что со мной

И что с тобой, сестра моя, творится!

Звучит произведение Дж. Каччини «Аве Мария».

Зоя  Рухидзе.

.. .Мы уже не увидим друг друга.

Я чувствую твою боль, как свою.

Мама, мне тяжело, но так нужно было,

И я не боюсь, не чувствую страха, ни капельки…

        Ученица.          Она назвала себя Таней,

Не зная, что в гордой красе

Несломленной, бронзовой встанет

Над Минским летящим шоссе.

Не зная, что убран росою,

Ей горн пионерский споет.

 - Куда вам? До Зои? - До Зои.

Кондуктор билет оторвет.

И выполненное заданье,

И крестный в бессмертие путь,

И это святое незнанье –

Вот подвига сила и суть.

Мы выстоим - главное знала,

Но если б сквозь сумрак и свет

Она хоть на миг услыхала

Сквозь сорок, сквозь тысячу лет

Не скрип под фашистской кирзою,

А здесь, у скрещенья дорог,

Хоть это: «Мы выйдем у Зои», -

Московский родной говорок.

                                                  Н. Дмитриев

     Ученик.               Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Он сохранил тебе и мне

И человечеству всему

Покой и счастье мирных дней.

      Ученица.           Помните!

Через века, через года -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

      Ученик.             Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!

      Ученик.              Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

          Ученица.       Люди!

Покуда сердца стучатся -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье -

Пожалуйста, помните!

                                                                    Р. Рождественский

Ведущий.     Просим почтить память погибших минутой молчания.

      На экране демонстрируется слайд 9 - фрагмент Парада Победы, звучит колокол-набат.

        Ученик.           Запомним всех героев поименно,

Кем сломлена фашистская орда!

Вот падают фашистские знамена,

Чтоб больше не подняться никогда!

 Мир кланяется ленинским солдатам,

Их видит легендарная Москва!

Вы слышите?

Шагают в 45-м победные советские войска!

Под Брестом, под Москвой и в Сталинграде

Свой путь они к рейхстагу повели.

И вот на историческом параде

Стоят освободители Земли!

         Ученица.         Нам не речи хвалебные,

Нам не лавры нужны,

Не цветы под ногами,

Нам, пришедшим с войны.

Нет, не это.

Нам надо,

Чтоб ступила нога

На хлебные степи,

На цветные луга.

                                                                  М. Луконин

На экране демонстрируется слайд 1. Звучит музыка.

        Ученица.         Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы-память по утрам поют,

И ветер-память по ночам гудит,

Деревья-память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память-снег летит и пасть не может.

                                                                                             Д. Самойлов

        Ведущий.          Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историко-литературная композиция "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Данная  историко-литературная композиция с использованием ИТ, посвящена Дню Победы над  фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Классный час «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Посвящен памятной дате России — Дню неизвестного солдата.  Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего...

Презентация "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Презентация "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"...

Беседа на тему: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». ( К Дню Памяти Неизвестного солдата).

Символ всех безымянных героев - памятник Неизвестному солдату.Сколько их, неизвестных героев, погибших в атаках на безымянных высотахили до последнего патрона, сражавшихся в безвестных окопах? Нам изв...

Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Неизвестного солдата для 5-11 классов "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"

Цели мероприятия: Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, о памятной дате 3 декабря «День неизвестного солдата».Воспитывать уважение к защитникам Р...

Мероприятие: «Неизвестным солдатам посвящается!» «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Цель: формировать представление о памятной дате «3 декабря - День Неизвестного Солдата».Задачи:• воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и народ, выстоявший и победив...