Программа кружка "Юные туристы"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Программа кружка юные туристы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunye_turisty.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Программа кружка «Юные туристы»

                  МОУ «Ямашурминская средняя общеобразовательная школа

                            Высокогорского муниципального района РТ»

                                 Гиниятуллиной Фидании Вагизовны,

                                             учителя географии

                                   

                                                                   

                                            ЮНЫЕ ТУРИСТЫ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая в этой программе примерная тематика занятий кружка юных туристов имеет в виду прежде всего ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.

Программа занятий рассчитана на учащихся, занимающихся в кружке первый год. В него могут записаться все желающие, начиная с V класса. Желательный состав—учащиеся
одной параллели или смежных. Например 6 и 7 классы, 8 и
9 классы. Участники кружка должны :о получить разрешение
врача на участие в походах. Медицинский осмотр проводится
также перед отправлением в летнее многодневное путешествие.
Желательно также провести медосмотр после возвращения из
путешествия.        ,        -

Руководитель кружка должен иметь опыт участия в туристских походах, путешествиях. На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться:

- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;

фиксировать наблюдения;

Проводить простейшие исследования,

обрабатывать и коллекционировать собранные материалы.

вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

ориентироваться на незнакомой местности при помощи
карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

ставить палатку, разводись костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Целью кружка должна быть и подготовка туристских организаторов  для отрядов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности.

Занятия кружка юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций и бесед.

План занятий необходимо строить так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная- им цель — экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в школьных и районных слетах, туристских соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности и т. д. Одновременно следует добиваться/чтобы учащиеся хорошо понимали, что ведущей целью занятий является предстоящее летнее или зимнее многодневное путешествие.

Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели кружка, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию- на местности можно показать, как взобраться на откос или, преодолеть реку вброд, как развести костер.

Поход на несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневным путешествием, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экспедициях вести содержательные записи для отчета. После похода, на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы делают фотомонтаж, другие обрабатывают дневник, некоторые участники занимаются копированием карт будущего похода или составлением писем в пункты маршрута предполагаемого путешествия. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки учащихся.

Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой, от небольших прогулок— к однодневным походам.

Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения походов, путешествий. Руководитель должен строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников похода преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Распределять обязанности в каждом походе следует так,
чтобы к исполнению их каждый раз привлекались другие участники кружка. Это позволит к началу многодневного путешествия выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.        -

Для занятий кружка и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, имеющимся в школе, на станции юных туристов или специально приобретенным для работы кружка.

У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях (различные нормы, условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов и пр.), заносятся впечатления, о походах и экскурсиях

Многодневное путешествие осуществляется во время летних каникул в соответствии с темой и планом работы кружка. Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности района путешествия, материальных затрат и других условий. Собранные в многодневном путешествии материалы частично

обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно с началом занятий в школе. Составление коллекций, отчета, изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к вечеру являются заключительным этапом путешествия.

Однодневные походы, включающие занятия по топогра
фии,  ориентированию,  физподготовке,  туристским    навыкам,
краеведческим наблюдениям, экскурсии и др.

 Двухдневные походы с теми же занятиями (в отдельных случаях по условиям погоды загородные экскурсии)

 Трехдневные походы в зимние или весенние каникулы с теми же занятиями или    пребывание в туристском лагере.

ПРОГРАММА

Вводное занятие. План и режим занятий. Содержание контрольных работ. Материалы и инструменты, необходимые для занятий. Нормативы спортивных разрядов по туризму.

Подведение итогов летнего путешествия. Обсуждение летнего путешествия, просмотр фотографий, диафильма или кинофильма, составление отчета, оформление значков.

Компас. Повторение основных сведений из программы первого года обучения. Поверки компаса Адрианова. Надежность компаса. Другие типы компасов (туристский компас, жидкостный компас ориентировщика. Упражнения по азимутальному кольцу и по прямым засечкам.

Практические занятия. Поверки компаса Адрианова; упражнения по азимутальному кольцу и засечкам.

Топографическая карта. Определение карты. Значение карт в народном хозяйстве и обороне. Три основных качества карты: масштаб, год издания, нагрузка. Подбор карт для похода. Хранение карт во время похода, планшеты для хранения карт.

 Местность, местные предметы, рельеф, ситуация. Основные формы рельефа, изображение рельефа на топографических картах способом горизонталей. Упражнения на составление характеристики местности по картам и на натуре.

Масштабы топографических карт Решение. задач на масштаб. Измерение расстояний на карте с помощью курвиметра. Классификация карт по масштабу и назначению. Километровая сетка топографической карты, ее отличие от сетки географических координат. Определение целых координатных величин точек на карте.

Топографические знаки. Масштабные и немасштабные знаки. Зарисовка новой группы знаков и характеристик. Чтение карт по квадратам и маршрутам. Фотокопия карты и ее особенности. Карты, применяемые на соревнованиях по туристскому ориентированию на местности. Копирование и увеличение карт: материалы, инструменты, техника. Контрольная работа по копировке карты.

Практические занятия. Составление характеристик участков местности на различных картах; решение задач типа: "Расстояние между двумя населенными пунктами равно... Чему равно это расстояние на карте масштаба...?"; определение масштаба карты по размерам сетки прямоугольных координат и другим признакам. Восстановление масштаба карты по известному масштабу другой карты той же местности; решение задач на быстрое определение более крупного из нескольких заданных числовых масштабов; работа курвиметром и циркулем-измерителем; определение квадратов по заданным координатам; чтение различных топокарт, в том числе и самодельных, изготовленных фотоспособом. Составление перечня немасштабных знаков в заданном квадрате. Контрольная работа по копированию учебной крупномасштабной топографической карты па кальку.

Ориентирование в походе. Определение понятия "ориентирование". Способы ориентирования в походе. Изучение маршрута по литературе и отчетам. Описание пути движения как средство ориентирования. Обязанности проводника до и во время похода. Роль дублера.

Ориентирование без карты (движение по азимуту). Что такое движение по азимуту. Четыре способа движения по азимуту. Обход препятствия при движении по азимуту. Техника прямых засечек при руководящем азимуте - выдерживание общего заданного направления; использование Солнца и тени; память направления.

Способы измерения проходимого расстояния при нормальном и быстром движении. Инструментальное и глазомерное измерение азимутов на карте и построение азимутов. Движение по азимуту в тумане.

Практические занятия. Дальнейшее совершенствование навыков в работе с транспортиром; упражнения (соревнования) по микроглазомеру на определение углов и расстояний; упражнения на быструю трансформацию линейных отрезков карты во время пробега (пешком или на лыжах). Решение задач типа: "В 9 часов утра туристы вышли с привала. Тень лежала слева - сзади. В каком направлении пошли туристы?"

Ориентирование с помощью карты. Условия ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров: линейные (контур), точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Значение непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опознанный контур и ожидаемый ориентир. Сходные ситуации. Составление абрисов. Время движения как мера длины. Оценка скорости движения.

Сложные случаи привязок: привязки при потере видимости и при отсутствии контуров на карте. Виды и организация разведки в походе. Последовательность работы дежурного проводника: подготовительная работа с картой - планирование участков и способов их прохождения, отбор контрольных ориентиров, расчет времени прохождения контрольных ориентиров: работа в пути - привязки, разведки, опрос местных жителей.

Практические занятия. Чтение различных карт по квадратам и маршрутам с разбором незнакомых знаков и характеристик; картографический диктант-зарисовка узкой полосы карты по описанию маршрута движения; топографическое сочинение-составление плана воображаемой местности небольшой площади в заданном масштабе с последующим разбором ошибок; отбор основных (контрольных) ориентиров на карте по заданному маршруту; отыскание на карте сходных ситуаций, определение способов привязки, позволяющих отличить одну ситуацию от другой, сходной с ней; планирование маршрута между двумя заданными точками на карте; определение руководящего азимута движения, разбивка на участки, измерение их длины, отбор контрольных ориентиров, расчет времени их прохождения. Контрольная работа "Разработка маршрута туристского похода": схема маршрута и основные сведения о нем (протяженность, продолжительность, стоимость); план-график похода (по дням и часам); список интересных объектов на маршруте и краткая характеристика ландшафтов; рабочая калька (выкопировка) в возможно более крупном масштабе.

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности. Элементы (этапы) с ориентированием на местности, включаемые в программу туристских соревнований по виду "Контрольный комбинированный маршрут": открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, определение точки стояния (ОТС) после "входа" в лист карты, поиск объекта по заданному азимуту, определение азимута на заданный ориентир, этапы с ориентированием по легенде.

Содержание этапов и заданий. Основные принципы определения результатов.

Виды, содержание и основные правила туристских соревнований по топографической глазомерной съемке.

Практические занятия. Упражнения в переносе знаков КПП и ниток обозначенных маршрутов с эталона на рабочую карту на точность и быстроту; упражнения в планировании прохождения этапа открытого маршрута; упражнения на память карты; упражнения по топографическому черчению и построению съемочного хода по его текстовому описанию (по "Журналу наблюдений").

Подготовка туристского похода. Разработка маршрута похода. Доклады по району похода, переписка с местными организациями, составление плана-графика движения.

Самоуправление и самообслуживание в туристской группе. Распределение обязанностей (командир, казначей, завхоз по питанию, по снаряжению, старший проводник и т. д.).

Организация движения в пешем туристском походе. Естественные препятствия на туристских маршрутах (для равнинной и пересеченной местности). Темп и режим движения. Движение по дорогам, по тропе, по болоту, по лесу без дорог и троп, движение на подъемах и спусках, движение в темноте. Организация переправ через водные преграды (броды, переправа по бревну с перилами, с шестом, наведение бревна через неширокую речку).

Основные правила движения группы в зимнем походе: темп, строй, интервал, подъемы и спуски на лыжах, движение по снежной целине. Привалы в лесу и ночлеги в помещениях. Виды и нормы нагрузок в походе. Основные требования к месту бивака (летнего). Планировка бивака. Работа дежурного и группы на биваке. Уход с бивака. Правила купания в походе. Личное снаряжение для туристских путешествий (зимой, летом). Правила укладки рюкзака, упаковка и хранение продуктов.

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристского похода. Оказание доврачебной помощи. Содержимое походной аптечки.

Комплекс практических занятий .

                           Используемая литература                                         

Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену. М., Политиздат, 1973.

Алешин В., Калиткин Н. Соревнования по спортивному ориентированию. М., Физкультура и спорт, 1974.

Бардин К. В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.

Б е р м а н -А. Е. Путешествие на лыжах. М., Физкультура и спорт, 1968.

Богатков С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.

Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М., Профиздат, 1973.

Великорецкий А. Н. Первая помощь до прихода врача. М., Медицина, 1972.

Гамезо М. В., Говорухин А. М. Справочник офицера по военной топографии. М., Воениздат, 1968.

Гранильщиков Ю. В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.

Елаховский СБ. Бег к невидимой цели. М., Физкультура и спорт, 1973.

Лахнин А. Ф., Вызов Б. Е., Прищепа И. М. Военная топография. М., Воениздат, 1973.

Лукашов П. Д. Военно-спортивные игры на местности. М., Просвещение, 1978.

Л у коя но в Пг И. Зимние спортивные походы. М., Физкультура и спорт, 1979.

Моргунов   Б.  П.  Туризм. М., Просвещение,  1978.

Пруха К. Военизированные игры на местности. М., Изд-во ДОСААФ, 1979.

Слуцкая Р. Д. Географическое общество «Глобус». М., Просвещение, 1972.

Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969.

Строев   К. Ф. Краеведение. М., Просвещение, 1967.

Сухорукова А. В. Работа на географической площадке. М., Просвещение, 1970.

Шнейдеров В. А. Кинолюбитель-путешественник. М., Искусство, 1968.

Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М., Физкультура и спорт, 1974.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Арсеньев В. К. Дерсу Узала. Сквозь тайгу. М., Мысль, 1972.

Берман А. Е. Юный турист. М, Физкультура и спорт, 1977.

Иванов Е. И. С компасом и картой. М., Изд-во ДОСААФ, 1971.

Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. М., Изд-во ДОСААФ, 1972.

МеньчуковА. Е. В мире ориентиров. М., Недра, 1973..

Мурзаев Э. М. Годы исканий в Азии. М., Мысль, 1973.

Навечно в памяти народной. М., Молодая гвардия, 1975.

Обручев С. В. В неизведанные края. М., Мысль, 1975.

Остапец А. А. В походе юные. М., Просвещение, 1978.

Папанин И. Д. Жизнь на льдине. М., Мысль, 1972.

Паустовский К. Г. Мещорская сторона. М., Детская литература, 1974.

Пир и Р. С. Северный полюс. Амундсен Р. Южный полюс. М., Мысль, 1972.

Потресов А. С. Спутник юного туриста. М., Физкультура и спорт, 1968.

Пришвин М. М. Кладовая солнца. М,, Детская литера* тура, 1979.

Турист. Библиотека туриста. М., Физкультура и спорт, 1974.

Ушаков Г. А. По нехоженной земле. М., Мысль, 1974.

Хейердал Т. Экспедиция «Кон-Тики», «Ра». М., Мысль. 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Юный турист"

Программа имеет туристско-краеведческую направленность .  Актуальность данной программы обусловлена необходимостью организации активного отдыха детей на основе познавательной и интерес...

Образовательная программа "Юные туристы"

Пояснительная запискаОсновные целиЦель программы: воспитание гармонически развитой личности.Программа решает основные задачи физического воспитания:Укрепление здоровья учеников;Повышение уровня ...

Образовательная программа «Юные туристы» туристско-краеведческой направленности

В данной работе представлена Образовательная программа  «Юные туристы» туристско-краеведческой направленности. ...

Программа "Дорогою туриста"

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изуче...

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"...

методическое обеспечение программы "Юные туристы"

методическое обеспечение программы "Юные туристы"...

Программа "Юный турист"

 В программе представлено содержание оздоровительно – познавательной деятельности с учащимися средней общеобразовательной школы. Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в ...