Урок в соответствии с ФГОС. Землетрясения. Вулканизм.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Иванов Александр Викторович

Урок в соответствии с ФГОС. География, 5 класс. Учебник Землеведение 5-6 (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева). Тема: Землетрясения. Вулканизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

      Тема: Землетрясения. Вулканизм.

     Цель: раскрыть содержание понятий, связанных с землетрясениями (очаг, эпицентр, сейсмически активные пояса, сейсмология, шкала Рихтера) и вулканизмом (вулкан, вулканическая бомба, действующий и потухший вулкан).

Планируемые результаты:

   Предметные – знать понятия, связанные с землетрясениями и вулканизмом;

   Метапредметные – понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Уметь оценивать достижения на уроке (свои и одноклассников). Высказывать собственные суждения, вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

   Личностные – осознание ценности географических знаний и умение применять эти знания в повседневной жизни.

   Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, схема «Землетрясения и вулканизм», физическая карта мира.

Ход урока

I  Вводный этап.

  1. Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания

–Какими бывают движения земной коры?

– К чему приводят горизонтальные движения?

Приведите пример.

- К чему приводят вертикальные движения?

Приведите пример.

- В чем состоит роль этих движений?

- С какой скоростью происходят эти движения?

- Какие виды залегания горных пород вам известны?

- Где чаще всего встречаются снятые в складки горные породы?

Проверка задания 6 стр. 94.

3.Вызов. На предыдущем уроке мы говорили о медленных вертикальных и горизонтальных движениях земной коры. А как называются быстрые колебания, которые приводят к большим разрушениям? Частым спутником землетрясений является еще одно стихийное явление природы, тоже связанное с литосферой. Отгадайте загадку:

   У той немаленькой горы

   Характер тихий, до поры.

   Но может так случиться –

   Взорвется, задымится!

Целеполагание.

II   Изучение нового материала.

А) Что такое землетрясение? Как называется наука, изучающая это явление? Приборы, помогающие человеку в определении землетрясений. На эти вопросы вы найдете ответы в параграфе 25.

- Что вам поможет? Откуда вы будете получать знания?

Работая с параграфом 25, найдите определение понятия «землетрясение»

Происходит смещение одних участков земной коры относительно других в горизонтальном положении.

                                                                     Землетрясение

 

                                     Очаг                                                                      Эпицентр

- Что это такое? Найдите ответ в учебнике. При удалении от эпицентра сила землетрясения утихает. От того, как землетрясение воздействует на людей, их постройки, а также природу – силу землетрясений оценивают в баллах по шкале Рихтера (от 1 до 12).

- Изучите рис. 77 с. 96. Опишите последствия землетрясений разной силы. Работая в парах, обсудите.

   Землетрясения меняют рельеф (впадины, трещины, провалы, уступы). Люди не могут узнать местность. На дне океана бывают моретрясения.

- Где происходят землетрясения? Сравните рис. 69 стр. 87 и рис. 78 стр. 97. Совпадают ли главные пояса землетрясений с границами литосферных плит? В этих районах образуются пояса землетрясений. Их два – Тихоокеанский и Средиземноморско-Азиатский. Более 100000 в год, 100 сильных, несколько разрушительных.

   Сейсмология – наука. Сейсмограф – прибор. Предсказания – рекомендации.

Б) Что такое вулканизм? Вулканы? Где наблюдается вулканизм? Какие явления его сопровождают?

- Найдите в учебнике на стр. 99 ответ на вопрос – Что такое вулканизм ( явление природы, сопровождающееся подземным гулом, взрывом, землетрясением и ливнями).

   Извержение – выход магмы на поверхность,  магма-в лаву. Помимо лавы – твердые обломки горных пород  ( вулканические бомбы), газы ( нередко ядовитые) и пары воды.

Мелкие обломки образуют вулканический пепел.

- Рассмотрим строение вулкана рис. 81 с. 100

Из каких частей он состоит? ( кратер - чаша, жерло – канал и вулканический очаг – резервуар)

                                                                       Извержение

       Океан по трещинам в земной коре                    Суша через узкий канал

           

            Вулканические цепи                                                               вулканы

-  Найдите определение понятия «вулкан» в учебнике

- Назовите самое известное извержение вулкана (рис.82. Везувий)

- Работая в парах, найдите этот вулкан на карте. Каким условным знаком он обозначен? Черными звездочками на картах обозначают потухшие вулканы, красными – действующие.

- Назовите еще несколько вулканов

- Где наблюдается вулканизм? Вернемся к рис. 78 с. 97. Другое название Тихоокеанского пояса – Тихоокеанское огненное  кольцо. Почему?

- Обратимся к рис. 81 Что, помимо вулкана, вы еще видите? ( гейзер)

   Гейзер – фонтанирующий горячий источник, действующий периодически. Тепло от вулканов подогревает подземные воды, газы создают давление. Энергию гейзеров люди научились использовать: геотермальные электростанции, отопление домов и теплиц, обогрев тротуаров.

III   Практическая работа

 Работа в парах.

- Нанесите на контурную карту полушарий Тихоокеанский и Средиземноморско-Азиатский пояса землетрясений. (карта с. 16)

IV   Рефлексия

  Закреплениение.

   Сильное землетрясение, опустошившее Сан-Франциско, произошло 18 апреля 1906г. Почувствовав первые удары стихии, жители « города золотой лихорадки», который к тому времени превратился в самый процветающий город на Западном побережье, встревожились. Толчки следовали один за другим и было весьма странно ощущать, как дрожит земля под ногами, или смотреть, как стол перед вашими глазами подпрыгивает. Какой силы землетрясение? ( 3 – 4 балла)

V   Домашнее задание: параграфы 25-26, изучить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценирование уроков в соответствии с ФГОС

выступление на семинаре для учителей основной школы, сценарий урока, виды уроков...

Типология уроков в соответствии с ФГОС

В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....

Урок в соответствии с ФГОС ООО

Методическое совещание с педагогами школы по теме " Урок в соответствии с ФГОС  ООО" проведено согласно плана работы школы по внедрению ФГОС  ООО в образовательную деятельность.Предварительн...

Разработка урока в соответствии с ФГОС

Обобщающее повторение  в 5 классе "Древний Восток"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Урок в соответствии с ФГОС по истории России в условиях включения историко-культурного стандарта.

Авторы:Кожевникова Екатерина Евгеньевна учитель истории и обществознания МКОУ Горкинская СОШ Киржачского района Владимирской области; Седова София Зиннатуловна учитель истории  МАОУ №37 г. ...

Развернутый план урока в соответствии с ФГОС Урок для 1 класса по теме «Школьные предметы» по программе Spotlight.

Представленный материал может использоваться для проведения урока английского языка в 1 классе при изучении темы "Школа"....

Конспект урока в соответствии с ФГОС. Технология. Технологическая карта урока – 5 класс.

В раздел рабочей программы «технологии преобразования древесины и древесных материалов» для 5-х классов включена тема: разметка заготовок.Для организации практических работ был выбран объе...