Использование ИКТ на уроках географии при работе по УМК линии "Полярная звезда".
статья по географии на тему

Шмелева Людмила Викторовна

Использование ИКТ при работе по УМК линии "Полярная звезда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках географии при работе по УМК линии «Полярная звезда».

В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе.

В своей работе я активно применяю информационные технологии. Работая по учебной линии "Полярная звезда" издательства "Просвещение" иначе невозможно. Учебно- методический комплекс предполагает работу с электронными материалами (слайды, видеоролики, анимация и т.д.). Все это способствует формированию географической картины мира. Уроки с использованием компьютера имеют несомненные достоинства: мотивируют учебную деятельность; делают учебный материал более доступным; облегчают решение многих дидактических задач; способствуют развитию самообразования; освобождают от субъективных оценок; способствуют дифференциации и индивидуализации обучения.

На своих уроках я применяю: презентации, электронные приложения  к учебникам линии "Полярная звезда". Применение мультимедийных технологий дает возможность представить материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учеников разного типа мышления.

В этой связи стараюсь уделять большое внимание индивидуальной работе с учащимися, чему способствуют современные компьютерные технологии. Стараюсь научить ребят работать самостоятельно с электронными носителями, ресурсами интернета. Ученики, находящиеся на индивидуальном обучении, уже привыкли к тому, что всегда имеют возможность задать мне интересующие вопросы по скайпу. Подобная связь, несомненно, облегчает усвоение учебного материала и дает возможность разобраться в непонятных вопросах.

Оптимизировать достижения образовательных результатов помогают также общие особенности УМК «Полярная звезда». Традиционное предметное содержание учебников линии дополнительно оснащено:

  • системой практико- ориентированных и личностно ориентированных разноуровневых заданий ( в том числе мультимедийных);
  • системой помощи в самостоятельной работе ( состоит из моделей действий, пошаговых инструкций, напоминаний, полезных советов, ссылок на дополнительные ресурсы);
  • системой деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой»;
  • системой подготовки к аттестации «Легкий экзамен»;
  • мини-атласом (географические карты Приложения и специальные карты  с описанием технологии работы с ними в ряде уроков).

Использование ИКТ на уроках позволяет осуществить взаимосвязь научного, гуманистического, страноведческого, культурологического и личностно- деятельного подходов, а также на взаимосвязях глобальной, региональной и локальной составляющих, позволяет раскрыть проблемы на трех уровнях- глобальном (планетарном), региональном и локальном.

Электронные приложения к учебникам сочетают в себе комплексные компьютерные программы:

  • учебные и демонстрационные (ориентированы на усвоение новых знаний);
  • тренажеры (предназначены для формирования и закрепления знаний, умений и навыков);
  • контролирующие ( предназначены для контроля ЗУНов);
  • информационно- справочные(предназначены для получения дополнительной информации по теме).

Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, а значение наглядности для формирования представлений очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и предоставления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Рубрики учебников линии «Полярная звезда» направляют учащихся на самостоятельную работу с компьютером для выяснения многих географических закономерностей, работу со статистическим материалом. Особенно удачно, на мой взгляд, составлены рубрики «Шаг за шагом» и «Это мне интересно».

В ходе работы считаю необходимым сбор и хранение информации на электронных носителях. Это удобно и компактно. На одном диске можно разместить  большое количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, удобно также подготовить раздаточный материал, создать мультимедийную учебную презентацию. Технические возможности  ИКТ- технологий могут быть оптимально реализованы и решены если правильно:

  • определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;
  • разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
  • отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;
  • продумать простое композиционное решение отдельный  слайдов;
  • заранее составить и записать дикторский текст;
  • определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;
  • продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Назначение электронного приложения (ЭП) к УМК «Полярная звезда»- предоставлять возможность формирования предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде.

Основной раздел электронного приложения- УРОКИ, соответствующие параграфам бумажного учебника. Уроки содержат тройную цепочку интерактивных заданий с системой медиаобъектов  (географические карты, рисунки и интерактивные схемы, фото, видеофрагменты, анимации и справочные сведения). В выбранный урок попадают с первого экрана, содержащего ОГЛАВЛЕНИЕ. С первого экрана можно также войти в другие разделы- КАТАЛОГ,ЭКЗАМЕНАТОР, АТЛАС, ПОМОЩЬ.

На экране урока доступны:

  • материалы к уроку (для демонстрации);
  • интерактивное задание на формирование ключевых компетенций;
  • блок интерактивных тестовых заданий в режиме ТРЕНАЖЕРА;
  • блок интерактивных тестовых заданий в режиме КОНТРОЛЯ;
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (всплывающая подсказка помогает определить назначение кнопки)

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ, как и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, представляют собой тематически отобранный курс. Географические карты и обучающие рисунки частично повторяют иллюстративный материал бумажного учебника с целью его закрепления. Часть обучающих рисунков, интерактивные схемы, фото, видеофрагменты и анимации расширяют и визуализируют информацию по теме урока. Многие фото представлены в виде слайд- шоу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ предназначены в большей степени для помощи ученику в выполнении заданий. В них преобладают статьи из СПРАВОЧНИКА и географические карты.

Использую для объяснения нового материала и для повторения МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, обращаясь как к готовой тематической подборке урока, так и ко всей базе мультимедийных объектов через КАТАЛОГ.

Ученику доступны ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ при выполнении основного ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАДАНИЯ и тестовых заданий в режиме ТРЕНАЖЕРА. В режиме КОНТРОЛЯ доступа к ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ нет. Ученик при самоподготовке также может использовать МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

Выбирая основное  ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ (на формирование ключевых компетенций), учитель  предлагает практическую отработку и закрепление материала, обязательного для усвоения.

В разных уроках основные ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ различаются по типу, форме и инструментам выполнения, однако все они направлены на достижение планируемых результатов освоения учебного курса. В этой группе собраны задания:

*познавательные  ( систематизация текстовой, графической и картографической информации; объяснение, сравнение процессов и явлений; установление последовательностей, соответствий, причинно- следственных связей и др.);

*исследовательские   (проведение опытов и формирование выводов);

*практические (измерения, расчеты, построения по карте и на основе наблюдений).

Основные ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ снабжены функцией проверки- автоматической либо в форме сличения.

Выбирая интерактивные задания в режиме ТРЕНАЖЕРА, ученику дается возможность тренироваться в выполнении заданий в форме ГИА и ЕГЭ без ограничения повторов в случае ошибки. Выполнение тестовых заданий в режиме КОНТРОЛЯ не допускает повтора. Все тестовые задания снабжены автоматической проверкой и отображением конечного результата.

Учитель может оперировать всем мультимедийным ресурсом электронного приложения для отработки, контроля усвоения и демонстрации учебного материала в формате урока. Все виды ресурсов могут быть выведены на интерактивную доску.

С учетом электронного приложения, информационно- образовательная среда учебников линии «Полярная звезда» весьма емкая и функциональная. Высокая степень  разнообразия  заданий позволяет  эффективно осваивать не только предметную, но и междисциплинарные программы.

Я считаю, что применение ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учащимися новейших технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

                                   Учитель географии Шмелева Людмила Викторовна

                                                МБОУ «Школа №36» г.Рязань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Презентация на тему: "Использование ИКТ на уроках географии. Документ-камера (Из опыта работы)"

Презентация предназначена для ознакомления с основными возможностями документ-камеры при работе в учебных заведениях...

описание системы работы "Использование ИКТ на уроках географии с целью повышения мотивации к учению"

Работа сделана на Краевой конкурс "Учитель года - 2013". Система работы  показывает эффективность использования ИКТ на уроках географии в цифровой экспериментальной школе старшей ступени....

«Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии» опыт работы

Актуальность исследования.В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и...

Нетрадиционный урок Использование игры на уроках географии.

При проведении нетрадиционнных уроков географии с использовании элементов игры учащиеся  вовлекаются в процес обучения с удовольствием и непринужденно,что в итоге вызывает заинтересованность в из...

Урок географии в 5 классе по теме «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»

Урок географии в 5 классе по теме «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»...