Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Землетрясение и вулканизм".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Кобзева Марина Алексеевна

Координатор первой группы читает сообщение: отрывок из  воспоминаний А.М.Горького, который  28 декабря 1908 года находился в Итальянском городе Мессина и был свидетелем одного из явлений природы.

«В пять часов двадцать минут земля вздрогнула; её первая судорога длилась почти десять секунд: треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

 Качались стены, срываясь падали потолки, посуда, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы. Земля тихо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины - как будто в глубине проснулся и ворчал дремавший червь, - слепой он полз там, в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных.

Подземный гул, грохот камней, визг дерева заглушают вопли о помощи, крики безумия, стоны раненых…

 Люди и камни смешиваются в кучи, и всё чаще, всё сильнее дрожат дома, церкви. Их режет под основание какая – то невидимая коса - ничто не может устоять под её гигантскими взмахами... »

 

Координатор второй группы читает:

«20 февраля 1944 года крестьянин Дионисио Пулидо из деревни Парикутии, что находится в западной части Мексики, в поле над маисовой плантацией заметил столб дыма, поднимающийся из узкого отверстия поперечником около 7 см. Пулидо подумал, что он по рассеянности зажег огонь, и, решив исправить свою "небрежность", придавил отверстие камнем. Но дым поднимался все сильнее. Обеспокоенный Пулидо сообщил о страшном явлении в ближайший город. Спустя 3 часа на место происшествия прибыла комиссия. Она увидела отверстие глубиной 9 м, из которого поднимались густые клубы темного дыма.К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твердой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц — кончая глыбами, поперечник которых был до 15м. Только за первые три дня возникла коническая гора высотой 138 м. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 м.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии 5 класс «Землетрясение и вулканизм».

Цели по содержанию :

   Образовательные: Способствовать формированию знаний о землетрясениях как особых формах активности литосферы.

   Развивающие: активизировать познавательную активность учащихся, способствовать развитию умений представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Овладеть элементарными практическими умениями использования разных источников информации,  определять и сравнивать качественные и количественные показатели географических объектов.

Воспитательные: способствовать развитию логического мышления, возникновения естественнонаучного мировоззрения  через интерес к изучению географии.

Планируемые результаты

Личностные : обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания, управлять процессом обучения.

Метапредметные: возможность высказать свою точку зрения, умение определять понятия. Создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Тренировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные: ученики смогут дать определение «вулкан», «землетрясение», «магма», «сейсмическая активность», и т.д.

 Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: Осознать неполноту знаний, проявить интерес к новому содержанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Познавательные: работа с диском, работа с таблицей, составление схемы, получение информации из разных источников.

Коммуникативные: уметь общаться и работать в группе, выражать свои мысли, идеи.

 Тип урока  - комбинированный.

Формы организации деятельности учащихся  - групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, физическая карта полушарий.

Ход урока 

Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге.

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

                                Глина.

Он очень ужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

                                Песок.

Он черный и блестящий,

Помощник настоящий:

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

 Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

                              Уголь.

Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца.    (Гранит.)

Изучение нового материала.

 

  1. Прослушать сообщения и попытаться объяснить, что же описывают очевидцы:

Координатор первой группы читает сообщение: отрывок из  воспоминаний А.М.Горького, который  28 декабря 1908 года находился в Итальянском городе Мессина и был свидетелем одного из явлений природы.

«В пять часов двадцать минут земля вздрогнула; её первая судорога длилась почти десять секунд: треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекла, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

 Качались стены, срываясь падали потолки, посуда, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы. Земля тихо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины - как будто в глубине проснулся и ворчал дремавший червь, - слепой он полз там, в темноте, изгибаются его мускулы и рвут кору земли, сбрасывая с неё здания на людей и животных.

Подземный гул, грохот камней, визг дерева заглушают вопли о помощи, крики безумия, стоны раненых…

 Люди и камни смешиваются в кучи, и всё чаще, всё сильнее дрожат дома, церкви. Их режет под основание какая – то невидимая коса - ничто не может устоять под её гигантскими взмахами... »

 

Координатор второй группы читает:

«20 февраля 1944 года крестьянин Дионисио Пулидо из деревни Парикутии, что находится в западной части Мексики, в поле над маисовой плантацией заметил столб дыма, поднимающийся из узкого отверстия поперечником около 7 см. Пулидо подумал, что он по рассеянности зажег огонь, и, решив исправить свою "небрежность", придавил отверстие камнем. Но дым поднимался все сильнее. Обеспокоенный Пулидо сообщил о страшном явлении в ближайший город. Спустя 3 часа на место происшествия прибыла комиссия. Она увидела отверстие глубиной 9 м, из которого поднимались густые клубы темного дыма.К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твердой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц — кончая глыбами, поперечник которых был до 15м. Только за первые три дня возникла коническая гора высотой 138 м. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 м.»

 Какие явления природы произошли? Почему вы так думаете?

К доске вызываются два ученика, они получают конверты с карточками, из которых составляют название темы урока «Землетрясения, вулканизм»

Зачем нам это надо знать?

  Совместно учащиеся формулируют цель изучения темы и составляют план работы.

2.Познакомиться с текстом параграфа 21. А какие ключевые моменты обращают наше внимание?

Что они означают?

Землетрясения

Очаг, ит.д..

Вулканы

Жерло,…

3.Работа с компьютером. Диск «География 5 класс»

 -Просмотреть ролик  сделать выводы. Вопросы для групп:

Что такое Землетрясение? Какие они бывают?( одна группа работает с энциклопедией «Планета Земля» другая - с материалами учебника)

Что такое вулканы? Какие они бывают?

Что их объединяет? В чем различие?

4.Работа с картой.

 - Задание. Придумайте, какими условными знаками можно обозначать зоны землетрясений  и вулканы на карте. Поясните свой выбор.

- Обозначьте на карте вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

 -По одному представителю от каждой группы на карте у доски обозначает вулканы самоклеющимися значками.

5.Физкультминутка.

Снимаем фильм-катастрофу про землетрясение. Сначала мы его чувствуем только пальцами ног, оно легкое. Начинает усиливаться, и мы уже чувствуем его коленями, оно еще усиливается, но мы пытаемся устоять, у нас уже почти не получается.Но тут начинает извергаться вулкан. Нам нельзя дышать , чтобы не отравиться газами, задержали дыхание..5-4-3-2-1… СТОП..СНЯТО. Всем спасибо, занять свои места.

6.Задание в тетради .

Схематически изобразите вулкан , подпишите его части.

Потом открыть стр.100 учебника для самопроверки.

7.Работа с таблицей учебника.

Какие явления принесли больше жертв? Почему? Какое ваше мнение?

8.Рассмотреть картину К.Брюллова «Последний день Помпеи»

-Какие чувства вызывает картина?

-Что на ней изображено?

- Были ли у людей шансы на спасение?

4. Закрепление учебного материала. 

- Решение кроссворда на скорость


1. Грозное природное явление, возникающее при внезапном смещении двух участков плит.

2. Место наибольшего разрушения поверхности Земли.

3. Расплавленное вещество мантии.

4. Гора, в верхней части которой имеется углубление, а в толще проходит канал.

5. Районы, где особенно часты землетрясения.

6. Вулкан, склон которого пологий.

7. Канал в толще вулкана.

8. Вулкан, извергающийся более или менее регулярно.

9. Углубление в верхней части горы.

10. Действующий вулкан на дне океана.

11. Вулкан, извержение которого прекратились совсем.

12. Вулкан, имеющий форму конуса.

 Когда команды готовы, проверяем с помощью слайда на доске.

Подведение итогов. Все ли пункты намеченного плана мы выполнили?

Рефлексия.

На доске нарисовано 3 смайлика : грустный, нейтральный и веселый .Детям предлагается приклеить стикеры на один из них , если все понял, было интересно на уроке  - на веселый , если ничего нового и интересного не было на уроке – то на нейтральный, а если что-то не понял, или что-то не понравилось – на грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Разработка урока по географии "Движение земной коры. Вулканизм"

Разработка урока "Движение земной коры. вулканизм" представлена для обучающихся 5 классов. Урок разработан в соответствии с ФГОС по теме "Литосфера -твердая оболочка Земли"...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...

Конспект урока по географии в 6 классе «Атмосфера» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Предмет: география Класс: 6Тема урока: Атмосфера и ее состав. Значение атмосферы.урока по теме: урок № 1 в теме «Атмосфера» Цель: сформировать представление об атмосфере, её гран...