Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся
материал на тему

Илларионова Ирина Анатольевна

Пояснительная записка.

Введение.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

         Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.

   Данная программа рассчитана на 2 года для учащихся 5-6 классов.

Цели программы:

  • создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта,
  • формирования принимаемой обществом системы ценностей,
  • создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время,
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
  • развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основные задачи:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). 
  7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  8. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  10. Организация информационной поддержки учащихся.
  11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Обучающие задачи: развитие любознательности, познавательного интереса, включение в познавательную деятельность; приобретение новых знаний по окружающему миру, умений самостоятельно и с помощью взрослого работать с источниками информации, обрабатывать её; формирование навыков наблюдений, построения эксперимента, лабораторного опыта; развитие мотивации к исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как целеустремленность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Тематическое планирование занятий курса «Вокруг света» для 5 класса

№ занятия

Тема занятия

Словарь

Содержание

Предполагаемый результат

Дата

 

Комплекс знаний, умений, навыков сформированных у учащихся в 5 классе.

  1. Умение строить и высказывать свою мысль, доказывать её.
  1. Умение сосредотачиваться, концентрировать внимание.
  1. Умение наблюдать и делать выводы.
  1. Творческие способности, воображение, логическое мышление.
  1. Навыки работы с моделями, компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой.

1 раздел «Планета Земля» 5 часов

1.

 

Планета Земля

Планета

Ось

Орбита

Знакомство с планетой Земля по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий.

Иметь первоначальное представление о планете Земля.

 

2.

Форма Земли

Экватор

Атмосфера

Рассказ учителя о форме планеты. Работа с моделью Земли – глобусом.

Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала.

 

3.

Строение Земли

Земная кора

Мантия

Просмотр и обсуждение фильма из серии «Земля-планета»

Сформировать первичные представления о строении Земли

 

4.

Возникновение Земли

 

Знакомство с историей возникновения Земли. Работа с иллюстрационным материалом.

Представлять о картину возникновения планеты Земля.

 

5.

Движение Земли

Материк

Вращение 

Рассказ учителя о движении планеты. Проведение совместного опыта с применением глобуса и лампой.

Обращать  внимание к ежедневным изменениям в небе, приобщить к наблюдениям.

 

2 раздел «Человек и Космос» 5часов

6.

Что значит слово «космос»

Космос

Вселенная

Рассказ учителя о значении слова «космос» и о родственных ему словах

Знать лексическое значение слова «космос».

 

7.

Телескоп

Устройства

Приближение

Знакомство с прибором по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. Сбор устройства по частям муляжа.

Уметь составлять целое из частей.

 

8.

Поглядим на карту неба

Карта

Размещение

Полушарие

Знакомство с картой звездного неба, полушариями.

Иметь первоначальное представление о карте неба. Знать о разделении карты на полушария.

 

9.

Сказки о звездном небе

Созвездие

Беседа о созвездиях. Мифы и реальность.

Поддержать интерес к изучению космоса, к науке астрономии.

 

10.

Кто живет на небе

Небесные тела

Знакомство с небесными телами с помощью снимков из космоса.

Иметь первоначальное представление о небесных телах.

 

3 раздел «Солнце и солнечная система» 6 часов

11.

Строение Солнца

Строение

Рассматривание фотоснимков Солнца из космоса.

Познакомить с природой звезд.

 

12.

Какого цвета Солнце

 

Цвет небесного светила. Рассматривание фотоснимков из космоса.

Сформировать  первичные представления о законах физики.

 

13.

Как измерить Солнце

Размер

Размер небесного светила. Моделирование Солнца.

Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала.

 

14.

15.

Температура Солнца

Температура

Солнечный ветер

Понятие температуры небесного тела. Почему Солнце и светит и греет. Свойства небесных тел.

Познакомить с природой света.

 

16.

Игра «Солнечные зайчики».

Отражение 

Наблюдение за отражением света от зеркальной, стеклянной, металлической, пластиковой поверхности.

Способствовать развитию кругозора детей, совершенствования координации движений.

 

4 раздел «Ориентирование» 12 часов

17.

18.

Ориентирование на местности.

Компас

Азимут

Стороны горизонта

Изучение строения и правила обращения с компасом

Отработать навык работы с компасом

 

19.

20.

«Живые ориентиры»

Местные признаки

Знакомство с местными ориентирами, ориентирование по небесным светилам.

Познакомить учащихся с различными способами ориентирования в экстремальных условиях

 

21.

22.

Масштаб и карта

План местности

Масштаб

Проведение измерений расстояний по карте и плану

Отработать навык работы с масштабом

 

23.

24.

Горизонтали на плане

Горизонталь

Относительная высота

Абсолютная высота

Определение по картам и планам относительных и абсолютных высот местности

Отработать навык работы в определении относительной и абсолютной высоты

 

25.

26.

Свойства географической карты

Легенда карты

 

Классифицировать карты по различным признакам, древние карты

Понять, чем отличаются древние и современные карты, научиться классифицировать географические карты по различным признакам

 

27.

28.

 

Градусная сетка на карте и глобусе

Параллели и меридианы, координаты

Определение географических координат, направлений и расстояний по карте

Уметь совершать «путешествие» по заданным точкам

 

5 раздел «Литосфера» 6 часов

29.

Каменная оболочка Земли

Литосферные плиты

Знакомство с типами земной коры, её строением под океанами и материками

Различать типы земной коры, понимать их отличие

 

30.

Движение земной коры

Землетрясения

Вулканы

Рассмотреть причины возникновения землетрясений и вулканизма и их последствия для жизни людей

Разработать правил безопасного поведения во время стихийных явлений

 

31.

Рельеф Земли

Горы

Равнины

Низменности

Рассмотреть способы обозначения форм рельефа на картах, их различия

Знать крупные формы рельефа,уметь находить их на карте

 

32.

Значение литосферы

Хозяйственная деятельность

Рассмотреть воздействие человека на литосферу, защита литосферы

Научиться беречь природу

 

33.

34.

Резерв

Экскурсии

 

 

 

Тематическое планирование занятий курса «Вокруг света» для 6 класса

№ занятия

Тема занятия

Словарь

Содержание

Предполагаемый результат

Дата

1 раздел «Джунгли» 4 часа

 

Комплекс знаний, умений, навыков сформированных у учащихся в 6 классе.

  1. Умение строить и высказывать свою мысль, доказывать её.
  1. Умение сосредотачиваться, концентрировать внимание.
  1. Умение наблюдать и делать выводы.
  1. Творческие способности, воображение, логическое мышление.
  1. Навыки работы с моделями, компьютером, фотоаппаратом, видеокамерой.

1.

Где находятся джунгли

 

Знакомство с месторасположением джунглей.

Познакомить с тропическими лесами.

 

2.

Какие животные обитают в тропиках

 

Знакомство с животными, обитающими в тропиках.

Познакомить детей с тропическими животными, их образом жизни, повадками.

 

3.

Что угрожает джунглям

 

Рассказ учителя о вырубке тропических лесов, о их выжигании.

Обсудить проблемы вырубки и выжигания тропического леса.

 

4.

Почему важно сохранить джунгли

 

Объяснение пользы джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты.

Иметь представление о пользе джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты.

 

2 раздел «Пустыня и саванна» 5 часа

5.

Что такое пустыня

Зыбучие пески

Мираж

Рассказ учителя о пустыне, используя иллюстрированный материал.

Иметь представление о пустыне.

 

6.

Какие животные обитают в пустыне

 

Знакомство с животными, обитающими в пустыне.

Познакомить с животными, обитающими в пустыне.

 

7.

Что такое саванна

Саванна

Рассказ учителя о саванне, используя иллюстрированный материал.

Иметь представление о саванне.

 

8.

9.

Какие животные обитают в саванне

 

Знакомство с животными, обитающими в саванне.

Просмотр фильма «Саванна»

Познакомить с животными, обитающими в пустыне.

 

3 раздел «Необитаемый остров» 4 часа

10.

Что такое необитаемый остров

 

Знакомство с общим представлением о необитаемом острове. Формирование общей картины дикого мира.

Иметь общее представление о необитаемом острове. Способствовать формированию общей картины дикого мира.

 

 

11.

 

Как выжить на необитаемом острове

 

Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях.

 

 

12.

13.

 

Игра на выживание «Что делать, если  ты оказался...»

 

Разыгрывание ситуаций, в которых нужно найти способ выживания.

Уметь ориентироваться в неизвестном месте; уметь ловко и мастерски выходить из любых ситуаций.

 

4 раздел «Лес» 4 часа

14.

15.

 

Что такое лес

Лес

Древесина

Ярус

Лес. Три яруса леса, польза леса. Рассматривание фотоснимков с изображением леса.

Первоначальное представление о жизни леса.

 

16.

17.

 

Круговорот жизни в лесу

Хвоя

Обитатели

Беседа об лесных обитателях. Игра «Лесные жители».

Формирование первичных представлений о лесных законах существования.

 

5 раздел «Луг» 4 часа

18.

19.

 

Как появился луг

Сорняк

Рассказ учителя о происхождении луга. Игра «Я живу на лугу».

Представление о жизни луга.

 

20.

21.

Кто живет на лугу

Опыление

Просмотр и обсуждение фильма: «Жизнь на лугу».

Формирование первичных представлений о луговых законах существования.

 

6 раздел «Мусор» 4  часа

22.

23.

Что такое мусор

Утилизация

Беседа о происхождении мусора. Конкурс чистоты.

Привлечение внимания к отслужившим вещам.

 

24.

25.

Бывает ли мусор полезным

 

Просмотр  и обсуждение фильма: «Из старого - новое». Изготовление своего экспоната из мусора для выставки.

Воспитание бережного обращения с использованными вещами, умение дать таким вещам «вторую жизнь».

 

Обобщение 4 часа

26.

27.

Поле Чудес «Путешественники»

Барабан Сектор

Финал

Познавательная игра в угадывание слов с поощрительными призами.

Совершенствование навыков ориентирования в игровых моментах. Развитие памяти, внимания.

 

28.

29.

Обобщение

 

Конкурс рисунков, беседа.

Обобщение и систематизация знаний об окружающем мире.

 

Экскурсии 5 часов

30 – 34

Экскурсия

 

Исследования местных природных комплексов

Совершенствование навыков, полученных на уроках географии и внеурочной деятельности

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Музей - важная составная часть учебно-воспитательной работы школы"

Проект представляет  собой описание работы школьного краеведческого музея как составной части учебно-воспитательной работы...

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...

Организация свободного времени учащихся.

Уважаемые коллеги разрешите представить тему моей работы «Организация свободного времени подростков как социально-педагогическая проблема»         Несмот...

Презентация "Мастерская как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса"

Презентация знакомит с основами возникновения мастерской, её типами  и приёмами обучения, раскрывает эффективную формулу воздействия данной формы работы на мышление обучающегося....