УРОК—СУД
учебно-методический материал по географии на тему

Петруничева Лидия Николаевна

Данный урок проводился как заключительный этап в рамках недели географии и биологии в школе.

Задача заключалась в том, чтобы показать единство мира, Земля — это общечеловеческий дом. Развивать экологическое мышление, осознание истоков, сущности и путей решения экологических проблем, а также творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-sud.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК—СУД

Данный урок проводился как заключительный этап в рамках недели географии и биологии в школе.

Задача заключалась в том, чтобы показать единство мира, Земля — это общечеловеческий дом. Развивать экологическое мышление, осознание истоков, сущности и путей решения экологических проблем, а также творческие способности учащихся.

Главный судья. Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества. Дело состоит из двух частей. В первой - природа обвиняет общество, человека, назначение которого, как считал Ж. Е. Ламарк, как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания; во второй части общество рассматривается (по (Ж. Бюффону) как сила, способная из «дикой умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить эти болота, оживить эти мертвые воды, заставить их течь». Своим трудом человек открывает в природе то, что она таила в лоне своем,— неведомые ее сокровища.

Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь. Приглашается Природа.

Природа. Прошло уже около 1 млн. лет, как появился на Земле человек. Благодаря научно-техническим достижениям он возомнил себя моим господином И вольно или невольно стал применять ко мне давний принцип всех поработителей: «Разделяй и властвуй».

Секретарь. Приглашается Общество.

Общество. Наивысшая организация жизни и существования — это общество. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять силы природы во благо себе.

Судья. Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю пострадавшую Землю-кормилицу.

Земля. Чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земельными ресурсами. Пашня и плантация занимают примерно 1,5 млн. гектаров. Пастбища занимают более 3 млрд. гектаров (Вронский В. А. Влияние человека на окружающую природную среду (География в школе. 1989. М9 6). При неправильной обработке земли почвы разрушаются, что ведет к развитию эрозии, вторичному засолению.

Свидетель. Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд. тонн руд, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли,образованию котловин, пустот в верхних слоях земной коры.

Судья. (обращается к адвокату Природы). Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье человека?

Адвокат Природы. Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В нашем сельском хозяйстве в больших количествах применяются пестициды, которые используются человеком для борьбы с вредителями различных культур и уничтожения паразитов домашних животных. Например, в 2006 г. в России было применено в среднем около 0,7 кг пестицидов на 1 га.

Судья (обращается к адвокату Общества). Что делает сегодня человек, чтобы предостеречь развитие заболеваний от минеральных удобрений?

Адвокат Общества. В некоторых странах уменьшают применение пестицидов или полностью от них отказываются. Есть фермеры, которые не применяют не только пестициды, но и минеральные удобрения. Аналогичные примеры есть и у нас: некоторые хозяйства Краснодарского края, Омской области отказались от применения пестицидов.

Секретарь. Приглашается свидетель Атмосфера.

Атмосфера. Источниками загрязнения атмосферы являются:

а) продукты сгорания автотранспорта и воздушного флота. Сейчас в мире имеется более 550 млн. автомобилей. На них приходится 60 % всех вредных выбросов в атмосферу, а ведь в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов (География в школе. 1989. Мэ 5). Реактивный лайнер за час полета сжигает от 6 до 10 т кислорода (Подкорытов Н. П., Гридасов Д. М. В согласии с природой. С. 71); б) промышленные выбросы и коммунально-бытовые отбросы. В результате сжигания минерального топлива каждый год в атмосферу попадает более 20 млрд. тонн углерода, сернистого газа, а это главный источник кислотных дождей, которые губительно действуют на все живые организмы; в) радиоактивные элементы, попадающие в атмосферу при ядерных взрывах, авариях на атомных станциях.

Наиболее яркий пример негативного воздействия человека на климат Земли — это возникновение озоновой дыры над Антарктидой и Арктикой, а также парниковый эффект.

Секретарь. Приглашается свидетель Биосфера.

Биосфера. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 %, скорость уничтожения экваториальных лесов за последние 50 лет составляет 20 га в сутки. По вине человека многие виды растений и животных стали редкими или исчезли совсем. По данным Международного союза охраны природы (МСОП), с 1600 г. на Земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время диких животных на земном шаре насчитывается более 2 млн. видов. За последние 56 лет исчезли 42 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находятся 1000 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно (Макевнин С, Г.‚ Вакулин А. А. Охрана природы. М.: ВО «Агро-промиздат», 1991. С. 88).

Секретарь. Приглашается свидетель Гидросфера.

Гидросфера. Вода -— неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 л воды на одного человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.

Источники загрязнения воды:

а) бытовые и промышленные отходы, сбрасываемые в большие и малые водоемы;

б) минеральные удобрения и пестициды, смываемые с полей. Снесенные в реки и водоемы, они способствуют цветению синезеленых водорослей, вызывающих недостаток кислорода в воде;

в) продукты гниения древесины при молевом сплаве леса;

г) горюче-смазочные вещества морского и речного флота;

д) нефть, покрывающая 1/4 часть Мирового океана вследствие потери ее при подводной добыче, перевозках, авариях нефтеналивных судов;

е) отходы животноводства. Один свинокомплекс на 108 тыс. голов или комплекс крупного рогатого скота на 35 тыс. голов дает загрязнение, эквивалентное отходам крупного города с населением 400-500 тысчеловек (там же,с. 66).

Судья (обращается к адвокату Общества). Сознает ли человек свои ошибки?

Адвокат. Да, человек признает свои ошибки. Во многих странах проводят работу по искусственному лесоразведению. Для сохранения некоторых видов животных и растений организованы заповедники, заказники, национальные парки.

Судья. Сущность конфликта человека с природой заключается в том, что человечество стремиться взять от неё значительно больше, чем природа может дать без ущерба для своего «здоровья».

Окружающая нас природа не только величественна, но удивительно хрупка и ранима. Для того чтобы понять масштабы наступления человека на природу, можно привести следующее историческое сопоставление. Биосфера нашей планеты существует около 3,5—4,4 млрд. лет, она начала формироваться с момента образования планеты Земля. Современный человек существует на Земле 100 тыс. лет. Если принять продолжительность жизни одного поколения людей за 60 лет, то всю нашу цивилизацию можно вместить в 800 поколений, причем 600 из них одевались в звериные шкуры и пользовались каменными орудиями, 100 — владели письменностью, 4 — использовали силу пара, 2 — электричество (Подкорытов Н. П., Гридасов Д. М. В согласии с природой. Донецк: Донбасс, 1988. С. 5). И только наше поколение поставило себе на службу авиацию и космонавтику, радио и телевидение, атомную энергию, мощную индустрию. Это значит, что человек скачком вышел из равновесия с биосферой, частью которой он является, и его деятельность стала угрозой существования биосферы. За исторически короткий срок наступления технологической, индустриальной эры, начавшейся 300—350 лет назад, развитие человечества приняло подлинно взрывной характер.

«Есть победы, которые наполняют воодушевлением; есть и другие, которые принижают. Одни поражения несут гибель, другие пробуждают к жи3ни»,— говорил Антуан де Сент-Экзю-пери.

Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние природы, а следовательно, за здоровье и благополучие нынешнего и грядущего поколений.

Общество. Сотни тысячелетий происходило становление вида Человека разумного. Только последние два десятилетия характеризуются тем, что в мировом общественном мнении произошел коренной перелом в понимании необходимости охраны окружающей среды.

Если первого миллиарда численность населения Земли достигла в 1800 г., то только через 100 лет — в 1903 г.— она увеличилась до двух миллиардов. Несмотря на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества — вторую мировую, которая унесла 50 млн, человеческих жизней, трехмиллиардный рубеж был достигнут в 1960 г., или всего за 30 лет. На приращение четвертого миллиарда населения Земли потребовалось только 15 лет. В настоящее время население ежегодно увеличивается на 75-80 млн. человек (Подкорытов Н. П., Гри-дасов Д. М. В согласии с природой. Донецк: Донбасс, 1988. С. 6). Интенсивный рост народонаселения требует значительного производства и потребления продовольственных, минеральных и энергетических ресурсов. Мы хотим хорошо жить, а для этого нужно сырье.

Суд удалился на совещание.

В перерыве школьники знакомили присутствующих с плакатами на экологическую тему и читали стихи о природе.

Судья объявляет решение суда.

Высокий суд признал, что сегодня человечество испытывает на себе давление взаимосвязанных проблем: экологических, демографических, продовольственных. Если эти проблемы дойдут до критического уровня, то человечество могут ожидать если не гибель, то очень серьезные потрясения, которые приведут к снижению его численности, качества жизни и уровня потребления.

Во избежание катастрофы необходимо:

а) строить очистные сооружения ‚использовать малосернистое топливо, перерабатывать мусор;

б) переходить к безотходным технологиям производства;

в) рационапьно размещать производства черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности;

г) промышленным предприятиям проводить комплексную очистку воды (механическую , химическую, биологическую);

д) переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;

е) бережно, рационально пользоваться природными богатствами;

ж) принимать срочные меры по предотвращению исчезновения некоторых видов животных, растений.

Мы должны не забывать о том, что живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной.

Не природе нужна наша защита, это нам необходимо её покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить.

Она — Природа — была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...