Технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Урок географии в 5 классе по теме "Как древние люди представляли себе Вселенную?" - урок общеметодической направленности. Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин География. Начальный курс,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii_5_klass.docx | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5б класс
Тип урока: урок общеметодической направленности
Дата: 19 октября 2015 года
Учитель: Пономарева Расима Идрисовна
Место работы: МАОУ «Гимназия № 139» г. Казань
Тема | Как древние люди представляли себе Вселенную? |
Цель | развивать и углублять знания учащихся об изучении Вселенной |
Задачи |
|
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные: Сформировать представления о Вселенной в прогрессивном развитии человеческих знаний, особенности модели Вселенной Аристотеля и Пифагора.Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации. Личностные: Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Метапредметные: Умение анализировать текст учебника, сравнивать полученные результаты с информацией полученной после просмотра фильма; выделять главное; сравнивать модели и находить общее и различие; оценивать себя и других; расширение своего кругозора; работать по плану; устно выражать свои мысли. |
Основные понятия | Вселенная, сфера, модель |
Персоналии | Пифагор, Аристотель, Птолемей, Самосский. |
Межпредметные связи | астрономия |
Ресурсы: | Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин География. Начальный курс, атлас, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, картинки с рисунками, распечатанный материал к уроку, видеофильм, портреты Пифагора, Аристотеля, А. Самосского |
Формы урока | Ф - фронтальная, П – парная, Г – групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. Слайд 2. | Я рада приветствовать Вас на уроке. Какое сегодня прекрасное утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнетесь мне. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда в путь! 1 мин. | Готовятся к уроку. Приветствие учителя. |
Мотивация к учебной деятельности. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. | С какой целью у нас сегодня на доске звездное небо? Что это означает? Какие мысли у вас вызывает? На экране изображение Вселенной. Портреты древних учёных на стенах кабинета. На столах у вас лежат буквы. Они перепутались. Их надо сложить в слово. А какое это слово – поможет отгадать вам загадка. Загадка А галактики летят. В рассыпную как хотят. Очень здоровенная. Это всё – Вселенная. 2 мин. Беседа с классом. Что вы знаете о Вселенной? Что же такое Вселенная? Как вы думаете? В настоящее время люди думают о Вселенной? Продолжают ли изучать сейчас? А раньше в древние времена? Сможете ли вы назвать тему нашего урока? Итак, тема урока Как древние люди представляли себе Вселенную 2 мин. | Учащиеся предполагают, высказывают свое мнение. На доску прикрепляют слово «Вселенная» из букв. Знание учащихся о Вселенной – опыт. Называют тему урока. |
Целеполагание. Слайд 6. | Поставьте цель на уроке. Что я хочу узнать,? Чему я хочу научиться? Поделитесь своим мнением. 1 мин. | Каждый ставит перед собой цель на урок. |
Планирование деятельности. Слайд 7. | Как будем решать поставленные задачи? 2 мин. | Учащиеся высказываются по вопросу организации работы на уроке. Составляют план работы. 1.Работа с текстом учебника в группе по 4 ученика. 2.Заполнение таблицы каждым учеником. 3.Обсуждение в группе. 4.Отчёт групп. 5.Оценивание групп. |
Организация самостоятельной деятельности. Слайд 8. Слайд 9. схема Физкультминутка Слайд 10. Слайд 11. Слайды 12 - 21 Слайд 22. Закрепление изученного материала |
Что такое Вселенная? стр.41. учебника Вселенная - это космическое пространство и небесные тела, газ, пыль. Какие небесные тела вы знаете? Современные представления о Вселенной складывались постепенно. С самых древних времён человека интересовал вопрос: из чего состоит окружающий нас мир, как он велик, как он выглядит, что это за такой мир - Вселенная? И с тех самых времён многие великие мыслители пытались ответить на эти вопросы. Попробуем выделить ключевые компоненты Вселенной. Вселенная – это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль (учитель говорит, определение на слайде) 5 мин.
Вселенная Космическое пространство газ Небесные тела пыль 1 мин.
Мы работаем с утра, Отдохнуть чуть-чуть пора. Встанем с вами на разминку, Выпрямим мы нашу спинку. Потянулись и нагнулись. Вправо, влево повернулись, Раз- присели, два –мы встали, Мы немножечко устали, Покрутили головой, Словно вертим шар земной. Покачаем мы руками, Словно вызвали цунами И попрыгаем на месте, А сейчас походим вместе. Выдох, вдох, выдох, вдох, И продолжим наш урок. 2 мин. В древние времена существовал свой мифы о Вселенной. Задание: В каждой команде есть конверт, в котором есть задание и картинка - представление о Вселенной народов какой-либо цивилизации или модель Вселенной древнегреческого ученого. Ваша задача по тексту учебника и картинкам ответить на вопросы и на листах формата A3 нарисовать Вселенную. А после представить своё творчество классу. Учитель корректирует выступления групп. Задаёт вопросы (вопрос каждой команде: с чем связано такое представление людей этой цивилизации о Вселенной). 1 группа - О представлениях древних индийцев стр. 41-42, рисунки. 2 группа - О представлениях древних египтян. Стр. 41 - 42, рисунки. 3 группа – Народы берегов рек Тигра и Евфрата. Срт. 41 – 42, рисунки 4 группа - о древнегреческом учёном Аристотеле, стр. 42 - 44, биография стр. 45. 5 группа – о древнегреческом учёном Аристархе Самосском стр.43, доп. материал 6 группа – о древнегреческом учёном Птолемее, стр.44, биография стр.45. 15 мин. Представления древних людей и древнегреческих ученых о Вселенной. Проверка работы групп – просмотр видеофильма. 2 мин.
Предметные результаты. 1. Конэрс (Углы). (Задания на карточках). 10 мин. - А сейчас я вам раздам карточки, на которых изображены модели строения Вселенной или представления древних народов о Вселенной, каждый из вас должен выбрать ответ. Ответы висят на стене, вы должны правильно определить по картинке и найти свой угол в классе с правильным ответом. 1 минута на обдумавание. 1 мин. - А теперь, идите к вашему ответу. Проверим, правильно ли вы выбрали? Метапредметные результаты: 2. Решение кроссворда. 5 мин. 1. Жители Месопатамии, которые считали, что Земля – это гора... | Читают, обсуждают в группе, запись в тетрадь термина Вселенная. Ответы учащихся. Составляют схему и прикрепляют на доску слова. Делают зарядку. Слушают задание. Распределяют «роли», организуют свою деятельность. Работа в группах. Читают, переводят, рисуют. Отчёт групп. Выступают (показывают рисунки, читают текст). Задают вопросы выступающим группам. Оценивание работы групп, друг друга. Учащиеся обдумывают и находят свой ответ, выбирают свой «угол». Находят пару себе и спрашивают друг друга почему он выбрал этот ответ. Отвечают почему они выбрали этот ответ. Решают в группе. Взаимопроверка и оценивание. |
Домашнее задание. Слайд 23. Рефлексия. Слайд 24. | параграф 8, термин выучить, Творческий сундучок:
- Как могли бы представлять в древности Землю люди, жившие в холодных районах Земли? - Как вы думаете, почему люди разных стран по – разному представляли Землю? 2 мин. Мне также хочется знать, что вам больше всего понравилось на уроке, что вызвало у вас удивление. Напишите кратко свои впечатления об уроке. Заполните лист самооценки. Лист самооценки ученика _______________________ Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике: Учащимся предлагается закончить предложения: Какую оценку ты бы себе поставил за урок? Я узнал… Мне понравилось… 2 мин. | Записывают домашнее задание , а творческий сундучок одно задание на выбор.
Пишут на листочках. Самооценка. |
Итог урока. Слайд 25. | Билет на выход. - На этом наш урок закончен. Желаю вам успехов! Спасибо всем! Свои впечатления (термометр настроения) об уроке оставьте у Мудрой Совы. 1 мин. | Приводят своё рабочее место в порядок. |
Приложения к уроку:
представления древних индийцев
миф древних египтян
воззрения древних вавилонян
Группа 4. Аристотель.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника (стр 41-42.) в параграфе 8 и дополнительный материал (стр. 45)об Аристотеле.
2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни.
3. Вы режиссеры!
4. Выберите «артиста», который будет играть роль Аристотеля.
5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).
Группа 6. Клавдий Птолемей.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника (стр. 44) и дополнительный материал (стр. 45) о К. Птолемее.
2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .
3. Вы режиссеры!
4. Выберите «артиста», который будет играть роль Птолемея.
5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).
Группа 5. Аристарх Самосский.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника и дополнительный материал об Аристархе Самосском.
2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .
3. Вы режиссеры!
4. Выберите «артиста», который будет играть рольАристарха Самосского.
5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).
Группа 1. Древние индийцы.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Вы древние индийцы!
3. Покажите какую модель Вселенной предлагали они ? Расскажите о ней.
Группа 2. Древние египтяне.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Вы древние египтяне!
3. Покажите какую модель Вселенной предлагали они? Это модель Вселенной или миф?
Группа 3. Вавилоняне.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Вы вавилоняне!
3. Покажите какую модель Вселенной предлагали они. Расскажите о ней.
Лист самооценки учащегося 5 класса Б _______________________
Какую оценку ты бы себе поставил за урок?
Я узнал
Мне понравилось
Всё ли тебе удалось выполнить
Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике:
Аристарх Самосский (латинское Aristarchus, греческое Аристархос) (около 320 — 250 или 230 до н.э) — древнегреческий астроном и математик, впервые выдвинул гипотезу гелиоцентрического устройства мира.
Родился на острове Самос. Годы жизни точно неизвестны. Его учителем был выдающийся философ, представитель перипатетической школы Стратон из Лампсака. Предположительно, в течение значительного времени А. Самосский работал в Александрии — научном центре эллинизма. Оказал существенное влияние на развитие календаря. Писатель III века н. э. Цензорин указал, что Аристарх определил продолжительность года в 365+(1/4)+(1/1623) дней.
Математик является одним из основоположников тригонометрии, его имя неизменно называлось в числе ведущих математиков Эллады. Некоторые исследователи считают, что Самосский ставил опыты по определению разрешающей способности человеческого глаза.
В сочинении «Псаммит» Архимед сообщил краткие сведения об астрономической системе Самосского, изложенной в не дошедшем до нас его сочинении. Как и Клавдий Птоломей, Аристарх утверждал, что неподвижное Солнце находится в центре сферы неподвижных звезд, а Земля вращается вокруг своей оси и вместе с тем движется вокруг Солнца по кругу наклонному к экватору. Эта гипотеза не была принята учеными древности, так как Аристарх не представил убедительных доказательств.
Группа 4. Аристотель.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника (стр 41-42.) и дополнительный материал (стр. 45) об Аристотеле.
2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни.
3. Вы - режиссеры!
4. Выберите «артиста», который будет играть роль Аристотеля.
5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).
Группа 6. Клавдий Птолемей.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника (стр. 44) и дополнительный материал (стр. 45) о К. Птолемее.
2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .
3. Вы - режиссеры!
4. Выберите «артиста», который будет играть роль Птолемея.
5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).
Группа 5. Аристарх Самосский.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника и дополнительный материал об Аристархе Самосском.
2. Подготовьте информацию о его открытиях и интересных фактах из жизни .
3. Вы - режиссеры!
4. Выберите «артиста», который будет играть рольАристарха Самосского.
5. Подготовьте его к роли (что он будет рассказывать о себе, своих открытиях, как играть свою роль).
Группа 1. Древние индийцы.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Вы - древние индийцы!
3. Покажите, какую модель Вселенной предлагали они ? Расскажите о ней.
Группа 2. Древние египтяне.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Вы - древние египтяне!
3. Покажите, какую модель Вселенной предлагали они? Это модель Вселенной или миф?
Группа 3. Вавилоняне.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника.
2. Вы - вавилоняне!
3. Покажите, какую модель Вселенной предлагали они. Расскажите о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...