Главные вкладки

    Профессиональная деятельность учителя географии в ИКТ - насыщенной среде.
    статья по географии на тему

    Гуркина Марина Эдуардовна

    сообщение

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             Мотивацию использования ИКТ при изучении любых предметов для ребёнка может создать только учитель-предметник.  География в этом отношении, одна из наиболее релевантных учебных дисциплин.

    Формирование ИКТ-компетентности позволяет расширить и углубить фундаментальное ядро содержания географического образования. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении ИКТ.

    В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь:

     - управлять учебным процессом;

    - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

    - индивидуально и коллективно создавать и редактировать интерактивные учебные материалы;

     

    - образовательные ресурсы, творческие работы со статистическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

    - работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

    - размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса;

    - проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

    - использовать различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку государственной (итоговой) аттестации;

    - осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное.

    Методической лабораторией Московского института открытого образования был разработан примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя географии, который предлагался к обсуждению на сайте «Открытый класс» в блоге А.И. Крылова, методиста лаборатории географии МИОО (http://www.openclass.ru/node/712 )

    Пункты   в перечне расставлены по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню:

    1. Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

    2. Уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами.

    3. Оценивать, отбирать информацию из электронных источников.

    4. Осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.

    4. Извлекать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами.

    5. Уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.

    6. Знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google,  геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).

    7. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося.

    8. Уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя.

    9. Уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде.

    10. Направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся,
    родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и
    потребностей.

    11. Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), tss-поток (новостная рассылка).

    12. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных
    проектов (олимпиады, конкурсы, викторины...), дистанционно поддерживать
    работу учащихся.

    Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:

    Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)

    Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы.

    В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.

    Немало важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навык самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.

    В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.

    В - пятых, учитель - предметник с помощью языка гипертекстовой разметки может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.

    В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:

    Дистанционное обучение; On-line тестирование; Участие в дистанционных олимпиадах; Конференции; Виртуальные экскурсии; Поиск различной информации.

    Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.

    ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.

    Необходимо, чтобы каждый учитель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессиональная деятельность учителя и его роль в новой информационно-образовательной среде

    Выступление с презентацией на тему "Информационная образовательная среда"...

    Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2015- 2019 гг.

    Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

    Описание результатов профессиональной деятельности учителя географии

    Материал будет полезен для аттестации учителя географии и биологии ...

    Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя географии Елькиной О. С.

    Информационно- аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности учителя географии Елькиной О. С....