Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Материалы, используемые мной для подготовки учащихся к ОГЭ по географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Работа включает 9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запищите рядом новый.

Работа включает 3 задания (15, 21 и 24), на которые следует дать полный развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для VII,VIII и IX классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

1.На каком материке находятся пустыни Намиб и Калахари?

  1. Африка
  2. Южная Америка
  3. Евразия
  4. Северная Америка

2.        С каким из перечисленных государств Россия имеет
сухопутную границу?

  1. Швеция
  2. Монголия
  3. Чехия
  4. Турция

3.        В каком из перечисленных регионов России почвы,
наиболее плодородные?

  1. Республика Карелия
  2. Новгородская область
  3. Пермский край
  4. Воронежская область

4.        Глобальное потепление климата может привести к
таянию ледникового покрова Антарктиды и повышению, вследствие этого, уровня Мирового океана. Определите, какой из перечисленных городов России может наиболее пострадать в случае такого развития событий.

   1)Санкт-Петербург    3) Ставрополь

        2)Уфа                  4) Екатеринбург

5.        Какой из перечисленных городов Центральной России
является крупным центром черной металлургии?

  1. Иваново
  2. Тамбов
  3. Липецк
  4. Ярославль

6.        К традиционным занятиям какого из перечисленных
народов России относятся оленеводство и рыболовство?

  1. карачаевцы
  2. ненцы
  3. чуваши
  4. марийцы

Задания 7-8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы.

Таблица

Площадь территории и численность населения отдельных регионов РФ

Регион

Площадь территории,

тыс. км2

Численность населения по годам, тыс. чел.

1995

2000

2007

Белгородская область

27

1455

1502

1514

Смоленская область

50

1156

1100

994

Томская область

317

1072

1058

1033

Задания 11—12 выполняются с использованием приведенной ниже карты погоды.

Амурская область

362

995

936

875

7.        Используя данные таблицы, определите, в каком из
перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 г.
наблюдался рост численности населения.

  1. Амурская область
  2. Смоленская область
  3. Томская область
  4. Белгородская область

  1. Используя данные таблицы, определите среднюю плотность населения Смоленской области в 2000 г. Ответ запишите цифрами (чел. на км2).
  2. Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения?

  1. Казань
  2. Ижевск
  3. Краснодар
  4. Иркутск

Ответ:             .

10. Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?

11.        Какой из перечисленных городов, показанных на
карте, находится в зоне действия циклона?

  1. Архангельск
  2. Петрозаводск
  3. Ростов-на-Дону
  4. Санкт-Петербург

12.        Карта погоды составлена на 27 января. В каком из
перечисленных городов, показанных на карте, на сле
дующий день вероятно существенное потепление?

  1. Новосибирск
  2. Салехард
  3. Ростов-на-Дону
  4. Нижний Новгород

13.        Защите почв от водной эрозии на возвышенностях
способствует

  1. террасирование склонов
  2. вырубка лесов
  3. распашка склонов
  4. создание карьеров на склонах холмов

14.        В каком из высказываний содержится информация о
миграции населения?

  1. В Чукотском АО рождаемость превысила значение, необходимое для простого воспроизводства населения.
  2. В 2008 г. численность населения Сибири сокращалась за счет оттока населения в западные регионы.
  3. Наиболее высокие значения средней продолжительности жизни населения наблюдаются в республиках Северного Кавказа и в г. Москве.
  4. Снижение численности населения России обусловлено неблагоприятной динамикой показателей рождаемости и смертности.

Задания 15-16 выполняются с использованием климатограмм, приведенных ниже.

Пункт X        Пункт Z

t, °с        •;      Осадки, мм

  1. На рисунке показаны климатограммы, составленные для пунктов X и Z, расположенных в Европе в умеренном климатическом поясе примерно на одной широте и на одной высоте над уровнем моря. Какой из пунктов — X или Z — расположен восточнее? Обоснуйте свой ответ, приведите два довода.

  1. Климат какого из перечисленных    городов показан на климатограмме Z?

  1. Сочи
  2. Краснодар
  3. Архангельск
  4. Ставрополь

  1. Расположите перечисленные ниже города в порядке  увеличения их высот над уровнем моря.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) Лондон           Б) Мехико          В) Мадрид

18. Определите, какой город имеет географические координаты 69° с.ш. и 88° в.д.

Задания   19-22  выполняются  с  использованием  приведенной ниже карты.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

  1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от моста через Андогу до отметки уреза воды 130,5 м. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

  1. Определите по карте, в каком направлении от моста через Андогу находится школа.

21. Местная администрация выбирает место для строительства хоккейной площадки. Какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели? Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе или бланке, указав сначала номер задания.

22.        На рисунках представлены варианты профиля рель
ефа местности, построенные на основе карты по ли
нии А—Б разными учащимися. Какой из профилей
построен верно?

Задания  23-24 выполняются с использованием  приведенного ниже текста.

Горьковский автомобильный завод («ГАЗ») — крупный производитель легковых, легких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Завод был основан в 1932 г., находится в Нижнем Новгороде.

23.Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г. Нижний Новгород?

  1. Европейского Юга
  2. Урала
  3. Сибири
  4. Центральной России

24.        Какие особенности ЭГП Нижнего Новгорода обусловили его выбор для строительства автомобильного
завода?

Укажите две особенности ЭГП. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

25.        Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у
берега реки.

Расположите перечисленные ниже слои горных пород в порядке убывания их возраста (от самого старого до самого молодого).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) суглинок Б) песок В) мел Г) черная глина

26. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

РЕГИОН

  1. Кабардино-Балкарская Республика
  2. Республика Татарстан
  3. Оренбургская область
  4. Мурманская область

СЛОГАН

А) Добро пожаловать в Приэльбрусье — один из самых популярных горнолыжных курортов России!

Б) Здесь можно

наблюдать великолепное зрелище — «Полярное сияние»!

Ответ:

А

Б

27. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

  1. Тюменская область Б) Республика Татарстан
  2. Амурская область

Ответ:  

Задания 28-29 выполняются с  использованием приведенного ниже текста.

Школьники из нескольких населенных пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений.

Собранные ими данные представлены в следующей таблице.

Пункт наблюдения

Географические координаты

пункта наблюдения

Высота

над уровнем моря, м

Средняя температура воздуха, °С

Среднегодовое количество дней с атмосферными осадками

июль

январь

Астрахань

46° с.ш. 48° в.д.

-22

+25,3

-6,7

40

Тамбов

53° с.ш. 42° в.д.

139

+20,0

-10,7

100

Москва

56° с.ш. 37° в.д.

147

+18,5

-10,3

119

Санкт-Петербург

60° с.ш. 30° в.д.

4

+17,7

-8,5

122

28.        Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленныхданных?

  1. Петр: Чем дальше на юго-восток, тем больше годовая амплитуда температур воздуха.
  2. Иван: Чем западнее, тем жарче в июле.
  3. Маша: Чем дальше на северо-запад, тем реже выпадают атмосферные осадки.
  4. Андрей: Чем выше расположен пункт, тем чаще в нем выпадают атмосферные осадки.

29.        В каком из городов 21 марта (день весеннего равноденствия) Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

  1. Астрахань
  2. Тамбов
  3. Москва
  4. Санкт-Петербург

;

30. Определите   природную   зону  по  ее   краткому  описанию. Гористая, покрытая лиственницами и соснами местность была недружелюбна. Работы велись во время короткого жаркого лета. При бурении скважин начали подниматься грунтовые воды, грозившие затопить всю технику. Когда же воду откачали и продолжили бурение, то наткнулись на скованный вечной мерзлотой грунт

\        А



Предварительный просмотр:

      Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Работа включает 9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запищите рядом новый.

Работа включает 3 задания (15, 21 и 24), на которые следует дать полный развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для VII,VIII и IX классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

                                   

Вариант 2

1.        Большинство верующих какого из перечисленных народов России исповедуют ислам:

1) буряты; 2) коми; 3) башкиры; 4) тувинцы.

2.        Какое утверждение о крайних точках России верно?

1) Крайняя материковая северная точка России находится на полуострове        Таймыр.

2)        Крайняя южная точка России находится на границе с Грузией.

3)        Крайняя материковая восточная точка России имеет восточную    долготу.

4)        Крайняя западная точка России находится в Ленинградской области.

3.        Какой из перечисленных типов почв характерен для природной зоны тайги России:

1)    подзолистые;    2)    серые    лесные;

3)        каштановые; 4) черноземные.

4.        Такие неблагоприятные климатические явления, как суховеи и пыльные бури, значительно затрудняют хозяйственное освоение территории. Для какой из перечисленных стран эти природные явления наиболее характерны:

1) Казахстан; 2) Индонезия; 3) Канада; 4)        Финляндия.

5.        Какой из перечисленных городов России является центром черной металлургии:

1) Псков; 2) Магнитогорск; 3) Тюмень; 4) Петрозаводск.

6.        Традиционное жилище какого из перечисленных народов представляет собой юрту, крытую войлоком, валенным из овечьей или верблюжьей шерсти:

1) калмыки; 2) коми; 3) карелы; 4) чукчи.

Задания 7-8 выполняются с использованием таблицы 1.

7.        Используя данные таблицы 1,определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995 по 2007 г. наблюдался рост численности всего населения:

1) Ярославская область; 2) Воронежская область;

3) Республика Алтай; 4) Магаданская область.

ТТаблица 1. Площадь территории и численность населения регионов России

Регион

Площадь территории, тыс.

км2

Численность населения по годам, тыс. чел

всего

городского

сельского

1995

2000

2007

1995

2000

2007

1995

2000

2007

Ярославская область

36,5

1453

мое

1320

1171

1131

1077

281

275

243

Воронежская область

52,5

2495

2441

2310

1525

1500

1456

970

941

854

Республика Алтай

92,6

199

202

205

47

52

54

152

150

151

Магаданская область

461,4

267

202

169

228

183

160

39

19

9

8.        Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность населения Воронежской области в 2007 г. Ответ запишите в виде числа.

9.        Какой из перечисленных городов имеет наибольшую численность населения:

1) Калининград; 2) Нижний Новгород; 3) Краснодар; 4) Хабаровск.

10.        Какой из перечисленных регионов России находится в пределах главной полосы расселения:

1) Ямало-Ненецкий АО; 2) Омская область; 3) Магаданская область; 4) Чукотский АО.

Задания 11-12 выполняются с использованием, приведенной ниже карты погоды (рис. 1)

ююююю

                               рис.1

11.        Какой из перечисленных городов, показанных на карте (рис. 1), находится в зоне действия циклона:

1) Петрозаводск; 2) Омск; 3) Элиста;4) Ямбург.

12.        Карта погоды составлена на 3 марта. В каком из перечисленных городов, показанных на карте (рис. 1), на следующий день вероятно существенное потепление?

1) Москва; 2) Воронеж; 3) Тюмень; 4) Нижний Новгород.

13.        Одна из причин развития водной
эрозии почв на возвышенностях:

1) террасирование склонов; 2) борьба с оврагами; 3) распашка склонов; 4) осушение болот в верховьях рек.

14.        О каком социально-экономическом процессе в России говорится в                  

следующем высказывании:   «В   50-е  годы прошлого столетия большой поток переселенцев (более 1,5 млн человек) направился на целинные земли Северного Казахстана и Западной Сибири. Помимо переселений между районами характерным процессом в это время было переселение огромного числа сельских жителей в города».

Задания 15-16 выполняются с использованием, климатограмм (рис. 2, 3)

Климатограмма Х

Рис. 3

рис.3

  1. На рисунках 2, 3 показаны климатограммы X и Z, составленные для двух городов, расположенных в Европе примерно на одной широте и на одной высоте над уровнем моря. Какой из городов — X или Z - расположен восточнее? Обоснуйте свой ответ, приведите два довода.
  2. Используя климатические карты атласа, определите, климат какого из перечисленных городов показан на климатограмме Z (рис. 3):

1) Архангельск; 2) Астрахань; 3) Калининград; 4) Ставрополь.

17. Расположите перечисленные ниже города в порядке  увеличения  их высот над уровнем моря.

    Запишите        в  таблицу получившуюся последовательность букв.

     А) Алма-Ата          Б) Нарьян-Мар          В)Ставрополь

18.Определите, какой город имеет географические координаты 30° с.ш.
и 31° в.д.

Задания 19-22 выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 4).Ознакомтесь с картой показанной на рисунке 4

  1. Определите по карте (рис. 4) расстояние на местности по прямой от точки с высотой 152,5 до родника. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
  2. Определите по карте (рис. 4), в каком направлении от дома лесника находится колодец.
  3. Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте (рис. 4) цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

22.Ниже (рис. 5) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А — В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

                             

Задания 23-24 выполняются    с использованием  приведенного ниже текста

В городе Шахты (Ростовская область)с 2007г. работает Ростовский электрометаллургический завод ~ новое современное предприятие, имеющее производственную мощность 730 тыс. тонн стального проката в год. В 2008 г. рядом с этим заводом начато строительство «Южнорусского электрометаллургического завода». Сталеплавильные мощности нового завода составят 960 тыс. тонн в год. Наличие крупных потребителей металла как в Ростовской области, так и в соседних регионах, позволит компании «Электросталь России», управляющей заводами, быстро окупить затраты.

23.        Карты какого географического региона России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить территорию Ростовской области:

1) Европейского Юга; 2) Урала; 3) Поволжья; 4) Центральной России.

  1. Какие особенности хозяйства Ростовской области кроме упомянутых в тексте делают экономически целесообразным размещение в ней электрометаллургических производств? Укажите две особенности.
  2. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки (рис. 6).

Расположите показанные на рисунке 6 слои горных пород в порядке возрастания их возраста (от самого молодого до самого старого):

А) супесь; Б) песок; В) известняк. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

Ответ:

26.        Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

СЛОГАН

А) Мы предлагаем сплав по реке Ка-тунь, которая берет начало в ледниках высочайшей горы Сибири!

Б) Полюбуйтесь на высочайший действующий вулкан Евразии!

РЕГИОН

1) Владимирская область; 2) Амурская область; 3) Камчатский край; 4) Республика Алтай.

27.        Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год:

А) Хабаровский край; Б) Забайкальский край;  В) Республика Мордовия.

Задания 28-29 выполняются с использованием приведенного ниже текста

Школьники делали доклад о климатообразующих  факторах.   Они  нашли в Интернете данные, полученные на различных метеостанциях в результате многолетних наблюдений, выбрали данные четырех пунктов наблюдений, расположенных в Мексике. Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Пункт наблюдения

Средняя температура воздуха, °С

Географические координаты пункта

Высота над уровнем моря, м

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм

июнь

январь

Мехико

+ 17,8

+ 13,8

19° с.ш. 99° з.д.

2308

894

Морелиа

+ 20,0

+ 14,4

19° с.ш. 101" з.д.

1913

764

Мерида

+ 28,1

+ 22,8

20° с.ш. 89° з.д.

9

988

Закатакас

+ 16,4

+ 9,6

22° с.ш. 102° з.д.

2612

427

28.        Учащиеся проанализировали данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением. У всех школьников выводы получились разные. Кто из
учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных

   1)Никита: «Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается при движении на запад».

        2)Даниил: «В январе температура воздуха понижается с удалением от экватора».

        3)Наталья: «Средняя температура воздуха постепенно понижается при движении на запад».

        4)Элеонора: «Средняя температура воздуха постепенно понижается при подъеме вверх».

29.        На какой метеостанции в день летнего солнцестояния в полдень угол падения солнечных лучей будет наибольшим:
1) Мехико; 2) Морелиа; 3) Мерида; 4) Закатакас.

30.        Определите регион России по описанию: «Этот край не имеет выхода к морю и к государственной границе, но наличие речных портов позволяет осуществлять перевозку грузов в порты Балтийского, Белого, Черного, Азовского и Каспийского морей. Административный центр края - центр городской агломерации с численностью населения более одного миллиона человек, многоотраслевой промышленный, научный и культурный центр».




Предварительный просмотр:

№ задания

Правильный ответ

№ задания

Правильный ответ

2

16

1

4

17

БАВ

1

18

Нижний Новгород

2

19

640; 650;660м

3

20

с-в, северо-восток

2

22

4

1

23

4

33,34

25

ВБА

2

26

32

4

27

БАВ

3

28

2

4

29

1

2

30

степи; степь и лесостепь

3

Ответы

Вариант 3

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

15.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,                
           не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о том, что наибольшее количество солнечной радиации в Испании поступает летом и что  в это время года угол падения солнечных лучей наибольший, или что летом продолжительность светового дня наибольшая, или что летом меньше облачность.

2

В ответе говорится о том, что наибольшее количество солнечной радиации в Испании на один квадратный метр земной поверхности поступает летом, или только о том  сто количество солнечной радиации зависит от угла падения солнечным лучом, или что количество солнечной радиации зависит от продолжительности светового дня, или что количество солнечной радиации зависит от облачности.

1

В ответе ничего не говорится ни о лете, ни об угле падения солнечных лучей, ни о продолжительности светового дня, ни об облачности.

0

Максимальный балл

2

21.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,                
           не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 1, и  приведено два обоснования , из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

2

В ответе говорится о том, что наиболее подходящим является участок 1, и  приведено одно обоснования , из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

ИЛИ

В ответе говорится, что подходит участок 2 и приведено одно обоснование, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями.

1

В ответ назван участок 1 без обоснования

или

с обоснованием, не имеющем отношения к вопросу.

ИЛИ

В ответе назван любой участок и приводится обоснование , из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов  по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

0

Максимальный балл

2

24.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа,                
           не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе указаны любые две из перечисленных причин. Могут быть указы:

- Наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

-Выгодное транспортное положение.

- Наличие крупного завода с налаженным производством.

2

В ответе говорится только о наличии квалифи-                    цированных трудовых ресурсов или только о выгодном транспортном положении или только о наличии крупного

завода с налаженным производством

1

В ответе ничего не говорится ни о наличии           0

квалифицированных трудовых ресурсов, ни о выгодном транспортном положении, ни о наличии крупного завода с налаженным производством.

0

Максимальный балл

2

           




Предварительный просмотр:

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Работа включает 9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запищите рядом новый.

Работа включает 3 задания (15, 21 и 24), на которые следует дать полный развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для VII,VIII и IX классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.  Желаем успеха!

Вариант 5

        1.Какой из проливов является самым длинным в мире?

  1. Берингов        3) Босфор
  2. Магелланов        4) Девисов

        2.На границе с каким из перечисленных государств расположена
крайняя южная точка России?

  1. Монголия        3) Казахстан
  2. Азербайджан        4) Армения

        3.В каком из перечисленных регионов России лето наиболее теплое?

  1. Архангельская область 3)Владимирская область

2)Краснодарский край      4)Приморский край

        4.Половодья часто наносят огромный урон сельскому хозяйству и
населению, проживающему по берегам рек. На какой из пере
численных рек половодья наблюдаются летом?

1) Кама        2) Волга        3) Дон        4) Анадырь

        5.Центром молочного животноводства является

  1. Тамбов        3) Вологда

Оренбург        4) Астрахань

6.        Для какого из перечисленных народов России характерно переносное жилище, покрытое оленьими шкурами, — яранга?

  1. карелы        3) башкиры
  2. коряки        4) чеченцы

Задания 7-8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы 1.

ПЛОЩАДЬ ТЕРРИТОРИИ И ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РФ

Регион

Численность населения по годам, тыс. чел.

Площадь

территории

всего

городского

сельского

1995

2000

.   2009

1995

2000

2009

1995

2000

2009

Мурманская область

144,9

1151

1082

843

1059

999

768

92

83

75

Тульская область

25,7

1810

1719

1553,2

1477,8

1417,7

1243,1

332,2

301,3

310,1

Республика Алтай

92,9

200

203

209

48

53

55

152

150

154

Волгоградская область

112,9

2738

2725

2599

2040

2041

1961

698

684

638

              7.Используя данные таблицы 1, определите, в каком из      перечисленных регионов за период с 1995-го по 2009 г. наблюдался постоянный рост численности городского населения. 

  1. Мурманская область
  2. Республика Коми
  3. Республика Алтай
  4. Ростовская область

          8.        Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность
        населения в Тульской области в 2009 г. Ответ запишите
          цифрами.

      Ответ:__________________        чел. на 1 км2.

        9.Какой из перечисленных городов имеет наибольшую числен
ность населения?

  1. Мурманск                     3) Казань
  2. Сыктывкар     4) Махачкала

10.        Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России,
имеет наибольшую среднюю плотность населения?

Задания 11-12 выполнятся с использованием приведенной ниже карты.

1) А        2) Б        3) В        4) Г

  Задания  14-16 выполняются с использованием приведенного н

Задания  14-16 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

17 августа 1906 года в Чили (Береговая Кордильера) произошло одно из сильнейших землетрясений, сопровождавшееся поднятием береговой линии, цунами пересекли океан и достигли берегов Японии и Гавайских островов.

14.        Карту какого из перечисленных материков необходимо выбрать
для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?

  1. Африки
  2. Евразии
  3. Северной Америки
  4. Южной Америки

15.        Почему в этом океане часто возникают волны огромной разру
шительной силы?

Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

16.        16.Где в России могут образовываться гигантские волны?

  1. Кавказ
  2. Кольский полуостров
  3. Урал
  4. Курильские острова

17.        Группа зарубежных туристов своими глазами хочет увидеть
места обитания женьшеня и амурского бархата на территории
России. Какой заповедник им необходимо для этого посетить?

  1. Лазовский
  2. Хоперский
  3. Лапландский
  4. Лапландский

    18.        Определите, какой город имеет географические координаты
 59° с.ш. и 10" в.д.?

  О т в е т__________________________________________________

19.        Определите по карте расстояние на местности по прямой от
школы до дома лесника. Ответ запишите цифрами.

Ответ             м.

20.        Определите по карте, в каком направлении от дома лесника находится школа.

Ответ         .

21.        В школе решили организовать горнолыжную секцию. Оцените,
какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3,
наиболее подходит для катания на горных лыжах. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ
запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

жжжж

24.        Какие особенности хозяйства города Комсомольск-на-Амуре
обусловили его выбор для открытия цеха передельной металлургии?

Укажите две особенности хозяйства. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

25.        В коллекцию школьного музея попали образцы слоев горных
пород земной коры. Для создания одного из экспонатов музея
потребовалось разместить эти образцы в определенной последо-
вательности.

     А) гранитный слой     Б) осадочный слой     В) базальтовый слой

Расположите слои горных пород континентальной земной коры от нижнего к верхнему.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

1

2

3

 

26..

Турист26.Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

РЕГИОН

  1. Республика Карелия
  2. Республика Марий-Эл
  3. Республика Коми
  4. Республика  Бурятия

   СЛОГАН

 А) Поброди по самым большим по    площади в Европе не тронутым     человеком лесам

Б)   Посети второй по величине равнинный водопад Европы -Кивач

       Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

27. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

A)        Амурская область

Б) Оренбургская область

B)        Чукотский АО

1

2

3

 

28. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, стали участниками единого образовательного проекта. Результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках своих городов, они обмениваются. 21 марта в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом, зафиксировали температуру и влажность воздуха. Результаты этих наблюдений приведены в таблице.

Пункт наблюдения

Координаты

пункта наблюдения

Высота Солнца над горизонтом,

Температура воздуха, °С

Относительная влажность воздуха,

%

Мурманск

69° с.ш. 33° в.д.

21

-5

80

Санкт-Петербург

60° с.ш. 30° в.д.

30

+4

89

Липецк

53° с.ш. 40° в.д.

37

+6

74

Тверь

57° с.ш. 36° в.д.

33

0

81

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

  1. Высота Солнца изменяется в зависимости от географической широты местности.
  1. Температура воздуха изменяется в течение года.
  2. Континентальность климата увеличивается в направлении с северо-запада на юго-восток.
  3. Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения.

29.        На каком из перечисленных островов средняя температура воз
духа в январе выше?

  1. Хонсю        3) Исландия
  2. Гренландия        4) Тайвань

30.        Определите страну по ее краткому описанию.

Это европейское государство расположено на полуострове. По форме правления — конституционная монархия. В прошлом крупнейшая морская держава. Богатое культурное наследие страны привлекает туристов. Туризм — отрасль международной специализации этой страны.



Предварительный просмотр:

         Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Работа включает 9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запищите рядом новый.

Работа включает 3 задания (15, 21 и 24), на которые следует дать полный развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для VII,VIII и IX классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.  Желаем успеха!

                   

Вариант 6

        1.        Какой полуостров является самым крупным по площади в мире?

  1. Калифорния        3) Лабрадор
  2. Аравийский        4) Скандинавский

        2.        С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопут
ную границу?

1) Армения        2) Иран        3) Китай        4) Киргизия

        3.        Какой буквой на карте России обозначена точка с максималь
ным количеством осадков летом?

1) А        2) Б        3) В        4) Г

        

5.        В каком из перечисленных регионов России ведется лесозаго-
товка в промышленных масштабах?

  1. Северо-Запад России        3) Европейский Юг
  2. Центральное Черноземье        4) Восточная Сибирь

6.        Определите, к традиционным занятиям какого из перечислен-
ных народов России относится овцеводство?

1) Алеуты        2) Калмыки        3) Ханты        4) Коряки

Таблица 1

ПЛОЩАДЬ ТЕРРИТОРИИ И ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РФ

Регион

Численность населения по годам, тыс. чел.

всего

городского

сельского

1995

2000

2009

1995

2000

2009

1995

2000

2009

Рязанская область

39,6

1322

1259

1158

891

870

812

431

389

346

Тюменская область

1464,2

3176

3234

3345

2433

2493

2639

743

741

706

Кировская область

120,4

1609

1537

1427

1131

1094

1023

478

443

404

Республика Ингушетия

3,6

282

446

493

118

190

211

164

256

282

7.        Используя данные таблицы 1, определите, в каком из перечисленных регионов за период с 1995-го по 2009 г. наблюдался постоянный рост численности сельского населения.

  1. Рязанская область        3) Кировская область
  2. Тюменская область        4) Республика Ингушетия

8.        Используя данные таблицы 1, определите среднюю плотность
населения в Кировской области в 2009 г. Ответ округлите до
целого числа и запишите цифрами.

Ответ         чел. на 1 км2.

9.        Какой из перечисленных городов имеет наибольшую числен
ность населения?

  1. Ярославль        3) Петрозаводск
  2. Сыктывкар        4) Волгоград

10. Какой из регионов, обозначенных буквами на карте России, имеет наибольшую среднюю плотность населения?

1) А        2) Б        3) В        4) Г

13. Охране природы способствует

  1) широкое развитие транспорта на электрической тяге

  2) создание каскадов ГЭС на реках

  3) перевод ТЭС с газа на уголь

  4) развитие интенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов

Задания  14-16 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

На севере Западной Сибири, между Тазовской и Обской губами располагается Гыданский полуостров. Его территория представляет собой плоскую заболоченную равнину высотой до 200 м. Растительность представлена мохово-лишайниковой и кустарниковой тундрой, на юге встречается лесотундра.

14.        Карту какого материка следует брать, чтобы описать большие
по площади болота в мире?

  1. Южная Америка        3) Австралия
  2. Евразия        4) Африка

15.        Почему территория Гыданского полуострова при небольшом ко
личестве осадков характеризуется высокой заболоченностью?
Одна из причин — плоский характер рельефа. Укажите еще две
причины.

Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.

16.        Для какой из перечисленных территорий России наиболее ха-
рактерны болота?

  1. Приленское плато
  2. Западно-Сибирская равнина
  3. Среднесибирское плоскогорье
  4.  Прикаспийская низменность

19. Определите по карте расстояние на местности по прямой от дома лесника до школы. Ответ запишите цифрами.

Ответ______________________________м.

17.        Группа зарубежных туристов своими глазами хочет увидеть
места обитания бурундука, кабарги и колонков в России. Какой
национальный парк им необходимо для этого посетить?

  1. Забайкальский        3) Сочинский
  2. Ненецкий        4) Хоперский

    20. Определите по карте, в каком направлении от школы находится точка А.

Ответ______________________________________________

18.        Определите, какой город имеет географические координаты
1° с.ш. и 104° в.д.?

Ответ__________________________________________________

         

  22. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности,

  Построенные на основе карты по линии А-В разными учащимися.

  Какой из профилей построен верно?

 

25. Изучая расположение горных пород в геологическом разрезе, сделанном равнинной территории, участники экспедиции сделали следующую зарисовку

      Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке      возрастания их возраста (от самого молодого до самого старого).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

1

2

3

26. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

1

2

27.Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

28. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, стали участниками единого образовательного проекта. Результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках своих городов, они обмениваются. Результаты этих наблюдений приведены в таблице.

Пункт наблюдения

Долгота

пункта

наблюдения

Высота Солнца над горизонтом

21 марта

в полдень по

солнечному

времени, °

Среднегодовая температура воздуха, °С

Среднегодовое количество атмосферных осадков,  мм

Санкт-Петербург

30° в.д.

30

5

633

Астрахань

48° в.д.

44

10

213

Тамбов

41° в.д.

38

6

551

Ярославль

40° в.д.

33

4

591

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

  1. Континентальность климата увеличивается в направлении с северо-запада на юго-восток.
  2. Температура воздуха изменяется в течение года.
  3. Высота Солнца изменяется в зависимости от географической

широты местности.

  1. Температура воздуха падает с высотой.

   29. На территории какого из перечисленных островов в течение года выпадает наибольшее количество атмосферных осадков?

  1. Тасмания        3) Гренландия
  2. Мадагаскар        4) Калимантан

30. Определите страну по ее краткому описанию .

Страна омывается водами двух океанов. Столица- не самый крупный город в стране. Богата разнообразными полезными ископаемыми: алмазами, золотом, платиной, ураном, железными рудами. Сельское хозяйство достигло высокого уровня развития. Отраслями специализации являются горнодобывающая промышленность, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

                       



Предварительный просмотр:

          Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 часа (120 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Работа включает 18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Работа включает 9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующие записи ответа в виде одного или двух слов, и 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв). Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запищите рядом новый.

Работа включает 3 задания (15, 21 и 24), на которые следует дать полный развернутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для VII,VIII и IX классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

               

Вариант  7

     1.        Как называется материк, по территории которого протекает река Колорадо?        

  1. Африка        3) Австралия
  2. Северная Америка        4) Южная Америка

2.        С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

  1. Монголия        3) Болгария
  2. Узбекистан        4) Армения

3.        В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные?

  1. Республика Коми        3) Республика Саха (Якутия)
  2. Сахалинская область        4) Мурманская область

4.        Сель — грязевой или грязекаменный поток, внезапно фор
      мирующийся в руслах горных рек в результате ливней, бурно
     го таяния ледников и снега. В каком из перечисленных регио
     нов существует наибольшая опасность для жизни людей при
     проявлении этого природного явления?

  1. Кабардино-Балкарская Республика
  2. Смоленская область
  3. Республика Калмыкия
  4. Оренбургская область

5.        В каком из перечисленных регионов России производит
ся наибольшая добыча природного газа?

  1. Ямало-Ненецкий АО        3) Астраханская область
  2. Краснодарский край        4) Республика Коми

6.        Группа туристов из США хочет своими глазами увидеть
природу сибирской тайги и посмотреть окрестности уникаль
ного озера Байкал. Какой из перечисленных заповедников для
этого им необходимо посетить?

  1. Тунгусский        3) Буреинский
  2. Баргузинский        4) Дагестанский

Задания 7и8 выполняются с использованием приведённой ниже климатограммы.

Пункт А

7.        Какое утверждение о климате пункта А верно?

  1. В ноябре и мае средняя температура воздуха в пункте А одинакова.
  2. Среднегодовое количество осадков в пункте А не превышает 200 мм.
  3. Месяцы   с   максимальным   количеством   атмосферных осадков в пункте А — ноябрь и август.
  4. В течение всего года температура воздуха в пункте А не опускается ниже 0 °С.

8.        Определите годовую амплитуду температуры воздуха в
пункте А.

Ответ:        

9.        Какой из перечисленных городов является наибольшим
по численности населения?

  1. Нижний Новгород        3) Барнаул
  2. Чебоксары        4) Великий Новгород

10.        Какой из регионов,  обозначенных буквами  на карте
России, имеет наименьшую среднюю плотность населения?

1)А        2) В        3)С        4)D

Задания 11 и 12 выполняются с использованием, приведённой ниже карты погоды.

11.        Какой из перечисленных городов, показанных на карте,
находится в зоне действия антициклона?

  1. Архангельск
  2. Мурманск
  3. Пермь
  4. Санкт-Петербург

12.        Карта погоды составлена на 1 марта. В каком из пока-
занных на карте городов на следующий день вероятно резкое
похолодание?

  1. Мурманск
  2. Оренбург
  3. Салехард
  4. Санкт-Петербург

1З. Примером рационального природопользования является

  1. использование в чёрной металлургии только обогащенной руды
  1. перевод ТЭС с природного газа на уголь
  2. изготовление бумаги из макулатуры "
  3. осушение болот в верховьях малых р.рк

14. В каком из высказываний содержится информация о миграции населения?

  1. Тайга в Западной Сибири заселена редко, сёла в ней встречаются преимущественно вдоль речных долин.
  2. В 2008 г. более половины всех прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы Приволжского округа составляли выходцы из Узбекистана, Украины и Казахстана.
  3. В Центральном федеральном округе средняя плотность населения наибольшая в России и составляет 57 человек на 1 кв. км.
  4. Наибольшая доля детей в возрастной структуре характерна для населения Дагестана и других республик Северного Кавказа.

Задания 15 и 16 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Город Амеро был расположен у подножья высокой конусообразной горы (5° с.ш. и 76° з.д.) в Андах. В 1985 г. из углубления в центре горы стали вырываться раскалённые газы и лава. Они растопили снег и лёд на вершине. Возникший в результате поток, состоящий из воды, грязи, камней и вулканического пепла полностью разрушил город и несколько других населённых пунктов.

15.        Почему в Андах много гор, для которых характерно из
лияние лавы на земную поверхность?

Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

16.        Где в России есть горы, в которых в настоящее время
происходят излияния магмы на земную поверхность?

  1. острова Новая Земля
  2. Курильские острова
  3. остров Сахалин
  4. Алтай

17.        Расположите  перечисленные  ниже  города  в  порядке

 увеличения  их  высот  над  уровнем  моря.

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А) Омск          Б) Братск          В) Кызыл

18.        Определите, какой город имеет географические коорди-
наты 69° с.ш. и 33° в.д.

Задания 1922 выполняются с использованием приведённой ниже карты.

19. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ:________________м

20.        Определите по карте, в каком направлении от точки А
находится отдельно стоящее дерево.

Ответ:        

21.        Участники школьной волейбольной секции выбирают
место для обустройства новой волейбольной площадки. Оцени
те, какая из площадок, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3,
наиболее подходит для обустройства волейбольной площадки.
Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

22.        На рисунках представлены варианты профиля рельефа
местности, построенные на основе карты по линии А—В раз-
ными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Задания 23 и 24 выполняются с использованием приведённого ниже текста.

Целлюлозно-бумажная промышленность в Республике Карелия представлена несколькими предприятиями. Они имеют большое значение для развития отрасли в стране. Их конкурентоспособность определяется в том числе и наличием у предприятий действующих производственных мощностей, позволяющих значительно удовлетворить потребность в бумажной таре рынка России и СНГ; наличием работоспособного, достаточно современного бумагоделательного, мешочного, целлюлозного, лесохимического оборудования.

23.        Картой какого из перечисленных регионов России нужно

воспользоваться, чтобы подробнее изучить территорию Карелии?

  1. Европейский Север
  2. Урал                                                                                  
  3. Поволжье
  4. Дальний Восток

24.        Какие особенности природно-ресурсной базы обусловили размещение на территории Карелии целлюлозно-бумажных комбинатов? Укажите две особенности.

Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

25.        Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую
зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке возрастания их возраста (от самого молодого до самого старого).

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

А)песок

Б) суглинок

В)глина

26. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения новых туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

РЕГИОН

  1. Камчатский край
  2. Мурманская область
  3. Калининградская область
  4. Чукотский АО

СЛОГАН

   А) Здесь можно побывать и в Западном,

и в Восточном полушарии!

Б) Добро пожаловать в уникальную

Долину гейзеров!

А

Б

    27. Расположите регионы страны в последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

  1. Краснодарский край

    Б)Ханты-Мансийский АО

В)Магаданская область

28. Прочтите текст и ответьте на вопрос.

Учащиеся школ разных городов России обмениваются результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках. 21 марта в полдень по солнечному времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха. Результаты их наблюдений приведены в таблице.

Пункт

наблюдения

Географ.

широта пункта наблюдения

Высота Солнца над горизонтом

Температура воздуха,

Время наблюдения (московское)

Петрозаводск

61° с.ш

29°

+4°С

13ч. 00мин

Москва

56° с.ш

34°

+1°С

13ч.28 мин.

Липецк

53° с.ш

37°

+6°С

13ч.40 мин

Астрахань

46° с.ш

44°

+8°С

14ч. 00мин

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

  1. Чем ниже высота Солнца над горизонтом, тем температура воздуха выше.
  2. Температура воздуха изменяется в течение суток.
  3. Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения.
  4. Высота Солнца изменяется в зависимости от географической широты местности.

29.        Над каким из перечисленных островов 23 сентября в
полдень по местному времени Солнце находится выше всего
над горизонтом?

  1. Ньюфаундленд
  2. Куба
  3. Суматра
  4. Тасмания

30.  Определите страну по ее краткому описанию.

Это — одна из крупных по площади территории стран мира, имеет выход к трём океанам. На её территории находится одна из крайних точек материка, на котором она расположена. По суше она граничит лишь с одной-единственной страной. На юге вдоль границы с этой страной сосредоточена большая часть её населения. Страна богата разнообразными полезными ископаемыми, а также лесными, земельными, водными ресурсами.

Ответ:        .



Предварительный просмотр:

Вариант 8

1.Большинство верующих какого из перечисленных народов России исповедуют ислам?

  1. буряты
  2. калмыки
  3. татары
  4. тувинцы

2.С какой из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?

  1. Чехия
  2. Швеция
  3. Польша
  4. Болгария

3.Какой из перечисленных типов почв характерен для природной зоны тайги России?

  1. подзолистые
  2. серые лесные
  3. каштановые
  4. черноземные

4.Снежные лавины - одно из наиболее грозных и опасных природных явлений. В каком из перечисленных регионов России снежные лавины представляют наибольшую опасность?

  1. Архангельская область
  2. Сахалинская область
  3. Тюменская область
  4. Республика Коми

5.На какой из перечисленных рек построены наиболее крупные ГЭС?

  1. Печора
  2. Енисей
  3. Лена
  4. Обь

6.Традиционное жилище какого из перечисленных народов представляет собой юрту, крытую войлоком, валенным из овечьей или верблюжьей шерсти?

1)

калмыки

2)

коми

3)

карелы

4)

чукчи

Задания 7-8 выполняются с использованием приведенной ниже климатограммьи Пункт А

7.Используя данные климатограммы, определите верное утверждение о климате пункта А.

  1. В ноябре средние температуры ниже, чем в феврале.
  2. Средние температуры воздуха в январе достигают -20°С.
  3. Большая часть осадков выпадает в период с марта по октябрь.
  4. Средние температуры воздуха в июле превышают 25°С.

8.Используя данные климатограммы, определите годовую амплитуду температуры воздуха для пункта А. Ответ запишите в виде числа.

   Ответ___________________________________________

               

1)А     2)В     3)С    4)D

       

6666                              




Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест: "Климат. Практическая работа".

Вариант: №1.

 

Тестируемый: _______________________________Дата: _____________________

 

Задание №1

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

http://www.durowka.ru/attachments/Image/img1_1.png?template=generic 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

D

2)

 

C

3)

 

B

4)

 

A

 

Задание №2

На какой из перечисленных параллелей 22 июня Солнце в течение суток не поднимется над горизонтом?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

70° с.ш.

2)

 

70° ю.ш.

3)

 

23° ю.ш.

4)

 

23° с.ш.

 

Задание №3

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

 http://www.durowka.ru/attachments/Image/img2_2.png?template=generic

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

D

2)

 

C

3)

 

A

4)

 

B

 

Задание №4

Приведите пример климатического пояса, в пределах которого круглый год господствуют воздушные массы одного и того же типа.

Ответ запишите одним словом.

Запишите ответ:

1)

Ответ:

 

 

Задание №5

На какой из перечисленных параллелей 22 декабря продолжительность светового дня больше продолжительности ночи?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1)

 

20° с. ш.

2)

 

0° ш.

3)

 

40° ю. ш.

4)

 

50° с. ш.

5)

 

50° ю. ш.

 

Задание №6

22 декабря полярная ночь наблюдается на

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

островах Новая Зеландия

2)

 

островах Земля Франца-Иосифа

3)

 

полуострове Юкатан

4)

 

полуострове Камчатка

 

Задание №7

Учащиеся одной из школ нашли в Интернете данные о температурах воздуха, зарегистрированных разными метеостанциями Азии, расположенными примерно на одном меридиане, и сгруппировали эти данные в таблицу.

Учащиеся проанализировали найденные данные  с целью обнаружить закономерность в изменении температуры воздуха.  У всех учащихся выводы получились разные. Чей вывод верный?

 http://www.durowka.ru/attachments/Image/img3_1.png?template=generic

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

Даниил: "На экваторе температура воздуха и летом, и зимой самая высокая".

2)

 

Владимир: "Чем ниже расположена метеостанция, тем температура воздуха на ее территории ниже".

3)

 

Диана: "В июле, если двигаться от экватора к Северному полюсу, температура воздуха постепенно понижается".

4)

 

Элеонора: "Зимой температура воздуха уменьшается при движении от экватора к полюсам".

 

Задание №8

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

 http://www.durowka.ru/attachments/Image/img4_2.png?template=generic

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

B

2)

 

A

3)

 

D

4)

 

C

 

Задание №9

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

 

 http://www.durowka.ru/attachments/Image/img5_1.jpg?template=generic

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

A

2)

 

B

3)

 

C

4)

 

D

 

Задание №10

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.

 http://www.durowka.ru/attachments/Image/img6_1.png?template=generic

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

A

2)

 

D

3)

 

C

4)

 

B

 

Задание №11

Какую карту необходимо взять для того, чтобы определить направление преобладающих ветров?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)

 

сейсмических поясов

2)

 

физическую

3)

 

природных зон

4)

 

климатическую

 

 

 

 

 

Ответы:

Вариант: №1.

 

#1 (1 б.)

2

#2 (1 б.)

2

#3 (1 б.)

3

#4 (1 б.)

Ответ = экваториальный

#5 (1 б.)

5

#6 (1 б.)

2

#7 (1 б.)

4

#8 (1 б.)

1

#9 (1 б.)

3

#10 (1 б.)

4

#11 (1 б.)

4



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 9 КЛАСС

Практическая работа № 1.

Географическое  положение  России

Определение по картам особенностей экономико-географического положения России. 

Ход  работы:

На контурной карте России:

  1. Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации;
  2. Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы;
  3. Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России;
  4. Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией;
  5. Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты;
  6. Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ;
  7. Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО;
  8. Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия.

Практическая работа №2

Тема работы: Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения.

Цели работы: - определить крупнейшие народы России, особенности их размещения;

- продолжить формирование умения работать с картами статистическими материалами, делать на их основе анализ, обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы:

1. Пользуясь табл.7с.35 учебника определите крупнейшие народы для каждой языковой семьи.

2. Анализируя карту атласа «Народы» с. 8,определите районы размещения крупнейших народов

3. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Языковая семья

Крупнейшие народы

Численность

Районы компактного проживания

4. Выпишите крупнейшие народы России:1. …., 2……, 3…… .

5. Какие районы нашей страны отличаются наибольшей пестротой национального состава?

6.Определите языковую семью, религию для народов:

Осетины Калмыки

Чуваши Ханты

Якуты

 

Практическая работа № 6

Тема: "Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам"

Цели работы:

1. Познакомиться с основными металлургическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения металлургических предприятий.

2. На основе анализа карт и статистических материалов учиться составлять экономико-географические характеристики, оформлять результаты работы в знаковой форме.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

  1. Используя текстовую карту учебника на с. 149, назовите основные металлургические базы страны.
  2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а)        географическое положение базы;

б)        доля базы в общероссийском производстве проката;

в)        основные месторождения железных руд и бассейны каменного угля, находящиеся на территории базы;

г)        основные направления перевозок недостающего сырья;

д)        главные центры производства металла.

На контурной карте

  1. Пользуясь текстовой картой учебника на с. 149, обозначьте границы уральской металлургической базы.
  2. Используя текст учебника на с. 148, карты атласа на с. 42- 45, нанесите на контурную карту основные месторождения используемого сырья.
  3. Стрелками покажите основные направления перевозок недостающего сырья.
  4. С помощью круговых диаграмм укажите главные центры производства металла, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения предприятий металлургического комплекса оказались наиболее действенными при формировании уральской металлургической базы?

Практическая работа № 5

Тема работы: Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цели работы: составить характеристику Печорского угольного бассейна; проверить и оценить умение сопоставлять различные формы предъявленного материала (текстовые карты, текст учебника, дополнительная информация, статистические материалы), выбирать главное, делать обобщения и выводы.

Ход работы

  1. Познакомьтесь с планом характеристики угольного бассейна.
  2. Изучив текст учебника «Угольная промышленность» на страницах 15 – 18 учебника, рисунки 4 на странице 5, 16 на странице 16, таблицу 1 на странице 17, подберите информацию для характеристики Печорского угольного бассейна.
  3. Дайте характеристику Печорского угольного бассейна, результаты работы оформите в виде таблицы.

План характеристики угольного бассейна

Краткие записи результатов работы

Название бассейна.

Вид добываемого угля (каменный, бурый).

Географическое положение.

Запасы угля:

а) общегеологические;

б) промышленные.

Условия залегания (близко к поверхности или глубоко, мощность пластов).

Объем добычи.

Способ добычи.

Качество добываемого угля.

Себестоимость.

Направление перевозок.

Эффективность перевозок.

Перспективы развития.

  1. Сделайте вывод: какие показатели наиболее существенно влияют на эксплуатацию и перспективность Печорского угольного бассейна.

Практическая работа № 8

Тема: "Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"

Цели работы: 

1. Познакомиться с основными химическими базами страны, закрепить знания о факторах размещения химических предприятий.

2. Проверить и оценить умение составлять экономико-географические характеристики на основе анализа карт и статистических материалов.

Последовательность выполнения работы

Фронтально, устно

1. Используя текстовую карту учебника на с. 158 и рис. 42, назовите основные химико-лесные базы страны.

2. Дайте характеристику каждой из них по плану:

а)        географическое положение;

б)        база развивается на собственных запасах сырья или ввозит химическое сырье для последующей переработки;

в)        используемое сырье;

г)        доля базы (%) в химической и лесной промышленности России;

д)        основные производства.

На контурной карте

  1. Нанесите границы сибирской химико-лесной базы.
  2. Укажите основные месторождения используемого химического сырья.
  3. С помощью круговых диаграмм укажите крупнейшие центры химической и лесной промышленности, отразите их специализацию.

Сделайте вывод: какие факторы размещения химической промышленности оказались наиболее действенными при формировании сибирской химико-лесной базы?

Практическая работа № 8.

Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

Вариант 1. Составление  картосхемы  размещения  чёрной  металлургии  России.

Ход работы:

На контурную карту России:

  1. Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;
  2. Используя карты атласа нанесите крупнейшие месторождения железных руд и коксующихся углей России;
  3. Кружками коричневого цвета обозначьте и  подпишите  названия  металлургических центров полного цикла: Алапаевск, Ашу, Белорецк, Магнитогорск, Липецк, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Серов, Старый Оскол, Тулу, Череповец, Чусовой;
  4. Кружками красного цвета обозначьте и подпишите названия центров передельной металлургии: Верхний Уфалей, Волгоград, Выксу, Екатеринбург, Златоуст, Ижевск, Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Красноярск, Кулебаки, Москву, Нижний  Новгород,  Новосибирск, Омутнинск, Орёл, Петровск-Забайкальский, Ревду, Санкт-Петербург, Электросталь;
  5. Обозначьте границы металлургических баз России: Центральной, Уральской, Сибирской, Дальневосточной;
  6. Красными стрелками покажите пути транспортировки железных руд, а чёрными стрелками - коксующихся углей;
  7. Какой фактор размещения имеет металлургические комбинаты полного цикла, а какой - предприятия передельной металлургии;
  8. Назовите единственный в России центр полного цикла, имеющий транспортный фактор размещения;
  9. Назовите две крупнейших металлургические базы России и сделайте вывод о размещении чёрной металлургии России  

Вариант 2. Составление  картосхемы  размещения  цветной  металлургии  России.

Ход работы:

На контурную карту России:

  1. Нанесите государственную границу России и границы её экономических районов;
  2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения алюминиевых, медных, никелевых и полиметаллических руд России;
  3. Условными знаками обозначьте и подпишите названия важнейших гидроэлектростанций России: Братскую, Волгоградскую, Волховскую, Иркутскую, Кандалакшскую, Красноярскую, Ондскую, Саянскую, Усть-Илимскую;
  4. Кружками голубого цвета обозначьте и подпишите незвания важнейших центров металлургии алюминия: Братск, Волгоград, Волхов, Каменск-Уральский, Кандалакшу, Краснотурьинск, Красноярск, Надвоицы, Новокузнецк, Саяногорск, Шелехов;
  5. Кружками оранжевого цвета обозначьте и подпишите важнейшие центры металлургии меди России: Верхняя Пышма, Карабаш, Кировград; Кыштым, Медногорск, Мончегорск, Москва, Норильск, Ревда;
  6. Кружками фиолетового цвета обозначьте и подпишите крупнейшие центры производства свинца и цинка: Белово, Владикавказ, Дальнегорск, Челябинск;
  7. Кружками зелёного цвета обозначьте и подпишите названия центров металлургии никеля: Мончегорск, Норильск, Орск;
  8. Обозначьте границы Центральной, Уральской , Северо-Западной и Сибирской металлургической баз и подпишите их названия;
  9. В каком экономическом районе находится наибольшее количество центров металлургии меди, а в каком - металлургии алюминия ?

Сделайте вывод о факторах размещения металлургии алюминия, меди, никеля, свинца и цинка.

Практическая работа №9

Тема работы: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур и главных районов животноводства.

Цель работы: - определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства; выявить, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства. - проверить и оценить умения анализировать экономические карты, делать на основе анализа обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы.

1. Для работы необходимы экономические карты атласа с.35, 37,39,41,44-45,47,51 , текст учебника. На основе их анализа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

2. Заполните таблицу. Земледелие.

Основные культуры

Условия, влияющие на размещение

Основные районы размещения

Животноводство

Направления животноводства

Условия, влияющие на размещение (кормовая база)

Основные районы размещения

3. Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства.

 

Практическая работа № 12

Тема: «Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения».

Цели работы:составление описания экологических и водных проблем Волги; поиск наиболее оптимальных путей решения возникших проблем; совершенствование навыка использования различных источников географической информации для поиска нужного материала.

Ход работы

  1. Пользуясь учебником, атласом и дополнительными материалами, в том числе из сети Интернет, проанализируйте экологические и водные проблемы Волги, сложившиеся в настоящее время.
  2. На основе изученного материала подготовьте сообщение по заданной теме.

Практическая  работа  № 13

Составление  характеристики  промышленного  узла. 

Ход   работы:

Дайте  экономико-географическую  характеристику  промышленного  узла  по  следующему  типовому  плану:

  1. Географическое  положение  промышленного  узла.
  2. Краткая  характеристика  главного  промышленного  центра:

       время  образования;

       административное,  хозяйственное  и  культурное  значение;

       численность  населения;

       отрасли  специализации  хозяйства.

  1. Города-спутники,  их  специализация  и  связи  с  главным  промышленным  центром.
  2. Использование  местных  природных  ресурсов.
  3. Особенности  транспортно-географического  положения  и  характеристика  транспортного  узла:

         виды  транспортных  магистралей,  проходящие  через  промышленный (транспортный)  узел;

         с  какими  крупными  городами  связан  промышленный  узел.

  1. Территориально - производственные  связи:  основные  ввозимые  и  вывозимые  товары.
  2. Проблемы  и  перспективы  развития  узла.
  3. Вывод  о  значении  и  развитии  промышленного  узла.  

Практическая работа №12

Тема работы: Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Цель работы: - проверить умение учащихся анализировать и оценивать экологическую ситуацию региона; продолжить формирование умения давать прогноз изменению экологической ситуации.


Средства обучения: учебник, атлас, материалы периодической печати.

Вариант 1.

Используя текст учебника, информацию периодической печати и содержание карт атласа, в тетрадях составить схему, характеризующую экологическую ситуацию Урала.

1. Назвать факторы, обусловливающие сложную экологическую ситуацию Уральского региона России.

Ответ оформить в виде схемы.

Возникновение экологических проблем.

  • Наличие грязных производств
  • Мощная промышленная концентрация вредных веществ.
  • Острая нехватка водных ресурсов, загрязнение имеющихся
  • Захоронение радиоактивных отходов.
  • Сырьевое истощение.

2. Перечислить возможные пути улучшения экологической обстановки на Урале и дать прогноз изменения экологической ситуации.

Мероприятия по улучшению экологической обстановки на Урале.

Последствия проведенных мероприятий.

Вариант 2.

1. Изучив текст, определить причины неблагоприятной экологической ситуации на Урале.

2. Охарактеризовать сложившуюся ситуацию, показав на конкретных примерах, в чём она проявляется.

Экологические и другие проблемы.

Их характеристика.

Экология воздуха

Экология почв

Экология воды

Экология

Проблемы оборонного комплекса

Депрессивное состояние сельского хозяйства юга Урала

3. Поставить «диагноз» экологической ситуации (кризисная, тревожная, благоприятная и т.д.). Обосновать ответ и определить пути решения данных проблем и ситуаций в целом.


Название территории с острой экологической обстановкой

Факторы, вызывающие неблагоприятную экологическую обстановку

Пути улучшения экологической обстановки

Ожидаемые результаты от предлагаемых мероприятий.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...