ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
план-конспект урока по географии (5, 6 класс) на тему

Ирина Полосинова
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_orientirovanie_na_mestnosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата    

Ф.И.О                                    

Полосинова Ирина Анатольевна

Место работы

МОУ СОШ №2 г. зеленокумска

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Ориентирование.

Базовый учебник

География начальный курс. 5 класс. Учебник  (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

                                                                                                                       

Цель  урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

 Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользоваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять стороны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:   формирование познавательного интереса к исследования.

Метапредметные: 

Коммуникативные: добывать недостающую  информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

 Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

 Тип урока:  урок - практикум

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах

Виды деятельности: работа с текстом учебника,  работа в парах, работа с компасом.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно – коммуникационные, проблемного обучения.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Лист настроения.

- Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Работы  очень  много.  Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Знакомство с планом.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Повторение пройденного

  1. Устный опрос:

(рисунки учащихся)

Посмотрите на свои маршрутные листы и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Устный опрос:

(рисунки учащихся)

- Что такое горизонт?

- Что называется линией горизонта?

- что такое ориентирование?

  1. Работа по карточкам (4-5 учащихся).

Определение сторон горизонта.

Учащиеся отвечают устно и письменно.

2

Актуализация   темы

Беседа (определение темы и цели урока)

- Как можно определить стороны горизонта?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема, цели? (презентация)

- А что Вы знаете по данной  теме?

- А хотите ли вы узнать подробнее?

Решаемая проблема:

Что такое азимут?

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Устные ответы

3

Изучение нового материала

Практикум

1. Загадать загадку.

- А знаете ли Вы, что такое компас?

- Приходилось ли вам пользоваться им?

2. Работа с текстом учебника стр 81. Целевой вопрос: Где был изобретён первый компас?  

3. Беседа.

4. Рассказ учителя об изобретение компасов.

А). О свойстве намагниченного железного штыря (иглы) знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления – это древнейшие прообразы современного компаса.

Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли – невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия  магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север.

Б). Компас Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется – компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы.
Компас Адрианова состоит из пяти частей:
Корпус компаса.
Визирное кольцо
Магнитная стрелка
Лимб (циферблат)
Зажим

2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.

– Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.

– Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.

Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – …...

  1. Правила работы с компасом

Работа по учебнику (стр.81.

Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами на доске? Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами?

4. Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете. 

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

(1 группа – картина, 2 группа – стол учителя, 3 группа – доска, 4 группа – ваза

   Решаемая проблема: 

  1. Что такое азимут?

Обобщение, обсуждение.

Устные ответы

Работают с текстом учебника

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

4

Физ. минутка   (здоровье-

сберегающий компонент)

Мы сейчас все дружно встанем. 
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок! 
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку … 
Молодцы! Вы ребятишки!

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)

5

Работа по учебнику:

- Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?

- Найдите ответы в учебнике стр. 81-82. (памятка работы с текстом)

6

 Закрепление  

  1. Игра.
  2. Беседа:
  1. Для чего служит компас?
  2. Из каких частей состоит компас?
  3. Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?
  4. Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?
  5. Решили ли мы поставленную проблему?

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)

Отвечают демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной  информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания

7

 Итог урока     (рефлексия).

 Д/З

Комментирует и выставляет оценки за урок. Листок настроения.

Объясняет д/з §17,

Творческое задание (по желанию).  

Пользуясь компасом, определить в каком направлении от вашего дома находиться школа.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К)

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо – запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________

 Подпишите стороны горизонта

Подпишите стороны горизонта

Подпишите стороны горизонта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Ориентирование на местности

В данном материале содержится готовый урок с презентацией, самостоятельной работой и тестом....

Мероприятие по географии. Ориентирование на местности.

 Цель занятия: углубить интерес к предмету география, закрепить и научить применять ранее полученные знания по предмету, умение работать с компасов, составлять план и ориентироваться по плану местност...

Ориентирование на местности разными способами.

В помощь родителям по ознакомлению детей с разными способами ориентирования на местности....

Ориентирование на местности

Ориентирование на местности...

Ориентирование на местности

Искусство выживания. Выживание в природной среде.Ориентирование без компаса....

Военная топография: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности".

Конспект по военной топографии: "Сущность ориентирования, способы и порядок ориентирования на местности"....