Подземные воды.
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бутакова Марина Загфаровна

6 класс. Урок №18 "Подземные воды". Технологическая карта к уроку по географии по учебнику Т.П. Герасимовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6класс. Подземные воды17.9 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс. Урок №18 "Подземные воды".

Тип урока

Комбинированный

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений о происхождении и видах подземных вод, создать условия для формирования умений анализировать различные источники географической информации, характеризовать подземные воды своей местности как части мирового круговорота воды в природе

Образовательные ресурсы

Электронное приложение к учебнику

План урока

1. Образование подземных вод

2. Грунтовые и межпластовые воды

3. Использование и охрана подземных вод

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Подземные воды, водопроницаемые и водоупорные горные породы, водоносный слой, грунтовые воды, межпластовые воды, источники(родники), минеральные воды

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся характеризовать особенности подземных вод

Получат возможность научиться составлять рассказ об изменении уровня грунтовых вод по сезонам года и объяснять причину этого явления

Объяснять происхождение подземных вод

Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действия

Управляют своей познавательной деятельностью. Осознают необходимость использования географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды, способности к социально ответственному поведению в ней

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия не уроке

Формы контроля

Мотивация к учебной деятельности (2мин)

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. подготовка к усвоению знаний

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Слушают и обсуждают  тему и цели урока, пытаются самостоятельно их формулировать

фронтальная

Актуализация знаний

Контрольная работа

Организует контрольную работу (приложение 1)

Выполняют работу в тетради, задания на контурной карте

Индивидуальная работа

Письменные ответы

Изучение нового материала

Работа с электронным приложением "Образование подземных вод"

Организует просмотр материалов электронного приложения, комментирует и обсуждает с обучающимися новую информацию, анализируют рис 47, с71, рис 55 с 84 (приложение 2)

Обсуждают новую информацию, анализируют рисунки, проводят эксперимент, выполняют задания

Фронтальная и индивидуальная

Устные ответы

Работа с текстом учебника

Организует работу с текстом учебника, п2 с85-86, по определению понятий грунтовые воды, межпластовые, источники (родники)

Выполняют задание

Индивидуальная работа

Устные ответы

Работа с электронным приложением "грунтовые воды"

Организует просмотр материала и выполнение задания:

1. расскажите об изменении уровня грунтовых вод по сезонам года и объясните причину этого явления

2. составьте рассказ об использовании подземных вод и необходимости их охраны

Составляют рассказ

индивидуальная

Устные ответы

Первичное осмысление и закрепление изученного

беседа

Организует беседу по вопросам (приложение 3)

Участвуют в беседе

фронтальная

Устные вопросы

Итоги урока

Обобщение полученных знаний

Определяет задание. нацеливает на самостоятельную работу

Выполнение заданий

индивидуальная

Оценивание работ учащихся

Домашнее задание

§ 22, подготовить сообщение о минеральных водах и их использовании

Конкретизирует д\з

Записывают д\з

индивидуальное

приложение1

контрольная работа

теоретическая часть

вариант 1

1. Состав гидросферы

2.Опишите, что обозначают следующие понятия: материк, архипелаг, море, залив

3. Опишите такое св-во океанических вод, как соленость

4. Перечислите причины образования цунами, приливов и отливов

вариант 2

1. Объем воды на Земле

2. Опишите, что означают следующие понятия: остров, полуостров, океан, пролив

3. Опишите такое св-во океанических вод, как температура

4. перечислите причины образования течений

Практическая часть

1 вариант

2 вариант

В контурной карте укажите:

Тихий океан, Северный Ледовитый, Африка, Антарктида, Южная Америка, Мексиканский залив, Берингов пролив, о. Гренландия, п-ов Лабрадор, Каспийское море, течение Западных Ветров, Северо-Антлантическое течение

В контурной карте укажите:

Атлантический океан, Индийский, Евразия, Северная Америка, Австралия, Бенгальский залив, Гибралтарский пролив, о.Мадагаскар, п-ов Аравийский, Черное море, Аравийское море, течение Гольфстрим, Лабрадорское течение

приложение2

комментарий к электронному приложению

-Вы уже знаете, что на Земле 96% всей воды находится в океанах и морях. Благодаря круговороту воды на Земле ежегодно выпадает огромное количество осадков. Куда девается эта вода? Часть воды испаряется, часть просачивается под землю. Вода рек, озер, водохранилищ и прудов называется поверхностной, а вода, находящаяся по землей - подземной.

Задание. Сравните объем подземных вод с объемом  вод Мирового океана и поверхностными водами рис 47,с71.

Подземные воды - это воды, находящиеся в почвах и горных породах верхней части земной коры. Они заполняют поры рыхлых пород и трещины твердых горных пород. Но все ли горные породы одинаково хорошо пропускают воду? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем следующий опыт. Возьмем песок и глину. В одну воронку кладем глину, в другую - песок. в обе воронки наливаем воду. В той воронке, где был песок, воды уже не осталось. Она вся вытекла в стакан, а из другой воронки она не вытекает.

Легко пропускают воду (запись в тетрадь) песок, гравий, известняк, имеющий трещины. Все эти породы называют водопроницаемые.

Породы, не пропускающие воду или пропускающие очень медленно - глина, гранит без трещин. эти породы называются водоупорными.

Задание. Рассмотрите рис 55, с84, выскажите свои предположения о том, как образуются пещеры.

приложение3

Вопросы:

1. Что называют подземными водами? (воду, находящуюся в земной каре)

2. Что является источником пополнения подземных вод? (атмосферные  осадки)

3. Перечислите условия, необходимые для просачивания воды? (наличие пор, трещин, пустот в горных породах, размещение водопроницаемых пород на поверхности)

4. За счет чего, кроме осадков, наполняются подземные воды? (за счет пара, поднимающегося из глубинных слоев Земли)

5. Какую функцию выполняют подземные воды? (регулируют уровень воды в реках  и озерах, используются для водоснабжения, для промышленности, орошения полей, используются в лечебных целях).

6. На плане местности в атласе найдите источник (родник) Почему он образовался именно здесь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Подземные воды"

Презентация к уроку в 6 классе по теме "Подземные воды" сэлементами исследования....

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Воды суши. Подземные воды. Урок географии (с презентацией). 6 класс.

Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, условиях залегания, использования и проблемах охраны; разобрать новые понятия и определения; прод...

6 класс. Гидросфера 7 урок. «Воды суши. Подземные воды»

Методическая разработка урока к разделу гидросфера 6 класс...

Воды суши. Подземные воды.

Воды суши. Подземные воды.Цель урока:         Сформировать представление о видах подземных вод. Воспитывать береженое отношение к подземным водам.Оборудование...

Воды суши. Подземные воды.

Конспект Урока географии в 6 классе...