Урок географии в 5 классе с учетом требований ФГОС "Атмосферные осадки"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих)
Ф.И.О. : Христенко Анна Петровна
Место работы: Краснодарский край, Муниципальное образование Белореченский район, МАОУ гимназия г.Белореченска
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: «Атмосферные осадки»
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, издательство «Дрофа», 2012г. География. Землеведение. 5—6 класс
Цель: сформировать представление о разных по характеру реках, об особенностях питания и режима рек.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать понятие об атмосферных осадках, их видах, способах и единицах измерения;
сформировать практические навыки по составлению, чтению и анализу диаграмм количества осадков;
содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере;
Воспитательные: способствовать осознанию красоты окружающего мира, способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать культуру умственного труда, необходимости бережного отношения к природе;
воспитывать любовь к природе.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи изменением температуры воздуха и влажностью, раскрыть процесс образования атмосферных осадков;
-развитие умений задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы; оценивать свою деятельность;
Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника, справочными материалами, анализировать диаграммы количества осадков.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные: научиться:
- сформировать понятие об атмосферных осадках, их видах, способах и единицах измерения;
сформировать практические навыки по составлению, чтению и анализу диаграмм количества осадков;
содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере;
уметь :
читать карту, определять местонахождение некоторых крупнейших рек Земли
Метапредметные:
Личностные:
- Осознание целостности мира, оценивание усваиваемого содержания, выработка собственной позиции
Познавательные:
-умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
-умение определять цель и проблемы, выбирать средства реализации цели, оценивать степень и способы решения проблемы
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
Коммуникативные:
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, излагать своё мнение, понимать позицию других
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Облака, абсолютная и относительная влажность воздуха, испарение, температура воздуха
Атмосферные осадки, изогиеты, осадкомер, диаграмма количества осадков
Оборудование: учебник, атлас, настенные физические карты России и полушарий, карточки с заданиями, компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийная установка, мультимедийная презентация по теме урока.
Образовательные интернет-ресурсы:
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28
- Программа Googl Earth.
Структура урока
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организация на урок | Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку. | Приветствуют учителя. | |
Актуализация | Слайд 1-4 - Отгадайте загадки. А сейчас, ребята, представьте себе то, о чём вам подскажут звуки. (Слышен шум дождя) - Расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали звуки и что это за звуки? - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? | Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу. | Вспоминают ранее изученный материал (П), формулируют ответы (К), слушают других (К), дополняют ответы товарищей (К | |
Сообщение темы и цели урока | Атмосферные осадки. Давайте поговорим сегодня поподробнее об атмосферных осадках. | |||
2 | Создание проблемной ситуации | Как вы думаете, почему осадки бывают твёрдые и жидкие? Предоставляет к просмотру презентацию, стимулирует активное участие детей при выполнении заданий на понимание материала. | Задает проблемный вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса. | Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К). |
Проверим свои догадки: | Корректирует ответы учащихся. | Рассматривают изображения на слайдах (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л). | ||
3 | Целеполагание | -Перечислите виды осадков, которые вы знаете (снег, дождь, туман) | Предлагает сформулировать учащимся тему урока. | Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему, записывают в тетрадь(П, К), . |
4 | Планирование | Как вы думаете, а можно ли предполагать выпадение осадков? Какими источниками географической информации мы будем пользоваться? | Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования. | Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К). Перечисляют источники географической информации (П,К). |
5 | Открытие нового знания | 1.Что же такое атмосферные осадки? Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы. Ребята, на какие виды можно разделить атмосферные осадки? Составьте схему Атмосферные осадки
2. Виды атмосферных осадков. В зависимости от температуры и влажности воздуха, видов облаков, скорости ветра характер выпадения осадков бывает различен. Слайд №5-12. Виды осадков по сезонам года 1.Осадки теплого времени года (Дождь, морось, роса, град) 2.Осадки холодного времени года (Снег, изморось, иней, крупа) | Формулирует вопросы и корректирует ответы. | Работают с текстом (П), выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К). Строят схему, выполняют логические операции сравнения, раскрывают смысловые понятия (П), фиксируют в тетрадях , используя текст учебника (П,Л) |
Развивает пространственное мышление | Формулируют свои версии ответа на вопрос (П,Р), слушают версии одноклассников (К), оценивают их (Л,К). | |||
Слайд 5. Снег – если температура в облаке ниже 0 град, , то возникают не капельки воды, а сразу ледяные кристаллики, они медленно опускаются, слипаясь в снежные хлопья ( шестигранники) Слайд 6. Роса- образование росы рассматривали на прошлом уроке. Объясните как происходит ее образование Слайд7. Град – зарождается как дождь- сначала это капли воды. Но прежде чем они упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там они успевают замёрзнуть и вновь начинают падать, сталкиваясь по пути с парящими в облаке дождевыми каплями, которые прилипают к ним и замерзают. Индия – 1кг, 13см Слайд8. Крупа – это твёрдые осадки неправильной формы (снежная и ледяная ) обычно в переходные сезоны- весна, осень, бывает зимой. Слайд 9. Изморозь- кристаллическая: оседание льда в виде кристалликов на ветках деревьев, проводах – возникает при тумане в тихую, морозную погоду. | Даёт представление об изображении водопадов на карте Развивает умение показывать объекты на карте у доски | Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р). | ||
Почему осадки выпадают не из каждого облака? Слайд 10. Гололёд – отложение плотного льда на ветках, проводах, столбах при намерзании переохлаждённых капель дождя или тумана. Образуется при температуре воздуха от 0 до -3град. Не следует путать с гололедицей – гололедица обычно бывает при замерзании снега, подтаявшего во время оттепели. Слайд 11. Морось – жидкие осадки, выпадающие из слоистых облаков, состоят из очень мелких капель. Слайд 12. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлаждённой поверхности почвы, травы, предметов. Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной 3. Условные знаки «Виды осадков» | Знакомит с самыми известными водопадами мира Развивает умение показывать объекты на карте у доски. | Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). | ||
Почему осадки выпадают не из каждого облака? Осадки выпадают при конденсации водяного пара (образование облаков) в атмосфере и увеличении размеров капель в облаке ( капли размером от 0,5 до 7мм). Какие условия необходимы для увеличения размеров капель? В облаке должны присутствовать капли разных размеров или капли воды вместе с кристаллами льда. Если капли в облаке одинаковые по размерам, то при столкновении они отталкиваются друг от друга. Крупная капля притягивает к себе маленькую. Самая крупная капля – 9,4 мм | Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию зависимости рек от климата | Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Анализируют, выявляют зависимость, обобщают, делают выводы(П,Р) | ||
Измерение количества осадков Учитель рассказывает об устройстве осадкомера и демонстрирует данный прибор. Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. Затем воду выливают в мерный стакан и измеряю толщину водяного слоя в мм. | Предлагает вопрос, корректирует ответы | Рассматривают прибор (П), формулируют ответ (П,К), обосновывают его (Р,К). | ||
Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19ч. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Что называют годовым количеством осадков? | Задает вопрос на установление закономерности формирования режима в течение года | Анализируют, формулируют закономерность (П), развивают пространственное воображение (Л). | ||
Работа по учебнику стр.104 рис. 95 Проанализируйте диаграммы годового количества осадков | Формулирует вопрос, | Анализируют, раскрывают смысловые понятия (П), фиксируют в тетрадях , используя текст учебника (П,Л) | ||
6 | Физкультминутка | «Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах современной карты покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.) | Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К) | |
7 | Применение нового знания | Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня? Какие новые понятия? | Формулирует вопросы, комментирует ответы. | Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К), слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К). |
Осадки приносят пользу или вред? Польза
| Предлагает назвать критерии для структурирования географических объектов, названных на уроке. | Вспоминают (П), предлагают свои признаки для классификации объектов (П,К). | ||
6.1. Классификация | Построение столбчатой диаграммы Построенную нами диаграмму можно проанализировать, или прочитать. Ответьте на следующие вопросы:
| Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при составлении схемы Корректирует результаты работы. | Выбирают признак для классификации (П), выполняют работу в группах (П, К). Озвучивают результаты своей работы (К). | |
6.2. Самоконтроль | Проверка Работа по учебнику. Самостоятельная работа. Как распределяются осадки стр.105 | Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний (географический диктант) (Слайд13). Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде (Слайд 14) Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её. | Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р). Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К). | |
6.3. Взаимоконтроль | Творческая работа по проверке и закреплению знаний и умений. Разгадывание кроссворда. (Слайд 15) | Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах. | Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К). Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К). | |
8 | Рефлексия (итог урока) | 1. Ставит перед учащимися задачу: Продолжите эти предложения: 1.Сегодня я узнал……. 2. Было интересно…… 3. Было нелегко……… 4. Я понял, что……….. 5.Мне понравились задания………………. 6. Я научился………… 7. Меня удивило……… 2. Выставляет оценки в журнал | Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. | Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К). |
9 | Домашнее задание | §48, | Задает домашнее задание, комментирует его | Записывают задание в дневник (Р). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"
Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...
Рабочая программа "География" 5-9 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по географии составленна с учетом ФГОС УМК "Сферы"...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"
Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....
"Химические реакции" Разработка урока для 8 класса с учетом требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
Основная цель занятия: изучить химические реакции на основе одного из признаков - выделения или поглощения тепла.Задачи урока: Образовательные: повторить признаки физических явлений , способы ра...
Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС «Внутренние воды Африки»
Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)...
Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
Урок литературы в 6 классе с использованием ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...