Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сулименко Ирина Анатольевна

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.

Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

 

Решаемые учебные проблемы:1.       Познакомиться с историей лицейской дружбы А.С.Пушкина.

2.       Изучение  жанра  послания  и его признаков.

3.       Развитие  умения выразительного чтения, логического мышления , устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klassefgos.docx249.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО)

 Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

                          учитель русского языка и литературы

                     МБОУ ООШ №12  ст. Дербентская, Краснодарский край

                    Сулименко Ирина Анатольевна

Общая часть

Предмет

Литература

6 класс

Тема

А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

Знакомство с лицейским периодом в жизни  А.С.Пушкина

Умение выразительно читать художественный

текст.

Понимать особенности жанра  дружеского послания.

Умение понимать тему, идею произведения.

Участие в коллективном диалоге.

Выразительное  чтение.

Умение работать индивидуально,  в группе и в паре.

Понимание образа переживания в стихотворении

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Решаемые учебные проблемы

  1. Познакомиться с историей лицейской дружбы А.С.Пушкина.
  2. Изучение  жанра  послания  и его признаков.
  3. Развитие  умения выразительного чтения, логического мышления , устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

 

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

 презентация, фонохрестоматия

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

 ЭОР Учебного портала

Организационная структура урока

        Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формируемые  УУД

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.  Портрет А.А.Пушкина  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg C:\Users\влад\Desktop\ЗАЩИТА проекта ФГОС курсы\В.А. Тропинин. Портрет Пушкина. 1827 г.jpg

Основной вид деятельности, направленный на формирование образователь ного  результата

Вступительное слово учителя:

 1. Слово друг возникло в древности от слова другой, что означало «другое Я», «такой же, как Я»

2. Ребята, кого можно назвать  другом?

      Предполагаемые ответы:  друзьями называют людей, близких по образу мыслей, духу, нравственным установкам и симпатизирующих друг другу. Друзья сохраняют собственную индивидуальность, но при этом имеют общие ценности, принципы, интересы, их объединяет сходный образ жизни. Духовно близкими люди не рождаются, а становятся в процессе общения, и школьная пора – самое благодатное время для появления друзей на всю жизнь.

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

1.История лицейской дружбы А.С.Пушкина.

Сообщение учащегося «Лицейское братство» (по статье учебника, школьному энциклопедическому словарю и интернет-ресурсам) или  Презентация «Царскосельский лицей»

2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной  во время урока.

3. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

  1. Дружеское послание как жанр лирики.

Посланием называют лирическое произведение, написанное в форме письма к какому –либо лицу или лицам.

          Послание возникло в античной поэзии. В России жанр послания одним из первых начал развивать А.С.Пушкин. Часто в  названии произведения поэт указывал адресата. Пушкин писал послания к своим друзьям, например «К  Чаадаеву», «К Жуковскому», «К Баратынскому»

             Эмоциональное содержание посланий А.С.Пушкина разнообразно и в то же время носит глубоко личный характер. Их можно считать страницами духовного дневника поэта.

2.  Послушайте актёрское чтение стихотворения А.С.Пушкина  «И.И.Пущину» (читает А.Кутепов) http://www.staroeradio.ru/audio/23095

ЗАДАНИЕ. Можно ли это стихотворение назвать посланием?

  1. Работа в группах и парах (дифференцированные задания )

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Извлечение необходимой информации из прослушанного аудиотекста.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

Принимать учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Группа 1. Подберите и запишите слова, называющие чувства и переживания, которые рождаются в душе поэта во время  работы над стихотворением «И.И.Пущину».

Предполагаемые ответы: чувство  радости от неожиданной встречи.  Чувство  ожидания, узнавания, восторга  при звуке колокольчика.

Чувство  благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском.

Грустное настроение  от «заточенья».

Чувство спокойствия и уверенности в последних строках. Чувство переживания  и сочувствия .

2 группа. Словарная работа.

Пользуясь толковым словарём В.И.Даля, подберите и запишите синонимы к слову провиденье.

Предполагаемый ответ: промысел Божий, предопределенье, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок,  судьба.

3 группа.  Средства выразительности языка, выписать примеры (эпитеты, обращения и др.)

Обращения: мой первый друг, мой друг бесценный!

Эпитеты: «печальным снегом», «ясных дней»

 Инверсия: «друг бесценный»

4 группа. Подберите синонимичное выражение или слово к поэтическому образу  « …озарит… лучом лицейских ясных дней».

Предполагаемый ответ:  осветит, внутреннее просветление.

5 группа. Вспомните пословицы о дружбе.

Предполагаемый ответ: «Старый друг лучше новых двух».  «Друзья познаются в беде» , «Дружба - великая сила». « Нет друга - ищи, нашёл – береги».

6 группа. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском ( Пущин у Пушкина)» и устно опишите картину.http://5147690.ru/reproduktsiya-kartiny-s-pushkin-v-sele-mikhailovskom

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

Умение работать в группе, взаимоконтроль, взаимопомощь.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   УУД

Поиск и выделение необходимой информации в словаре;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Поиск  и сбор информации;

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

Развитие навыков работы с произведением живописи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Методы обучения

Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед  аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Анализ  выразительных средств, передающих чувства лирического героя к своему адресату.

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Рассуждение на заданную тему : «Что значит дружба в жизни лирического героя, как она помогает ему в суровых жизненных испытаниях»

Предполагаемый результат: Учащиеся делают выводы о значении дружбы в жизни героя, рассуждают, анализируют  выразительные средства, помогающие понять  авторский замысел, настроение и идею произведения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Построение логической цепочки рассуждений;

ЛИЧНОСТНЫЕ  УУД

Выявление морального содержания действий и поступков. (Оцени поступок)

Методы обучения

Выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов

Длительность этапа

5 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Зачитывание своих работ  учащимися  1-6 групп  перед аудиторией

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам.

Способ контроля

Устный опрос учащихся  по вопросам учебника (стр.53)

Способ коррекции

Коррекция во время  выразительного чтения стихотворения. Работа над интонацией и эмоциональной составляющей стихотворения.

Форма организации деятельности  учащихся

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах

Роль учителя на данном этапе

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам учащихся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

По вариантам:  выучить стихотворение  наизусть (стр. 52), написать сочинение-рассуждение «Что такое дружба?»  по стихотворению А.С.Пушкина «И.И.Пущину»  

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ГРУППА №1. 

ЗАДАНИЕ.  Подберите и запишите слова, называющие чувства и переживания, которые рождаются в душе поэта во время  работы над стихотворением «И.И.Пущину».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА №2.

ЗАДАНИЕ. Словарная работа.

Пользуясь толковым словарём В.И.Даля, подберите и запишите синонимы к слову провиденье.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА №3.

ЗАДАНИЕ. Средства выразительности языка, выписать примеры(эпитеты, обращения и др)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА №4

ЗАДАНИЕ.

Подберите синонимичное выражение или слово к поэтическому образу  « …озарит… лучом лицейских ясных дней».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА №5

ЗАДАНИЕ. Вспомните пословицы о дружбе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА №6

ЗАДАНИЕ. Рассмотрите репродукцию картины Н.Н.Ге «Пушкин в селе Михайловском ( Пущин у Пушкина)» и устно опишите картину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"

Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...

Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС

Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...

«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)

Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...

Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:

Конспект урока русского  языка  в 8 классе  с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения»...

Разработка урока истории в 5 классе с учетом требований ФГОС

Разработка урока представлена в виде технологической карты к уроку по теме "Ассирия" . Урок разработан в ТРКМ, форма урока-групповая работа....

Итоговый урок по теме "Лексика" 5 класс (с учетом требований ФГОС)

Предлагаемый урок (2 часа) выстроен как игра брейн-ринг, когда каждая команда выполняет  определенный набор заданий, видит свое продвижение.Урок может быть проведен как с использованием Интернета...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...