Итоговый урок по теме "Лексика" 5 класс (с учетом требований ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Предлагаемый урок (2 часа) выстроен как игра брейн-ринг, когда каждая команда выполняет  определенный набор заданий, видит свое продвижение.

Урок может быть проведен как с использованием Интернета, и тогда результаты в виде фотографий выполненных заданий публикуются на Google - диске учителя, так и без этого этапа работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_548.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме “Повторение темы “Лексика” в 5 классе.

Учитель: Козлова Е. Н., учитель ГОУ СОШ 548 Красноселького района

Тема урока:  Повторение темы «Лексика».

Тип урока: повторение и обобщение материала по теме «Лексика» - 2 часа

Форма урока: урок в форме игры брейн-ринг.

Класс: 5 (уровень базисный)

  1. Учебник «Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др  - М.: Дрофа 2012
  2. А. О. Орг Олимпиады по русскому языку М, . «Просвещение» 2000

Методическая разработка урока.

Цели:  

определение уровня сформированности умений определять лексическое значение слова, опознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы и использовать их в речи.

Задачи:

Учебный аспект:

научиться оценивать свою работу (активность) и помощь группе, а также работу членов группы, повторить и освоить употребление лексических единиц по теме «Лексика».

Развивающий аспект:

развивать внимание и познавательную активность, память, смекалку и сообразительность.

Воспитательный аспект:

воспитывать уважительное отношение к языку, формировать  культуру общения, потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,  работать с разными по уровню заданиями.

Методические приемы:  упражнения по теме урока.

Оборудование урока:    

  • Мобильные устройства с выходом в Интернет
  • ПК и Wi-Fi
  • Раздаточный материал

Рекомендации по подготовке к уроку:

Класс заранее делится на 6 групп по 4-5 человек, учитель заранее готовит необходимый раздаточный материал с заданиями.

Структура урока:

1. Организационный    момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации (I – V задания)

4. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Этап предъявления домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный    момент

Деятельность учителя. Учитель приветствует учащихся  и предлагает членам команды тоже поприветствовать друг друга.

Деятельность учеников. Приветствие учителя          и членов команды 

Формирование УУД. Принцип психологической комфортности  

Цель:   создание доброжелательной атмосферы, мотивация           на учебу,       создание ситуации успеха.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Деятельность учителя. Учитель объясняет порядок работы, а именно: игра состоит из трех – пяти этапов. После выполнения каждого из этапов дети фотографируют готовое задание и по ссылке, данной в классной группе, выкладывают фотографию в папку на Google – диске.

Деятельность учеников -  в соответствии со своей ролью в коллективе договариваются о ролях в группе, планируют свою работу.

Формирование УУД.

Познавательные: формирование умения определять цель учебной деятельности.

Личностные: формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. 

Регулятивные УУД: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

  1. Актуализация знаний

Деятельность учителя – выдает задания группам, контролирует дисциплину и уровень активности детей, проверяет сданные рабочие листы, оформляет таблицу результатов на доске. Для того чтобы дети самостоятельно выполняли задания, не заимствовали решения, ответы в соседних группах, разработан простой алгоритм выдачи заданий.

Этап 1

         Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

Группа 1

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Группа 2

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 1

Группа 3

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 1

Задание 2

Группа 4

Задание 4

Задание 5

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Группа 5

Задание 5

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Группа 6

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Деятельность учащихся - работают в группе, выполняя задание на рабочем листе, представляют результат на Google-диске

Формирование УУД - Познавательные: умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Личностные - формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Коммуникативные - умение формулировать собственное мнение и позицию, отвечать на вопросы и слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы.

Регулятивные - умение принимать решение и осуществлять  самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Ниже представлены сами задания (пропуски оставлены для возможность вписать ответ).

Задание 1                                                                   Группа ……………………….

1). Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка – это ….

2)    Слова, имеющие несколько значений, называются …

3 примера:

3)     Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются…

3 примера

4)    Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются …

3 примера

5). Устойчивые словосочетания называют …..

3 примера

Итого 17 баллов

Задание  2                                                      Группа…………………….

1. История земли (………………………………………….) – история ее народа

2. Земля (……………………………………….) не уродит — никто не наградит.

3. Береги землю (………………………………….) родимую, как мать любимую.

4. Земля (…………………………………………….) круглая — на краях встретимся.

Слова для справки: почва, страна, планета, Родина

А теперь попробуй определить значения слов без подсказок.

1.Языку (……………………………………………….) мы учимся и должны учиться непрерывно…(К.Г. Паустовский)

2.Язык (………………………………………………………), доставленный разведчиками, сообщил важные сведения о готовящемся наступлении врага.

3.Мама посоветовала мне прикусить язык (…………………………………………………………).

4. Язык (……………………………………………………) до Киева доведёт

Итого 8 баллов

Задание  3                                                             Группа ………………………….

Вам  предложены устаревшие слова, которые встретились вам в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Подберите к ним синонимы.

  • Цепенеть
  • Балдахин
  • Парча
  • Яхонты
  • Отрада
  • Стан
  • Фата
  • Лобзать
  • Мирт
  • Зерцало
  • Нега
  • Сень
  • Чертог
  • Фимиам
  • Перси
  • Мниться
  • Чело
  • Ретивый
  • Сеча
  • Почить
  • Перст
  • Потупить
  • Вешний
  • Чашник
  • Лампада
  • Лелеять
  • Скорбный

Для справки: печальный, слуга на пиру, ухаживать, палец, весенний, светильник, умереть, битва, голова, быстрый, опустить, казаться, щеки, благовония, застывать в неподвижности, кровать с пологом, покров, ткань с золотыми нитками, дворец,  драгоценные камни, радость, целовать, головной убор невесты, зеркало, вечнозеленое дерево, наслаждение, военный лагерь.

Итого 27 баллов

Задание  4                                                           Группа ……………………..

Сказать, о каких омонимах идёт речь в четверостишиях. Составить с ними словосочетания.

1)Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?


2)Я - от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной -
Весь огромный шар земной.


3)Я - все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним - враг войны,
Друг труда и тишины

Итого 6 баллов

Задание  5                                                       Группа …………………………

Вам предложены фразеологизмы, о которых шла речь на уроках русского языка. Подберите к ним синонимическое выражение.

А ларчик просто открывался –

Белая ворона -

Белены объелся –

Бить в набат –

Брить лбы –

Бросить перчатку –

Быть под сапогом –

Вертеться как белка в колесе –

Вилами на воде писано -

Водить за нос –

Вот где собака зарыта –

Выносить сор из избы

Глухая тетеря –

Гонять лодыря –

Держать камень за пазухой –

Держи карман шире -

Расхлебывать кашу -

Живая вода –

Забубенная голова –

Закусить удила –

Зарубить на носу –

Играть в бирюльки –

Слова для справки:  заниматься ерундой; дающая силы вода; запомнить надолго; упрямиться; пропащий человек, способный на все; исправлять трудную ситуацию; не разглашать домашние секреты; напрасные ожидания; вынашивать коварные планы; бесполезно тратить время; о сонном, нерасторопном человеке; вот в чем суть дела; простой выход из сложной ситуации; поднимать тревогу, привлекать внимание; обманывать, вводить в заблуждение;  о маловероятном событии; о человеке, который находится в постоянных хлопотах; о человеке, отличающемся от всех; забирать в армию; о человеке, который плохо себя контролирует, «не в себе»; призыв к борьбе, поединку; быть в подчинении, под властью.                             Итого 22 балла

4, 5. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия

Деятельность учителя. Учитель возвращает проверенные  рабочие листы, при необходимости комментирует ошибки.

Деятельность учащихся. Обсуждают свои ошибки. Заполняют лист оценивания.

Группа …………………….

Количество полученных баллов

Максимальное количество баллов

Этап 1

17

Этап 2

8

Этап 3

27

Этап 4

6

Этап 5

22

 ИТОГО

80

Норма оценки: «5» - 80-60 баллов

                «4» - 59 – 40 баллов

                «3» - 39 – 30 баллов

Сегодня на уроке было интересно ……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Было трудно………………………………………………………………………………………

Меня удивило……………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

Я захотел узнать………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Формирование УУД.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осуществлять самоконтроль и анализ допущенных ошибок.

Коммуникативные:  развитие коммуникативной компетентности; умения взаимодействовать в группе.

Примечание. Норма оценивания не совпадает с традиционной шкалой, так как это не контрольный тест.

6.Этап предъявления домашнего задания

Домашнее задание – по фотографиям на Google-диске сделать работу над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"

Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...

Урок английского языка 2 класс с учетом требований ФГОС

Технология проектирования учебного процесса В.М. Монахова...

«Готовимся к празднику осени» .Технологическая карта урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС. УМК “Enjoy English” (Биболетова М.З. Обнинск: «Титул», 2011 год)

Урок направлен на ознакомление новой лексики по теме "Осень". Задачей урока является научить вести диалог-расспрос. Также урок направлен на развитие памяти, смысловой догадки и повышать интерес к язык...

Разработка урока истории в 5 классе с учетом требований ФГОС

Разработка урока представлена в виде технологической карты к уроку по теме "Ассирия" . Урок разработан в ТРКМ, форма урока-групповая работа....

Урок географии в 5 классе с учетом требований ФГОС "Атмосферные осадки"

Конспект  урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих)...

Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС «Внутренние воды Африки»

Конспект  урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)...

Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.

Урок литературы в 6 классе с использованием  ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин  Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...